Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 15:09, курсовая работа
Цель нашей работы заключается в изучении приватизации, ее форм и социальных последствий преобразования отношений собственности в России.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие и основные формы приватизации.
2. Определить результаты и социальные последствия экономических реформ 90-х гг. в России.
В работе применялись следующие методы исследования :
- изучение научной литературы по выбранной тематике;
- обобщение и анализ изданий периодической печати по теме;
- сравнение и синтез.
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ 8
1.1. Понятие и предпосылки приватизации 8
1.2. Первый этап - чековая приватизация 11
1.3. Второй этап - денежная приватизация 14
2. РЕЗУЛЬТАТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ 90-Х ГГ. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ГЛОССАРИЙ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 29
Задание выдано
____________________________
«_____» __________ 200___ г.
В 90–е годы 20 века Россия прошла свой особый исторический путь, тот путь, который не вписывается в общую тенденцию мирового развития. В это время в нашей стране проводились рыночные преобразования, происходило становление различных форм собственности, получила свое признание частная собственность. После долгих лет господства государственной собственности и отчуждения личности от собственности и власти в России стало формироваться гражданское общество, субъектами которого являются люди - собственники того или иного имущества. Естественно, что в настоящее время все эти процессы нельзя считать завершенными [3, c. 11].
Проведение рыночных преобразований, введение многообразия форм собственности и их равной правовой защиты создают материальные предпосылки для формирования в Российской Федерации гражданского общества, ставят заслон всевластию государства, освобождают личность и устанавливают пределы государственного вмешательства в отношения собственности. Разумеется, это может произойти только при установлении демократического политического режима.
В России процесс приватизации начался не сразу, ему предшествовал комплекс подготовительных мер идеологического и правового характера. Точно так же с завершением приватизационных программ реформа собственности в переходной экономике в самом широком смысле не завершается, но лишь получает мощный старт, ибо только после приватизации как некоторого набора технических мероприятий начинается постепенное формирование устойчивой и эффективной системы прав собственности.
Существенно важную роль при этом играла трансформация отношений собственности. Несомненно, она осуществлялась в двух взаимосвязанных аспектах, с одной стороны - с учетом исторических, национальных, демографических и других особенностей и традиций российского общества; с другой стороны – в русле главной тенденции общемировой трансформации собственности, выражающейся в преодолении однодоминантной (преимущественно частной) и в переходе к смешанной структуре отношений (форме) собственности. Все эти обстоятельства свидетельствуют об актуальности темы исследования.
Широко освещена данная проблема в литературных источниках до 2000 года в трудах отечественных авторов Л.М. Абалкина, В.М. Козырева, В.И. Жукова, А. Левитова, Е. Ясина и других. Однако последствия приватизации стали очевидны только сейчас. Поэтому так важен анализ событий и последствий приватизации.
Цель нашей работы заключается в изучении приватизации, ее форм и социальных последствий преобразования отношений собственности в России.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие и основные формы приватизации.
2. Определить результаты и
В работе применялись следующие методы исследования :
- изучение научной литературы по выбранной тематике;
- обобщение и анализ изданий периодической печати по теме;
- сравнение и синтез.
Практическая значимость работы состоит в том, что дает представление о приватизации, как важнейшем событии в экономике России 90-х годов и может быть использована как познавательный и учебный материал.
Вне зависимости от содержательных оценок рассматриваемого процесса, 1992 год вошел в историю России как год старта крупномасштабной реформы в сфере отношений собственности на основе разработанного приватизационного законодательства. Если годы 1993-1994 стали годами интенсивного наращивания "критической массы" соответствующих количественных преобразований, то для 1995-1998 гг. стали характерны в сущности неудачные попытки перехода к новой - “денежной” - приватизационной модели [3, с. 24].
Как известно, стержнем российской приватизационной
программы стала модель массовой
приватизации, которая объединила широкомасштабную
корпоратизацию (сторона предложения)
и распределение
Нерешенные в рамках модели 1992-1994
гг. задачи - прежде всего реструктурирование
предприятий и привлечение
Тем не менее, с началом “денежного” этапа доминирующей стала задача максимизации доходов федерального бюджета, поэтому дилемма “инвестиции - бюджет” в 1995-1998 гг. была решена в пользу последнего. В целом применительно к 1995-1998 гг. непосредственно в сфере приватизации можно говорить о трансформации единой приватизационной политики в спонтанный процесс “сброса” остаточных пакетов акций, который переходит на региональный уровень. Для этого периода стало характерным также использование квази-приватизационных инструментов для привлечения политических союзников среди региональной элиты и крупнейших финансовых группировок. Продолжался и процесс консолидации и интенсивного дальнейшего перераспределения собственности между крупнейшими финансовыми альянсами и компаниями - естественными монополиями.
