Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 02:41, лекция
Экономическая мысль зародилась в глубокой древности и прошла длительный и сложный путь становления и развития. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капитализма в середине второго тысячелетия н. э. Исследователи различают множество этапов и направлений в этом развитии. Основными являются следующие.
Предложением называется количество товара или услуг, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Зависимость между ценой и предложением уже не обратная, а прямая.
Как связано предложение с ценой? Производители стремятся продать товар подороже. Продавцы назначают свой товар предельно минимальную цену, так как более низкая цена сделает их производство нерентабельным. Соотношение между рыночными ценами предложения и количеством товара называется кривой предложения. График предложения представлен на рисунке.
|
Закон предложения гласит: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены. Другими словами, по мере роста цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их падения - меньше.
Предложение, как и спрос изображается графиком, однако развернутым в другую сторону (имеет наклон справа налево).
Таблица предложения строится аналогично таблице спроса:
Цена. Тыс. руб. |
8 |
6 |
4 |
2 |
Спрос, шт. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Реакция предложения на цену объясняется тем, что, во-первых, фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные (если таковые имеются) или быстро вводимые новые мощности, что приведет к увеличению предложения. Во-вторых, в случае продолжительного и устойчивого повышения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще более увеличит производство и предложение.
Однако в краткосрочном плане увеличение предложения не всегда наступает немедленно за повышением цены, так как может не оказаться резервов для увеличения производства (имеющееся оборудование работает с максимальной загрузкой в три рабочие смены), а расширение мощностей (включая найм дополнительно рабочей силы и др.) и перелив капитала из других отраслей обычно не могут быть осуществлены в короткие сроки. Но в долгосрочном плане увеличение предложения всегда следует за повышением цены.
Предложение, так же как и спрос, может изменяться под влиянием неценовых факторов:
а)изменения издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства. Повышение издержек сдвинет кривую предложения влево, снижение - вправо;
б) выхода на рынок новых фирм, что увеличивает предложение вне зависимости от цен;
в) изменения цен на другие товары, приводящего к переливу ресурсов (уход фирм из отраслей), что уменьшит предложение;
г) природных катастроф, политических действий, войн, разрушающих экономику, что вызовет сокращение предложения.
17 Суть закона предложения
На рынке складывается определенное соотношение между ры-ночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям.
Эту зависимость можно также от-разить графически, применив систему координат. Пусть ось абсцис-сы (О) служит для обозначения товара, доставленного на рынок, а ось ординат обозначает движение цены (Р). При ситуации, когда при цене 5 дол. за единицу товара предложение товара составит 18 единиц, при цене 4 дол. -- 16 единиц, при цене 3 дол. -- 12 единиц, при цене 2 дол. -- семь единиц и при цене 1 дол. -- ни одного изделия. График предложения получит форму кривой предложения (рис.1).
Рис.1. Кривая предложения
Кривая предложения показывает, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. На графике кривая предложения представляет собой плавно изогнутую и поднимающуюся кверху кривую. Она иллюстрирует за-висимость между рыночными ценами и количеством продукции, ко-торое производители изъявляют готовность произвести и продать. Эту зависимость Курно описал математически в виде формулы:
S = f(P),
где S -- предложение; Р -- цена; f -- функция.
Курно назвал ее законом изменения предложения. Суть закона изменения предложения состоит в том, что объем предложения то-вара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.
На кривую предложения
всевозрастающее влияние
Предложение является функцией всех факторов, определяющих его изменение:
S = f (P, Рr, К, Т, N, В),
где Рr -- цены ресурсов; К-- характер применяемой технологии; Т -- налоги и субсидии; N-- количество продавцов; В-- прочие факторы.
Таким образом, функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов.
Необходимо различать
изменение предложе-ния и
Рис.2. Кривая изменения предложения
Если увеличиваются налоги, растут издержки потребления, кривая предложения смещается влево в положение S2S2. Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит меньшее количество товара (Q4).
18 Эластичность предложения
«Эластичность» в русском
языке обозначает гибкость, плав-ность.
