Проблема безработицы и занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

Задачей данной курсовой работы является раскрытие понятий занятости и безработицы. Курсовая работа состоит из трех частей.
Первая глава посвящена раскрытию понятия безработицы.
Во второй главе описывается механизм ее компенсации.
Третья глава освещает проблему безработицы в Эстонии.

Содержание

Введение
1. СУТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ
1.1 Рынок труда и занятость
1.2 Определение понятия безработицы.
1.3 Динамика нормы безработицы
2. МЕХАНИЗМ КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТИЦЫ
2.1 Системы материальной помощи
2.2 Мировой рынок труда
2.3 Динамика занятости и безработицы в РК
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

mar2.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Долгое время система страхования лиц по безработице охватывала только лиц наемного труда. Однако в настоящее время ее развитие характеризуется тенденцией к охвату защитой всех категорий трудящихся, даже тех, кто работает не по найму, в том числе и лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и выплачивающих трудовые взносы. Во всех странах придерживаются принципа: прежде чем работник получит право на пособие по безработице, он должен внести свой вклад в работу предприятия и в страховой фонд.

Пособия по безработице исчисляются либо в процентах к заработной плате, либо в твердых размерах.

Работник не имеет право на получение  пособия по безработице, если он уволился по собственному желанию, был уволен из-за нарушения трудовой дисциплины, участвовал в забастовке или отказался от предлагаемой ему работы, соответствующей его специальности и квалификации.

При наличии иждивенцев законодательством  ряда стран предусмотрено увеличение пособия по безработице.

Продолжительность выплаты зависит  от двух факторов: периода ожидания до начала получения пособия и ограничений самого периода выплаты пособий.

Период ожидания играет двойную  роль: он отменяет компенсацию на очень  непродолжительные периоды безработицы, а также на начальный период. (15, стр. 54)

В первом случае упрощается административная процедура и уменьшаются административные расходы, вызываемые установлением права на пособие и выплату в течении очень коротких периодов безработицы. Такие короткие периоды между двумя последующими периодами занятости являются обычным явлением на всяком рынке труда,  они не рассматриваются как случай безработицы, требующий выплаты компенсации.

Иная роль у периода ожидания при длительной безработице. В этом случае каждый.

Иная роль у периода ожидания при длительной безработице. В этом случае каждый трудящийся должен брать на себя последствия первых дней безработицы, какова бы не была ее длительность.

Особый случай использования периода  ожидания, когда безработный нанимается на временную или случайную работу. В этих условиях временная работа не учитывается как занятость при использовании периода ожидания.

В конвенции Международной Организации  Труда (МОТ) Т 102 предусматривается, что  дни без работы, да и после временной  работы, продолжительность которой  не превышает установленного периода, считаются как один и тот же случай временной утраты заработка. Период ожидания обычно составляет семь дней. (15, стр. 55)

Однако могут быть и другие варианты. Конвенция МОТ Т 102 предусматривает  выплату пособий по системе страхования  не менее 13 недель за 12 месяцев. Если же защитой охвачены все жители страны, средства проживания которых не превышают установленных пределов, то выплата пособий в данном случае по системам вспомоществования должна производиться  в течении 26 недель за 12 месяцев.

Со времени принятия этой конвенции максимальная продолжительность выплаты по безработице, составлявшая в большинстве случаев 13 недель и редко превышавшая 26 недель, была увеличена в большинстве стран от 6 месяцев до одного года с небольшими колебаниями по отдельным странам.

По истечению права на страховое  пособие безработные могут получить пособие по вспомоществованию, размеры  которых составляют 92 - 100 % страхового пособия в зависимости от наличия  иждивенцев.

Пособие по безработице лицам, которые  еще/уже не имеют право на пропорциональные их заработку пособия, предусматривается в единых размерах и выполняют функции вспомоществования по безработице. Безработные, получающие эти пособия, подразделяются на две группы. В первую входят те, кто не подпадает полностью под необходимые условия, дающие право на страховое пособие по безработице. Это прежде всего лица либо впервые поступающие на работу, либо желающие возобновить свою трудовую деятельность. Они могут рассчитывать лишь на пособия по вспомоществованию, размер которых может устанавливаться либо в единой денежной сумме, либо как процент от минимальной заработной платы. К этой группе примыкают и временные работники, чья занятость носит случайный характер.

