Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы выступает изучение понятия международной экономической интеграции и, в частности, отношений России и Беларуси с этой точки зрения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить сущность понятия «международная экономическая интеграция»,
определить, какие предпосылки и факторы способствуют этому процессу;
каковы современные интеграционные процессы в мировой экономике;
рассмотреть Беларусь как часть мировой экономической системы и ее участие в международных интеграционных процессах;
оценить экономическую интеграцию России и Беларуси в историческом аспекте и на современном этапе
Введение…………………………………………………………………….3
1 Международная экономическая интеграция…………………………...5
1.1 Сущность и предпосылки международной экономической
интеграции………………………………………………………………...5
1.2 Современные интеграционные процессы в мировой экономике….9
2 Беларусь как часть мировой экономической системы и ее участие в
международных интеграционных процессах…………………………...13
3 Экономическая интеграция России и Беларуси………………………19
3.1 История интеграционных процессов России и Беларуси………..19
3.2 Современное состояние отношений России и Беларуси:
тенденции, проблемы и перспективы………………………………….22
3.3 Таможенный союз…………………………………………………..30
4 Направления совершенствования экономической
интеграции России и Беларуси………………………………………...32
Заключение………………………………………………………………..33
Список использованных источников……………………………………35
Несоответствие
между существующими
Несогласованность процесса интеграции по направлениям и уровням. Как указывают эксперты, множественность организационных форм, эгоистичный лоббизм, отсутствие действенного механизма согласования экономических, политических, социальных и ресурсных факторов затрудняют протекание интеграционного процесса.
Недостаточная
организованность субъектов интеграции:
бизнес-сообщества, экспертного сообщества,
институтов гражданского общества. Силами,
которые могут подтолкнуть
Экспертное сообщество обращает внимание, что общие проблемы государственного управления, такие как коррупция, взяточничество, чиновничий произвол, слабость правовой системы, наиболее ярко проявляются именно в межгосударственных отношениях, и без решения этих проблем нельзя ожидать роста эффективности интеграционных процессов.
К факторам, осложняющим интеграцию, препятствующим ее эффективному течению, эксперты отнесли следующие:
Незащищенность инвестиций и собственности, как существенное препятствие экономической интеграции, особенно в условиях смены политических элит.
Дискриминационный
фактор, поскольку до сих пор имеют
место дискриминация
Бюрократический произвол. Бизнес устал от вмешательства чиновников, коррупции и взяточничества. Ему необходимы цивилизованные условия и определенность правового поля, остальное он готов сделать самостоятельно, заплатив государству необходимые налоги.[ 5, 6 ]
В рамках создания
Первое направление — создание надгосударственных полномочных органов управления интеграцией, а также, возможно, введения при Президентах должностей помощников, отвечающих за интеграцию. Такие меры, по мнению экспертов, позволят повысить реализуемость принимаемых решений и исполнительскую дисциплину чиновников.
Второе направление — стимулирование создания неформальных интеграционных объединений, которые могли бы выступать как самостоятельные субъекты интеграционного процесса, в первую очередь, в бизнес-сообществах (например, объединения российских предпринимателей, которые работают в Казахстане, или казахстанских предпринимателей, работающих в России). По мнению экспертов, создание таких объединений обеспечит более комплексный подход к интеграционным процессам и повысит результативность работы по продвижению интеграции за счет использования и обобщения практического опыта.
Предложенные рекомендации включают создание рабочих органов по отдельным проблемам интеграции или по согласованию различных технических параметров (в области связи, транспорта и т.д.) при соответствующих министерствах и ведомствах в целях оптимизации кадрового обеспечения и улучшения организации.
В
отношении состава
3.3 Таможенный союз
Таможенный союз - тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли .
В соглашении о создании таможенного союза оговариваются следующие моменты:
1) Снятие внутренних
таможенных границ между
2) Перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;
3) Устранение
таможенных процедур во
4) Унификацию
форм и методов сбора
5) Согласование
форм и методов предоставления
льгот участникам
6) Введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами;
7) Создание общей системы преференций.
