Позиция кейнсианской школы по макроэкономическому равновесию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть позицию кейнсианской школы по макроэкономическое равновесие.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность кейнсианского подхода к макроэкономическому равновесию;
- рассмотреть структуру совокупного спроса в кейнсианской модели;
- определить роль государства в данной модели.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3
РАВНОВЕСНЫЙ ОБЪЕМ НАЦИОНАЛЬНОГО
ПОИЗВОДСТВА В КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛИ ДОХОДОВ
И РАСХОДОВ (кейнсианского креста)……………………………….............. 5
Фактические и планируемые расходы. Определение равновесного
объема производства методом сопоставления совокупных доходов
и расходов ………………………………………………………………………. 5
Мультипликатор автономных расходов. Парадокс бережливости…… 8
ИНФЛЯЦИОННЫЙ И РЕЦЕССИОННЫЙ РАЗРЫВ В
МОДЕЛИ «КЕЙКСИАНСКОГО КРЕСТА». РОЛЬ ГОСУДАРСТВА
В КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛИ………………………………………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 4 кейнсианское равновесие.docx

— 132.92 Кб (Скачать файл)

Взгляд Кейнса на эту проблему коренным образом отличается от классической трактовки. Кейнс пришел к выводу о том, что с ростом доходов стремлении сберегать будет всегда опережать стремление инвестировать. Но увеличение сбережений сокращает расходы на потребление. Это, в свою очередь, вызывает сокращение совокупного спроса и объёма реализованного ВВП. В силу эффекта мультипликатора произойдёт сокращение дохода на большую величину, чем первоначальное увеличение сбережений.

На графике (рис. 2) экономика стартует в точке А. В ожидании спада производства домашние хозяйства стремятся побольше сберегать: график сбережений перемещается от S до S1, а инвестиции остаются на том же уровне. В результате потребительские расходы относительно снижаются, что вызывает эффект мультипликатора и спад совокупного дохода от Y0 до Y1, а вот сбережения в точке В окажутся теми же, что и в точке А [3.c.284].

Если одновременно с ростом сбережений от S до S1 возрастут и запланированные инвестиции от I до I1, то равновесный уровень выпуска останется равновесным Y0 и спада производства не будет. Напротив, в структуре производства будут преобладать инвестиционные товары, что создаст хорошее условия для экономического роста, но может относительно ограничить уровень текущего потребления населения. Возникает альтернатива выбора: либо экономический рост в будущем при относительном ограничении текущего потребления, либо отказ от ограничений в потреблении ценой ухудшения условий долгосрочного экономического роста.

 

Рисунок 2 - Парадокс бережливости

Источник: [3.c.284]  

 

Парадокс бережливости означает, что увеличение сбережений приводит к уменьшению дохода. Если экономика  находится в состоянии неполной занятости, увеличение склонности к  сбережению означает не что иное, как  уменьшение склонности к потреблению. Сокращение потребительского спроса означает невозможность для производителей товаров продавать свою продукцию. Затоваренные склады никак не могут  способствовать новым инвестициям. Производство начнёт сокращаться, последуют  массовые увольнения и, следовательно, падение объёма ВВП и доходов  различных социальных групп. Это  станет неизбежным результатом стремления больше сберегать. Добродетель сбережения, о которой говорили сторонники классической школы, оборачивается своей противоположностью - нация становится не богаче, а беднее.

Но следует заметить, что  парадокс бережливости характерен только для условий неполного использования  ресурсов в стагнирующей экономике. В условиях полной занятости, когда экономика испытывает инфляционный перегрев, увеличение склонности к сбережению может способствовать снижению уровня цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ИНФЛЯЦИОННЫЙ И РЕЦЕССИОННЫЙ РАЗРЫВ В

МОДЕЛИ «КЕЙКСИАНСКОГО КРЕСТА». РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

В КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛИ

Если фактический равновесный  объём выпуска Y0 ниже потенциального Y*, то это означает, что совокупный спрос неэффективен, т. е. совокупные расходы недостаточны для обеспечения полой занятости ресурсов, хотя равенство совокупного спроса и совокупного предложения (AD = AS) достигнуто. Недостаточность совокупного спроса оказывает депрессивное воздействие на экономику и определяет рецессионный разрыв (рис. 3).

Рецессионный разрыв - это  величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВВП  до уровня полной занятости [3.c.284]. Рецессионный разрыв наступает тогда, когда S > I, т.е. сбережения, соответствующие уровню полной занятости, превышают потребности в инвестировании. В этой ситуации текущие расходы на товары и услуги низкие, ведь население предпочитает большую часть расходов сберегать. Это сопровождается спадом промышленного производства и снижением уровня занятости. А затем в силу эффекта мультипликатора приведёт к тому, что сокращение занятости в той или иной сфере производства повлечёт за собой вторичное и последующее сокращение занятости и доходов в экономике.

