Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:09, курсовая работа
В наше время остро встает проблема экономической безопасности России. Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство.
Для создания и поддержания необходимого
уровня защищенности объектов безопасности
в Российской Федерации разрабатывается
система правовых норм, регулирующих
отношения в сфере
Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения-безопасности.
Обеспечение безопасности осуществляется на основании принципов: законности; соблюдения балансов жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимной ответственности личности, общества и государства в вопросах обеспечения безопасности; интеграции с международными системами безопасности.
При обеспечении безопасности не допускается
ограничение прав и свобод граждан,
за исключением случаев, прямо предусмотренных
законом. Граждане, общественные и иные
организации и объединения
Систему безопасности Российской Федерации
образуют органы законодательной, исполнительной
и судебной власти, государственные,
общественные и иные организации
и объединения, граждане, принимающие
на законном основании участие в
обеспечении безопасности, а также
законодательство, регламентирующее отношения
в сфере безопасности. Согласно ст.
8 Закона РФ «О безопасности» создание
органов обеспечения
11. «Административное право», Москва, Юристъ, 2000г стр75
12.«Национальная безопасность: ценности, интересы и цели» //Военная мысль - 2005г - №6 - стр43
Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации. Президент Российской Федерации возглавляет Совет безопасности Российской Федерации.
Совет безопасности Российской Федерации
является конституционным органом,
осуществляющим подготовку решений
Президента Российской Федерации в
области обеспечения
Совет безопасности Российской Федерации
рассматривает вопросы
Следующим понятием, которое необходимо обозначить является «управление в органах безопасности».
Управление в специальных
Оно характеризуется следующими признаками:
1)
выполнение общезначимых
2)
нормативно распорядительное
3)
подзаконный характер
4)
использование властных
5)
непрерывный и оперативный
6)
осуществление
7)
установление юридико-
13.«Курс административного
8)
применение мер юридической
9)
деятельность иерархически
10) профессиональный персонал;
11) административное усмотрение.
Вообще назначение управления состоит
в упорядочении тех либо иных заранее
уже заданных (реально существующих)
технических, биологических и социальных
систем. А назначение управления в
специальных органах
1)
созданные заранее формальные
системы управления в
2)
отрегулированные в ходе
3) обновленные при необходимости формальные системы управления в организационных звеньях;
4)
подобранные наиболее
5)
профессионально
6)
заинтересованные в
7)
обеспеченные ресурсами для
8) оцененные в ходе служебной деятельности исполнители;
9)
спланированные заранее
10)
оцененные по завершении
Организация управления в специальных органах безопасности строится в соответствии с существенными правилами управленческой деятельности (принципами), соблюдая которые руководители могут формировать, поддерживать и развивать необходимые условия, достаточные для успешности служебной деятельности исполнителей, функционирования
14. См.: «Основы управления в органах
безопасности» В.И.Махинин,
различных организационных звеньев.
Под «правовыми основами управления»
понимается правовая регламентация, т.е.
организационная формализация статуса
систем управления и процессов их
функционирования путем установления
правовых правил, с помощью которых
создаются, поддерживаются и развиваются
организационные условия
Одни нормы закрепляют должное поведение различных субъектов, от которого они не имеют права уклоняться при наступлении определенных ситуаций. Диспозиции этих норм содержат предписания. Другие - определяют границы и содержание возможного поведения субъектов. Их диспозиции содержат дозволения. Третьи - запрещают определённые деяния. Содержанием их диспозиций являются запреты.
Одна из наиболее важных составляющих правовой регламентации вообще есть правовая регламентация организационно - правового статуса систем управления, которая осуществляется с помощью правовых актов, основными из которых являются положения, должностные инструкции и штаты.
Положения - правовые акты, определяющие порядок образования и правовое положение, обязанности и права, строение и организацию функционирования органов безопасности или их подразделений.
Различные положения могут быть
типовыми и индивидуальными. Типовые
положения подготавливаются для
однотипных организационных звеньев:
органов безопасности ил их подразделений.
При наличии типовых
Все положения можно разделить на два основных класса:
1)
положения об органах
2)
положения о подразделениях
Положения
об органах безопасности - это правовые
акты, определяющие организационно - правовой
статус государственных бюджетных
центральных органов
Содержание текстов положений об органах безопасности может включать в свой состав следующие разделы:
15. «Основы управления в органах
безопасности» В.И.Махинин,
1) общие положения;
2) основные задачи и функции;
3) права и обязанности;
4) руководство;
5) взаимоотношения и связи;
6)
контроль и ревизия
7) реорганизация и ликвидация.
Кроме того, в органах безопасности
могут создаваться и
И, наконец, самостоятельное значение могут иметь нормативные акты (инструкции либо методические рекомендации), определяющие порядок: Формирования, применения и оценки управленческих решений; приема и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан; подготовки и проведения заседаний коллегий, советов, различных совещаний и т.д.
К определению «специальные органы»
следует подходить очень
Под специальными органами принято
понимать государственные органы, созданные
и действующие с целью защиты
национальных интересов и безопасности
как внутри страны, так и на международной
арене, уполномоченные заниматься оперативно-
розыскной деятельностью в
Это наиболее острый инструмент государственной
власти, обеспечивающий политическое
руководство объективной
16.
«Основы управления в органах
безопасности» В.И.Махинин,
органов, является использование в своей деятельности специальных сил и средств, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством. Все многообразие специальных органов условно можно разделить на два основных вида.
Первый - специальные органы, занимающиеся
сбором оперативной информации с
последующим предоставлением её
правительственным, правоохранительным
и иным структурам; осуществлением
негласного контроля за разведывательно-подрывными
и иными враждебными
К
специальным органам подобного
типа можно отнести ВЧК в первые
месяцы её деятельности, когда она
исключительно выполняла
Второй
вид специальных органов
Специальные органы получают информацию не только агентурным путем, но и с использованием технических средств, а также специфических методов, присущих только секретным службам, таких как «перлюстрация корреспонденции, негласный обыск, досмотр помещений, шифрование т.д.»
Как уже было отмечено выше, характерной особенностью специальных органов является использование ими в своей практической деятельности специальных форм и методов, которые не применяются другими органами власти и управления. Речь идет, прежде всего, об использовании агентуры, т.е. лиц, «...которые конспиративно (тайно), добровольно либо вынужденно, на постоянной или временной основе выполняют поручения спецслужб, не являясь их кадровыми сотрудниками. Именно вербовка и использование агентуры позволяют спецслужбам проникнуть к важнейшим секретам другой стороны. Эта деятельность называется агентурно - оперативной».
Специальные органы получают информацию не только агентурным путем, но и с использованием технических средств, а также специфических методов,
17.«Основы управления в
присущих только секретным службам, таких как «…перлюстрация корреспонденции, негласный обыск, досмотр помещений, шифрование и т.д.»
На отдельных этапах истории в арсенал спецслужб входили такие острые методы, как террористические и диверсионные акты, дезинформирование и компрометация политических противников. Специальные органы можно условно разделить по направленности их деятельности и предмету устремлений.
Так, в числе основных видов разведывательных
служб, вектор которых направлен
вне государства, в большинстве
государств выделяются военно-политическая
и военно-стратегическая военная
разведка. В частности в России
к ним относятся Главное
Службы внутренней безопасности в
различных государствах мира представлены
контрразведкой, политическим сыском,
а также ведомствами