Особенности антимонопольного регулирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2014 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение сущности, видов и форм монопольной власти, анализ последствий и причин ее возникновения, оценка антимонопольного законодательства, а также проблем монополизма в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
Охарактеризовать понятия монополии и монопольной власти, рассмотреть способы оценки степени монопольной власти.
Определить последствия наличия монопольной власти.
Проанализировать зарубежный опыт регулирования деятельности монополий и возможность его использования в белорусских условиях
Обобщить данные о белорусском антимонопольном законодательстве

Содержание

Введение………………………………………………………………….....
4
1. Понятие монопольной власти и ее измерение………………………....
6
1.1 Монополия и монопольная власть. Виды монополий…………….
6
1.2 Показатели оценки рыночной концентрации и монопольной власти………………………………………………………………….…
12
1.3 Положительные и отрицательные стороны деятельности монополий. Необходимость регулирования монопольной деятельности…………………………………………………………….
17
2. Международный опыт регулирования деятельности монополий……
21
3. Особенности антимонопольного регулирования в Республике Беларусь…………………………………………………………………….
26
3.1. Особенности функционирования монополий в Беларуси. Отечественное антимонопольное законодательство………………….
26
3.2. Возможность использования иностранного опыта в условиях регулирования деятельности монополий в Республике Беларусь…...
31
Заключение…………………………………………………………………
35
Список литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 125.08 Кб (Скачать файл)

Если рассматривать достаточно продолжительный период, то многие монополии становятся открытыми, так как:

  • юридические запреты в качестве барьеров на пути действия конкуренции могут быть отменены;
  • преимущества в издержках естественных монополий могут быть сведены на нет существенными изменениями в технологиях;

  • все монополии испытывают удары конкуренции со стороны товаров-субститутов. [25; 26, c.370]

Исторически сложились три главные формы монополистических союзов: картели, синдикаты и тресты. Картель – это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности с сохранением их производственной и коммерческой самостоятельности, но предусматривающее установление единых монопольно высоких цен на продаваемую продукцию, размежевание рынков сбыта и др. Синдикат представляет собой объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности с ликвидацией коммерческой самостоятельности этих предприятий. Сбыт продукции объединённых предприятий осуществляет синдикат через свои сбытовые конторы. Трест предусматривает объединение собственности предприятий одной или нескольких отраслей промышленности с полной ликвидацией их производственной и коммерческой самостоятельности.

 

 

1.2 Показатели оценки рыночной концентрации и монопольной власти

Активизация государственного регулирования рынка, усиление контроля над процессами концентрации экономической власти обусловили необходимость качественной и количественной оценки уровня монополизации. Степень монополизации рынка означает силу рыночной власти отдельной фирмы на конкретном рынке. Единые количественные критерии и показатели оценки монополизации в хозяйственной и правовой практике развитых стран до сих пор не разработаны, но существует ряд принципов и методов, которые для этого используются.

В оценке уровня монополизации широко используется так называемый коэффициент концентрации – CR (Concentration Ratio), обозначающий долю фиксированного числа ранжированных по размерам предприятий в отрасли или на рынке. Коэффициент концентрации рассчитывается как процентное отношение объема продаж определенного числа крупнейших фирм (3, 4, 6, 8, 20, 50) к общему объему продаж отрасли и показывает степень ее концентрации, то есть преобладания в ней одной или нескольких фирм. Чем больше коэффициент для крупнейших фирм, тем больше их монопольная власть. Минимальное значение, равное 0%, характерно для чистой конкуренции, максимальное, равное 100%, – для монополии.[11, 90] Хотя показатели CR дают представление о степени монополизации различных отраслей, они всё же не лишены некоторых недостатков: с их помощью степень концентрации определяется без учёта различий между отраслями, в которых одна фирма доминирует на рынке, и теми, где несколько крупных фирм делят его более или менее поровну. Высокий уровень концентрации производства также не означает, что перед нами монополия. По размерам фирма может быть крупной, но доля её продукции на рынке бывает незначительной, поэтому она не является монополистом. Таким образом, степень концентрации и степень монополизации – разные, хотя и тесно связанные между собой понятия.

Подход к вычислению показателей монопольной власти основан на сравнении реальных рынков с рынком совершенной конкуренции: чем больше назначаемая фирмой цена отклоняется от предельных издержек, тем большей рыночной властью обладает фирма. Результатом осуществления монопольной власти фирм служит полученная прибыль. Ее величина служит основным свидетельством рыночного влияния. Большинство специальных показателей монопольной власти так или иначе связаны с показателем прибыльности деятельности фирмы.

Монополистическая власть может приводить к ценам, которые превосходят предельные и средние издержки производства. Один из возможных способов оценки монополистической власти – определение степени превышения рыночными ценами предельных издержек. Индекс Лернера (индекс степени монополизации), предложенный А. П. Лернером в 1934 г., позволяет вычислить отношение разности между ценой и предельными издержками к цене:

                                                   ,                                                (1.1)

где L – индекс монопольной власти,

Р – цена,

МС – предельные издержки производства.

