Оценка кредитоспособности заемщика с целью минимизации кредитного риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 19:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в анализе теорий кредитных рисков, а также в проведении сравнительной характеристики методик оценки кредитоспособности заемщиков. Объектом исследования является кредитный риск и методики оценки кредитного риска. Предметом исследования являются возможности управления кредитным риском. Основные задачи работы сводятся к определению видов кредитных рисков, определению способов их оценки и выделению наиболее эффективных методов минимизации кредитного риска, применяемых в банковской системе современной России. А также выявить проблемы связанные с профессиональной банковской и российской общегосударственной спецификой, определить методы совершенствования банковских методик, перспективы банковского менеджмента в управлении рисками.

Содержание

Введение
1.Сущность и классификация кредитного риска
1.1Сущность кредитного риска
1.2Внешние и внутренние риски
1.3Индивидуальный риск
1.4Структура совокупного кредитного риска
1.5Факторы кредитного риска
1.5.1Макроэкономические и микроэкономические факторы
1.5.2Совокупность факторов кредитного риска
1.6Организация управления кредитными рисками
1.6.1Система управления кредитным риском
1.6.2Кредитная политика
1.6.3Кредитный комитет
1.7Определение кредитоспособности заемщика
2.Методики анализа кредитоспособности предприятия
2.1Источники информационного обеспечения
2.1.1Внешние источники информации
2.1.2Источники сведений, необходимых для расчета показателей кредитоспособности
2.2Методики оценки кредитоспособности
2.2.1Сбербанковская методика
2.2.2Американская методика
2.2.3Французская методика
2.3Сравнительная характеристика методик
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

кредитный риск и кредитоспособность заемщика.docx

— 90.92 Кб (Скачать файл)

Следует заметить, что кредитные  организации Российской Федерации  имеют серьезные трудности в  деле управления кредитным риском. Контроль со стороны правительства, давление внутренних и внешних обстоятельств  политического характера, трудности  производства, финансовые ограничения, сбои рынка, срывы производственных графиков и частые ситуации нестабильности в сфере производства и бизнеса, неразработанность налоговой системы, мошенничества со стороны поставщиков  и покупателей подрывают финансовое положение заемщиков. Более того, финансовая информация нередко является ненадежной, правовая структура не всегда способствует выполнению обязательств по погашению долга. В России трудности  внешнего характера усиливаются  внутренней слабостью и сопровождаются дальнейшим ухудшением качества активов. Российские кредитные организации не располагают надежно разработанным процессом управления кредитным риском.

Управление (регулирование) кредитными рисками — это процесс  их минимизации, который состоит  из четырех основных этапов:

1. Идентификация

2. Оценка

3. Регулирование

4. Мониторинг

Эти основные этапы взаимосвязаны  и неотделимы друг от друга по времени. Они должны быть делом первостепенной важности для кредитной организации  и являться необходимой подготовкой  для взыскания долгов. Обеспечив  правильную оценку риска до выдачи кредита или осуществления любой  другой, приравненной к кредитной, операции, можно улучшить перспективу взыскания  долга. В связи с этим встает вопрос о необходимости минимизации  кредитных рисков в рамках кредитного портфеля кредитной организации  или в рамках совокупного кредитного риска кредитной организации, что  позволит выявить общую методологию  и отдельные особенности риск-менеджмента.

Основной особенностью и  проблемой управления кредитными рисками  в современных условиях для российских коммерческих кредитных организаций  является отсутствие системы всестороннего  и глубокого анализа кредитного процесса, солидной методологической базы и принятие неправильных управленческих решений в условиях неполной информации.

Поскольку последствия кредитного риска потенциально опасны для кредитной  организации, важно регулярно осуществлять всесторонний анализ процессов оценки, администрирования, наблюдения, контроля, возврата кредитов, авансов, гарантий и прочих кредитных инструментов, особенно применительно к инвестиционному  кредитованию. 

 

1.6.2 Кредитная политика

Кредитная политика определяет задачи и приоритеты кредитной деятельности банков. В вопросе о содержательной стороне кредитной политики банка  существуют различные направления. Например, в финансово-кредитном  словаре кредитная политика трактуется как составная часть экономической  политики, представляющей собой систему  мер в области кредитования народного  хозяйства. В зарубежной научной  литературе кредитная политика трактуется как способ выполнения последовательно  связанных действий при кредитовании, где принципы представляют собой  основу определения соответствующей  политики и способов ее осуществления.

Некоторые авторы считают, что  кредитная политика — это стратегия  и тактика банка в области  кредитных операций. Кредитная политика в части стратегии вбирает  в себя приоритеты, принципы и содержательные цели конкретного банка на кредитном  рынке, а в части тактики —  финансовый и иной инструментарий, используемый данным банком для реализации его целей при осуществлении  кредитных сделок, правила их совершения и порядок организации кредитного процесса. Кредитная политика является одной из граней широкого спектра  политики, проводимой банком в его  деятельности, поэтому основным моментом при разработке банковской кредитной  политики является правильная постановка целей и выбор соответствующих  инструментов для ее реализации.

