Потребности и их роль в экономической жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

Для удовлетворения потребностей необходимы блага. Соответственно экономические потребности это те, для удовлетворения которых необходимы экономические блага. Другими словами экономические потребности – та часть человеческой нужды, для удовлетворения которой необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Отсюда можно сделать вывод, что любой человек нуждается в экономической сфере для удовлетворения хотя бы его первичных потребностей. Любой человек, будь то знаменитость, ученый, певец, музыкант, политик, президент, прежде всего, зависит от своего природного начала, а значит касается экономической жизни общества, и не может создавать, творить, руководить не касаясь экономической сферы.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
1.Сущность и общая характеристика потребностей…………..5
2.Виды и классификации потребностей………………………...9
3.Взаимосвязь потребностей и производства…………………..19
4.Роль потребностей и интересов в повышении активности экономических субъектов…………………………................................28
Заключение…………………………………………………….......32
Список литературы……………………………….……………….34

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 55.68 Кб (Скачать файл)

Решающую роль в этом играет общественная среда, в которой находится  и воспитывается человек. Этот вид  потребностей зависит от воспитываемой  обществом индивидуальности.

В зависимости от сферы  жизнедеятельности человека, в которой  проявляются личные потребности, выделяют две группы личных потребностей –  материальные и духовные.

Материальные потребности  возникают в сфере материальной жизнедеятельности человека. В качестве объекта таких потребностей выступают  материальные блага и услуги (продукты питания, предметы одежды, жилище и  домашняя обстановка, коммунальные и  бытовые услуги и т. п.)

Материальные потребности  отличаются от физических. Первые –  часть физических потребностей, которая  удовлетворяется с помощью материальных благ и услуг (например, потребность  в пище, жилье, одежде и т. п.). Помимо них физические включают в себя и  чисто физиологические, например потребность  в двигательной активности, сне и  т. п. Они могут удовлетворяться  и без участия материальных благ и услуг.

Духовные потребности  связанны с духовной деятельностью  человека, под которой понимается не только интеллектуальная, но и любая  деятельность, порождаемая внутренним состоянием человека. С этой точки  зрения духовные потребности шире интеллектуальных. Их удовлетворение обеспечивает, если так можно сказать, духовное воспроизводство  человека.

Круг таких потребностей человека весьма разнообразен. Это  и потребности в пользовании  культурными ценностями (включая  памятники архитектуры, живопись, концертно-исполнительскую деятельность и т. п.), и потребности в эстетическом наслаждении (которые могут удовлетворяться как материальными благами, созданными трудом человека, так и природой), и, говоря словами Ф. Энгельса, непреходящая потребность человеческого духа – преодолеть все противоречия.

В зависимости от степени  конкретизации все потребность  подразделяются на общие и конкретные.

Общие потребности, вытекающие из какого-либо вида жизнедеятельности  человека. К ним относятся, например, потребности в пище, одежде, жилье, в образовании, информации и т. д. Каждый вид общих потребностей может  удовлетворяться различными наборами конкретных благ и услуг.

Конкретные потребности  – потребности, объектом которых  служат отдельные блага и услуги. Например, потребность в хлебе, мясе, в мебели, телевизорах, книгах и т. п.

Общие и конкретные потребности  тесно взаимосвязаны между собой. Каждая общая потребность как  бы распадается на ряд конкретных, складывается их них. С другой стороны, набор отдельных конкретных потребностей может составить одну общую.

В зависимости количественной определенности и возможностей удовлетворения всю совокупность потребностей подразделяют на абсолютные, действительные, платежеспособные и удовлетворенные.

Абсолютные потребности  выражают желание обладать товарами. Они не ограничены возможностями  производства, ни доходами потребителей, носят абстрактный характер, не связаны с конкретными предметами потребления.

Действительные потребности  формируются в рамках достигнутого уровня производства. Они, как и абсолютные, не ограничены платежеспособными возможностями  потребителей. Но в отличие от абсолютных носят конкретный характер, т. е. направлены на определенный предмет или услугу, которые производятся и предлагаются потребителям.

