Приватизация и ее формы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы заключается в изучении приватизации, ее форм и социальных последствий преобразования отношений собственности в России.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие и основные формы приватизации.
2. Определить результаты и социальные последствия экономических реформ 90-х гг. в России.
В работе применялись следующие методы исследования :
- изучение научной литературы по выбранной тематике;
- обобщение и анализ изданий периодической печати по теме;
- сравнение и синтез.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ 8
1.1. Понятие и предпосылки приватизации 8
1.2. Первый этап - чековая приватизация 11
1.3. Второй этап - денежная приватизация 14
2. РЕЗУЛЬТАТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ 90-Х ГГ. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ГЛОССАРИЙ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 995.50 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Тема: Приватизация и ее формы в России
  2. Срок сдачи курсовой работы: _______________________________________
  3. Краткое содержание курсовой работы: Понятие и основные этапы приватизации. Первый этап – чековая приватизация. Второй этап – денежная приватизация. Результаты и социальные последствия экономических реформ 90 – х гг.
  4. Дата выдачи темы: ___________________________________________________

 

Задание выдано ____________________________       _____________________

«_____» __________    200___ г.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В 90–е годы 20 века Россия прошла свой особый исторический путь, тот путь, который не вписывается в общую тенденцию мирового развития. В это время в нашей стране проводились рыночные преобразования, происходило становление различных форм собственности, получила свое признание частная собственность. После долгих лет господства государственной собственности и отчуждения личности от собственности и власти в России стало формироваться гражданское общество, субъектами которого являются люди - собственники того или иного имущества. Естественно, что в настоящее время все эти процессы нельзя считать завершенными [3, c. 11].

Проведение рыночных преобразований, введение многообразия форм собственности  и их равной правовой защиты создают  материальные предпосылки для формирования в Российской Федерации гражданского общества, ставят заслон всевластию государства, освобождают личность и устанавливают пределы государственного вмешательства в отношения собственности. Разумеется, это может произойти только при установлении демократического политического режима.

В России процесс приватизации начался  не сразу, ему предшествовал комплекс подготовительных мер идеологического  и правового характера. Точно  так же с завершением приватизационных программ реформа собственности  в переходной экономике в самом  широком смысле не завершается, но лишь получает мощный старт, ибо только после  приватизации как некоторого набора технических мероприятий начинается постепенное формирование устойчивой и эффективной системы прав собственности.

Существенно важную роль при этом играла трансформация отношений собственности. Несомненно, она осуществлялась в двух взаимосвязанных аспектах, с одной стороны - с учетом исторических, национальных, демографических и других особенностей и традиций российского общества; с другой стороны – в русле главной тенденции общемировой трансформации собственности, выражающейся в преодолении однодоминантной (преимущественно частной) и в переходе к смешанной структуре отношений (форме) собственности. Все эти обстоятельства свидетельствуют об актуальности темы исследования.

Широко освещена данная проблема в  литературных источниках до 2000 года в трудах отечественных авторов Л.М. Абалкина, В.М. Козырева,  В.И. Жукова, А. Левитова, Е. Ясина и других. Однако последствия приватизации стали очевидны только сейчас. Поэтому так важен анализ событий и последствий приватизации.

Цель нашей работы заключается  в изучении приватизации, ее форм и социальных последствий преобразования отношений собственности в России.

Задачи работы:

1. Рассмотреть понятие и основные формы приватизации.

2. Определить результаты и социальные  последствия экономических реформ 90-х гг. в России.

В работе применялись следующие  методы исследования :

- изучение научной литературы  по выбранной тематике;

- обобщение и анализ изданий  периодической печати по теме;

- сравнение и синтез.

Практическая значимость работы состоит в том, что дает представление о приватизации, как важнейшем событии в экономике России 90-х годов и может быть использована как познавательный и учебный  материал.

 

1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

1.1. Понятие и предпосылки приватизации

 

Вне зависимости от содержательных оценок рассматриваемого процесса, 1992 год вошел в историю России как год старта крупномасштабной реформы в сфере отношений  собственности на основе разработанного приватизационного законодательства. Если годы 1993-1994 стали годами интенсивного наращивания "критической массы" соответствующих количественных преобразований, то для 1995-1998 гг. стали характерны в сущности неудачные попытки перехода к новой - “денежной” - приватизационной модели [3, с. 24].

