Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 14:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных аспектов экономической эффективности функционирования предприятия.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты экономической эффективности функционирования предприятия;
дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
рассмотреть экономическую эффективность функционирования исследуемого предприятия
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы экономической эффективности производства………5
1.1. Понятие экономической эффективности производства………………….......5
1.2. Показатели экономической эффективности деятельности предприятия……6
1.3. Пути повышения эффективности производства…………………………….11
2. Организационно- экономическая характеристика предприятия…………….19
2.1. Экономическая характеристика предприятия………………………………..19
2.2. Организация производственной деятельности…………………………........22
3. Экономическая оценка деятельности и перспективы развития предприятия
3.1. Анализ использования продукции производства …………………………..32
3.2. Планирование объема производства……………………………………........36
3.3. Эффективность функционирования предприятия…………………………..39
Список источников………………………………………………………………....43
Пути повышения эффективности производства — это комплекс конкретных мероприятий по росту эффективности производства в заданных направлениях. Основные пути повышения эффективности производства следующие; снижение трудоемкости и повышение производительности труда, снижение материалоемкости продукции и рациональное использование природных ресурсов, снижение фондоемкости продукции и активизация инвестиционной деятельности предприятий.[12, с.55]
Во всех случаях, когда повышение качества продукции, внедрение новой техники, передового опыта, техническое перевооружение и реконструкция, внедрение нового хозяйственного механизма оказывают влияние на конечные результаты работы предприятий, следует как при планировании, оценке и стимулировании деятельности трудовых коллективов, так и при экономическом анализе полностью выявить и учесть весь эффект, полученный за счет таких факторов.
Приведем все основные пути повышения эффективности в виде схемы:
Рисунок 1. Пути повышения экономической эффективности производств
Важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства, обеспечение высокой его эффективности был и остается научно-технический прогресс. До последнего времени НТП проистекал эволюционно. Преимущество отдавалось совершенствованию уже существующих технологий, частичной модернизации машин и оборудования. Такие меры давали определенную, но незначительную отдачу. Недостаточны были стимулы разработки и внедрения мероприятий по новой технике. В современных условиях формирования рыночных отношений нужны революционные, качественные изменения, переход к принципиально новым технологиям, к технике последующих поколений - коренное перевооружение всех отраслей народного хозяйства на основе новейших достижений науки и техники. Важнейшие направления НТП:
В условиях перехода к рыночной экономике, для ее начального этапа очень важны мероприятия научно-технического характера. Коллективы предприятий, их руководители главное внимание уделяют материальному стимулированию труда. Большая часть прибыли после уплаты налогов направляется в фонд потребления. Такое положение ненормально. Очевидно, по мере развития рыночных отношений предприятия начнут уделять должное внимание развитию производства на перспективу и будут направлять необходимые средства на новую технику, обновление производства, на освоение и выпуск новой продукции.
Организационно - правовая форма предприятия «Уинский хлебокомбинат ПО» - общество с ограниченной ответственностью. Форма собственности - частная. ООО «Уинский хлебокомбинат ПО» учреждено на основании Учредительного договора пайщиков (учредителей) в 1999 году. Правовое регламентирование осуществляется на основании федерального закона РФ от 8 февраля 1999 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Гражданского Кодекса РФ (Часть первая) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ.
Уставный капитал Общества поделен на доли пропорционально паям учредителей.
Местонахождение - ПЕРМСКИЙ край, УИНСКИЙ район, с. УИНСКОЕ, ул. КИРОВА, 69
Основным видом деятельности Общества является производство хлеба и хлебобулочных изделий. Предприятие производит широкий ассортимент продукции различных сортов. Разнообразие ассортимента позволяет предприятию охватить наибольшую часть рынка хлебобулочных изделий региона, максимально удовлетворить потребности покупателей. Однако, учитывая конъюнктуру рынка, Общество, в основном, делает упор на производство черных и серых хлебов. Также налажено производство макаронных изделий. Реализация продукции осуществляется через торговые сети крупных и небольших торговых фирм города Перми, а также через торговые предприятия близлежащих районов области.