Обычно трудно получить реальные данные по предельным издержкам. Однако известно, что при равновесии в долгосрочном плане МС = АС. Тогда индекс L может быть записан следующим образом:

                                                  ,                                                 (1.2)

т. е. L – это прибыль на единицу товара, отнесенная к его цене.

Известно, что численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0. Чем больше L, тем больше и монопольная власть. [26, c. 245] Тем самым показатель Лернера рассматривает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не является однозначным признаком монополии [8, c. 175-176]. Дополнительная проблема связана с тем, что нормальные прибыли варьируются в разных отраслях промышленности. [25, c. 105]

Доля фирмы на рынке определяется процентом ежегодных поставок на рынок, обеспечиваемый этой фирмой. Чем выше доля фирмы на рынке, тем больше потенциальные возможности этой фирмы для обладания монополистической властью на рынке, что приводит к ценам, превышающим предельные издержки. Индекс Херфиндаля-Хиршмана позволяет оценить концентрацию рынка:

                                              ,                                           (1.3)

где HHI – значение этого индекса;

Si – доля фирмы в общем объеме выпуска отрасли в процентах;

n – количество фирм в отрасли.

Например, для чистой монополии доля рынка у самой большой фирмы будет Si = 100%, а доля рынка у всех остальных фирм будет равна нулю. При таких обстоятельствах индекс Херфиндаля-Хиршмана равняется 10 000. Индекс чувствителен как к числу фирм, так и к индивидуальной рыночной доле у каждой фирмы. Этот индекс широко используется в антимонопольной политике. Однако следует помнить, что и он не дает полной картины, если не учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке. [28]

Коэффициент Дж. Бейна (норма экономической прибыли) показывает экономическую прибыль, полученную на один доллар собственного инвестированного капитала:

                                                   ,                                              (1.4)

где Па – бухгалтерская прибыль,

Пн – нормальная прибыль;

К – собственный инвестированный капитал.

Если фирма действует на конкурентном рынке, то норма экономической прибыли будет нулевой (одинаковой) для различных видов активов. Когда норма прибыли на каком-либо рынке или для какого-либо актива выше конкурентной, то этот вид инвестирования является предпочтительным. Такая ситуация может сложиться, если рынок не является свободно конкурентным и у такой фирмы есть определенная рыночная власть, которая и обеспечивает ей прибыль в долгосрочном периоде. При вычислении и использовании показателя нормы экономической прибыли возникает ряд трудностей, связанных с такими факторами, как оценка стоимости капитала и величины амортизации. [15]

Смысл коэффициента Тобина сводится к следующему: если фирма получает экономическую прибыль, то будущие акционеры хотят поучаствовать в ее разделении, поэтому и покупают акции такой фирмы по более высокой цене, нежели реальная восстановительная стоимость активов. То же самое верно и для фирмы, которая в будущем ожидает получить экономическую прибыль. Коэффициент Тобина рассчитывается как

                                                     ,                                                    (1.5)

где P – рыночная стоимость активов фирмы (обычно определяется по курсу акций);

С – восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам. Если этот показатель равен единице или чуть меньше нее, то фирма занимает стабильное положение на рынке, постоянно получая бухгалтерскую прибыль, в ином случае – обладает монопольной властью. [10]

Необходимым условием осуществления монопольной власти служит слабое влияние на объем продаж данной фирмы цен других фирм того же рынка. Индекс Папандреу (коэффициент проникновения), предложенный А. Папандреу в 1949 году, основывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса на товар фирмы и показывает, на сколько процентов изменится объем продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент:

                                            ,                                           (1.6)

где – коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены (изменяется от 0 до1);

Qdi – объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью;

Pj – цена конкурента (конкурентов).

Перекрестная эластичность спроса на товар фирмы свидетельствует о возможности переключения спроса потребителей на товар конкурентов. Другой сомножитель характеризует, в свою очередь, способность конкурентов воспользоваться увеличением спроса на их продукцию. Данный коэффициент в среднем довольно устойчив во времени. Фирмы с высоким значением этого коэффициента обычно обладают уникальными факторами производства или выпускают уникальные товары. Индекс Папандреу практически не используется в прикладных исследованиях, однако он отражает две грани монопольной власти: наличие товаров-заменителей на рынке и ограниченность мощности конкурентов (или возможность их проникновения в отрасль). [3]

Таким образом, в рыночной экономике отсутствуют  единые критерии оценки степени монополизации, но существуют различные подходы, принципы и методы их определения. Количественными показателями степени монополизации являются коэффициент концентрации, индекс Лернера, индекс Херфиндаля-Хиршмана, коэффициент Бейна, коэффициент Тобина, коэффициент Папандреу и др. Каждый из показателей имеет свои достоинства и недостатки. Также существуют качественные критерии оценки монопольной власти, такие как постоянное совершенствование производственно-сбытовой деятельности и особое положение хозяйствующего субъекта на рынке.

