Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 23:59, курсовая работа
Цель моей курсовой работы выяснить, что такое конкуренция и какова рыночная власть в современной экономике.
Исходя из поставленной цели, требуется решить следующие задачи:
1. Дать понятие конкуренции;
2. Рассмотреть виды и функции конкуренции;
3. Рассмотреть модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции;
4. Проанализировать рыночную власть в современной экономике.
Введение………………………………………………………………...…………2
Глава I. Понятие конкуренции……………..…………..………………………...3
§1Функции конкуренции…………………………………………………………3
§2Виды конкуренции………………………………………………….…………5
§3Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции……………6
Глава II. Конкуренция и рыночная власть в современной экономике России…………………………………………………………………...……..…17
§1Конкурентная среда в Российской Федерации………………………..….....17
§2«Газпром» как пример естественной монополии в РФ………………….….18
§3Антимонопольное регулирование экономики РФ ………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………...……………28
Из приведенной таблицы
На данный момент лишь 24% предпринимателей от общего количества удовлетворены состоянием конкуренции. Значит, в целом, уровень конкуренции в России можно оценивать как не высокий, но при этом есть некоторые исключения, где конкуренция сложилась и носит высокий характер (например, в пищевой промышленности).
§2«Газпром» как пример естественной монополии в Российской Федерации
В 1989 году Министерство газовой промышленности СССР было преобразовано в Государственный газовый концерн «Газпром». 5 ноября 1992 года был подписан указ Президента РФ «О преобразовании ГГК «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром»». «Газпром» заключило соглашения о сотрудничестве с 31 регионом и субъектами Российской Федерации. 5 ноября 1992 года государственный концерн «Газпром» было преобразован в РАО «Газпром».
Сейчас на долю ОАО «Газпрома» приходится около 25% поступлений в федеральный бюджет. «Газпром» является одним из крупнейших кредиторов в России. Ему принадлежит около 30% европейского газового рынка.2 Он включает в себя 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий. «Газпром» - это пример естественной монополии в России, он является крупнейшим экспортёром.
Рис. 2.1 Деятельность компании «Газпром» в 2011 году3
Таблица 2.2
Экспорт газа в страны Европы, млрд. куб. м4
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Австрия |
6,6 |
5,4 |
5, |
5,4 |
5,6 |
5,4 |
Финляндия |
4,9 |
4,7 |
4,8 |
4,4 |
4,8 |
4,2 |
Франция |
10 |
10,1 |
10,4 |
10 |
9,8 |
9,5 |
Германия |
34,4 |
34,5 |
37,9 |
33,5 |
34 |
34 |
Греция |
2,7 |
3,1 |
2,8 |
2,1 |
2,1 |
2,9 |
Италия |
22,1 |
22,0 |
22,4 |
19,1 |
13,05 |
17,1 |
Швейцария |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Нидерланды |
4,7 |
5,5 |
5,3 |
5,1 |
4,3 |
4,4 |
Турция |
19,9 |
23,4 |
23, |
20 |
18 |
26 |
Великобритания |
8,7 |
15,2 |
7,7 |
9,7 |
6,8 |
8,2 |
Болгария |
2,7 |
2,8 |
2,9 |
2,2 |
2,6 |
2,8 |
Хорватия |
1,1 |
1,1 |
1,2 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
Чехия |
7,4 |
7,2 |
7,9 |
7,1 |
8,6 |
7,6 |
Венгрия |
8,8 |
7,5 |
8,9 |
7,6 |
6,9 |
6,3 |
Македония |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Польша |
7,7 |
7,0 |
7,9 |
9 |
9,9 |
10,25 |
Румыния |
5,5 |
4,5 |
4,2 |
2,5 |
2,3 |
2,8 |
Сербия |
2,1 |
2,1 |
2,2 |
1,7 |
1,8 |
1,4 |
Словакия |
7 |
6,2 |
6,2 |
5,4 |
5,8 |
5,9 |
Словения |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Дания |
0,5 | |||||
Всего |
161,1 |
168,2 |
167,3 |
152,6 |
138,35 |
149,7 |
Традиционные экспортеры трубопроводного газа на европейский рынок в 2011 году уменьшили объемы поставок. Сократились поставки из Ливии и Алжира.
Собственная добыча газа в европейских странах снизилась по сравнению с уровнем 2010 года. Падение собственной добычи объясняется как естественным сокращением запасов, так и возросшей конкуренцией на рынке. В условиях более низких цен торговых площадок многим производителям газа для выполнения своих обязательств было выгоднее импортировать газ, чем добывать его.