Рассматривая кредитную  политику банка как элемент банковской политики, следует подчеркнуть, что  цели кредитной политики находятся  в органической связи с общими стратегическими целями банка, согласуются с целями его банковской политики. Исходя из этого, целью кредитной политики является создание условий для эффективного размещения привлеченных средств, обеспечение стабильного роста прибыли банка.

Важнейшие общие принципы кредитной политики банка: научная  обоснованность, оптимальность, эффективность, а также единство всех элементов  кредитной политики, поскольку только научно обоснованная кредитная политика, сформированная с учетом объективных  реалий жизни, позволяет наиболее полно  выразить интересы государства, банка  и его клиентов. Специфическими принципами кредитной политики коммерческого  банка являются: доходность, прибыльность, а также безопасность и надежность.

Таким образом, кредитную  политику можно определить как систему  мер банка в области кредитования его клиентов, осуществляемых банком для реализации его стратегии  и тактики, с определением приоритетов  в процессе развития кредитных отношений, с одной стороны, и функционирования кредитного механизма — с другой.

Кредитная политика коммерческого  банка имеет внутреннюю структуру, которая включает:

1) стратегию банка по  разработке основных направлений  кредитного процесса;

2) тактику банка по организации  кредитования;

3) контроль за реализацией  кредитной политики.

В свою очередь, внутренняя структура  кредитной политики должна отражать следующие ключевые элементы:

·  организацию кредитной деятельности;

·  управление кредитным портфелем;

·  контроль над кредитованием;

·  принципы распределения полномочий;

·  общие критерии отбора кредитов;

·  лимиты по отдельным направлениям кредитования;

·  принципы текущей работы с кредитами (сопровождение кредитных договоров);

·  резервирование на случай потерь по кредитам.

В целом стратегия кредитной  политики вбирает в себя приоритеты, принципы и цели конкретного банка  на кредитном рынке, а тактика  — финансовый и иной инструментарий, используемый данным банком для реализации его целей при осуществлении  кредитных сделок, правила их совершения, порядок организации кредитного процесса. Таким образом, кредитная  политика создает необходимые общие  предпосылки эффективной работы персонала кредитного подразделения  банка, объединяет и организует усилия персонала, уменьшает вероятность  ошибок и принятия нерациональных решений.

Элементы кредитной политики находят свое практическое выражение  в организационных ее формах, т.е. приемах, способах, методах реализации кредитной политики. В свою очередь, механизм реализации кредитной политики включает следующие этапы:

I. Общие положения и  цели кредитной политики. Некоторые  российские банки нередко подходит  формально к выработке собственной  стратегии развития, определяют  в основном текущие цели в области кредитования, не формулируя стратегических задач банка и не проводя соответствующих маркетинговых и иных исследований рынка, объясняя такой подход быстро изменяющейся ситуацией на рынке банковских кредитов и депозитов. Однако банк, не задумывающийся о перспективах развития, пытающийся уловить лишь текущие тенденции, не имеет будущего, не может развиваться адекватно меняющейся экономической ситуации. Разработка и, главное, применение строго формализованных документов в области кредитования, о которых речь пойдет ниже, обеспечит более логичный, экономически обоснованный подход при кредитовании.

II. Аппарат управления  кредитными операциями и полномочия  сотрудников банка. Реализация  кредитной политики, как уже отмечалось  выше, происходит на основе разработанной  банком системы предоставления  полномочий на выдачу ссуд. Для  филиалов банка определяется  максимальный размер риска на  одного заемщика, который дифференцируется  в зависимости от объема кредитных  операций, выполняемых филиалом, уровня  квалификации и опыта персонала,  наличия просроченной задолженности  по ссудам, структуры кредитного  портфеля филиала и др. Кредитное  управление правления банка А  имеет право предоставить ссуду  в определенных пределах, а сверх  этой суммы кредитные заявки  рассматриваются кредитным комитетом  банка.

Система утверждения кредита  обычно многоступенчата. Уровень, на котором  каждая услуга по кредиту будет утверждаться, зависит от рейтинга клиента (его  кредитоспособности) и степени кредитного риска. Например, индивидуальные полномочия кредитного работника в кредитном  отделе (индивидуальная подпись) распространяются на утверждение кредитной услуги в определенной сумме. Управляющий  филиалом банка может быть наделен  индивидуальной ответственностью за все  ссуды, предоставляемые кредитным  отделом. Двойная подпись (например, кредитного работника и его начальника) обычно необходима, если размер или  срок погашения ссуды превышает  кредитный лимит служащего, выдающего  кредит и отвечающего за него.