Во вторую группу безработных входят те, кто уже не имеет право на пропорциональные заработку пособия. В этих случаях продление срока безработицы в связи с положением на рынке труда или особыми трудностями переквалификации, встающими перед некоторыми безработными, сопровождается во  многих странах постепенным сокращением суммы пособий (с учетом числа иждивенцев), либо путем уменьшения их доли к прежним заработкам, или путем физического уменьшения таких пособий. Такие ограничения размеров пособия по страхованию является переходом к пособиям вспомоществования. Эти пособия обычно предоставляются без ограничения срока, выплачиваются ли они в рамках систем социального обеспечения, охватывающих все поживающее в стране население и являющихся единственным видом материальной помощи безработным, или являются гарантированным муниципалитетом материальным обеспечением, или частью системы помощи безработным в дополнение системам страхования по безработице.

Отмена или приостановка выплаты  пособия предусматривается в  случаях потери работы по вине самого трудящегося, добровольного прерывания им трудовых отношений, игнорирование им служб трудоустройства или отказа от подходящей работы. Безработный обязан поддерживать постоянную связь с бюро по занятости. Если такой связи у безработного нет, то выплата ему пособий может быть отложена на неопределенный срок, а то и вообще прекращена.

Если безработный переезжает на новое место жительства, то он должен своевременно сообщить об этом в службу занятости по старому месту жительства. Если же безработный заявил о своем  переезде с опозданием или не явился в службу занятости по новому месту жительства, то выплата пособий ему не гарантируется.

Выплата пособий по безработице  может быть также прервана, если безработный нашел временную  работу, проходил курсы повышения  квалификации и получал в этот период либо заработную плату, либо стипендию.

Такого рода пособия касаются предоставления медицинской помощи для получателей  пособия по безработице и членов их семей. а в некоторых странах  и компенсации при несчастных случаях, которые могут произойти  по дороге к службе занятости или от нее к месту жительства. Не менее важна защита безработного в связи с назначением ему пенсий по  старости и инвалидности и в случае потери кормильца. При расчете пенсий периоды компенсируемой безработицы приравниваются к периодам страхования, выплаты взносов и занятости. (15, стр. 58)

 

 

2.2 Государственная активная политика  занятости

 и различные государственные  программы

 

В настоящее время программы  общественных работ редко  бывают общенациональными. Чаще они охватывают отдельные категории населения, отдельные регионы с повышенным удельным весом безработных в составе рабочей силы, отдельные периоды времени: межсезонье, спад деловой активности.

Программы общественных работ на региональных и местных уровнях охватывают два типа работ, к первому из которых относятся трудоемкие общественные работы. Другой тип общественных работ носит социальный характер. Это оплачиваемые муниципальными властями услуги престарелым и инвалидам, уход за детьми, помощь в обслуживании больных и т.д.

Программы общественных работ создаются  по инициативе общегосударственных  и местных органов власти. Спонсорами могут быть и отдельные предприниматели. Продолжительность работ ограничена шестью месяцами. (15, стр. 65)

Организация общественных работ для  молодежи - это промежуточный этап между завершением среднего образования в школе и постоянной занятостью. Однако главные направления активной политики занятости - это программы помощи получения профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Нехватка во многих странах высококвалифицированного персонала относится не только к числу высокотехнологичных отраслей, но и к старым отраслям, нуждающимся в реконструкции на базе новых информационных технологий.

Без адекватно подготовленной рабочей  силы невозможно осуществить диверсификацию и модификацию выпускаемой продукции на базе новых технологий.

В сфере занятости повышенные требования к квалификации и профподготовке рабочей силы приводят к росту  безработицы среди низкоквалифицированной части рабочих, в первую очередь среди молодежи. Во всех без исключения странах доля безработной молодежи значительно превышает средний уровень. Характерна одна из особенностей поведения молодежи на рынке труда. С ростом удельного веса безработных среди молодежи сокращается их доля в экономически активном населении.

Для молодежи также предусматривается  выплата пособий по безработице, но все-таки делается акцент на активное вовлечение молодежи в сферу деятельности, либо давая возможность трудоустройства, либо предоставляя возможности профподготовки. Помощь в профподготовке молодежи осуществляется либо посредством разработки и принятия специальных программ на уровне законодательных органов, либо путем совместного участия государства и предприятий в организации профподготовки и переподготовки кадров. (15, стр. 96)

Программы профподготовки финансируются  спонсорами - предпринимателями, местными органами власти, добровольными пожертвованиями. Молодежь, охваченная программой получают материальную помощь в виде стипендий.

