Перспективы развития внебюджетных фондов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ деятельности существующих внебюджетных фондов РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность внебюджетных фондов, выделить их основные черты;
- рассмотреть виды внебюджетных фондов;
- выявить состав внебюджетных фондов в России и выделить основные задачи их деятельности;
- проанализировать перспективы развития внебюджетных фондов РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 5
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, причины их возникновения 5
1.2. Виды внебюджетных фондов, их классификация и источники формирования 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
2.1. Пенсионный фонд Российской Федерации 17
2.2 Фонд социального страхования РФ 21
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования 25
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
3.1. Особенности функционирования внебюджетных фондов в РФ 28
3.2. Фонд пенсионного страхования 31
3.3. Фонд социального страхования 37
3.4. Фонд медицинского страхования 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

Вложенные файлы: 1 файл

Vnebyudzhetnye_fondy-kursovaya_-_xyusha_telitsina.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

Для реализации государственной политики в области  обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения в соответствии с постановление Верховного Совета РФ «О порядке обязательного медицинского страхования граждан» (от 24.02.93 г. № 4543-1). Территориальные Фонды обязательного медицинского страхования создаются местными органами власти и действуют на основании Положения «О территориальном фонде обязательного медицинского страхования». Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования не наделены правом издания каких-либо нормативных документов, обязательных для плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Фонды обязательного  медицинского страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и предназначены для аккумулирования средств на обязательное медицинское страхование. Средства фонда образуются за счет страховых взносов работодателей и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады, а также ассигнований из республиканского бюджета РФ и добровольных взносов физических и юридических лиц.

Основными источниками  доходов являются налоги, в том  числе единый социальный налог и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Средства фонда  используются только на целевое финансирование мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в эти фонды  возложен на Государственную налоговую службу РФ.

Страхователями при медицинском страховании являются:

- для неработающего населения (пенсионеры, дети, студенты, инвалиды, безработные) - органы государственной власти всех уровней;

- для работающего населения - работодатели (предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью).

Всем гражданам  РФ по месту жительства или месту  работы вручают страховой полис, означающий, что гражданин получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем входит как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» проведено реформирование системы взносов во внебюджетные фонды, которые в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 5 федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования» уплачивают индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Для расчета  фиксированных взносов законодатели отказались от понятия «страховой год», которое было введено с 1 января 2010 года статьей 13 закона № 212-ФЗ, и вернулись к термину «фиксированный размер страхового взноса». Статья 13 вообще исключена из текста закона и описание порядка исчисления взносов с 1 января 2013 года будет полностью находиться в статье 14, в ее новых пунктах. Самое главное изменение в порядке исчисления взносов состоит в том, что взносы в ПФР и взносы в ФФОМС будут в 2013 году уплачиваться исходя из разных фиксированных размеров (по-старому – из разного размера страхового года). Фиксированный размер для уплаты взносов в ПФР за 2013 году в целом рассчитывается как произведение двукратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на 1 января 2013 года, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации – 26%, без изменений - увеличенное в 12 раз.

А фиксированный  размер для уплаты взносов в ФФОМС  рассчитывается произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на 1 января 2013 года, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1% - увеличенное в 12 раз.

Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Особенности функционирования внебюджетных фондов в РФ

 

Значение внебюджетных социальных фондов состоит в том, чтобы поддержать существование лиц, нуждающихся в помощи, то есть обеспечить минимальный гарантированный уровень доходов инвалидам, пенсионерам, безработным, малоимущим, защитить граждан на случай болезни, обеспечить доступ к благам, обладающим особыми достоинствами (лечение, восстановление трудоспособности).

В настоящее  время пенсионная система нуждается  в реформировании, что обусловлено  целым рядом факторов. Прежде всего, наблюдается финансовая несбалансированность пенсионной системы, вследствие чего объем средств, необходимых для выплаты пенсий, не обеспечивается поступлением страховых платежей. Средний размер пенсии близок к прожиточному минимуму пенсионера, а минимальный составляет четверть минимума. Кроме того, несовершенным является сложившийся механизм взаимоотношений федерального бюджета и Пенсионного фонда по возмещению расходов на пенсии, подлежащие финансированию из федерального бюджета (социальные пенсии, пенсии военнослужащим и т.п.). Несовершенной является и сам механизм пенсионной системы.

Пенсионная  система России построена по распределительному принципу, основанному на солидарности поколений. При этом на выплаты пенсий пожилым людям используются поступления в фонды пенсионного страхования от работающего населения. Лица, платившие страховые взносы, получают при достижении пенсионного возраста право на пенсию, которая финансируется, в свою очередь, следующими поколениями плательщиков страховых взносов. Преимущества такой пенсионной системы состоит в следующем:

- Возможность начать выплату пенсий незамедлительно, поскольку не требуется времени для накопления;

- размеры пенсий не зависят от результатов функционирования финансовых рынков и деятельности руководства пенсионных фондов;

- финансируемые таким образом пенсии обеспечивают более надежную защиту и более высокую норму замещения (отношение пенсии к заработной плате) для лиц с невысокой заработной платой.

Однако в  такой системе величина пенсионных фондов непосредственно зависит от демографических факторов и состояния рынка труда. При такой системе размер пенсий находится в тесной связи с размером заработной платы. И если заработная плата снижается по каким-либо причинам, то снижаются и возможности по выплате пенсий. При такой системе неизбежны также сокрытия заработной платы от уплаты страховых взносов. Ярким примером тому является ситуация в России, где за последние годы не только существенно сократилась доля заработной платы в ВВП (на 45 %), но и широкое распространение получили разные способы сокрытия заработной платы. Так, предприятия часто используют специальные ссудные счета, натуральные формы оплаты. Поэтому возможности такой системы весьма ограничены, особенно если учитывать существующую демографическую ситуацию.

