Проблемы и тенденции экономической интеграции России и Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы выступает изучение понятия международной экономической интеграции и, в частности, отношений России и Беларуси с этой точки зрения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 выявить сущность понятия «международная экономическая интеграция»,
 определить, какие предпосылки и факторы способствуют этому процессу;
 каковы современные интеграционные процессы в мировой экономике;
 рассмотреть Беларусь как часть мировой экономической системы и ее участие в международных интеграционных процессах;
 оценить экономическую интеграцию России и Беларуси в историческом аспекте и на современном этапе

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Международная экономическая интеграция…………………………...5
1.1 Сущность и предпосылки международной экономической
интеграции………………………………………………………………...5
1.2 Современные интеграционные процессы в мировой экономике….9
2 Беларусь как часть мировой экономической системы и ее участие в
международных интеграционных процессах…………………………...13
3 Экономическая интеграция России и Беларуси………………………19
3.1 История интеграционных процессов России и Беларуси………..19
3.2 Современное состояние отношений России и Беларуси:
тенденции, проблемы и перспективы………………………………….22
3.3 Таможенный союз…………………………………………………..30
4 Направления совершенствования экономической
интеграции России и Беларуси………………………………………...32
Заключение………………………………………………………………..33
Список использованных источников……………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

     Несоответствие  между существующими организационными формами и стадией развития интеграционного процесса. Одна из важнейших организационных проблем интеграции — неадекватность реальному процессу, отсутствие системного видения происходящего, своевременных оценок и обратной связи. Бюрократическая структура не способна в одиночку адекватно реагировать на происходящие изменения. Необходимы более гибкие организационные формы, способные быстро адаптироваться к очень динамичной ситуации. Эксперты подчеркивали различные аспекты данной проблемы, важной для эффективности интеграционного процесса.

     Несогласованность процесса интеграции по направлениям и уровням. Как указывают эксперты, множественность организационных форм, эгоистичный лоббизм, отсутствие действенного механизма согласования экономических, политических, социальных и ресурсных факторов затрудняют протекание интеграционного процесса.

     Недостаточная организованность субъектов интеграции: бизнес-сообщества, экспертного сообщества, институтов гражданского общества. Силами, которые могут подтолкнуть власть более серьезно отнестись к интеграционному  процессу, выступают и бизнес, и гражданское общество. Однако они еще недостаточно организованы. По мнению экспертов, необходимы ассоциации предпринимателей, представляющие их интересы во взаимодействии с властью (поскольку именно они, а не властные структуры, реально заинтересованы в эффективной интеграции).

     Экспертное  сообщество обращает внимание, что  общие проблемы государственного управления, такие как коррупция, взяточничество, чиновничий произвол, слабость правовой системы, наиболее ярко проявляются  именно в межгосударственных отношениях, и без решения этих проблем нельзя ожидать роста эффективности интеграционных процессов.

     К факторам, осложняющим интеграцию, препятствующим ее эффективному течению, эксперты отнесли следующие:

     Незащищенность  инвестиций и собственности, как существенное препятствие экономической интеграции, особенно в условиях смены политических элит.

     Дискриминационный фактор, поскольку до сих пор имеют  место дискриминация предпринимателей по национальному признаку, множественность  барьеров для перемещения товаров и капиталов, неравные условия конкуренции.

     Бюрократический произвол. Бизнес устал от вмешательства  чиновников, коррупции и взяточничества. Ему необходимы цивилизованные условия  и определенность правового поля, остальное он готов сделать самостоятельно, заплатив государству необходимые налоги.[ 5, 6 ]

       В рамках создания интеграционных  объединений эксперты выделяют  два направления поиска эффективных  форм взаимодействия субъектов  интеграционного процесса:

     Первое  направление — создание надгосударственных полномочных органов управления интеграцией, а также, возможно, введения при Президентах должностей помощников, отвечающих за интеграцию. Такие меры, по мнению экспертов, позволят повысить реализуемость принимаемых решений и исполнительскую дисциплину чиновников.

     Второе  направление — стимулирование создания неформальных интеграционных объединений, которые могли бы выступать как  самостоятельные субъекты интеграционного  процесса, в первую очередь, в бизнес-сообществах (например, объединения российских предпринимателей, которые работают в Казахстане, или казахстанских предпринимателей, работающих в России). По мнению экспертов, создание таких объединений обеспечит более комплексный подход к интеграционным процессам и повысит результативность работы по продвижению интеграции за счет использования и обобщения практического опыта.

     Предложенные  рекомендации включают создание рабочих  органов по отдельным проблемам  интеграции или по согласованию различных  технических параметров (в области  связи, транспорта и т.д.) при соответствующих министерствах и ведомствах в целях оптимизации кадрового обеспечения и улучшения организации.

