Оценка бизнеса как имущества фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучить оценку бизнеса как имущественного положения фирмы.
Для достижения поставленной цели можно сформулировать следующие задачи:
1) охарактеризовать оценку стоимости имущества: понятие, виды, принципы, цели;
2) подробно изучить оценку стоимости имущественного положения фирмы (предприятия).

Содержание

Введение 3

Глава 1 Предприятие, как имущественный комплекс 5
1.1. Понятие оценки имущества фирмы 5
1.2. Цели и принципы оценки имущества фирмы 6
1.3. Виды определяемой стоимости объектов 9
1.4. Особенности имущества фирмы 15
Глава 2 Оценка имущества предприятия (фирмы) 17
2.1. Оценка машин и оборудования 18
2.2. Оценка недвижимого имущества 20
2.3. Особенность оценки земельных участков 26
2.4. Оценка нематериальных активов 28

Заключение 31
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая теория (Микроэкономика).doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

      Оценка  прав аренды применяется при определении  цены продажи права аренды земельного участка, при определении стоимости  объекта, частью которого является арендуемый земельный участок, и при оценке ущерба от расторжения договора аренды.

      Введение  Земельного кодекса РФ направлено на развитие рынка земли. Оценка земель должна проводиться с учетом наиболее эффективного использования, которое  обеспечит наибольшую остаточную стоимость  земли.

      В рыночных условиях при наличии необходимой информации целесообразно применять методы, основанные на анализе рыночных данных. Основные методы рыночной оценки земельных участков: сравнительного анализа продаж (определяет конкретную цену земельного участка путем внесения процентных поправок к продажной цене аналогов); капитализации земельной ренты (основана на определении стоимости земельных участков капитализацией арендной платы); соотнесения (определяет стоимость земельного участка на основании известного соотношения стоимости земли и улучшений в имущественном комплексе); извлечения (применяется, когда стоимость строений в общей цене участка невелика в сравнении со сложившейся практикой и с максимально возможными улучшениями); остатка (основан на технике инвестиционной группы для физических составляющих)5; разбивки на участки (используется при оценке земли, пригодной для разделения на индивидуальные участки). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4. Оценка  нематериальных активов

      Понятие нематериальных активов, применяемое  в российском бухгалтерском учете это:

      1) объекты интеллектуальной собственности:  исключительное право патентообладателя  на изобретение, промышленный  образец, полезная модель; исключительное  авторское право на программы  ЭВМ, базы данных; имущественное  право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров; исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;

      2) деловая репутация организации – разность между ценой покупки предприятия как единого имущественно – хозяйственного комплекса и стоимостью его чистых активов;

      3) организационные расходы – расходы,  связанные с образованием юридического  лица, признанные в учредительными документами частью вклада учредителей в уставный капитал организации: затраты по созданию пакета учредительных документов и расчетов по обоснованию направлений его деятельности; гонорары юристам за составление учредительных документов, услуги по регистрации фирмы; расходы по оплате услуг посреднических и консультационных фирм; оплата сборов и пошлин в размере, признанном в соответствии с учредительными документами.

      Могут быть оценены следующие виды нематериальных активов: гудвилл, клиентура, обученный персонал, торговая марка, патенты, собственные технологии и т.п6.

      Гудвилл – это способность предприятия  эффективно функционировать и привлекать клиентов. За счет наличия гудвилла покупатель готов заплатить за предприятие  сверх рыночной стоимости его  материальных активов.

      Гудвилл представляет собой совокупность элементов  бизнеса или персональных качеств  руководителя (ведущего специалиста), которые стимулируют клиентов продолжать пользоваться услугами данного предприятия  или данного лица и которые  приносят фирме избыточную прибыль, превышающую разумный доход на другие активы предприятия.

      Гудвилл всегда неразрывно связан с предприятием или с определенным физическим лицом  и не может быть продан отдельно от них, хотя оценить его можно. Обычно дополнительная прибыль получается в результате влияния двух элементов: особенностей предприятия и персональных качеств руководителя7 или ведущего специалиста8.

