Перераспределение национального дохода и решение проблемы социального неравенства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 10:32, курсовая работа

Краткое описание

Социальная политика направлена: на реализацию программ занятости, на оказание помощи малоимущим слоям и многодетным семьям; на обеспечение устойчивого снабжения населения всеми видами продовольствия, медицинского обслуживания, социального страхования и культуры; на регулирование доходов и обеспечение социальной защиты. Некоторые экономисты выделяют следующие три направления социальной политики: обеспечение государством регулирования социальной политики; поддержка беднейших слоев населения и формирование системы социальной защиты; регулирование доходов населения посредством системы налогообложения и распределения изъятых средств в форме льгот и различных пособий для неимущих слоев населения.

Содержание

Введение
1.1 Сущность, критерии распределения и структура доходов.
2.1 Неравномерность распределения доходов
2.2 Уровень и динамика получения доходов
2.3 Причины дифференциации доходов
Заключение
Список источников

Вложенные файлы: 1 файл

МАКРОЭКОНОМИКА.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Целостную концепцию  государственного регулирования рыночной экономической системы создал Д. Кейнс. Немаловажную роль в своих  исследованиях он отводил проблеме неравенства доходов: «Наиболее значительными пороками экономического общества … является … его произвольное и несправедливое распределение богатства и доходов». По мнению Кейнса, перераспределительная политика государства в пользу низкодоходных категорий населения обеспечит платежеспособный спрос и склонность к потреблению в обществе, что в свою очередь, расширит производство и снизит уровень безработицы. Такое экономическое обоснование государственного воздействия на процессы распределения доходов в то время было достаточно новым.

Кроме того, большое внимание Кейнс уделял анализу способов регулирования доходов. Он отмечал, что система прямых налогов, особенно подоходного и налога с наследства, смягчает расслоение на богатых и бедных среди населения. Трудности государственного вмешательства в формирование доходов через налогообложение составляют возможности уклонения от уплаты налогов. Другой сдерживающий фактор – необходимость роста капитала. Однако по Кейнсу увеличение сбережений организаций и учреждений намного значительнее, чем богатство состоятельных людей. Поэтому политика перераспределения доходов может стать эффективной и в этом случае.

По словам французского исследователя А. Токвиля, «люди никогда не смогут достичь той степени равенства, которая бы их удовлетворяла». В этой мысли содержится значительная доля истины. И всё же цель экономической теории заключается не в ликвидации различных точек зрения, а в осуществлении их синтеза и выработке практических рекомендаций для реализации государственной экономической политики.

Абсолютные размеры  доходов населения и покупательная способность представляют собой главные показатели благосостояния и уровня жизни людей. Уровень располагаемых доходов создает возможности материальной и духовной жизни личности, удовлетворения насущных потребностей, получения образования, сохранения здоровья. Борьбу с бедностью и неравенством в распределении доходов можно считать одним из приоритетных направлений экономической политики любого государства.

Государственная политика доходов определяется как «перераспределение их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат»1. Согласно другому мнению, основными составляющими государственного регулирования доходов являются: организация социальных трансфертных платежей и установление определенных цен для производителей и покупателей2. Кроме того, законодательным путем устанавливаются минимальные ставки заработной платы, осуществляется государственное пенсионное обеспечение и различные виды социального страхования; производится индексация доходов. Целью реализации политики перераспределения можно назвать достижение гуманизации отношений в обществе, предотвращения роста преступности, поддержание платежеспособного спроса, формирование условий для нормального воспроизводства рабочей силы1.

Степень воздействия  государства на данные процессы характеризуется  в значительной мере объемом расходов на социальное обеспечение и прогрессивностью налоговых ставок. Процесс изменения  первичного распределения доходов сопровождает создание общественного блага, что проявляется в росте благосостояния малообеспеченных и его снижение у состоятельных граждан. Такое действие государства «влияет на аллокацию ресурсов и мотивы экономической деятельности».

Методы перераспределения  доходов варьируются в зависимости от типа социального государства. Так, при господстве либерализма за основу регулирования берется установление «верхней и нижней границы цивилизованного существования»2 и баланс между осуществлением социальной помощи беднейшим группам населения и сохранением стимулов к труду. Меры регулирования выражаются в незначительных социальных выплатах и программах социального страхования. Неэффективность перераспределительной политики свидетельствует о неправильном использовании ее методов и средств, но не служит основанием отказа от системного государственного регулирования доходов.