Платежеспособные потребности  определяются платежеспособными возможностями  потребителей. Этим они отличаются от абсолютных и действительных потребностей. Но, как и абсолютные, платежеспособные потребности носят абстрактный характер, т. е. отражают абстрактное желание обладать товарами вообще (в рамках, имеющихся у потребителей платежеспособных возможностей) без увязки с каким-либо конкретным товаром.

Платежеспособные потребности, как правило, выносятся на рынок  и принимают форму платежеспособного  спроса.

Удовлетворенные потребности  – потребности, которые фактически удовлетворяются благами и услугами. Удовлетворение их зависит от достигнутого уровня развития производства и платежеспособных возможностей потребителей. Платежеспособные потребности превращаются в удовлетворенные, когда на рынке есть достаточно количество товаров и услуг, соответствующих  по своим потребительским свойствам  требованиям покупателей. В противном  случае они остаются неудовлетворенными.

Между абсолютными, действительными, платежеспособными и удовлетворенными потребностями существует определенная взаимосвязь.

Абсолютная потребность  под влиянием достигнутого уровня производства превращается в действительную. Последняя  в результате распределения общественного  продукта принимает форму платежеспособной, которая затем выносится на рынок  и удовлетворяется благодаря  покупке и потреблению товаров  и услуг. Часть потребностей населения  по разным причинам остается неудовлетворенной. В качестве таких причин выступает  недостаточный уровень развития производительных сил, нехватка отдельных  товаров или услуг, недостаточный  уровень доходов потребителей и  т. д.

По мере роста общественного  производства, совершенствования производственных отношений все большая часть  неудовлетворенных потребностей удовлетворяется. Но вместе с тем появляются все  новые неудовлетворенные конкретные потребности.

По степени рациональности потребности разделяют на разумные и иррациональные.

Разумные (рациональные) потребности  – потребности, соответствующие  научным представлении о потреблении  благ и услуг, необходимых для  поддержания здорового образа жизни  человека, всестороннего гармоничного развития личности. Они определяются уровнем производительных сил и  формируются в соответствии с  законом возрастающих потребностей с учетом особенностей его действия в конкретных условиях общественного  воспроизводства. Разумные потребности  в питании складываются еще и  на основе знаний и достижений естественных наук: физиологии, биологии, медицины –  и формируются наукой о питании.

Иначе говоря, разумные потребности  – это общественно полезные потребности. Их удовлетворения обеспечивает раскрытие  физических, духовных и творческих способностей человека.

Разумные потребности  – категория, трудно поддающаяся  количественному выражению. Тем  не менее, размеры конкретных материальных потребностей можно условно определить с помощью рациональных норм и нормативов.

Однако все эти рациональные нормы и нормативы (за исключением, пожалуй, рациональных норм потребления  продуктов питания, которые строятся на основе относительно точных данных науки о питании) носят весьма приблизительные и условный характер. Но за неимением ничего лучшего они  все же используются сейчас для определения  границ разумных потребностей в отдельных  товарах, а так же для расчетов степени удовлетворения этих потребностей (хотя и носят в значительной мере условный характер).

3Иррациональные потребности – потребности, выходящие за рамки разумных, принимающие гипертрофированные, иногда извращенные формы.

Отдельные подобные потребности  могут складываться у довольно широкого круга людей. Наибольшее распространение  такой иррационализм получил  по отношению к питанию. С этим связанно ожирение, нарушение обмена веществ в организме и появляющиеся по причине этого болезни. Сюда относятся  и наркотики, относящиеся к «черному рынку». Легальная же продажа водки  и сигарет приносит большие доходы и с экономической точки зрения не приносит вреда.

Любая личная потребность  имеет общественный характер. Причем для статистики можно подсчитать, например, сколько стирального порошка  в среднем расходуется регионом за год. В тоже время государство, заботясь о здоровье общества, может  начать рекламу витаминизированных напитков, и в результате покупатель предпочтет именно этот вид напитка. Поэтому личные потребности по-другому  называются потребности населения.

Формирование и развитие общественных потребностей

Понятие «формирование потребностей»  населения в теории и практике рассматривается в двух аспектах: во-первых, как объективный процесс  их развития, во-вторых, как определенный вид деятельности общества и государства.