Пенсионная  система бескризисно существует при соотношении 10-11 работающих на одного неработающего. При более низких соотношениях она начинает давать сбои. Сегодня в России на одного работающего приходится 1,7 неработающих и, судя по прогнозам, численность экономически активного населения будет снижаться, а численность пенсионеров расти. Происходит общее постарение населения страны: при общем его росте за последние 10 лет на 7,7 % численность лиц пенсионного возраста увеличилась на 33,4 %, а их доля в составе населения поднялась с 16,3 до 20,2 %.

В условиях, когда  снижается доля всех занятых и занятых по найму в общей численности трудоспособного населения, возникает объективная необходимость изменить формы пенсионного обеспечения и более тесно увязать уровень пенсий различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирование пенсионной системы или прошлым трудовым вкладом.

Единый социальный налог имеет схему отправления  взносов сначала в бюджет, и  только оттуда по остальным фондам. При этом не соблюдался принцип «чем больше кладешь - тем больше получаешь», а со всевозможными поправками и дополнениями все выплаты получаются минимальными. Страховой принцип формирования бюджетных страховых фондов позволит получать выплаты, как говорится, «по заслугам».

Около 90 % жителей нашей страны заключили договор об обязательном медицинском страховании. Система обязательного медицинского страхования, как форма социальной защиты, стала основным механизмом реформирования здравоохранения в стране. Однако нельзя сказать, что это коренным образом изменило суть деятельности лечебных учреждений, преобразовав лишь их экономическую основу. Отныне медицинские услуги стали, по существу, товаром, который покупает страховая медицинская организация. Любое лечебное учреждение по роду своей деятельности может рассматриваться как предприятие, производящее необходимые населению товары - медицинские услуги.

Одна из острых проблем сегодня - это сокращение бюджетного финансирования отрасли. Сегодня тариф взноса в фонд обязательного медицинского страхования не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению страны, которое составляет всего 41,1 %. Большая часть (60 %) - это неработающее население (старики, дети, инвалиды, безработные), которые более всего нуждаются в медицинской помощи и за которых платит государство. Однако бюджетное финансирование здравоохранения постоянно сокращается. При таком сокращении, в первую очередь, страдают скорая и неотложная медицинская помощь, а также социально значимые виды медицинской помощи.

Цены на медицинские  услуги ныне формируются по остаточному  принципу и каждый раз подгоняются под имеющиеся финансовые возможности, т. е. не отражают реальных затрат медицинского учреждения. Попытки решить существующие проблемы системы здравоохранения привели к идее преобразования системы обязательного медицинского страхования в систему обязательного медико-социального страхования (ОМСС). Речь идет по существу об объединении двух фондов - фонда обязательного медицинского страхования и фонда социального страхования. Сторонники такого объединения считают, что создание обязательное медико-социальное страхование позволит сформировать более эффективные механизмы контроля над выплатой пособий по временной нетрудоспособности, усовершенствовать порядок предоставления санаторно-курортного лечения, снизить административные затраты.

В соответствии с Федеральным закон РФ от 3 декабря 2012 г. N 232-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 1 января 2013 года установлен в сумме 5 205 рублей в месяц.

С 1 января 2013 года предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды установлена в размере 568 000 рублей. В 2012 году она составляла 512 000 рублей. Это следует из Постановления Правительства РФ от 10 декабря 2012 года № 1276.

3.2. Фонд  пенсионного страхования

 

С доходов, превышающих предельную величину, сохраняется  порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В настоящее  время федеральными органами исполнительной власти осуществляется проведение работы по подготовке комплексных предложений по обеспечению сбалансированности и совершенствованию пенсионной системы в целях решения задачи по развитию пенсионного страхования и обеспечению сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования в долгосрочной перспективе.

Однако  система обязательного пенсионного  страхования не может полностью обеспечить собственными ресурсами реализацию мероприятий в области обязательного пенсионного страхования.

В этой связи в федеральном бюджете  предусматриваются ассигнования на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2013 году в сумме 1 009 899,9 млн. рублей, что составляет 93,9% от уровня предыдущего года, в 2014 году - 945 168,5 млн. рублей (93,6%), в 2015 году - 1 229 768,5 млн. рублей (130,1%).

Указанный объем ассигнований определен с  учетом мер по совершенствованию пенсионной системы, а также ожидаемого исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год и переходящих остатков за прошедший период.

На  валоризацию величины расчетного пенсионного капитала предусматривается направить из федерального бюджета в 2013 году 600 263,8 млн. рублей (106,0% к уровню предыдущего года), в 2014 году - 688 400,0 млн. рублей (114,7%), в 2015 году - 763 300,0 млн. рублей (110,9%).

В 2012 - 2013 годах для большинства плательщиков тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды снижен с 34% до 30% и установлен тариф страховых взносов с сумм превышения предельной базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 10%, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20 процентов.

При формировании объемов бюджетных  ассигнований федерального бюджета  на 2013 - 2015 годы тариф страховых взносов  в государственные внебюджетные фонды для большинства плательщиков сохранен на уровне 30% и 10% сверх установленной  предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Информация о работе Перспективы развития внебюджетных фондов в РФ