 

Рисунок 3 - Рецессионный разрыв

Источник: [3.c.286]

Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость  ресурсов, необходимо простимулировать совокупный спрос и «переместить»  равновесие их точки А в точку  В. При этом приращение совокупного  равновесного дохода составит:

 

Если фактический равновесный  уровень выпуска Y0 больше потенциального Y, то это означает, что совокупные расходы избыточны. Избыточность совокупного спроса вызывает в экономике инфляционный бум: уровень цен возрастает потому, что предприятия не могут расширить производство адекватно растущему совокупному спросу, так как все ресурсы уже заняты. Возникает инфляционный разрыв (рис. 4) [3.c.286].

Инфляционный разрыв - это  величина, на которую должен сократиться  совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВВП  до неинфляционного уровня полной занятости.

Инфляционный разрыв наступает  тогда, когда I > S, т.е. планируемые  инвестиции превышают сбережения, соответствующие  уровню полной занятости. Это означает, что предложение сбережений отстаёт  от инвестиционный потребностей. Поскольку  реальных возможностей увеличения инвестиций при достигнутой полной занятости  нет, постольку объёмы совокупного  предложения возрасти не могут. Население  всё большую часть дохода направляет на потребление. Спрос на товары и  услуги растёт, а в силу эффекта  мультипликатора нарастающий спрос  давит на цены в сторону их инфляционного  повышения.

 

Рисунок 4 -  Инфляционный разрыв

Источник: [3.c.286]

 

Преодоление инфлционного разрыва  предполагает сдерживание совокупного  проса и «перемещение» равновесия из точки А в точку В (полная занятость ресурсов). При этом сокращение равновесного совокупного дохода ΔY составляет: 

  

 Если, используя модель  «AD-AS» интерпретировать график  совокупных расходов как совокупный  спрос, а линию 45° - как совокупное  предложение, то рецессионный  разрыв можно определить как  превышение совокупного предложения  над совокупным спросом на  уровне, соответствующем потенциальному  ВВП. Соответственно превышение  совокупного спроса над совокупным  предложением на уровне, соответствующем  потенциальному ВВП, представляет  собой инфляционный разрыв.

Таким образом, если экономическая система не способна самостоятельно справиться с проблемой эффективного спроса, следовательно, необходимо внешнее воздействие на экономику. Главным пунктом проблемы эффективного спроса Дж.М. Кейнс считал превращение сбережений в инвестиции. Он предложил целый ряд государственных мер, которые могут решить эту задачу. Эти меры можно разделить на два блока — денежно-кредитная и бюджетная политика.

С точки зрения Кейнса, денежно-кредитная  политика должна быть направлена на стимулирование частных инвестиций. Основной задачей  этой политики является увеличение привлекательности  инвестиционных вложений за счет понижения  ставки процента. Поскольку ставка процента в кейнсианской теории —  «монетарный феномен», то ее регулирование  осуществляется на денежном рынке с  помощью увеличения предложения  денег. Но Дж.М. Кейнс указывает на ограниченность денежно-кредитных  мер. Он пишет, что возможна ситуация, когда рост денежной массы настолько  велик, что он не понижает норму процента, а лишь увеличивает количество незадействованных  денежных средств. Такое состояние  Дж.М. Кейнс назвал «ловушкой ликвидности».

Поэтому кредитно-денежная политика должна быть дополнена бюджетной  политикой. Целью бюджетной политики должно 
являться увеличение совокупного спроса за счет бюджетных расходов самого государства. Дж.М. Кейнс предлагает использовать бюджетные средства для кредитования частных предпринимателей, для организации государственных закупок товаров и услуг, для создания общественных работ.

Так, государственные расходы увеличивают величину совокупных расходов на рынке и стимулируют рост совокупного спроса, а следовательно, и производство ВВП. В результате государственных закупок совокупный спрос возрастает на величину государственных расходов. И, наоборот, сокращение государственных расходов означает снижение совокупных расходов и сокращение производства ВВП.

Следовательно, государственные  расходы оказывают непосредственное влияние на объёмы национального  производства и занятость населения. Подобно инвестициям, они также  обладают мультипликацинным эффектом. Мультипликатор государственных расходов (MG) показывает приращение ВВП в результате приращения государственных расходов [5.c.203]:

  

 Покажем суть этого мультипликационного эффекта графически на рис. 5. 

