Понятие конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 23:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы выяснить, что такое конкуренция и какова рыночная власть в современной экономике.
Исходя из поставленной цели, требуется решить следующие задачи:
1. Дать понятие конкуренции;
2. Рассмотреть виды и функции конкуренции;
3. Рассмотреть модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции;
4. Проанализировать рыночную власть в современной экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………2
Глава I. Понятие конкуренции……………..…………..………………………...3
§1Функции конкуренции…………………………………………………………3
§2Виды конкуренции………………………………………………….…………5
§3Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции……………6
Глава II. Конкуренция и рыночная власть в современной экономике России…………………………………………………………………...……..…17
§1Конкурентная среда в Российской Федерации………………………..….....17
§2«Газпром» как пример естественной монополии в РФ………………….….18
§3Антимонопольное регулирование экономики РФ ………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………...……………28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Сараева.docx

— 577.37 Кб (Скачать файл)

Из приведенной таблицы следует, что за 2012 год не произошло больших изменений в оценке состояния конкурентной среды. В целом уровень конкуренции сохранился на уровне 2011 года.

На данный момент лишь 24% предпринимателей от общего количества удовлетворены  состоянием конкуренции. Значит, в целом, уровень конкуренции в России можно оценивать как не высокий, но при этом есть некоторые исключения, где конкуренция сложилась и  носит высокий характер (например, в пищевой промышленности).

§2«Газпром» как пример естественной монополии в Российской Федерации

В 1989 году Министерство газовой промышленности СССР было преобразовано в Государственный газовый концерн «Газпром». 5 ноября 1992 года был подписан указ Президента РФ «О преобразовании ГГК «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром»». «Газпром» заключило соглашения о сотрудничестве с 31 регионом и субъектами Российской Федерации. 5 ноября 1992 года государственный концерн «Газпром» было преобразован в РАО «Газпром».

Сейчас на долю ОАО «Газпрома» приходится около 25% поступлений в федеральный бюджет. «Газпром» является одним из крупнейших кредиторов в России. Ему принадлежит около 30% европейского газового рынка.2 Он включает в себя 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий. «Газпром» - это пример естественной монополии в России, он является крупнейшим экспортёром.

Рис. 2.1 Деятельность компании «Газпром» в 2011 году3

Таблица 2.2

Экспорт газа в страны Европы, млрд. куб. м4

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Австрия

6,6

5,4

5,

5,4

5,6

5,4

Финляндия

4,9

4,7

4,8

4,4

4,8

4,2

Франция

10

10,1

10,4

10

9,8

9,5

Германия

34,4

34,5

37,9

33,5

34

34

Греция

2,7

3,1

2,8

2,1

2,1

2,9

Италия

22,1

22,0

22,4

19,1

13,05

17,1

Швейцария

0,4

0,4

0,3

0,3

0,3

0,3

Нидерланды

4,7

5,5

5,3

5,1

4,3

4,4

Турция

19,9

23,4

23,

20

18

26

Великобритания

8,7

15,2

7,7

9,7

6,8

8,2

Болгария

2,7

2,8

2,9

2,2

2,6

2,8

Хорватия

1,1

1,1

1,2

1,1

1,1

1,1

Чехия

7,4

7,2

7,9

7,1

8,6

7,6

Венгрия

8,8

7,5

8,9

7,6

6,9

6,3

Македония

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Польша

7,7

7,0

7,9

9

9,9

10,25

Румыния

5,5

4,5

4,2

2,5

2,3

2,8

Сербия

2,1

2,1

2,2

1,7

1,8

1,4

Словакия

7

6,2

6,2

5,4

5,8

5,9

Словения

0,7

0,6

0,6

0,5

0,5

0,5

Дания

         

0,5

Всего

161,1

168,2

167,3

152,6

138,35

149,7


Традиционные экспортеры трубопроводного  газа на европейский рынок в 2011 году уменьшили объемы поставок. Сократились поставки из Ливии и Алжира.

Собственная добыча газа в европейских странах снизилась по сравнению с уровнем 2010 года. Падение собственной добычи объясняется как естественным сокращением запасов, так и возросшей конкуренцией на рынке. В условиях более низких цен торговых площадок многим производителям газа для выполнения своих обязательств было выгоднее импортировать газ, чем добывать его.

Крупнейшими контрагентами Группы «Газпром» в Западной Европе являются такие компании, как E.ON Ruhrgas, Wingas, WIEH (Германия), ENI (Италия), Botas (Турция), PGNiG (Польша), GDF SUEZ (Франция), Panrusgas (Венгрия), RWE Transgas (Чехия), SPP (Словакия), EconGas (Австрия) и GasTerra (Нидерланды).

Однако в нынешнее время «Газпром» продолжает оставаться крупнейшим поставщиком газа на европейском рынке. Он обеспечивает более четверти суммарного европейского потребления:

Рис 2.3 Доля Группы «Газпром» в суммарном импорте газа в Западную Европу, %

Сохранение доли на европейском газовом рынке - одна из основных задач маркетинговой стратегии. Важнейшими инструментами сохранения и увеличения объемов экспорта является продление долгосрочных контрактов, а также увеличение объемов газа, поставляемых на условиях «бери или плати».

Суть системы долгосрочных контрактов:

«Газпром» экспортирует газ в страны Центральной и Западной Европы преимущественно в рамках долгосрочных контрактов сроком до 25 лет, заключенных, как правило, на базе межправительственных соглашений.

