Предпринимательство как необходимый элемент рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2012 в 00:33, курсовая работа

Краткое описание

Данную цель можно достичь путем решения ряда задач, к числу которых можно отнести следующие:
- Изучение и анализ общетеоретических основ предпринимательства, как экономической категории;
- Рассмотрение взаимоотношений предпринимательства и государства в аспекте его государственного регулирования;
- Освещение проблем и перспектив развития предпринимательства в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3


1. Теоретические основы предпринимательской деятельности в рыночной экономике
1.1 Ретроспективный анализ роли предпринимательства с точки зрения различных экономических школ……………………………………..………….5
1.2 Сущность и функции предпринимательства как метода хозяйствования в рыночной экономике...…………………………………………………………..10

2. Предпринимательская деятельность в зарубежных странах
2.1 Особенности предпринимательства в странах с классической рыночной экономикой (на примере экономики США, Германии и Франции…………………………………………)…..…………..………………15
2.2 Роль предпринимательства в экономике развивающихся стран (на примере экономики Стран Африки)…………………………………….……...18

3. Особенности становления предпринимательской деятельности в российской экономике
3.1 Оценка роли предпринимательства в становлении российской экономики ………………………………………………………………….…………………24
3.2 Проблемы предпринимательства в современной российской экономике и пути их решения…………………………………………………………………25

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованных источников…………………………………..……….32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 76.60 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет экономики и управления

 

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ  РАБОТА

                                                                                                  

По дисциплине « Экономическая  теория »

 

Предпринимательство как необходимый элемент рыночной экономики

                                                                          ОГУ 230700.62.5012.381 ОО

 

 

 

 

Руководитель работы:

к.э.н.

_____________А.В. Гривко 

«____»______________2012 г.

Исполнитель:

Студент группы 11 ПИ(б) Мен

_____________Л.А. Зибров

«____»______________2012 г.


 

Оренбург 2012

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

 

1. Теоретические основы предпринимательской деятельности в рыночной экономике

1.1 Ретроспективный анализ роли предпринимательства с точки зрения различных экономических школ……………………………………..………….5

1.2 Сущность и функции предпринимательства как метода хозяйствования в рыночной экономике...…………………………………………………………..10

 

2. Предпринимательская деятельность в зарубежных странах

2.1 Особенности предпринимательства в странах с классической рыночной экономикой (на примере экономики США, Германии и Франции…………………………………………)…..…………..………………15

2.2 Роль предпринимательства в экономике развивающихся стран (на примере экономики Стран Африки)…………………………………….……...18

 

3. Особенности становления предпринимательской деятельности в российской экономике

3.1 Оценка роли предпринимательства в становлении российской экономики  ………………………………………………………………….…………………24

3.2 Проблемы предпринимательства в современной российской экономике и пути их решения…………………………………………………………………25

 

Заключение……………………………………………………………………….30

 

Список использованных источников…………………………………..……….32

Приложение………………………………………………………………………34

 

Введение.

Конституция большинства стран  мира закрепляет право каждого гражданина свободно использовать свои способности  и имущество для предпринимательской  и иной не запрещенной законом  экономической деятельности. Таким  образом, свободное осуществление  предпринимательской деятельности является элементом конституционного принципа экономической свободы.

Значение предпринимательства  в современной рыночной экономике  трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка.

Предпринимательство становятся неотъемлемым звеном в структуре  общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое  развитие общества и рост эффективности  производства.

Актуальность темы исследования

Необходимость переоценки роли предпринимательства с учетом структурных  сдвигов в отраслях массового  производства и смены ориентации в потребительских требованиях, предъявляемых к современному товару, изменения в уровне развития современной  техники и технологии.

Степень изученности

С одной стороны наукой накоплен огромный опыт по таким проблемам  как предпринимательство и рыночная экономика. С другой стороны, несмотря на это малоизученными остаются важнейшие  ее аспекты – механизмы саморазвития предпринимательства и его роль в обеспечении развития рыночной экономики.

Цель исследования

Анализ предпринимательства  как элемента рыночной экономики. В  этой связи в работе определена экономическая  сущность предпринимательства, показано системное представление о предпринимательстве  не только с точки зрения производительных сил, но и отношений собственности  и роли наемного труда.

Данную цель можно достичь  путем решения ряда задач, к числу  которых можно отнести следующие:

- Изучение и анализ общетеоретических основ  предпринимательства, как экономической категории;

- Рассмотрение взаимоотношений  предпринимательства и государства в аспекте его государственного регулирования;

- Освещение проблем и перспектив развития предпринимательства в России.

Объект исследования

Предпринимательство как  метод хозяйствования в рыночной экономике.

Предмет исследования

Формы предпринимательства  в рыночной экономике.

Задачи работы

Рассмотреть сущность и формы  предпринимательства, учесть их особенности  в условиях рыночной экономики, сделать  анализ материала, сделать выводы по проблемам связанным с предпринимательством и предпринимательской деятельностью.

Методы

В качестве используемой методологии  изучения данного явления примем системный анализ и синтез.

 

1. Теоретические  основы предпринимательской деятельности  в рыночной экономике.

1.1 Ретроспективный  анализ роли предпринимательства  с точки зрения различных экономических  школ.

Предпринимательство - неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого - свободная конкуренция. Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма, который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и источника своего процветания.

В докапиталистическую эпоху  место предпринимателя в обществе и отношение к нему сограждан были неоднозначными. В античные времена и в эпоху господства христианской церковной идеологии деятельность торговца, купца и любого делового человека рассматривалась как недостойная, мерзкая и греховная. Аристотель считал более достойным образ жизни философа, нежели деятельность торговца, которому недостает внутреннего покоя. Ф. Аквинский утверждал, что профессия купца несет в себе печать морально-этической неполноценности.