Страны договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Обычно они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.
Примеры таможенных союзов:
Ассоциация ЕС
с Турцией - таможенный союз между
Европейским экономическим
Арабский общий рынок - таможенный союз, объединяющий Египет, Ирак, Иорданию, Йемен, Ливию, Мавританию, Сирию. Соглашение о его создании было подписано в 1964 г.
Центральноамериканский общий рынок - участницами таможенного союза с 1961 г. являются Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор;
Организация восточно-карибских государств - таможенный союз, созданный в 1991 г. Странами-членами этой организации являются Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины.
4 Направления совершенствования
экономической интеграции
России и Беларуси
Изучив вопрос интеграции России и Беларуси я пришла к выводу, что, учитывая накопленный опыт, как положительный, так и отрицательный, необходимо выработать принципиально новую стратегию развития взаимоотношений между Россией и Республикой Беларусь. Т. к. в рамках СНГ сформировался феномен разноскоростного интеграционного процесса, в результате которого на территории СНГ сложился ряд субрегиональных объединений с различными принципами взаимодействия.
Я думаю, что в связи с этим перед русскими и белорусами сегодня стоит сложная задача, во-первых, преодоления угрозы разобщения внутри союза и, во-вторых, использования преимуществ появления небольших группировок, которые могут ускорить решение практических вопросов взаимодействия. Исходя из накопленного опыта интеграции и учитывая инерционность интеграционных процессов, дальнейшая стратегия развития взаимоотношений между государствами будет, как и прежде, строиться путем заключения двусторонних соглашений.
Заключение
1 Предпосылками преимуществ той или иной страны в производстве определенного товара (группы товаров) могут быть: естественные (значительные запасы природных ресурсов, специфические климатические условия, выгодное географические положение страны) и приобретенные (например, относительный избыток капитала по отношению к другим производительным факторам) условия. Следует также учитывать различия в национальных традициях, вкусах и предпочтениях жителей различных стран, а также другие факторы.
В настоящее время наблюдается диалектическое единство двух взаимосвязанных процессов – международной специализации и международного кооперирования производства. Первая реализуется по двум основным направлениям – производственному и территориальному; второе представляет собой систему устойчивых производственных связей между хозяйствующими субъектами разных стран. Расширение и углубление процессов специализации и кооперации свидетельствует о том, что современное производство становится все более интернациональным.
Одной
из форм растущей интернационализации
производства выступает международная
экономическая интеграция, представляющая
собой сближение и
Основная
причина экономической
2 Первоочередной задачей для Республики Беларусь в настоящее время является интеграция национальной экономики в мировую экономическую систему, которая должна быть управляема, предсказуема, хорошо спланирована, находиться под контролем. Необходимо учесть проблему экономической безопасности страны, определить максимальные условия взаимодействия и взаимозависимости национальной и мировой экономик, а также обеспечить такой уровень и такую структуру отечественного производства, которые смогут гарантировать возможность подключения Беларуси к мировой хозяйственной системе без угрозы долгосрочной и односторонней зависимости от внешних источников экономического роста.
3 Союз Республики Беларусь и России рассматривается как первый реальный опыт современной не только экономической, но и политической интеграции на постсоветском пространстве. Эксперты, позитивно оценивающие этот проект, подчеркивают его высокий потенциал, дееспособность. Отмечается, что политические заявления были подкреплены реальными действиями.
Эксперты, настроенные скептически, обращают внимание на отсутствие «внятной концепции союзного государства», указывают на высокое различие в «весовых категориях» объединяющихся сторон. Некоторые эксперты говорят об изначальном неравенстве стран, входящих в Союз. В качестве наблюдаемой тенденции эксперты указывают на пробуксовку этого проекта из-за нерешенных проблем финансовой интеграции государств.
Список использованных
источников
Информация о работе Проблемы и тенденции экономической интеграции России и Беларуси