Целью, согласно Уставу Общества, является извлечение прибыли из производственной и коммерческой деятельности, осуществляемой Обществом.
Основные задачи, стоящие перед организацией - увеличение объёмов производства, расширение сферы сбыта, освоение новых видов продукции.
Во главе организации стоит директор, ему непосредственно подчиняются финансовая служба, бухгалтерия, маркетинговый и технико-технологический отделы.
Финансовая служба во главе с коммерческим директором осуществляет контроль за поступлением и расходованием денежных средств, состоянием расчётов с контрагентами. Также эта служба принимает решения о займах, инвестировании и заключении договоров, связанных с урегулированием денежных обязательств. В обязанности данного подразделения входит также юридический контроль деятельности организации.
В ООО «Уинский хлебокомбинат ПО» для ведения бухгалтерского учёта создано специальное подразделение - бухгалтерия - во главе с главным бухгалтером. Согласно должностной инструкции, главный бухгалтер обязан обеспечить ведение бухгалтерского учета в полном соответствии с «Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ», планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению и другими действующими нормативными актами в области методологии бухгалтерского учета. В подчинении у главного бухгалтера находятся его заместитель, или старший бухгалтер, который отвечает за налоговый учёт, а также и пять штатных бухгалтеров, которые ведут учёт по отдельным секторам.
Технико-технологический отдел под руководством исполнительного директора курирует производственные вопросы. Заместитель директора по техническим вопросам занимается техническим обеспечением работы предприятия (ремонты, техническое обслуживание). Техник и энергетик производят все необходимые работы относительно техники.
Начальник производства отвечает за ассортимент выпускаемой продукции, технологии изготовления, сертификацию, соблюдение требуемых правил и норм и т.д. У него в подчинении находятся бригадиры, которые контролируют деятельность рабочих, отвечают за своевременную выпечку хлеба, ведут учёт отработанного времени.
Маркетинговый отдел ведёт снабженческо-сбытовую политику предприятия, осуществляет работу с контрагентами по вопросам поставок, претензий и т.д. В его ведении находятся соответственно отделы снабжения и сбыта. Первый отвечает за поставку на предприятие всех необходимых материалов и сырья, поиск наилучших ресурсов. Второй контролирует поставку продукции покупателям, исследует рынок сбыта, вносит предложения об освоении новых видов продукции или усовершенствовании уже производимых.
Владельцы предприятия (пайщики) оказывают умеренное влияние на руководство, так как из управленческого персонала только директор является пайщиком. Как следствие этого происходит недостаточно жёсткий контроль за коммерческими рисками. Руководство уделяет недостаточно внимания показателям бухгалтерской отчётности, поэтому степень готовности к исправлению ошибок в ведении финансовой политики не определена. Рекомендации внешних консультантов воспринимаются лишь частично. На предприятии существует потребность в организации системы внутреннего контроля.
В целом, организационная структура ООО «Уинский хлебокомбинат ПО» соответствует размеру и сложности бизнеса предприятия. Ответственность и полномочия подразделений формально определены руководством и документально закреплены. За децентрализованной деятельностью также осуществляется достаточно строгий контроль.
Предприятие имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе, включая имущество, предоставленное акционерами в счет оплаченных акций. Предприятие имеет право на самостоятельное распоряжение имуществом и совершение с ним сделок, не противоречащих законодательству РФ. При этом ООО «Уинский хлебокомбинат ПО» несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Предприятие не отвечает по обязательствам государства и его органов власти.
Общая площадь производственных помещений предприятия составляет 3300 м2. В ООО «Уинский хлебокомбинат ПО» представлены два основных производства: хлебобулочное и кондитерское.
