Проблема коррупции в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Коррупция сегодня является одной из укоренившихся проблем для российского общества, государства, экономики. Её воздействие на экономику страны возрастает, увеличиваются масштабы, расширяются области коррупционных действий.
Более 33,5 млрд. долларов тратят ежегодно российские предприниматели на взятки коррумпированным чиновникам. В 3 млрд. обходится простым гражданам «бытовая коррупция». По 20 тысяч долларов взяток в год приходится в среднем на каждого из 1,7 миллиона российских чиновников.

Содержание

Введение
1. Сущность экономической коррупции и классификация причин её возникновения
2. Анализ современного уровня коррупции как угрозы экономической безопасности России
3. Перспективные направления и меры противодействия экономической коррупции в России
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике.docx

— 71.33 Кб (Скачать файл)

 

 

ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра менеджмента

 

 

Предмет: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ТЕОРИЯ

Курсовая работа

Тема:  «Проблема  коррупции в экономике России»

 

 

 

 

Студент: 1 курса, группы Мб-11,12

Ф.И.О.:    Ларионова  Ольга Александровна

Преподаватель: Сивкова Наталья Александровна

 

Дата сдачи работы «__» __  2012 г.

Оценка: _________________

Проверил:_______________

 

 

Киров

2012

 

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

       1. Сущность экономической коррупции и классификация причин её возникновения……………………………………………………………………..5

      2. Анализ современного уровня коррупции как угрозы экономической безопасности России……………………………………………………………11

      3. Перспективные  направления и меры противодействия  экономической коррупции в России……………………………………………………………18

Заключение………………………………………………………………………30

Список использованной литературы…………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Коррупция сегодня является одной из укоренившихся проблем  для российского общества, государства, экономики. Её воздействие на экономику  страны возрастает, увеличиваются масштабы, расширяются области коррупционных  действий.

Более 33,5 млрд. долларов тратят ежегодно российские предприниматели на взятки коррумпированным чиновникам. В 3 млрд. обходится простым гражданам «бытовая коррупция». По 20 тысяч долларов взяток в год приходится в среднем на каждого из 1,7 миллиона российских чиновников.

Благодаря стабилизации социально-экономической  обстановки в Российской Федерации  необходимость и возможности  противодействовать ей перешли на качественно  новый уровень.

Влияние коррупции затрагивает  все стадии процессов производства и перераспределения ресурсов, нарушает целостность экономических систем, сокращает доходы бюджетов всех уровней.

Коррупция сопровождается не только масштабным выводом ресурсов из официального оборота, но и искажением статистической, финансовой, налоговой  отчетности, снижением транспарентности экономики. В коррупционном обороте сконцентрированы огромные ресурсы, которые в случае их легализации могут стать резервом для экономического роста.

Значимость противодействия  коррупции признается на государственном  уровне, отмечена в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию. Так в  послании, с которым Президент  обратился 5 ноября 2008 года говорится  о том, что для свободного, демократического и справедливого общества враг номер один - это коррупция. Национальный план противодействия коррупции подписан в июле, а соответствующий пакет законов внесён в Государственную Думу. Их главная особенность - в комплексности, системности и адресной направленности. В первоочередном устранении тех причин коррупции, которые порождены несовершенством нашего государственного и хозяйственного механизмов1.

       На сегодняшний день комплексный подход к противодействию коррупции только формируется, ведется борьба главным образом с отдельными ее проявлениями, мероприятия проводятся без учета региональной специфики.

В этих условиях дальнейшее усиление административного давления на бизнес, расширение полномочий ведомств, контролирующих хозяйственную деятельность, способно существенно замедлить  экономический рост. Требуется оказание избирательных регулирующих воздействий  на административные и хозяйствующие  субъекты.

Отмеченные положения  предопределили цель и задачи данной работы.

Целью данной работы является изучить проблемы коррупции в  экономике России.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих основных задач:

  • изучить сущность экономической коррупции и классификация причин её возникновения;
  • проанализировать современный уровень коррупции как угрозы экономической безопасности России;
  • определить  перспективные направления и меры противодействия экономической коррупции в России.

 

1. Сущность экономической коррупции и классификация причин её возникновения

 

Коррупция - как подкуп, продажность  общественных и политических деятелей, должностных лиц, в политической, экономической, военной и других сферах, заключающаяся в использовании  должностными лицами своих властных возможностей и служебного положения  в целях личного обогащения, стала  нормой в нашем государстве2. Подкуп чиновников и государственных деятелей всех рангов, взяточничество за предоставляемые блага или преимущества, протекционизм работников по принципу личной преданности, родственных связей, приятельских отношений.