Долгосрочные контракты с нефтепродуктовой привязкой и условием «бери или плати» являются основой стабильности и надежности поставок газа. Только такие контракты могут обеспечить производителю и экспортеру гарантию окупаемости многомиллиардных капиталовложений, необходимых для реализации крупных газовых экспортных проектов, а импортеру — гарантию надежного и бесперебойного газоснабжения в течение длительного периода времени.

Итак, «Газпром» является монополией в пределах России потому что:

  1. Газпром добывает 93% всего газа в РФ;
  2. Газпром владеет всей газораспределительной системой РФ;
  3. Газпром имеет исключительное право, на разработку новых разведанных месторождений.

Как видно из таблицы 2.2 «Газпром» являет собой абсолютно полноценного монополиста и не только в пределах России, но и для стран Европы. В настоящее время основными задачами ОАО «Газпром» на европейском рынке являются сохранение лидирующих позиций, обеспечение надежного газоснабжения, а также повышение эффективности сбытовой деятельности.

§3 Антимонопольное регулирование экономики Российской Федерации

Антимонопольное регулирование – это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.

Методы  антимонопольного регулирования:

1. Ограничение монополизации рынка;

2. Постоянный государственный мониторинг;

3. Запрещение установления монополистических  цен;

4. Сохранение и поддержание конкуренции  всех цивилизованных фирм.

Антимонопольное законодательство – законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.

Главная цель антимонопольного законодательства – обеспечение благоприятных  условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее реализации на правовой основе.

Поскольку деятельность монополий  носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и  ограничение деятельности монополий  являются одними из важнейших функций  государства.

Государство в борьбе с монополиями  использует меры экономического и административного  характера.

Экономические меры поддержания конкуренции и  борьбы с монополией:

  1. Поощрение создания товаров – заменителей;
  2. Поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;
  3. Привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
  4. Финансирование мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

В 2006г. в России принят Федеральный  Закон «О защите конкуренции», который  определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения  и пересечения монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции  и направлен на обеспечение условий  для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению  монополистической деятельности создана  Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

ФАС проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической  деятельности и пересечению недобросовестной конкуренции.

Вопросы борьбы с монополиями относятся  к числу приоритетных задач нашего государства. Известно, что в настоящее время картелями «засорены» многие социально значимые рынки российской экономики. Среди них: нефтепереработка, финансовые и жилищно-коммунальные услуги, связь.

Результаты  контроля за ограничивающими конкуренцию соглашениями (2007-2010 гг.)5:

За несколько лет были вскрыты  масштабы поражения антиконкурентными  соглашениями различных отраслей экономики, а хозяйствующие субъекты стали  более внимательно относиться к  соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Одновременно с некоторым сокращением  числа дел о нарушениях антимонопольного законодательства возросло на 23% количество административных дел, общая сумма штрафов за правонарушения которых составила 2 363 млн. рублей, что в 2,7 раз больше, чем в 2010 году (903,5 млн. рублей).

Рис. 2.5 Количество дел о нарушении статьи Федерального закона «О защите конкуренции»

Рис. 2.6 Количество дел об административных правонарушениях

Представленные данные свидетельствуют  о повышении качества расследования  антиконкурентных соглашений, большей  последовательности антимонопольных  органов при применении мер административного  воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, я рассмотрела понятие  конкуренции. Я разобралась, какие  виды конкуренции существуют, и какими функциями она обладает.

На примере нашей страны я  хотела показать, насколько тяжело поддерживать конкуренцию в современной  экономике и какие усилия требуются  для сохранения и поддержания  конкуренции.

Ведь еще не так давно конкуренция  вовсе отсутствовала во многих странах  и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них  были четко определены, а соперничество  не было столь ожесточенным, как  в наши дни.

Когда мы ассоциируем конкуренцию  с развивающейся экономикой, мы часто  забываем, как много изменений  произошло в государствах, занимающих ведущие позиции в мировой  экономике.

Ведь именно государство играет активную роль в регулировании конкуренции, руководствуясь общенациональными интересами или господствующей в стране общественной силой. И именно от государства во многом зависит условия благоприятной конкурентной среды, выработка правил ведения «честной» конкуренции в масштабах национальной экономики и рынка.

Конкуренция - определяющее условие  поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается  большее национальное богатство  при меньшей стоимости каждого  вида продукции по сравнению с  монополией и плановой экономикой.

В настоящее время, ни одна развитая страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.

 

 

Список использованной литературы

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: Проспект, 2008.
  2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов – М.: Эксмо, 2007.
  3. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. – М.: ИЛ, 2007.
  4. Янова В.В. Экономика - М.: Экзамен, 2007.
  5. Газета "Коммерсантъ", №165 (4950), 2012.
  6. www.gazprom.ru/ - официальный сайт компании «Газпром».
  7. ФЗ «О защите конкуренции» от 14.07.2006
  8. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2011 год, озвученный И. Ю. Артемьевым на заседании Правительства Российской Федерации 14 июня 2012 года.
  9. Официальный журнал годового отчета Газпрома, 2011.
  10. Статья в прессе «Агентство стратегических инициатив» о конкуренции в России, 03.02.2013.

 

 

1 Состояние конкуренции в Российской Федерации (за 2011 год), озвученный И.Ю.Артемьевым на заседании Правительства Российской Федерации 14 июня 2012 года

2 Официальный журнал годового отчета Газпрома за 2011 год

3 Официальный журнал годового отчета Газпрома за 2011 год

4 Официальный сайт Газпрома( http://www.gazprom.ru/about/marketing/europe/)

5 Состояние конкуренции в Российской Федерации (за 2011 год), озвученный И.Ю.Артемьевым на заседании Правительства Российской Федерации 14 июня 2012 года

 


Информация о работе Понятие конкуренции