Проблема преобразования отношений и структуры собственности - одна из важнейших в любой из стран с переходной экономикой. Уже сама по себе роль собственности в качестве основы системы хозяйства обусловливает системный характер как преобразований в этой сфере, так и реформ в целом в рамках переходной экономики. В этом, в частности, заключается принципиальное отличие приватизационного процесса как квинтэссенции реформы собственности в постсоциалистических странах от любых мероприятий в области приватизации, которые осуществляются в государствах Запада и в развивающихся странах [4, с. 183].
В частности, опыт России 90-х гг. показывает, сколь сложным и длительным является этот путь: от административной экономики, в которой права собственности фактически не определены, через по сути “директорскую” приватизацию и осуществление модели массовой приватизации, через первоначальное формальное закрепление прав собственности, через перераспределение этих прав, через первые конфликты на почве такого перераспределения, к определенной стабилизации структуры собственности, к непростому поиску дальнейших путей становления долгосрочных эффективных собственников.
Хорошо известно определение приватизации как процесса продажи (передачи) частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам) полностью или частично имущества (активов) госпредприятий. В определенном смысле синонимом такой трактовки приватизации является понятие “денационализация”. Эта трактовка наиболее характерна для идеологии, заложенной в российскую модель. Некоторые исследователи включают в это определение также и процесс модификации управленческой модели госпредприятия без отчуждения имущественных прав - то есть на основе подряда, аренды, контрактов, полного либо частичного изменения юридического или финансового статуса госпредприятия. Синонимом такой трактовки в значительной мере является понятие “разгосударствление”.
В результате приватизационных процессов
в России свершилось главное и
еще недавно казавшееся невероятным:
произведено разделение собственности,
а также возник субъект владения
- Государственный комитет
Затрудняла приватизацию политическая нестабильность - накал страстей достиг к сентябрю 1993 г. прямого вооруженного противостояния. Когда говорят пушки, умолкают не только музы, но и голос экономического здравомыслия. Существенной проблемой оказалось глубокое недоверие населения ко всем реформам, к приватизации, в частности.
Сама идея приватизации через ваучеры и чековые инвестиционные фонды, стоящие как посредники между населением и приватизируемыми предприятиями, небезгрешна: было несколько скандалов с «исчезнувшими» фондами; два крупнейших фонда - Первый ваучерный и «Московская недвижимость» превратились в пенсионные фонды, что и с моральной, и с предпринимательской, и даже с юридической точки зрения весьма сомнительно: доверившие свои ваучеры этим фондам рассчитывали на получение регулярных дивидендов, а вовсе не на столь же регулярные, до самой пенсии, взносы. До конца ваучерной приватизации сохранилось всего 285 фондов, однако процесс их «растворения» продолжается [3, с. 30].
Приватизация проходила в
Главный документ, определивший содержание
и порядок первого этапа
Как утверждает Е. Ясин, в приватизации — в процессе с предельным по остроте столкновением интересов — участвовали четыре группы субъектов [24, с. 67]:
Программа балансировала интересы всех четырех групп.
Члены трудовых коллективов получили вторую модель. Директора — возможность применения третьей модели, но главное — сохранение своего контроля через вторую модель плюс легальную собственную долю акций. Их потом можно было прикупить у своих же работников за "мелкие" деньги.
Население получило ваучеры и возможность приобрести акции предприятий на них.
Предприниматели получили право купли-продажи ваучеров и акций, т.е. возможность дальнейшего перераспределения собственности в свою пользу.
Поэтому Программа массовой приватизации прошла через парламент и была завершена к середине 1994 г. В итоге первого этапа приватизации примерно 2/3 ВВП стало производиться в негосударственном секторе экономики (частные предприятия и предприятия с государственным участием). Преобразование поначалу было достаточно формальным, но государство избавилось от опеки над приватизированными предприятиями.
Весь этот период шла острейшая политическая борьба: в 1992 г. - отставка правительства Гайдара, референдум о реформах в мае, Указ Президента № 1400 и октябрьские события в Москве. Приватизация — один из главных фронтов борьбы. Не раз она оказывалась под угрозой срыва. Программа на 1993 г. не была принята парламентом [8, с. 134].
Доходы от приватизации были ничтожны - 760 млрд. руб. к концу 1993 г. Результаты подвергались и подвергаются жестокой критике.
В связи с доминированием второй модели Г. Явлинский писал: «Это не приватизация, а коллективизация, которая делает работников и руководителей предприятия ответственными за его функционирование. Они больше всего заинтересованы в росте заработков, а не в инвестициях. Это новая проблема, созданная этим типом приватизации» [10, с. 144].
Авторитетные специалисты, прежде отстаивавшие западную модель для России, и сегодня считают, что приватизация по Чубайсу породила трудноустранимые пороки в отношениях собственности, которые еще долго будут препятствовать их прозрачности и экономическому росту [18, с. 98].