Как известно, стержнем российской приватизационной программы стала модель массовой приватизации, которая объединила широкомасштабную корпоратизацию (сторона предложения) и распределение приватизационных чеков (смотри приложение) среди граждан России (сторона спроса). Важными элементами этой модели стали закрытая подписка на акции среди инсайдеров, система чековых аукционов и система посредников - чековых инвестиционных фондов. Его важнейшим итогом - с точки зрения перспектив развития новой системы прав собственности - стало формирование новых институтов: корпоративный сектор экономики (более 30000 АО), рынок корпоративных ценных бумаг, система институциональных инвесторов, около 40 млн. формальных акционеров по итогам массовой приватизации [8, с. 77].

Нерешенные в рамках модели 1992-1994 гг. задачи - прежде всего реструктурирование предприятий и привлечение инвестиций - требовали формирования такой приватизационной модели, которая хотя бы частично могла  компенсировать предприятиям по сути внеэкономические методы продаж на первом этапе. Одновременно в результате массовой приватизации 1992-1994 гг. в распоряжении государства осталось беспрецедентное количество пакетов акций предприятий, проблема продажи которых стала ключевой как для собственно приватизационной политики 1995-1998 гг., так и для интенсивного лоббирования в этой сфере. К началу 1998 г. в собственности государства оставалось около 11 000 непроданных по разным причинам пакетов акций (от наиболее мелких до контрольных) и около 5 000 пакетов акций (включая “золотую акцию”), закрепленных в федеральной собственности [2, с. 51].

Тем не менее, с началом “денежного”  этапа доминирующей стала задача максимизации доходов федерального бюджета, поэтому дилемма “инвестиции - бюджет” в 1995-1998 гг. была решена в пользу последнего. В целом применительно к 1995-1998 гг. непосредственно в сфере приватизации можно говорить о трансформации единой приватизационной политики в спонтанный процесс “сброса” остаточных пакетов акций, который переходит на региональный уровень. Для этого периода стало характерным также использование квази-приватизационных инструментов для привлечения политических союзников среди региональной элиты и крупнейших финансовых группировок. Продолжался и процесс консолидации и интенсивного дальнейшего перераспределения собственности между крупнейшими финансовыми альянсами и компаниями - естественными монополиями.

Проблема преобразования отношений  и структуры собственности - одна из важнейших в любой из стран с переходной экономикой. Уже сама по себе роль собственности в качестве основы системы хозяйства обусловливает системный характер как преобразований в этой сфере, так и реформ в целом в рамках переходной экономики. В этом, в частности, заключается принципиальное отличие приватизационного процесса как квинтэссенции реформы собственности в постсоциалистических странах от любых мероприятий в области приватизации, которые осуществляются в государствах Запада и в развивающихся странах [4, с. 183].

В частности, опыт России 90-х гг. показывает, сколь сложным и длительным является этот путь: от административной экономики, в которой права собственности фактически не определены, через по сути “директорскую” приватизацию и осуществление модели массовой приватизации, через первоначальное формальное закрепление прав собственности, через перераспределение этих прав, через первые конфликты на почве такого перераспределения, к определенной стабилизации структуры собственности, к непростому поиску дальнейших путей становления долгосрочных эффективных собственников.

Хорошо известно определение приватизации как процесса продажи (передачи) частному сектору (физическим и негосударственным  юридическим лицам) полностью или  частично имущества (активов) госпредприятий. В определенном смысле синонимом такой трактовки приватизации является понятие “денационализация”. Эта трактовка наиболее характерна для идеологии, заложенной в российскую модель. Некоторые исследователи включают в это определение также и процесс модификации управленческой модели госпредприятия без отчуждения имущественных прав - то есть на основе подряда, аренды, контрактов, полного либо частичного изменения юридического или финансового статуса госпредприятия. Синонимом такой трактовки в значительной мере является понятие “разгосударствление”.

В результате приватизационных процессов  в России свершилось главное и  еще недавно казавшееся невероятным: произведено разделение собственности, а также возник субъект владения - Государственный комитет имущества  и его территориальные органы. В России появилась собственность во всей полноте этого понятия. В России теперь более 40 млн. номинальных собственников, приватизированы 80 тыс. (из 120 тыс.) малых и 12-14 тыс. (из 80 тыс. предназначенных к приватизации) средних и крупных предприятий. (Для сравнения: в бывшей ГДР приватизировали 100 тыс. предприятий, что в пересчете на население в 10 раз больше, чем в России). В казну поступили триллионы рублей. Разумеется, все это меньше, чем ожидалось правительством, но гораздо больше, чем предрекалось оппозицией [7, с. 134].

Затрудняла приватизацию политическая нестабильность - накал страстей достиг к сентябрю 1993 г. прямого вооруженного противостояния. Когда говорят пушки, умолкают не только музы, но и голос  экономического здравомыслия. Существенной проблемой оказалось глубокое недоверие населения ко всем реформам, к приватизации, в частности.