Социал-демократическую  модель отличают универсальная социальная помощь и справедливое равномерное  распределение доходов. Причем во многих случаях государство опосредованно  воздействует на уровень доходов  путем создания условий для повышения  материального благосостояния (содействие экономической активности, рациональное использование производственных мощностей и другие вышеперечисленные меры). Основной проблемой при осуществлении государственных методов воздействия на доходы считается их финансовое обеспечение.

Административные издержки увеличиваются по мере влияния на уменьшение объема предложения труда. При высокой эластичности предложения труда по заработной плате (за вычетом налогов) рост налогов в большей мере сокращает предложение труда, являющееся объектом налогообложения и приводит к значительному снижению объемов производства. В случае высокой эластичности предложения труда выплата трансфертов неработоспособным вызовет значительное предложения их труда. Дороговизна проведения перераспределительной политики заставляет искать компромисс между соответствием бюджетных ресурсов и масштабами государственного воздействия. Вопрос о необходимой мере последнего остается дискуссионным и в настоящее время.

Эффективность реализации определенных направлений регулирования доходов в конкретных условиях зависит от многих обстоятельств, включающих побочные действия каждого из них. В частности, введение государством дотаций к ценам некоторых товаров, расходы на оплату которых являются существенными в доходах малообеспеченных категорий населения (например, продовольствие) требует больших затрат финансовых средств. Однако следствие применения данного метода состоит не только в улучшении материального благосостояния низкодоходных групп населения, но и в росте доходов производителей товаров. Действительно, рост доходов одних слоев общества может вызвать повышение рыночных цен для всех покупателей на продовольствие. В результате – падение общего материального благосостояния потребителей1.

В основе распределения  в рыночной экономике лежит распределение по труду и по собственности (капиталу), определяющие два основных источника дохода. Если капитал и труд характеризуются высокой взаимозаменяемостью, а спрос на труд эластичен, то увеличение предложения труда приведет к росту трудового дохода.

Теперь посмотрим, как изменятся  трудовые доходы с увеличением капитала, но при неизменном предложении рабочей  силы. Проследить это можно на рисунке:



 

 

 

 

При увеличении массы капиталов, расходуемых фирмами, появляется возможность нанять больше работников, в результате чего происходит сдвиг кривой Ld в положение L`d. Поскольку фирмы начинают конкурировать друг с другом за привлечение дополнительной рабочей силы, то чтобы иметь возможность быстро использовать весь дополнительный капитал, заработанная плата начинает расти и доходит до точки W1, которая соответствует новой точке равновесия между спросом и предложением А1. Большая заработанная плата и большее количество занятых работников неизбежно приведут к росту трудового дохода и увеличению его доли в совокупном доходе.

Ввиду того, что увеличение доли трудового дохода ведет к  уменьшению доли дохода от капитала, можно  говорить о тенденциях в динамике соотношения труда и капитала. Если рост объема капитала и сопровождающее его увеличение заработанной платы означает увеличение количества капитала, приходящееся на одного работника, т.е. рост капиталовооруженности труда, то можно сказать, что увеличение капиталовооруженности неизбежно приводит к росту заработанной платы. Технологические изменения могут вызвать как увеличение, так и уменьшение доли трудовых доходов.

В конечном итоге доходы получают не факторы производства, а конкретные люди (или семьи), ибо  именно они являются основными поставщиками факторов производства – труда и  капитала.

Как же происходит персональное распределение полученного дохода между отдельными людьми в обществе? Ответ  на этот вопрос поможет получить так называемая кривая Лоренца.

 





 


 


 

 

 

 

 

На горизонтальной оси  откладывается доля всего количества семей от 0 до 100%, по вертикали – их доли в совокупном доходе. Кривая OABCDEF показывает фактическое распределение полученного дохода между отдельными группами семей. В нашем примере 20% семей получают самые низкие доходы, и их доля составляет 4,7%. 40% семей получают доход в 15,7%, 60% семей – 32,7%, 80% - 57,1%, 95% - 84% и последние 5% семей получают 16% совокупного дохода.

Таким образом, исходя из показанного распределения можно  сделать вывод, что в нашем  случае 80% всех семей получают немногим больше половины всего совокупного дохода, а оставшиеся 20% - немногим меньше половины. Естественно, это характеризует, прежде всего, неравномерность распределения совокупного дохода. Если бы доходы распределялись равномерно, то кривая выпрямилась бы и приняла форму FO. Каждая ее точка соответствовала бы равномерному распределению доходов, т.е. 20% семей получали бы 20% доходов, 50% семей – 50% и т.д. Однако в силу того, что способности отдельных людей как собственников рабочей силы различны, естественно, различаются и их доходы. Кроме того, все люди обладают разной собственностью на капитал, а у большинства ее вообще нет. Все это и определяет различия в получаемых доходах. Именно такие различия, неравномерность распределения и отражает кривая Лоренца.