Коррупция, ее масштабы, специфика  и динамика являются следствием общих  политических, социальных и экономических  проблем страны. Коррупция всегда увеличивается, когда страна находится  в стадии модернизации. Россия переживает на данном этапе развития не просто модернизацию, а коренную ломку общественных, государственных и экономических  устоев. Поэтому не удивительно, что  она следует общим закономерностям  общественного развития, в том  числе и негативным.

К общим проблемам, порождающим  коррупцию в странах, находящихся  на этапе модернизации и особенно переживающих период перехода от централизованной экономики к рыночной, относятся следующие:

1. Трудности преодоления  наследства тоталитарного периода.  К ним относится, прежде всего,  медленный отход от закрытости  и неподконтрольности власти, которые, безусловно, способствовали процветанию коррупции. Другое обстоятельство - преодоление слияния власти и экономики, свойственно тоталитарным режимам с централизованной системой управления экономикой. Естественное разделение труда между властными институтами, призванными создавать условия для нормального функционирования экономики, и свободными агентами рынка до сих пор не сформировалось. Административные органы в России продолжают, особенно на региональном уровне, играть на экономическом поле по тем правилам, которые устанавливают сами для себя. Такая ситуация неизбежно порождает коррупцию.

2. Экономический упадок  и политическая нестабильность. Обнищание населения, неспособность  государства обеспечить государственным  служащим достойное содержание  подталкивают и тех, и других  к нарушениям, приводящим к массовой  низовой коррупции. Одновременно  постоянно осознаваемый политический  риск долговременных вложений, тяжелые  экономические обстоятельства (инфляция, неуклюжее присутствие государства  в экономике, отсутствие четких  регулятивных механизмов) формируют  определенный тип экономического  поведения, рассчитанного на кратчайшую  перспективу, большую, хотя и  рискованную выгоду3. Такому типу поведения очень близок поиск выгоды с помощью коррупции.

В условиях экономического кризиса государство часто пытается усилить налоговый пресс. Это  расширяет зону теневой экономики, а стало быть - сферу коррупции.

3. Неразвитость и несовершенство  законодательства. В процессе преобразований  обновление фундаментальных основ  экономики и экономической практики  существенно обгоняет их законодательное  обеспечение. Достаточно напомнить,  что в России начало приватизации (ее партийно-номенклатурный этап) проходило вне четкого законодательного  регулирования и жесткого контроля.

Если раньше, при советском  режиме, коррупцию часто порождал контроль над распределением основного  ресурса - фондов, то на начальных этапах реформы чиновники резко разнообразили  сферы контроля: льготы, кредиты, лицензии, приватизационные конкурсы, право быть уполномоченным банком, право реализовать  крупные социальные проекты и  т.п. Экономическая либерализация  сочеталось, во-первых, со старыми принципами чиновничьего контроля за ресурсами, а во-вторых, с отсутствием законодательного регулирования новых сфер деятельности. Именно это является одним из признаков переходного периода и служит одновременно благодарнейшей почвой для коррупции. До сих пор сохраняется значительная законодательная неопределенность в вопросах собственности. В первую очередь это касается собственности на землю, нелегальная распродажа которой порождает обильный поток коррупции. К этому следует добавить множество плохо определенных переходных форм смешанной собственности, распыляющих ответственность и позволяющих коммерсантам чувствовать себя чиновниками, а чиновникам - коммерсантами.

Неразвитость законодательства проявляется и просто в плохом качестве законов, в несовершенстве всей правовой системы, в нечеткости законотворческих процедур. Здесь различные  виды коррупции порождаются:

• противоречивостью законодательства и даже отдельных законов, что  позволяет чиновникам создавать  себе идеальные условия для вымогательства и шантажа граждан (клиентов);

• незавершенностью законов, изобилующих двусмысленностями, пробелами, многочисленными отсылочными нормами. В результате довершение законодательного регулирования перекладывается  на подзаконные акты органов исполнительной власти, подготовка которых практически  неподконтрольна. Тем самым создаются  условия для появления нечетких, "закрытых", плохо доступных  инструкций, создающих дополнительные условия для коррупции;

• отсутствием законодательного регулирования, процедур подготовки нормативных  и иных регулирующих и распорядительных актов (законов, президентских указов, постановлений правительства и  т.п.), что существенно облегчает  возможности для коррупции. Все  это усугубляется общим пренебрежением к процедурной строгости.