Крупнейшими контрагентами Группы «Газпром» в Западной Европе являются такие компании, как E.ON Ruhrgas, Wingas, WIEH (Германия), ENI (Италия), Botas (Турция), PGNiG (Польша), GDF SUEZ (Франция), Panrusgas (Венгрия), RWE Transgas (Чехия), SPP (Словакия), EconGas (Австрия) и GasTerra (Нидерланды).
Однако в нынешнее время «Газпром» продолжает оставаться крупнейшим поставщиком газа на европейском рынке. Он обеспечивает более четверти суммарного европейского потребления:
Рис 2.3 Доля Группы «Газпром» в суммарном импорте газа в Западную Европу, %
Сохранение доли на европейском газовом рынке - одна из основных задач маркетинговой стратегии. Важнейшими инструментами сохранения и увеличения объемов экспорта является продление долгосрочных контрактов, а также увеличение объемов газа, поставляемых на условиях «бери или плати».
«Газпром» экспортирует газ в страны Центральной и Западной Европы преимущественно в рамках долгосрочных контрактов сроком до 25 лет, заключенных, как правило, на базе межправительственных соглашений.
Долгосрочные контракты с
Итак, «Газпром» является монополией в пределах России потому что:
Как видно из таблицы 2.2 «Газпром» являет собой абсолютно полноценного монополиста и не только в пределах России, но и для стран Европы. В настоящее время основными задачами ОАО «Газпром» на европейском рынке являются сохранение лидирующих позиций, обеспечение надежного газоснабжения, а также повышение эффективности сбытовой деятельности.
§3 Антимонопольное регулирование экономики Российской Федерации
Антимонопольное регулирование – это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.
Методы антимонопольного регулирования:
1. Ограничение монополизации
2. Постоянный государственный
3. Запрещение установления
4. Сохранение и поддержание
Антимонопольное законодательство – законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.
Главная цель антимонопольного законодательства – обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее реализации на правовой основе.
Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий являются одними из важнейших функций государства.
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.
Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией:
В 2006г. в России принят Федеральный
Закон «О защите конкуренции», который
определяет организационные и правовые
основы предупреждения, ограничения
и пересечения
ФАС проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пересечению недобросовестной конкуренции.
Вопросы борьбы с монополиями относятся к числу приоритетных задач нашего государства. Известно, что в настоящее время картелями «засорены» многие социально значимые рынки российской экономики. Среди них: нефтепереработка, финансовые и жилищно-коммунальные услуги, связь.
Результаты контроля за ограничивающими конкуренцию соглашениями (2007-2010 гг.)5:
За несколько лет были вскрыты масштабы поражения антиконкурентными соглашениями различных отраслей экономики, а хозяйствующие субъекты стали более внимательно относиться к соблюдению требований антимонопольного законодательства.
Одновременно с некоторым
Рис. 2.5 Количество дел о нарушении статьи Федерального закона «О защите конкуренции»
Рис. 2.6 Количество дел об административных правонарушениях
Представленные данные свидетельствуют о повышении качества расследования антиконкурентных соглашений, большей последовательности антимонопольных органов при применении мер административного воздействия.
Заключение
Таким образом, я рассмотрела понятие конкуренции. Я разобралась, какие виды конкуренции существуют, и какими функциями она обладает.
На примере нашей страны я хотела показать, насколько тяжело поддерживать конкуренцию в современной экономике и какие усилия требуются для сохранения и поддержания конкуренции.
Ведь еще не так давно конкуренция вовсе отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены, а соперничество не было столь ожесточенным, как в наши дни.
Когда мы ассоциируем конкуренцию с развивающейся экономикой, мы часто забываем, как много изменений произошло в государствах, занимающих ведущие позиции в мировой экономике.
Ведь именно государство играет активную роль в регулировании конкуренции, руководствуясь общенациональными интересами или господствующей в стране общественной силой. И именно от государства во многом зависит условия благоприятной конкурентной среды, выработка правил ведения «честной» конкуренции в масштабах национальной экономики и рынка.
Конкуренция - определяющее условие
поддержания динамизма в
В настоящее время, ни одна развитая страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.
Список использованной литературы
2 Официальный журнал годового отчета Газпрома за 2011 год
3 Официальный журнал годового отчета Газпрома за 2011 год
4
Официальный сайт Газпрома( http://www.gazprom.ru/about/
5 Состояние конкуренции в Российской Федерации (за 2011 год), озвученный И.Ю.Артемьевым на заседании Правительства Российской Федерации 14 июня 2012 года