Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 10:03, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучить взаимосвязь ресурсов и потребностей общества на макроэкономическом уровне.
Задачами данной курсовой работы являются:
1. Раскрыть понятие и классифицировать экономические потребности.
2. Охарактеризовать понятие ресурсов и проблему ограниченности ресурсов в экономике.
3. Отразить взаимодействие ресурсов и потребностей на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ
1 Экономические потребности: понятие, классификация и основные характеристики
2 Ресурсы и их ограниченность в обществе
2.1 Понятие ресурсов
2.2 Ограниченность ресурсов
3 Проблема взаимодействия ресурсов и потребностей на современном этапе. Основные направления ресурсосбережения в Республике Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В некоторых других работах
проводилось исследование связки "производство
- потребление", при этом выделялось
общее и специфическое
В середине 70-х годов появилась подготовленная в ИМЭМО АН СССР первая монография о личном потреблении - В.Федоров. "Личное потребление в ФРГ: социальная дифференциация, динамика, структура." М.: ИМЭМО АН СССР, 1974 г. Позже, также в ИМЭМО, монография В.Рамзеса "Личное потребление в Японии". М.: Наука. 1985 г.
В начале 90-х годов была
предпринята попытка
С другой стороны, следует отметить весьма важный факт. Во всех исследованиях проблема возвышения потребностей рассматривается только с позиции роста потребностей. Нет упоминаний о том, что для возвышения потребностей необходимы ресурсы. Требуемые ресурсы ограничены. Нельзя постоянно потреблять больше, чем можно произвести в условиях, когда существуют известные ограничения.
К сожалению, данный аспект не обсуждался, что безусловно сказалось в плане применимости данного закона к логике повседневной жизни. Хотя взаимозависимость потребления и ресурсов очевидна. Данный аспект нуждается в объяснении, анализе, исследовании.
Все более острым становится противоречие между использованием природных ресурсов и их ограниченностью, между применением все более совершенной технологии и разрушением природной среды, между предложением широчайшей гаммы товаров и возможностью их приобретения. Имеются исследования, конкретные примеры того, что в составе общественного продукта помимо фондов потребления и накопления необходимо иметь фонд восполнения природных ресурсов. Здесь опять очевидна связь с возвышением потребностей, т.е. потребностей и ограниченностью ресурсов с "экологического" угла. В свою очередь объективно "возникает" международный аспект.
Исходя из данного алгоритма рассуждений вполне логично предположить, что дальнейшее возвышение потребностей индивидуума, общества в современных условиях практически невозможно без использования внешнеэкономического фактора.
Развитие современной техники, прогресс средств транспорта и связи, углубление общественного разделения труда усиливают в огромной степени взаимозависимость национальных экономик. Темпы международной торговли опережают темпы роста мирового валового продукта. Формируется единый мировой рынок, в систему которого постепенно включается экономика как крупных, так и малых стран. Создается система межнационального, межгосударственного регулирования.
Современные "устои" в плане потребления на уровне отдельного индивидуума становиться все труднее уяснить, если не брать во внимание внешний фактор. Сейчас трудно себе представить какое-либо государство, да и даже компанию, вне связи с международным рынком.
Более того, мировая общественность наказывает, как говориться, рублем, те страны, которые допускают выходящие за принятые рамки "поведения" шаги, меры, события (нарушения прав человека, агрессия и т.д.). Например, Ирак и Югославия, Ливия и Иран. Страны подпадают под экономическую блокаду со всеми вытекающими из этого последствиями. О каком росте потребления, потребностей можно говорить, если страна в изоляции Безусловно, этот пример из области политики, но его нельзя отрывать от экономики.
Не упуская из виду главное - условия при которых может происходить дальнейший рост потребностей, крайне важно исследовать проблемы интеграции. Как уже отмечалось выше, процессы взаимопроникновения экономик заставляют внимательно изучать все аспекты, связанные с процессами международной экономической интеграции, которые идут и все более стремительно набирают ход на всех континентах. [9, с. 81]
Чрезвычайно важным представляется
анализ различных теоретических
воззрений на данные процессы. Это
тем более интересно, что международная
экономика уже имеет опыт интеграционных
систем, созданных в рамках рыночной
экономики и в рамках командно-административного
регулирования хозяйственной
В настоящее время единой
теории международной экономической
интеграции не существует. Видимо не пришло
время для глобального
Если проанализировать публикации по тематике охватывающей проблемы международной экономической интеграции, то бросается в глаза доминирование статей, книг, брошюр и т.д. об Европейском Союзе. Безусловно, данная экономическая группировка достигла известных успехов, завоевала большой авторитет в мире, пожинает плоды упорных, продуманных, просчитанных действий. С точки зрения уровня интеграции Евросоюз в общем-то давно пережил уровень зоны свободной торговли или таможенного союза, в том понимании, в котором это принято. Например, согласно определениям, что такое зона свободной торговли и таможенный союз принятым в ГАТТ/ВТО.
Однако можно и нужно затвердить и посылку, согласно которой не весь опыт, не все грани этой интеграционной группировки могут быть повсеместно использованы. Необходимо изучение интеграционных процессов в "более глобальном масштабе". Если подходить к проблеме, например, СНГ, то вряд ли возможно слепое копирование, "на все 100й, опыта ЕС.