      Основным  методом оценки избыточной прибыли, являющейся ключевым фактором стоимости  гудвилла, является метод избыточного дохода. В данном методе с учетом степени риска аналогичных инвестиций анализируется рыночный уровень дохода на имеющиеся у предприятия материальные и нематериальные активы (исключая гудвилл). Если избыточная прибыль, значит, у предприятия есть гудвилл. Если избыточной прибыли нет, то гудвилл отсутствует. Однако следует учесть, что фирма может не иметь гудвилла, несмотря на наличие избыточной прибыли, потому что круг клиентов ограничен одним – двумя заказчиками, которые могут отказаться от услуг фирмы.

      Итак, гудвилл – это совокупность активов  предприятия, определяющих его имидж  и способствующих получению избыточного  уровня прибыли по сравнению с  типичным для отрасли.

      Основные  этапы оценки:

      1) определение стоимости чистых  материальных активов;

      2) нормализации фактически полученной  компанией прибыли;

      3) расчет прибыли, получаемой за  счет использования материальных  активов (умножение среднеотраслевой  ставки рентабельности материальных  активов на их стоимость);

      4) определение величины избыточной прибыли как разницы между нормализованной прибылью, полученной за счет материальных активов;

      5) капитализация избыточной прибыли;

      6) определение полной стоимости  бизнеса как суммы стоимости  чистых активов и надбавки, полученной  методом капитализации избыточной прибыли.

      Для целей оценки нематериальных активов, отличных от гудвилла и имеющих рыночную стоимость, выделяют различные права, льготы, массивы информации и ноу  – хау, которые могут быть идентифицированы и отдельно оценены.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      В заключении можно сказать, что с  развитием рыночной экономики в  России появилась возможность вложить  свои средства в бизнес, купить и  продать его, т.е. бизнес стал товаром  и объектом оценки. Оценка стоимости  бизнеса как имущества фирмы  необходима при акционировании, реорганизации, развитии предприятий, использовании ипотечного кредитования, участии в деятельности фондового рынка. Как было сказано, повышение стоимости предприятия – один из показателей роста доходов его собственников (т.е. имущественного положения).

      В настоящей курсовой работе было рассмотрено  предприятие как имущественный  комплекс, оценка отдельных активов: материальных и нематериальных, а  также оценка недвижимости как имущества  предприятия (фирмы).

      Таким образом, в заключение, можно сказать, что определение стоимости бизнеса можно использовать для оценки эффективности управления предприятием.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

      1) Валдайцев С.В. Оценка бизнеса  и управление стоимостью предприятия:  учеб. Пособие. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001г.;

      2) Грязнова А.Г., Федотова М.А., Ленская  С.А. Оценка бизнеса: учебник  / М.: Финансы и статистика, 2001г.;

      3) Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова  В.В. Оценка бизнеса. СПб.: С  – Петербург, 2001г.;

      4) Колайко Н.А., Севастьянов А.В.  стоимость предприятия: теоретические подходы и практика оценки: учеб. пособие / Высш. шк. Приватизации и предпринимательства. М., 1999г.;

      5) Коупленд Т. Стоимость компаний: оценка и управление / Т. Коупленд, Т. Колер, Дж. Мурин. 2 – е изд. / пер. с англ. М.: Олипм – Бизнес, 2000г. (Серия «Мастерство»;

      6) Кошкина В.И. Организация и  методы оценки предприятия (бизнеса): учебник / М.: Экмос, 2002 г.;

      7) Колайко Н.А. Оценка стоимости  предприятия (бизнеса): учеб пособие  / М.: Экмос, 2000г.;

      8) Соколов В.Н. Методы оценки  предприятия / С – Петербург., гос. инж. – экрн. акад. СПб., 1998г.;

      9) Тарасевич Е.И. Оценка недвижимости / С – Петербург, гос. техн. ун-т.  СПб.: СПбГТУ, 1997г.;

      10) Щербаков В.А., Щербакова Н.А. Оценка  стоимости предприятий (бизнеса): учеб. пособие. Новосибирск: НГТУ, 2003г.


Информация о работе Оценка бизнеса как имущества фирмы