В первом значении оно характеризует  объективный процесс движения потребностей, определяемый законом их возвышения; во втором – выступает как вид  целенаправленного воздействия  общества и государства на воспитание гармонично развитой личности.

При анализе формирования потребностей как объективного процесса важно правильно выявить определяющие его факторы.

Факторы формирования потребностей – условия и обстоятельства, под  влиянием которых складываются и  развиваются потребности населения.

Эти факторы подразделяют на объективные и субъективные.

К объективным факторам относятся  те, которые действуют независимо от воли и сознания людей и являются внешними по отношению к самому человеку как носителю или субъекту потребностей. К ним относятся социально- экономические  и культурно-бытовые условия жизни  населения в данной стране, от которых  непосредственно зависят степень  развитости потребности и возможности  их удовлетворения; уровень развития производительных сил и производственных отношений, определяющий условия жизни  населения; уровень общественного  производства и научно-технического прогресса; интенсивность его проникновения  в сфере личного потребления; природно-климатические условия; половозрастной состав населения, численность семей, их состав и т. п.

Субъективные факторы  зависят от самого индивида, психофизиологических особенностей личности. Это мнения, предпочтения и вкусы человека, его  наклонности, привычки и т. п. Однако, как известно из социологии, и они  формируются в определенной социальной среде, которая существенно на них  влияет.

Процесс формирования и развития личных потребностей характеризуются  определенными закономерностями. Различают  общие закономерности формирования и развития потребностей и специфические.

Общие закономерности формирования потребностей присущи любому общественному  строю и проявляются на всех этапах развития человеческого общества, например рост общих размеров потребностей, качественное их возвышение и совершенствования.

Специфические характеризуют  отдельные стороны развития личных потребностей, в том числе те, которые присущи определенным общественно - экономическим формациям.

Средства формирования потребностей рычаги, с помощью которых государство и общество целенаправленно воздействует на процессы развития потребностей. К ним относятся: воспитательно-пропагандистская деятельность, рекламные мероприятия, имеющие цель возбудить и сформировать потребность в конкретном товаре и услуге. Использование различных методов воздействия на потребителя предполагает знание мотивов его поведения, вкусов предпочтений.

Специфика современного спроса такова, что экономически не выгодно  выпускать товар, рассчитанный на универсальный  уровень требований. Целесообразно  создание таких изделий, которые  отвечали бы специфическим требованиям  определенного контингента потребителей в зависимости от демографических  характеристик, условий проживания, климатических и бытовых особенностей.

Например, нет смысла строить салон модной одежды в городских трущобах, или продавать кондиционеры на Калыме или на Аляске.

Можно достаточно эффективно использовать дифференцированный подход к изучению, удовлетворению и формированию спроса различных категорий потребителей на основе так называемой сегментации  рынка, которая рассматривает рынок  не как однородную массу, а как  сумму сегментов (секторов), в каждом из которых проявляется особый характер спроса.

Сегментация рынка предполагает проведение работ по типологии потребителей, т. е. выявлению важнейших типов  потребителей и их специфических  требований в зависимости от демографических, социально-экономических, психологических  и других различий. Например, исследования в области формирования спроса населения  на одежду свидетельствует о наличии  двух основных возрастных групп, предъявляющих  различные требования к современной  одежде. Так первая группа – молодежная – предъявляет повышенные требования к эстетическим параметрам, внешнему виду предметов одежды, ее соответствию моде и т. п.

Вторая группа люди старших  возрастов – предпочтение отдает удобству одежды, применяемым материалам. В данном случае стоит позаботиться и о дизайне магазина, возрасте, поле и внешним данным продавца. То есть необходимо просчитать все, исходя из потребностей той части общества с которой имеет дело магазин, салон или отрасль.

Некоторые виды потребностей, в каком либо обществе формируются годами.

Они передаются из поколения  в поколение и укореняются  в подсознании членов общества. На это влияет множество факторов, в  том числе и общественное устройство, какие-то природные ресурсы, идеология. Имеют место традиции и обычаи. Все это относится к неценовым  факторам изменения спроса.

Информация о работе Потребности и их роль в экономической жизни общества