 

 

1.3 Положительные и отрицательные стороны деятельности монополий. Необходимость регулирования монопольной деятельности

Обладая исключительными преимуществами или правами, монополия не только регулирует производство, в котором занимает доминирующее положение, но и вмешивается в процесс стихийного перелива капитала и рабочей силы, регулирует спрос и предложение, устанавливает и контролирует монопольные цены. Она концентрирует условия труда и рабочую силу для увеличения прибыли, а также создаёт новые производительные силы. [17, c.44].

Выделяя положительные стороны наличия монопольной власти, можно отметить, что:

  • иногда монополия является единственным способом получения прибыли вследствие значительной экономии от масштаба производства на некоторых рынках. Монополистическая власть приводит к социальным выгодам, если она способствует снижению издержек и понижению цен по сравнению с тем, что было бы возможно при совершенной конкуренции. Более низкие издержки и цены возможны при естественной монополии; [5]
  • позволяя получать экономическую прибыль, рыночная власть создаёт более широкие возможности для инновационной деятельности фирм и способствует научно-техническому прогрессу, особенно когда барьеры проникновения в отрасль невысоки. Й. Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной монопольной властью, – это желательное явление в экономике, поскольку фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои прибыли на исследования, чтобы упрочить свою власть. Совершенно конкурентные фирмы, напротив, не имеют сверхприбылей для инвестирования. Однако гипотеза о том, что более крупные фирмы склонны к инновациям, чем меньшие фирмы, получает до сих пор разноречивое фактическое подтверждение. Многие нововведения осуществляются в действительности в высококонкурентных отраслях. Однако монополии, защищённые от конкуренции со стороны новых потенциальных производителей, оказываются более склонными к нововведениям. Это так, поскольку они знают, что прибыли от их нововведений в долгосрочном плане не будут присвоены их конкурентами. [23]
  • рыночная власть ведёт к экономии на информационных издержках, поскольку сама фирменная марка уже является информацией для потребителя;
  • продукция монополистических компаний, как правило, отличается высоким качеством, что и позволило завоевать им господствующее положение на рынке. [3, c. 76]

Но несмотря на вышеприведённые преимущества рыночной власти, монопольные рынки являются неэффективными. По расчётам специалистов, потери общества от деятельности монополий могут достигать от 4 до 13% валового продукта. [4] Данные потери включают в себя также расходы, обусловленные так называемым поведением в поисках ренты, т.е. доходы правительственных институтов и чиновников, оберегающих некоторые предприятия от конкуренции. Остановимся на следующих негативных последствиях:

  • завышение цен. Монопольная цена продукции выше предельных издержек в краткосрочном периоде (выше средних – в долгосрочном). Тем самым наносится ущерб благосостоянию потребителей – как покупающих данную продукцию, так и вынужденных отказаться от потребления данного товара из-за повышения цены;
  • занижение объёма выпуска. Монопольный выпуск меньше конкурентного и осуществляется при средних долгосрочных издержках выше минимальных, что указывает на более низкую эффективность использования ресурсов (ПРИЛОЖЕНИЕ А, рисунок А1, таблица А2). Таким образом, отрицательной стороной монополизации является недогрузка производственных мощностей. Отсутствие давления конкурентных сил позволяет фирме функционировать не в оптимальном режиме, так как возникающую при этом неэффективность она может компенсировать за счёт имеющейся рыночной власти. Потери эффективности, связанные с выбором нерациональных методов производства и неоптимальных размером, называются Х-неэффективностью, которая может проявляться в форме излишних производственных мощностей, чрезмерного управленческого персонала, неоправданно высоких расходов на рекламу. Главное, что причиной её является не неспособность оптимизировать производство, а недостаток конкуренции. [19, c.50]
  • выше было отмечено, что монопольная власть способствует научно-техническому прогрессу, а продукция предприятий-монополистов отличается высоким качеством. Но это наблюдается, как правило, при достаточно невысоких барьерах проникновения в отрасль, когда велика вероятность появления на рынке новых фирм-конкурентов. В случае же когда барьеры вхождения в отрасль значительны и отсутствуют близкие субституты продукции фирмы-монополиста, то наблюдается снижение стимулов к развитию производства. [9]

Таким образом, в настоящее время не существует однозначного подхода к определению последствий монопольной власти. С одной стороны, монополистическая деятельность выступает генератором предпринимательства, способствует развитию научно-технического и экономического прогресса в целом, приспосабливаясь к требованиям современности, а с другой – наносит значительный урон экономической эффективности и общественному благосостоянию, производя слишком мало продукции и продавая её по слишком высоким ценам. Поэтому бесконтрольное осуществление монопольной власти недопустимо. Результатом осознания этого факта стала разработка государством различных антимонопольных инструментов.

Информация о работе Особенности антимонопольного регулирования в Республике Беларусь