Сама идея приватизации через ваучеры  и чековые инвестиционные фонды, стоящие как посредники между  населением и приватизируемыми предприятиями, небезгрешна: было несколько скандалов с «исчезнувшими» фондами; два крупнейших фонда - Первый ваучерный и «Московская недвижимость» превратились в пенсионные фонды, что и с моральной, и с предпринимательской, и даже с юридической точки зрения весьма сомнительно: доверившие свои ваучеры этим фондам рассчитывали на получение регулярных дивидендов, а вовсе не на столь же регулярные, до самой пенсии, взносы. До конца ваучерной приватизации сохранилось всего 285 фондов, однако процесс их «растворения» продолжается [3, с. 30].

Приватизация проходила в условиях неподготовленности кадров. Наконец, приватизация испытывала наибольшие затруднения  из-за рассогласованности интересов, целей  и действий тех, кто возглавил  эту реформу. Публичные обвинения  и оскорбления между лидерами приватизации, многочисленные перестановки способствовали тому, что историческая перспектива постоянно ускользала и тонула в тумане сиюминутных противоборств. Несмотря на все усилия, ваучер не смог преодолеть темпов инфляции, а лихорадка его курса стала причиной спекуляций и финансовой нервозности на Российской товарно-сырьевой бирже (РТСБ) и вокруг нее.

1.2. Первый этап - чековая приватизация

 

Главный документ, определивший содержание и порядок первого этапа приватизации, - Программа приватизации 1992 г. [9, с. 11]. Разработка ее была в основном завершена в конце 1991 г. Примерно месяц ушел на обкатку, которая привела к некоторым важным дополнениям. 29 января 1992 г. Президент подписал Указ № 66, утвердивший основные нормативные документы [16, с. 43]. По Закону о приватизации программа должна была утверждаться парламентом и сама тем самым приобретала силу закона. 11 июля 1992 г. после многомесячных дебатов, как ни странно, Программа приватизации была одобрена Верховным Советом.

Как утверждает Е. Ясин, в приватизации — в процессе с предельным по остроте столкновением интересов — участвовали четыре группы субъектов [24, с. 67]:

    1. члены трудовых коллективов, полагавшие справедливым, что фабрики принадлежат рабочим;
    2. администрация, директорский корпус, которые управляли предприятиями, были ближе всех к положению хозяев. Они поддерживали трудовые коллективы, ибо были уверены, что смогут подчинить их своей воле;
    3. остальное население, которое не работало на предприятиях, но тоже рассчитывало на свою долю;
    4. новые предприниматели, которые считали, что только они являются эффективными собственниками и рано или поздно все должно достаться им.

Программа балансировала интересы всех четырех групп.

Члены трудовых коллективов получили вторую модель. Директора — возможность  применения третьей модели, но главное — сохранение своего контроля через вторую модель плюс легальную собственную долю акций. Их потом можно было прикупить у своих же работников за "мелкие" деньги.

Население получило ваучеры и возможность  приобрести акции предприятий на них.

Предприниматели получили право купли-продажи  ваучеров и акций, т.е. возможность  дальнейшего перераспределения  собственности в свою пользу.

Поэтому Программа массовой приватизации прошла через парламент и была завершена к середине 1994 г. В итоге первого этапа приватизации примерно 2/3 ВВП стало производиться в негосударственном секторе экономики (частные предприятия и предприятия с государственным участием). Преобразование поначалу было достаточно формальным, но государство избавилось от опеки над приватизированными предприятиями.

Весь этот период шла острейшая  политическая борьба: в 1992 г. - отставка правительства Гайдара, референдум о реформах в мае, Указ Президента № 1400 и октябрьские события в  Москве. Приватизация — один из главных  фронтов борьбы. Не раз она оказывалась под угрозой срыва. Программа на 1993 г. не была принята парламентом [8, с. 134].

Доходы от приватизации были ничтожны - 760 млрд. руб. к концу 1993 г. Результаты подвергались и подвергаются жестокой критике.

В связи с доминированием второй модели Г. Явлинский писал: «Это не приватизация, а коллективизация, которая делает работников и руководителей предприятия ответственными за его функционирование. Они больше всего заинтересованы в росте заработков, а не в инвестициях. Это новая проблема, созданная этим типом приватизации» [10, с. 144].

Авторитетные специалисты, прежде отстаивавшие западную модель для России, и сегодня считают, что приватизация по Чубайсу породила трудноустранимые пороки в отношениях собственности, которые еще долго будут препятствовать их прозрачности и экономическому росту [18, с. 98].

Информация о работе Приватизация и ее формы в России