В этой связи интерес, и не только с точки зрения теории международной интеграции, представляет опыт других интеграционных группировок, которые пока не прошли тот путь, который прошел ЕС. Речь идет и о южноамериканской группе МЕРКОСУР, и об азиатско-тихоокеанской АСЕАН, и об африканской ЭКОВАС и др. Данные группировки находятся на различных этапах своего развития, становления.
Интерес представляют подходы
этих стран к решению именно проблем,
связанных с возвышением
Если встать сугубо на "микроэкономические позиции", безусловно надо поставить вопрос - а почему собственно "его компании" выгодно попасть на рынок стран входящих в интеграционную группировку, как теоретически можно обосновать данный феномен, в чем будет выгода для простого потребителя, опять же с точки зрения возвышения потребностей.
Ни для кого не является секретом тот факт, что фирмы многих стран, будь то Япония, США или Россия, не говоря уже о тех странах, которые настойчиво стремятся вступить в ЕС, Польша, Чехия, а Турция вообще можно сказать в течении нескольких десятилетий, стараются прочно закрепиться на рынках Евросоюза. Складывается впечатление, что теоретические аспекты "такого стремления" должны быть более подробно рассмотрены, проанализированы, определенным образом обобщены.
Для этого могут быть использованы классические аналитические инструменты, причем в последние годы исследователи, особенно западные, активно используют математические методы анализа. К слову сказать, многочисленные математические модели, широко используемые в последние годы в работах западных экономистов, нередко дают сбой, зачастую большие расхождения -между расчетными и реальными показателями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Производство - это целесообразная деятельность людей направленная на удовлетворение их потребностей. Оно представляет собой общественный процесс, поскольку люди вступают при этом в совместную экономическую деятельность. В этом процессе взаимодействуют основные факторы производства - труд, капитал, земля, предпринимательство. Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности.
Потребности человека можно
определить как состояние
Конечные потребности - это потребности самого человека как биосоциального существа. Их можно еще назвать личными потребностями. В результате их удовлетворения воссоздается сам человек. Блага, удовлетворяющие конечные потребности, получили название предмеры потребления. Это пища, одежда, жилье и т.д. В результате потребления эти блага потребляются и выходят из экономического оборота.
Промежуточные потребности
только опосредованно связаны с
самим человеком. Это потребности
хозяйственных структур. Их удовлетворение
служит созданию новых благ. Поэтому
такие потребности считают
Производственные возможности общества - это максимально возможный объем производства благ при полном и эффективном использовании имеющихся ресурсов. Эффективность производства - это отношение полученного результата к ресурсам, затратам. Возрастающие потребности общества ориентируют на постоянное увеличение результата. Но, поскольку ресурсы ограничены, то ограничены и производственные возможности. Увеличение объемов производства одного продукта может быть достигнуто лишь при частичном или полном отказе от производства другого. Ограниченность ресурсов определяет их альтернативное использование. Поскольку ресурсы редки, экономика полной занятости, полного объема производства не может обеспечить неограниченный выпуск товаров и услуг. Более того, следует принимать решения, какие товары и услуги следует производить, а от каких отказаться. Ограниченность ресурсов означает ограниченность и выпуска. Поскольку ресурсы ограничены и применяются целиком, всякое увеличение производства в одном, к примеру производство машин, потребует переключение части ресурсов с производства другого, к примеру масла. И противоположный вывод - если необходимо увеличить производство масла, то необходимые ресурсы должны быть получены лишь за счет сокращения производства машин. Общество не может преследовать две взаимоисключающие цели при полной занятости ресурсов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Агапова Т.А. Серегина С.Ф.
2. Принципы макроэкономики / Под редакцией Н.М. Касаткиной, Д.А. Долатко, В.И. Лафитского и др.. - М.: ИНИОН РАН, 2003. - 145 с.
3. Воробьев В.А., Бондарь А.В.. Макроэкономика: учебное пособие - Минск: 2006. - 543 с.
4. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика - С-Пб.: АОЗТ “Литература плюс” 1994г. - 412с.
5. Дорнбуш, Рудигер. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ.. - М.: Изд-во Моск. ун-та: Изд. дом "Инфра-М", 1997. - 783 с.
6. Лемешевский И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект: курс лекций для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И.М. Лемешевский. - Минск: ФУ Аинформ, 2007. - 543 с.
7. Лемешевский И.М. Экономическая теория: Учеб. пособие для экон. специальностей вузов: В 3 ч. / И.М. Лемешевский. - Мн.: ООО "ФУАинформ", 2002.
8. Макроэкономика: Учеб. пособие для студентов специальностей "Гос. упр. и экономика", "Мировая экономика" /Под редакцией П.Г. Никитенко и др.. - Мн.: Равноденствие, 2004. - 295 с.
9.
Макроэкономика: учебное пособие
для экономических
10. Мэнкью Н. Грегори. Принципы макроэкономики: перевод с английского - Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Питер принт, 2004. - 573 с.
11. Пястолов С.М. Основы экономической теории: учебное пособие для студентов вузов / С.М. Пястолов. - Москва: Академический проект, 2004. - 606, [1] с
12. Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси: учебник для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / В.Н. Шимов и др.. - Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2006. - 751 с.