Кредитный комитет рассматривает  вопрос о кредитовании клиента, например, если сумма испрашиваемого кредита  выше заранее установленного порога, или с нестандартными условиями, а также комплексной кредитной  экспертизы проектов. Считается, что  подобный подход помогает сократить  ошибки в решениях о выдаче ссуд.

Ряд коммерческих банков в  последние годы отказался от использования  системы кредитных полномочий, посчитав ее для себя нецелесообразной из-за разных причин: определенной громоздкости системы, длительного периода принятия решений, отвлечения квалифицированных  кредитных работников от их непосредственных обязанностей для участия в работе кредитных комитетов.

III. Организация кредитного  процесса на различных этапах  реализации кредитного договора. Организация кредитных взаимоотношений  банка с заемщиком определяется  многими факторами, включая размер  банка, квалификацию банковских  работников, отвечающих за оформление  ссуды, величину кредитного портфеля, виды ссуд и др. Организацию  кредитного процесса проводит  отдел кредитного анализа, который  координирует и поддерживает  весь процесс кредитования.

Кредитные работники должны быть ознакомлены с банковской кредитной  политикой, особенно с требованиями по заполнению и ведению документации, и с методами кредитования, включая  процесс утверждения ссуды. Хорошо организованная система с четким ведением регистрации и бухгалтерии  имеет решающее значение. Особое значение должно придаваться ведению картотеки  кредитной информации, которая является внутренней, хронологической и всеобъемлющей  регистрацией взаимоотношений банка  с клиентом. Содержание картотеки  обычно выходит за рамки чисто  кредитных взаимоотношений и  затрагивает регистрацию всех видов  деятельности между контрагентами (кроме взаимоотношений, носящих  доверительный характер).

Содержание картотеки  кредитной информации может включать:

·  копии корреспонденции между клиентом и банком;

·  записи, подготовленные персоналом банка в качестве детального отчета о контактах с клиентом;

·  копии документов о проведенном кредитном анализе и утверждении ссуд, подготовленных работниками банка, содержащие подписи утверждавших кредит сотрудников и в случае отказа на просьбу о выдаче ссуды — причины отказа;

·  копии договоров и соглашений, соглашений о ссудах, ограничений получения инвалюты и другой документации, относящейся ко взаимоотношениям с клиентом;

·  копии отчетов по результатам анализа доходности отношений с клиентом.

По условиям конфиденциальности доступ банковских работников к картотеке  ограничен. Картотека кредитного анализа  должна находиться в отделе кредитного анализа, и работники банка смогут получать к ней доступ по мере необходимости.

Основная работа по организации  кредитного процесса в банке может  быть представлена в виде следующих  этапов: формирование портфеля кредитных  заявок; проведение переговоров с  потенциальным клиентом; принятие решения  о целесообразности выдачи кредита  и форме его предоставления; оформление кредитного дела; работа с клиентом после получения им ссуды; возврат  кредита с процентами и закрытие кредитного дела.

IV. Банковский контроль  и управление кредитным процессом.  Обоснованный анализ кредита  и процесс его одобрения в  сочетании с систематическим  мониторингом состояния ссуд  являются необходимыми элементами  процесса охраны банковского  кредитного портфеля и, следовательно,  жизнеспособности самого банка.

Для российских банков в настоящее  время наиболее актуальны вопросы  контроля качества кредитного портфеля, что обусловливает необходимость  уделять особое внимание следующим  вопросам:

·  анализу кредитного рынка и разработке мер по привлечению и отбору наиболее выгодных для банка кредитных заявок;

·  анализу финансового состояния заемщиков;

·  анализу залогов и иного обеспечения возвратности ссуд;

·  организации работы по управлению и ликвидации залоговых средств и обеспечения;

·  соблюдению принципов кредитования;

·  анализу структуры кредитного портфеля, расчету и интерпретации показателей, разработке и выполнению мер по реструктуризации кредитного портфеля;

·  выявлению проблемных кредитов и разработке мероприятий по ликвидации задолженности;

·  кредитованию в других экономических регионах;

Действенный контроль возможен лишь в том случае, если банк имеет  необходимые документы для анализа. В интересах усиления банковского  контроля в процессе кредитования целесообразно  использовать так называемые организационные  формы кредитной политики — приемы, способы, методы реализации кредитной  политики, которые на практике предстают  в виде соответствующих документов.

Итак, кредитная политика банка заключается в определении  приоритетных направлений развития и совершенствования банковской деятельности в процессе инвестирования кредитных ресурсов, развитии кредитного процесса, повышении его эффективности  и минимизации кредитных рисков.

 

1.6.3 Кредитный комитет

Основной задачей кредитного комитета является минимизация кредитных  рисков банка и обеспечение доходности по операциям кредитования клиентов банка в национальной и иностранной  валютах, а также контроль над  состоянием ссудного портфеля.

Основными функциями кредитного комитета являются:

·  Контроль над кредитными рисками, возникающими в процессе деятельности банка.

Информация о работе Оценка кредитоспособности заемщика с целью минимизации кредитного риска