     В отношении состава интеграционных объединений эксперты все больше склоняются к  необходимости сосредоточить  усилия на создании реального интеграционного объединения государств, которые находятся на сопоставимом уровне экономического развития. 
 

          3.3 Таможенный союз

          Таможенный союз - тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли .

          В соглашении о создании таможенного союза оговариваются следующие моменты:

1) Снятие внутренних  таможенных границ между странами-членами  союза;

2) Перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;

3) Устранение  таможенных процедур во взаимной  торговле товарами национального  производства;

4) Унификацию  форм и методов сбора внешнеторговой  статистики;

5) Согласование  форм и методов предоставления  льгот участникам внешнеэкономической  деятельности;

6) Введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами;

7) Создание общей  системы преференций.

          Страны договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Обычно они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.

Примеры таможенных союзов:

Ассоциация ЕС с Турцией - таможенный союз между  Европейским экономическим сообществом (сейчас - Европейским союзом) и Турцией, созданный в 1963 г.

Арабский общий  рынок - таможенный союз, объединяющий Египет, Ирак, Иорданию, Йемен, Ливию, Мавританию, Сирию. Соглашение о его создании было подписано в 1964 г.

Центральноамериканский  общий рынок - участницами таможенного  союза с 1961 г. являются Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор;

Организация восточно-карибских  государств - таможенный союз, созданный в 1991 г. Странами-членами этой организации являются Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины.

          4 Направления совершенствования экономической интеграции               России и Беларуси 
        

          Изучив вопрос интеграции России и Беларуси я пришла к выводу, что, учитывая накопленный опыт, как положительный, так и отрицательный, необходимо выработать принципиально новую стратегию развития взаимоотношений между Россией и Республикой Беларусь. Т. к.  в рамках СНГ сформировался феномен разноскоростного интеграционного процесса, в результате которого на территории СНГ сложился ряд субрегиональных объединений с различными принципами взаимодействия.

          Я думаю, что в связи с этим перед русскими и белорусами сегодня стоит сложная задача, во-первых, преодоления угрозы разобщения внутри союза и, во-вторых, использования преимуществ появления небольших группировок, которые могут ускорить решение практических вопросов взаимодействия. Исходя из накопленного опыта интеграции и учитывая инерционность интеграционных процессов, дальнейшая стратегия развития взаимоотношений между государствами будет, как и прежде, строиться путем заключения двусторонних соглашений.

 

      Заключение 

    1 Предпосылками преимуществ той или иной страны в производстве определенного товара (группы товаров) могут быть: естественные (значительные запасы природных ресурсов, специфические климатические условия, выгодное географические положение страны) и приобретенные (например, относительный избыток капитала по отношению к другим производительным факторам) условия. Следует также учитывать различия в национальных традициях, вкусах и предпочтениях жителей различных стран, а также другие факторы.

    В настоящее время наблюдается  диалектическое единство двух взаимосвязанных процессов – международной специализации и международного кооперирования производства. Первая реализуется по двум основным направлениям – производственному и территориальному; второе представляет собой систему устойчивых производственных связей между хозяйствующими субъектами разных стран. Расширение и углубление процессов специализации и кооперации свидетельствует о том, что современное производство становится все более интернациональным.

    Одной из форм растущей интернационализации  производства выступает международная  экономическая интеграция, представляющая собой сближение и взаимоприспособление  национальных хозяйств и проведение согласованной  межгосударственной экономической политики. По критерию нарастающей сложности выделяют следующие формы интеграции: преференциальные торговые соглашения (представление странами друг другу более благоприятного торгового режима, чем третьим странам); зона свободной торговли (отмена таможенных пошлин во взаимной торговле,  но сохранение национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами); общий рынок (свободное передвижение всех факторов производства внутри группировки); экономический союз (в дополнение к перечисленному проведению единой экономической политики, создание системы надгосударственного регулирования социально-экономических процессов, протекающих в регионе).

    Основная  причина экономической интеграции развитых стран – противоречие между  высоким уровнем развития производительных сил и стесняющих их рамками национальных экономик, а также растущая интернационализация и глобализация производства.

      2 Первоочередной задачей для Республики Беларусь в настоящее время является интеграция национальной экономики в мировую экономическую систему, которая должна быть управляема, предсказуема, хорошо спланирована, находиться под контролем. Необходимо учесть проблему экономической безопасности страны, определить максимальные условия взаимодействия и взаимозависимости национальной и мировой экономик, а также обеспечить такой уровень и такую структуру отечественного производства, которые смогут гарантировать возможность подключения Беларуси к мировой хозяйственной системе без угрозы долгосрочной и односторонней зависимости от внешних источников экономического роста.

      3 Союз Республики Беларусь и России рассматривается как первый реальный опыт современной не только экономической, но и политической интеграции на постсоветском пространстве. Эксперты, позитивно оценивающие этот проект, подчеркивают его высокий потенциал, дееспособность. Отмечается, что политические заявления были подкреплены реальными действиями.