Форма кривой Лоренца характеризует степень неравномерности распределения доходов. Чем круче изгиб кривой и чем дальше она отстоит от кривой абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов, и наоборот.

Характеризуя величину денежных доходов у различных  групп населения, кривая Лоренца позволяет прогнозировать изменение благосостояния людей, их покупательную способность и, следовательно, спрос, это дает возможность принимать необходимые меры по регулированию и поддержанию равновесного ЧНП.

Однако, изучая кривую Лоренца и ее характеристики необходимо помнить об особенностях ее построения. Как правило, она показывает только денежные доходы, получаемые населением от общественного хозяйства, не затрагивая натуральных доходов и трансфертных платежей. А поскольку практически во всех существует прогрессивная система налогообложения несколько сглаживается и неравномерность в распределении. Этому способствует и трансфертные платежи.

Если площадь между  кривой абсолютного равенства OF и кривой Лоренца мы обозначим буквой Т и соотнесем ее с площадью треугольника OFK, то получим показатель степени неравенства в распределении, который получил название коэффициента Джини:

G=T/OFK

Очевидно, что чем больше площадь Т и чем дальше кривая Лоренца будет отклоняться от кривой равновесия, тем больше коэффициент Джини.

Данный показатель определяется в соответствии со следующим уравнением:

log N = p + d log Ax, где N – количество лиц, получающих доходы, равные или превышающие определенный уровень Х, Ах – сумма доходов, превышающих Х. В случае абсолютного равенства доходов различных категорий граждан он равен нулю. Если же весь совокупный доход находится у одного человека, то значение данного коэффициента будет равно единице. Таким образом, реально величина коэффициента Джини колеблется в пределах от нуля до единицы.

Коэффициент Джини (G) показывает распределение всей суммы доходов населения между его отдельными группами. Коэффициент G изменяется в интервале от 0 до 1. Чем ближе значение G к 1, тем выше уровень неравенства (концентрации) в распределении совокупного дохода; чем ближе он к 0, тем выше уровень равенства.

Степень неравенства распределения  доходов отражена кривой Лоренца. Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода (20% всех семей получают 20% всего дохода, 40% - 40%, а 60% - 60% и т.д.). Фактическое распределение дохода показано линией OABCDE. Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов. Абсолютное неравенство означает, что и 20%, и 40%, и 60%, и т.д. населения не получают никакого дохода, за исключением одного-единственного, последнего в ряду (линия OF) человека, который присваивает 100% всего дохода.

В реальной жизни распределение  выглядит иначе: 10% населения получают 50% всех доходов, 50% населения- 20% и т.д. Мировая практика показывает, что предельно критическое соотношение – 10% самых богатых и 10% самых бедных групп населения – не должно превышать соотношения 10:1.

Основными факторами, формирующими дифференциацию доходов, являются:

    1. принадлежность к определенному классу или социальной прослойке общества (рабочие, колхозники, интеллигенция);
    2. социально-профессиональное положение работников (рабочие, специалисты, лица, занятые физическим и умственным трудом);
    3. социально-расселенческие признаки (жители города, села, территориальных и национальных общностей);
    4. демографические (пол, возраст, семейное положение, трудовая занятость).

           С переходом к рынку углубляется  дифференциация доходов. Появляются  представители новых социальных  слоев – кооператоры, предприниматели,  мелкие хозяева, наемные работники,  менеджеры, технократы. Возродились  понятия «имущие» и «неимущие», «бедные» и «богатые», легализированы категории «сверхдоходы», «безработные».

          На дифференциацию доходов в  рыночной экономике влияют соотношения  спроса и предложения товаров,  усиление криминогенных факторов (хищение, спекуляция, взяточничество, незаконная производственная деятельность).

         Рынок оказывает влияние на  дифферкнциацию доходов через  систему цен благодаря их разнообразию. В рыночных условиях сочетаются  свободные, договорные, лимитные, контрактные,  коммерческие и другие разновидности цен.

Информация о работе Перераспределение национального дохода и решение проблемы социального неравенства в рыночной экономике