Наибольший удельный вес в структуре производства хлебобулочных изделий занимает производство хлеба из муки смешанных сортов (42 – 43%), а в кондитерском производстве – производство тортов и пирожных (80,3 – 87%). Ежегодно осваиваются новые виды хлебобулочных изделий. В 2012 г. предприятием освоено производство 2 новых вида хлебобулочных изделий и 4 вида кондитерских изделий.
Несмотря на сильную конкуренцию, предприятие занимает первое место в рейтинге по кондитерским изделиям и четвертое место в рейтинге по хлебобулочным изделиям (по городу Перми). Большое влияние на реализацию хлебобулочных изделий оказывает время года. Так, например, летом покупают больше хлебобулочных изделий, а зимой – кондитерских, что связано с большим количеством садовых участков у жителей города Перми и Пермского края и началом садовых работ. В настоящее время предприятие производит 22 вида хлебобулочных изделий, 70 видов кондитерских изделий и 3 вида печенья.
По оценке торгово-промышленной палаты г Перми ООО «Уинский хлебокомбинат ПО» в настоящее время занимает около 18% местного рынка хлебобулочных и кондитерских изделий.
Предприятие имеет на балансе 7 торговых точек. Предприятие почти полностью взяло на себя расходы по доставке готовой продукции. Для быстрой доставки хлебобулочных изделий на заводе создан свой собственный автопарк.
В настоящее время у предприятия имеется около 250 каналов реализации хлебобулочных изделий. Это продовольственные магазины города Перми и прилегающих к нему районов, детские сады, школы, столовые, воинские части, собственные торговые точки. Потребителями хлебобулочных изделий предприятия являются большинство магазинов города Перми. Перед предприятием в настоящее время стоит проблема качества хлебобулочных изделий. В связи с этим заводу необходимо совершенствовать технологию производства хлебобулочных изделий, что соответственно повлечет снижение затрат на выпуск продукции и повысит размер прибыли предприятия.
Таблица 1 – Основные показатели деятельности предприятия
Показатели |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2012 г. в % к | |
2010г. |
2011г. | ||||
Выручено, тыс.руб. |
110346 |
122498 |
133564 |
121,04 |
109,03 |
Полная себестоимость, тыс.руб. |
108173 |
120098 |
131846 |
121,89 |
109,79 |
Прочие доходы, тыс.руб. |
26539 |
23741 |
29922 |
112,75 |
126,04 |
Прочие расходы, тыс.руб. |
24139 |
21568 |
28204 |
116,84 |
130,76 |
Прибыль, тыс.руб. |
2173 |
2400 |
1718 |
76,06 |
71,58 |
Уровень рентабельности, % |
1,64 |
1,69 |
1,08 |
65,86 |
63,91 |
Денежная выручка исследуемой организации за исследуемый период составила 110-133 млн. руб. в год. Рост выручки составил 121,04%. В 2012 году уровень рентабельности составил 1,08%
Таблица 2 - Состав и структура денежной выручки
Показатели |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2012г. В % к | ||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
2010г. |
2011г. | |
Денежная выручка, всего |
110346 |
100,00 |
122498 |
100,00 |
133564 |
100,00 |
121,04 |
109,04 |
в том числе от продажи: |
||||||||
черного хлеба |
42704 |
38,70 |
48877 |
39,90 |
52891 |
39,60 |
123,85 |
108,22 |
белого хлеба |
46676 |
42,30 |
50837 |
41,50 |
56230 |
42,10 |
120,47 |
110,60 |
выпечки |
20966 |
19,00 |
22785 |
18,60 |
24442 |
18,30 |
116,57 |
107,28 |
Большую часть выручки предприятия составляют доходы от продажи белых сортов хлеба. Доля данного вида дохода за рассматриваемый период незначительно снижается.
Вторым по значимости видом продукции является черный хлеб, доля доходов от которого колеблется с 38,6% в 2010 до 39,6% в 2012 году.
Информация о работе Понятие экономической эффективности производства