Негативное отношение  к предпринимателю усугубили  также писания Ветхого Завета и учение Иисуса Христа о богатстве. Однако при оценке их надо иметь  в виду, что под богатством в Библии понималось бесплодное расточительство. Такой взгляд не соответствует современному пониманию богатства как результата творческого вклада в рост благосостояния на базе предпринимательской инициативы. Обогащение одних за счет нищеты других, осужденное в Священном Писании, встречается сегодня не столько в странах развитых рыночных экономик, сколько в некоторых развивающихся странах, а отчасти и в России. Этому есть несколько объяснений.

Враждебное отношение  многих средневековых философов и богословов к предпринимательству было обусловлено тем, что в тот период господствующей формой производства все еще оставалось натуральное хозяйство и предпринимательским функциям пока еще отводилась малозаметная роль. Кроме того, спокойная жизнь и деятельность старательного земледельца считалась идеалом человеческого существования, в то время как предприниматель, будучи в постоянном поиске, ломая устоявшиеся привычки, был прямой противоположностью крестьянскому консерватизму.

Ричард Кантильон первый обратил внимание на расхождения  спроса и предложения и нарушения  рыночного равновесия, которые позволяют  отдельным людям извлекать спекулятивный  доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых  решений.

Около 1800 года крупный французский  экономист Жан Батист Сэй следующим образом охарактеризовал предпринимателя: "Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностью и результативностью".

Даже основатели классической политической экономии не видели особого смысла в предпринимателе, так как, по их мнению, экономический процесс осуществляется сам по себе, на основе принципа "невидимой руки". По их схеме предприниматель может выступать в качестве либо собственника (А. Смит), либо инвестора (Д. Рикардо). Иных функций за предпринимателем они не признавали.

Взгляды классиков явились  одним из отправных пунктов марксистской концепции предпринимательства. К. Маркс видел в предпринимателе лишь капиталиста, который вкладывает свой капитал в собственное предприятие и на разнице между стоимостью созданной наемными работниками продукции и суммой выплаченной им заработной платы имеет прибыль, Это, по мнению К. Маркса, свидетельство эксплуататорской сущности предпринимательства, его социального паразитизма, и поэтому оно должно быть ликвидировано наряду с другими устоями капиталистической системы хозяйства.

Лишь много позже, на рубеже XIX и XX вв., экономисты признали решающее значение предпринимательства для  экономического прогресса. А. Маршалл  добавил к трем классическим факторам производства - труду, земле, капиталу - четвертый - организацию, а И. Шумпетер в книге "Теория экономического развития" (1912 г.) дал этому фактору современное его название - предпринимательство.

Красочную характеристику предпринимательства  можно встретить в работах  немецкого экономиста В. Зомбарта. Предприниматель, по Зомбарту, - это завоеватель (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), организатор (умение соединять многих людей для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной - рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.

Следующий этап развития теории предпринимательства - работы Найта и Фон Тюнена. Их заслуга заключается в подробной характеристике самого предпринимателя, как обладателя особых качеств. Кроме того, они проанализировали предпринимательский риск и предпринимательский доход. Эти же вопросы рассматривались Мизесом, Хайеком и Кришнером. В современных трактовках предпринимательства выделяются следующие моменты:

- Умение организовать и управлять производством;

- Инициативная, новаторская деятельность;

- Рисковая деятельность;

Наиболее полное современное  определение предпринимательства  дают Хизреч и Питерс в своей книге "Предпринимательство". Аналогичное определение предпринимательства дано у Стаддарта в книге "Ключи к миру бизнеса". В целом, скомпонованное определение выглядит так:

"Предпринимательство  - это новаторская инициативная  деятельность субъектов собственности,  направленная на создание экономических  и организационных условий с  целью производства материальных  благ и услуг и получения прибыли".[1]

Таким образом, основными  чертами предпринимательства являются:

- Инициативная деятельность.

- Новаторская деятельность.

- Деятельность по организации и управлению производством.

- Рисковая деятельность.

- Получение предпринимательского дохода.

Однако наибольший вклад  в разработку теории предпринимательства, исследование его природы и функций  внес именно И. Шумпетер. Он называл предпринимателем того организатора производства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации: "Быть предпринимателем - значит, делать не то, что делают другие... и не так, как делают другие". К функциям предпринимателя И. Шумпетер относит:

- Создание нового, еще не знакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами;

- Введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства;

- Завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;

- Использование нового вида сырья или полуфабрикатов;

- Введение новой организации дела, например, монопольного положения или, наоборот, преодоление монополии.[2]

Борясь с рутиной, осуществляя  нововведения и обеспечивая экономический рост, предприниматель становится, по словам И. Шумпетера, "созидающим разрушителем". Разработанная И. Шумпетером идея творческого предпринимателя является самым известным и точным определением сути предпринимательства.

Данная характеристика, конечно, не является исчерпывающей. Впоследствии Г. Брифс сформулировал еще одну важную функцию предпринимателя - слежения за ценами и издержками, а также за пропорциональным их соотношением. Р. Коуз также выделял этот аспект деятельности предпринимателя. В статье "Природа фирмы" он подчеркивал, что предприниматель - это лицо, которое в конкурентной системе направляет производство, выполняя роль механизма цен .[3]

Информация о работе Предпринимательство как необходимый элемент рыночной экономики