Рисунок 5 - Мультипликатор государственных расходов

Источник: [3.c.294]

Предположим, что при данном уровне потребления, инвестиций и государственных  расходов равновесное состояние  макроэкономики достигалось в точке  Е при объёме ВВП = 600 млрд. р. Пусть  объём государственных расходов вырос на 100 млрд. р. Следовательно, прямая C + I + G сдвинется вверх на 100 млрд. р. в положение прямой C + I + G1. Теперь состояние равновесия будет достигаться в точке Е1, в которой ВВП составляет уже 800 млрд. р. Таким образом, приращение государственных расходов на 100 млрд. р. привело к увеличению ВВП на 200 млрд. р. Исходя из этого, можно сказать, что MG равен 2. По сути дела, MG по своей модели совпадает с мультипликатором инвестиций. И если исходить из того, что MPC = 1/2, то

 

Рассмотрим, как воздействуют на совокупный спрос налоги - другая составляющая фискальной политики. Увеличение налоговых ставок ведёт к снижению реального чистого дохода, а следовательно, и к сокращению потребительских  расходов населения, которое отразится  на всей сумме совокупных расходов. Если размеры инвестиций и государственных  расходов прежние, то снижение потребительских  расходов вызовет сокращение ВВП  и занятости.

Рост налогов вызывает снижение доходов населения. Но не весь доход идёт на потребление. Некоторая  его часть поступает в сбережения. Если бы этого не происходило, тогда вся сумма налогов означала бы лишь вычет из потребления. Но поскольку располагаемый доход распадается на две части - потребление и сбережения, то, следовательно, снижение дохода вызовет сокращение как потребления, так и сбережений.

Предположим, что государство  вводит налог, составляющий одну и ту же сумму при любом уровне ВНП. Пусть этот налог составляет 200 млрд. р. При MPC = 1/2 потребление и сбережения сократятся на 100 млрд. р. каждый.

Рассмотрим графически, как  влияет налог на функцию потребления (рис. 6) [3.c.295].

Прямая С отражает такое  состояние, при котором налог  у населения равен нулю. Если налог  составит 200 млрд. р., то, следовательно, доход населения сократится на эту  же величину, что приведёт к снижению равновесной величины ВВП.

 Данное положение выразится  в сдвиге прямой С влево  на 200 млрд. р. Но поскольку MPC = 1/2, то потребление сократится  только на 100 млрд. р., что будет  означать сдвиг прямой С вниз  на 100 млрд. р.

 

Рисунок 6 - Влияние налога на потребление

Источник: [3.c.295]

 

Рост налога, таким образом, вызывает снижение располагаемого дохода, а это ведёт к сокращению потребления  и сбережений на каждом уровне ВВП. При этом размер сокращения потребления  и сбережений определяется такими параметрами, как MPC и MPS. Чтобы узнать, насколько  уменьшатся сбережения при росте  налога, необходимо приращение налога умножить на MPS (ΔT • MPS). Аналогично рассчитывается сокращение потребления (ΔT • MPC).

Подобно инвестициям и  государственным расходам, налоги также  приводят к мультипликационному  эффекту. Но в отличие от государственных  расходов, которые оказывают более  сильное давление на совокупные расходы, налоги гораздо меньше воздействуют на них. Это вытекает из того, что  государственные расходы - одна из составляющих совокупных расходов, в то время  как налоги - фактор, влияющий на одну из переменных - потребление. Итак, можно  констатировать, что налоговый мультипликатор оказывает меньшее воздействие  на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных  расходов на его увеличение.

Рост налогов ведёт  к сокращению ВВП. Для того чтобы  компенсировать это падение, необходимо увеличить сумму государственных  расходов.

Нетрудно заметить, что  увеличение государственных расходов на 1 ден. ед. приведёт к сдвигу вверх  прямой C + I + G на 1 ден. ед., а повышение  налогов на 1 ден. ед. смещает прямую C + I + G вниз на 1/2 ден. ед., поскольку MPC = 1/2. Возникает следующее положение: налоги и государственные расходы  оказывают разное влияние на совокупные расходы, ибо налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных  расходов. Формула выглядит так: MT = MPC • MG.[5. c.306]

Все указанные меры имеют  целью стимулировать эффективный  спрос за счет повышения уровня инвестиций и являются главными мерами, которые  должно предпринимать правительство  для решения проблем совокупного  спроса.

Но существует еще один элемент совокупного спроса. Это  потребление. Дж.М. Кейнс считал, что  стимулировать потребление необходимо лишь тогда, когда полностью исчерпана  программа по росту инвестиций, так  как именно инвестиции оказывают  непосредственное влияние на уровень  производства. Тем не менее кейнсианская теория предусматривает целый ряд  мер, направленных на увеличение потребления. Эти меры включают в себя уже упоминавшуюся  организацию общественных работ (для  обеспечения заработком соответствующей  части населения), увеличение потребления  государственных служащих, а также  перераспределение части доходов  в пользу бедных слоев населения, поскольку в соответствии с «основным  психологическим законом» эта часть  общества обладает наибольшей склонностью  к потреблению.

Информация о работе Позиция кейнсианской школы по макроэкономическому равновесию