4. Неэффективность институтов  власти. Тоталитарные режимы строят  громоздкий государственный аппарат4. Речь идет, прежде всего, об исполнительной власти. Бюрократические структуры стойки и хорошо приспосабливаются к выживанию при самых тяжелых потрясениях. Причем чем энергичнее преобразования, тем больше энергии и изобретательности тратится аппаратом на собственное сохранение. В итоге окружающая жизнь стремительно меняется, а бюрократические институты, и следовательно система управления, отстают от этих изменений. В позднем Союзе и ранней России было особо отчетливо видно, как реагировала система управления на усложняющиеся и множащиеся проблемы: плодила свои системные пороки, увеличивая аппарат, вводя дополнительные иерархические уровни управления, создавая огромное число безответственных координационных структур. Итог прост: чем сложнее и неповоротливее система управления, чем больше несоответствие между ней и проблемами, тем легче в ней угнездиться коррупции.

На первых стадиях преобразований государству особенно трудно научиться  всей мощью государственной машины, всей силой закона защищать права  собственности, обеспечивать неукоснительное  соблюдение прав рыночной игры. Не чувствуя такой защиты от государства, предприниматель  ищет ее у конкретных чиновников. Так  устанавливаются связи, легко превращающиеся в коррупционные. Неэффективность государства проявляется в том, что после разрушения номенклатурной системы не появилась новая, современная система отбора и продвижения государственных служащих. В результате новая волна чиновников содержит немало проходимцев, идущих на государственную службу с заранее обдуманными намерениями использовать свое служебное положение в целях, весьма далеких от благородных. Нередко прямое делегирование "агентов влияния" из коммерческих структур в административные.

5. Слабость гражданского  общества, отрыв общества от власти. Демократическое государство в  состоянии решать свои проблемы  только в кооперации с институтами  гражданского общества. Спад социально-экономического  положения граждан, всегда сопровождающий  начальные стадии модернизации, вызываемое этим разочарование,  приходящее на смену прежним  надеждам, - все это способствует  отчуждению общества от власти, изоляции последней. Между тем  ни низовая, ни верхушечная  коррупция не могут быть подавлены без усилий общественных организаций.

6. Неукорененность демократических политических традиций. Проникновению коррупции в политику способствуют:

  • несформированность политической культуры, что отражается, в частности, на процессе выборов, когда избиратели отдают свои голоса за дешевые подачки или поддавшись заведомой демагогии;
  • неразвитость партийной системы, когда партии не в состоянии брать на себя ответственность за подготовку и продвижение своих кадров;
  • несовершенство выборного законодательства, чрезмерно защищающего депутатский статус, не обеспечивающего реальной зависимости выборных лиц от избирателей, провоцирующего нарушения при финансировании избирательных компаний.

Тем самым последующая  коррумпированность представительных органов власти закладывается еще  на этапе выборов.

Реальная политическая конкуренция  служит противовесом и ограничителем  для коррупции в политической сфере, с одной стороны, и для  политического экстремизма - с другой стороны. В результате снижаются  шансы политической нестабильности. Фиктивная политическая жизнь, невозможность  политической оппозиции ответственно влиять на ситуацию подталкивают оппозиционных  политиков разменивать политический капитал на экономический. При этом, с учетом прочих условий, осуществляется плавный переход от полулегитимного лоббизма к откровенной коррупции5.

Подводя итог рассмотрения причин возникновения в экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:

  • расширяет теневую экономику, что способствует развитию организованной преступности, приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж, затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции;
  • нарушает механизм рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки, это способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования и дискредитации идей свободной конкуренции;
  • тормозит процесс появления эффективных частных собственников, в первую очередь, из-за нарушений, возникающих в ходе приватизации;
  • влечет за собой неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении кредитов, препятствуя тем самым эффективной реализации правительственных программ;
  • подрывает доверие агентов рынка к способности власти устанавливать и соблюдать честные «правила игры» на рынке, что приводит к ухудшению инвестиционного климата;
  • приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества;
  • способствует повышению цен на товары и услуги за счет так называемых коррупционных «накладных расходов», в результате чего страдает потребитель;
  • уменьшает эффективность функционирования неправительственых организаций, что приводит к снижению эффективности экономики в целом.

Информация о работе Проблема коррупции в экономике России