Можно сформулировать по крайней мере три принципа, которыми руководствуются специалисты при определении материального обеспечения молодежи, охваченной программами профподготовки и занятости.

1). Адекватны ли пособия или  заработная плата разумному уровню  жизни работника      и его семьи;

2). Достаточна ли оплата для  достижения искомых результатов  программы;

 С одной стороны, она должна  быть достаточной, чтобы привлечь  людей к этой     программе. С другой стороны - не так высока, чтобы люди оставались в рамках   действия этой программы и не искали бы другую работу.

3). Выплаты должны создавать  правильное представление о   возможностях          работников, чтобы они не требовали слишком многого от возможных нанимателей      в будущем.

По данным МОТ, в ряде стран удельный вес безработных, не имевших работу более одного года превышал половину всех безработных. (15, стр. 74)

У безработных, не имеющих работы в  течении длительного периода  времени, свои специфические проблемы при поисках работы. они потеряли привычку работать и мотивацию к работе, у них нет послужного списка выполняемой работы, они потеряли интерес для нанимателей. Как правило, их образовательный уровень и квалификация невелики.

Чем более длительное время безработные  ищут работу, тем сильнее они теряют свои профессиональные навыки и квалификацию и тем менее привлекательными они являются для нанимателя. Это их деморализует, и они не так энергично ищут работу, если вообще не перестают ее искать.

Характерно, что если даже сокращается  общее число безработных, количество лиц, не работающих длительное время почти не сокращается.

Для того, чтобы стимулировать безработных  с длительными периодами безработицы  к активным поискам работы, принимается  ряд мер.

Например, действует закон о  содействии занятости, который предусматривает оказание помощи во временной занятости для безработных не работающих длительное время.

Сюда относятся пожилые люди, инвалиды и другие люди, испытывающие затруднения при устройстве на работу. Предоставляемые работы рассчитаны на один год, но могут быть и продолжены.

Предусматривается также финансовая помощь безработным для поисков  работы в других районах, а также  транспортных субсидий.

В Дании с безработными, не имеющими работы более 6 месяцев, проводятся собеседование  и в бюро по занятости составляется индивидуальный план поисков работы и подготовки к ней. Через 12 месяцев, в случае неуспеха, собеседование повторяется. Безработному предлагают временную работу с двумя альтернативами.

1.Работу  в течении 9 месяцев у предпринимателя  в частном секторе. Предприниматель получает субсидию на заработную плату этих работников от   государства в размере 50 % выплачиваемой заработной платы.

2.Работу  в течении 7 месяцев в государственном  секторе.

Проработав  определенное время на временной  работе, безработным легче получить постоянную работу. 80 % из них устраиваются на работу в частном секторе, 50 % - в государственном. (15, стр. 75)

Те, кто не получил работу вышеперечисленными способами, имеют выбор:

получать  пособие  в течение двух последующих  лет во время профподготовки по        специальности, которую они сами выбрали (так решают эту проблему 10 % людей, не работающих длительное время);

получать  доплату к пособию в размере 50 % этого пособия в течение  трех с половиной лет для того, чтобы организовать свой собственный бизнес (так решают проблемы с трудоустройством еще 5 % безработных). (15, стр. 76)

В Швеции безработные , желающие организовать свой собственный бизнес, могут получить финансовую помощь. Субсидии выплачиваются  лицам от 20 лет и старше, зарегистрированным как безработные и не имеющим возможность найти подходящую работу. Начальные субсидии предоставляются на 6 месяцев. Величина субсидий равна сумме ежедневных пособий по безработице за установленный период или единовременной помощи. (15, стр. 76)

В Великобритании действует программа  оказания помощи безработным, желающим начать свой собственный бизнес. Обращающиеся за помощью должны быть безработными в течении 13 недель и более, получать основные и дополнительные пособия  по безработице. Они должны иметь также документы о том, что располагают суммой не менее 1000 ф. стерлингов для вложения в бизнес.

Следует заметить, что одна финансовая помощь государства в организации  самостоятельного бизнеса недостаточна. Лица, которые хотят организовать свое предприятие, должны знать, как начать дело, пройти специальную подготовку, получить знания о финансовой стороне бизнеса, маркетинге.

Часто организации малых предприятий  мешают излишняя сложность в регистрации  дела, контроль за стандартами, налоги и т.д. Для успешного дела самостоятельным работникам должна быть оказана и такая помощь. (15, стр. 76)

Информация о работе Проблема безработицы и занятости населения