      Эксперты, настроенные скептически, обращают внимание на отсутствие «внятной концепции  союзного государства», указывают на высокое различие в «весовых категориях» объединяющихся сторон. Некоторые эксперты говорят об изначальном неравенстве стран, входящих в Союз. В качестве наблюдаемой тенденции эксперты указывают на пробуксовку этого проекта из-за нерешенных проблем финансовой интеграции государств.

 

       Список использованных источников 
 

      
  1. Авдокушин, Е.Ф.- Международные экономические отношения. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: “Маркетинг”, 2000. - 320 с.
  2. Быковский, П.- Присоединение к евроинтеграционным процессам неизбежно // Белорусский рынок – 2004. – 3-9 мая. – С 24
  3. Внешний рынок: тенденции и перспективы// Республика.-16 сентября 2009. – с.4.
  4. Дадалко В.А., Максимович, О.Е.- Особенности формирования и пути развития внешнеэкономической политики Республики Беларусь. – Мн.: “Армита-Маркетинг, Менеджмент”, 2000. – 156 с.
  5. Ершов, В.Ф.- Создание Союзного государства России и Беларуси: проблемы и перспективы (Ч. 1) / Кафедра стран постсоветского зарубежья Российского государственного гуманитарного университета (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.postsoviet.ru/page.php?pid=51 . –Дата доступа: 21.03.2010.
  6. Ершов, В.Ф.- Создание Союзного государства России и Беларуси: проблемы и перспективы (Ч. 2) / Информационно-аналитический центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.ia-centr.ru/archive/public_detailsfedf.html?id=325. – Дата доступа: 21.03.2010.
  7. Курс экономики/  Под ред. Райзберга, Б.А. - М.: ИНФРА-М, 1997.  – 720 с.
  8. Макроэкономическая ситуация В Республике Беларусь и проблема отрицательного внешнеторгового сальдо/ Никитенко П.Г., Медведев В.Ф., Лученок, Н.Д. – Мн.: Право и экономика, 2001. – 75 с.
  9. Международные экономические отношения/ Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 503 с.         
  10. Мировая экономика: Механизмы и факторы роста/ А. Е. Дайнеко, Г. В. Забавский, А. С. Малинник, П. В. Шведко – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2004. – 320 с.  
  11. Морозов, П.- На пути к дальнейшей интеграции// Белорусский рынок – 2004. – 23-29 февраля – с. 23 
  12. Новикова, И.В.- Глобализация и рынок. Поиски стратегии экономического развития в ХХI веке. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001. – 167 с.    Ломакин, В. К.- Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2000. – 727 с. 
  13. Ожигина, А.В.- Направление региональной интеграции РБ в мировую экономику/ А.В. Ожигина / Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование.- 2003. -  №5. - с. 51-60.
  14. Раджабова, З.К.- Мировая экономика: Учеб. пособие/ З.К. Раджабова - М.: «ИНФРА-М» 2002. – 375 с.
  15. Селиванова, И.- Экономическая интеграция России и Белоруссии и ее влияние на развитие народного хозяйства Белоруссии // Белоруссия и Россия: общества и государства (электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.yabloko.ru/Themes/Belarus/belarus-25.html. Дата доступа: 21.03.2010.
  16. Создать благоприятный интеграционный климат// Национальная экономическая газета. – 2009. – № 28. – с. 2.
  17. Суздальцев, А.И.- Политика впереди экономики: риски и перспективы Таможенного союза ЕврАзЭС // Россия в глобальной политике. – 2010. - №1 (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/numbers/42/13270.html. - Дата доступа: 21.03.2010.
  18. Фомичев, В.И.- Международная торговля. – М.: ИНФРА, 2008. – 390 с.
  19. Черченко, Н. В.- Интеграция как фактор экономического роста// Между прошлым и будущим: Тез. докл. межд. науч. конф. «Современный политический и социально-экономический процесс в Беларуси, России, Украине: состояние, проблемы, перспективы». – Мн.: БГЭУ, 2000.- 276 с.                                                  
  20. Экономика Беларуси: векторы и факторы развития в условиях международной интеграции. Круглый стол. - Мн.: Ин-т экономики НАНБ, 2009.- 37 с.
  21. Экономическая теория/ Под   ред. Камаева, В.Д.-7-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2001.-640с.: ил.
  22. Экономическая теория/ Под ред. Н.И Базылева, С.П. Гурко -2-е изд., перераб. и доп.- Мн.: БГЭУ, 2000.- 632 с.
  23. Яценко, Е.- Элиты Беларуси, Казахстана, России и Украины о перспективах интеграции / Фонд «Наследие Евразии» (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.fundeh.org/publications/articles/66/. – Дата доступа: 21.03.2010.

Информация о работе Проблемы и тенденции экономической интеграции России и Беларуси