Необходимость использования
Термин «эластичность» в
экономической науке
Наиболее удобной, унифицированной
единицей измерения эла-стичности
выступает процент. Процентное
исчисление способно показать степень
изменения любой экономической переменной,
независимо от того, какими были исходные
единицы измерения - в деньгах, тоннах,
штуках, метрах. В предпринимательской
практике
чаще всего используют процентное изменение
одной переменной в
результате; 1%-ного изменения другой.
Степень изменения объема предложения в зависимости от изме-нения цены характеризует эластичность предложения по цене. Ме-рой этого изменения являетсякоэффициент эластичности предло-жения, который рассчитывается как отношение объема предложе-ния (в %) к росту цен (в %), т.е. по формуле:
где Е - коэффициент эластичности предложения, S - предложение, P - цена.
Измерив эластичность предложения по цене, можно получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены.
Виды эластичности предложения
Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.
Обычно при оценке эластичности
предложения рассматриваются
краткосрочный,
среднесрочный,
долгосрочный.
Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции.
Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей.
Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего.
Эластичность предложения
служит показателем относительного
изменения предложения в
Различают пять вариантов
эластичности предложения (рис.3). Эластичность
предложения равна нулю, когда
кривая предло-жения вертикальна. Здесь
предложение не изменяется от того,
что возрастает цена. Например, кривая
предложения картины Шишки-на "Утро
в лесу" является совершенно неэластичной,
так как в наличии имеется
фиксированное количество (одна картина),
кото-рое не может быть увеличено,
как бы высоко ни поднялась цена.
Эластичность предложения обычно бывает
больше на протяже-нии длительного
времени, чем в короткие сроки. Это
вызвано при-способлением производителей
к более высокой цене. Эластичность
предложения меняется под воздействием
технического прогресса, изменения
качественного и
19 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
Еще в XIX в. в экономической теории возникла дискуссия: что определяет уровень рыночной цены – спрос или предложение? Как – при каком уровне цены – может быть достигнуто рыночное равновесие – равенство спроса и предложения?
Здесь уместно вспомнить о двух прямо противоположных концепциях рыночной цены, рассмотренных нами в юните 1. Одна из них вы-сказана английскими классиками и К. Марксом и обосновывает приоритет предложения продавца (товаропроизводителя): цена – это денежное выражение стоимости товара, созданной трудом. Другое учение, развитое австрийской школой политической экономии (маржиналистами), отстаивает приоритет спроса: потребности человека, полезность и ценность блага, следовательно, спрос покупателя диктуют уровень рыночной цены.
Выход из сложившегося противоречия нашел Альфред Маршалл. Прежде всего, он сформулировал и выразил в математической форме законы спроса и предложения. Затем он синтезировал противоположные учения о рыночной цене. В соответствии с реальной действительностью Маршалл считал, что рыночная цена отражает влияние и предложения, и спроса. Как осуществляется двустороннее воздействие, видно на графике (рис.2.9), где одновременно представлены кривая спроса (по цене) и кривая предложения (по цене).
Рис. 2.9. Рыночное равновесие
Ранее мы выяснили, в каком направлении изменяются кривые спроса и предложения. Кривая спроса D имеет понижающийся (отрицательный) наклон, а кривая предложения S повышающийся (положительный) наклон. Если работает рыночный механизм, то эти кривые пересекаются в определенной точке (см. рис. 2.9).
Точка Е на графике, в которой пересекаются кривые спроса D и предложения S, называетсяточкой равновесия. В ней объем спроса равен объему предложения (Qd = Qs), а цена спроса равна цене предложения (Pd = Ps).
Равновесной называется цена на конкурентном рынке, при которой размеры спроса соответствуют величине предложения и отсутствует дефицит или избыток товаров и услуг.
Равные объемы спроса
и предложения называются равно
Между тем несомненно, что равновесная цена и равновесное количество обладают следующими свойствами:
1) товаров представлено
на рынке не больше и не
меньше, чем нужно для потребления
людей. Все затраты на
2) в точке равновесия
выражен и наибольший
Информация о работе Основные этапы развития экономической теории