Проблемы конкурентоспособности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение теоретических и методологических аспектов конкурентоспособности предприятия. Для достижения поставленной цели работы нужно определить и последовательно решить ряд взаимосвязанных задач: – уточнить сущность конкурентоспособности предприятия; – рассмотреть показатели конкурентоспособности предприятия; – проанализировать подходы к оценке конкурентоспособности предприятия;
– определить классификационные признаки и характеристики методов, которые применяются при проведении оценки конкурентоспособности предприятия; – определить пути увеличения конкурентоспособности предприятия в условиях глобализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1) ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
1.3 Механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия
2) МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия
2.2 Характеристика методов оценки конкурентоспособности предприятия
3) ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

проблемы конкурентоспособности предприятий.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1) ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия

1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия

1.3 Механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия

2) МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия

2.2 Характеристика методов оценки конкурентоспособности предприятия

3) ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы. В современных условиях, которые отличаются наличием процессов глобализации и интернационализации производства, конкурентоспособность является одним из основных критериев востребованности выпускаемой продукции.

Понятие конкурентоспособности  обладает относительным характером, в связи с тем, что товары, которые  успешным образом конкурируют на одном рынке, могут быть абсолютно неконкурентоспособными на других рынках. Учитывая это, процесс выработки общей концепции конкурентоспособности предприятия требует учета всех сторон данного явления.

Сегодня конкурентоспособность  на товарных рынках становится проблемой  национальной государственной безопасности. Следовательно, должна быть поставлена и правильно решена проблема выработки государственной стратегии в деле обеспечения конкурентоспособности. Для этого, должны быть уточнены основные методологические аспекты проблемы, дано четкое обоснование сущности и содержания конкурентоспособности страны, отрасли, предприятия (фирмы) и продукта, определены взаимосвязи и взаимозависимости этих категорий.

Актуальность темы курсовой работы подтверждается тем обстоятельством, что по мере формирования отношений рыночного типа в стране и вовлечения ее в мировые хозяйственные связи, внимание в сфере конкурентоспособности постепенно смещается в направлении предприятия и отраслей материального производства.

В рыночных условиях хозяйствования предприятия-производители, которые поставляют свои товары на внутренние и внешние рынки, не могут удерживать устойчивость положения на рынке длительный период времени, базируясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, без учета мировых уровней качества и издержек по созданию и реализации товара.

Следовательно, при выходе на новые рынки, принятии решений о диверсификации производства либо о его сокращении, проведении инвестиционной деятельности для модернизации технологического оборудования или обновления продукции, которая выпускается, необходимо проводить оценку конкурентоспособности предприятия.

Проблема конкурентоспособности  предприятия освещается как отечественными, так и зарубежными авторами. Среди  наиболее известных можно выделить труды таких авторов, как А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олина, М. Портера и др.

Цель данной курсовой работы – изучение теоретических и методологических аспектов конкурентоспособности предприятия.

Для достижения поставленной цели работы нужно определить и последовательно решить ряд взаимосвязанных задач:

– уточнить сущность конкурентоспособности предприятия;

– рассмотреть показатели конкурентоспособности предприятия;

– проанализировать подходы к оценке конкурентоспособности предприятия;

– определить классификационные признаки и характеристики методов, которые применяются при проведении оценки конкурентоспособности предприятия;

– определить пути увеличения конкурентоспособности предприятия в условиях глобализации.

Логика, цель и задачи курсовой работы обусловили ее структуру, которая включает введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение, а также список использованной литературы.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Понятие и сущность  конкурентоспособности предприятия

В современной экономике  конкурентоспособность - это проблема не только отечественной экономической теории, но и мировой.

Как считает американский ученый, член Комиссии по конкурентоспособности в промышленности при президенте США М.Портер, пока «не существует общепринятого определения конкурентоспособности. Для фирм конкурентоспособность означала возможность конкурировать на мировом рынке при наличии глобальной стратегии. Для многих конгрессменов конкурентоспособность означала положительный внешнеторговый баланс. Для некоторых экономистов конкурентоспособность означала низкие производственные затраты на единицу продукции, приведенные к обменному курсу.».

Конкурентоспособность - это характеристика товара, отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Показатель, выражающий такое отличие, определяет конкурентоспособность анализируемого товара по отношению к товару - конкуренту. Базой оценки конкурентоспособности является исследование потребностей покупателя, требований рынка. При совершении покупки потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и приобретает то из них, которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. При этом покупатель учитывает их потребительские свойства, выясняет степень соответствия собственной потребности. Каждая потребность обладает свойствами и характеризующими их параметрами, которые определяют ее сущность, необходимый потребителю полезный эффект и конкретные условия процесса потребления. При совпадении параметров потребности с параметрами, характеризующими само изделие и совершается покупка.

 

1.2 Факторы, влияющие  на конкурентоспособность предприятия

 

Для того, чтобы товар  был приобретен конкретным покупателем, он должен соответствовать потребностям по техническим параметрам и финансовым возможностям потребителя (цена потребления товара), при этом потребитель стремится израсходовать минимум средств для приобретения и потребления товара, то есть оптимизировать свои полные затраты.

Поскольку потребности  каждого отдельного покупателя складываются по воздействиям обширного комплекса  факторов и носят индивидуальный характер, оценки одного и того же товара разными потребителями могут  не совпадать. Соответственно неодинаковым и будет их предпочтение, выбор из массы аналогичных товаров, предлагаемых на рынке. Следовательно, по отношению к конкретному потребителю конкурентоспособность данного товара также будет индивидуальной.

Наибольшее признание  среди товаров, предназначенных для удовлетворения данной общественной потребности, получает тот, который более полно ей соответствует. Это и выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе.

Таким образом, конкурентоспособность  любого товара может быть определена только в результате сравнения, и поэтому является относительным показателем. Она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара - конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потребности.

Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств этой продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению (эксплуатации) и утилизации продукции. Общая схема оценки конкурентоспособность представлена на рис.1.1.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 1.1. Общая схема конкурентоспособности

 

Безусловно, успех отдельных предприятий  в конкурентной борьбе в условиях углубляющейся интернационализации  рынка зависит от положения дел  в стране. Правильность этого положения доказывает тот факт, что с удивительным постоянством предприятия (фирмы, корпорации) одних и тех же стран (Япония, Германия, Франция, США, Корея и т.д.) добиваются огромных успехов во вполне определенных отраслях экономики. Но в то же время именно отраслевые особенности позволяют данной фирме данной страны создать и удержать конкурентные преимущества на своем рынке. При этом зачастую в стране функционирует одновременно сразу несколько мировых лидеров в какой-то отрасли промышленности. Примерами могут служить японские фирмы в области бытовой электроники, роботов, фото- и копировальной аппаратуры, шведские фирмы по производству тяжелых грузовиков и горнорудного оборудования, французские парфюмерно- косметические фирмы, швейцарские фармацевтические компании и т.д.

Во-первых, до последнего времени в  российской экономической литературе термин конкурентоспособность использовался  только применительно к продукции, во-вторых, применялся он в основном в рамках внешнеэкономической деятельности в тесной связи с качеством и объемом продаж экспортной продукции.

Безусловно, это в определенной степени было оправдано в условиях ограниченного выхода отечественных  товаропроизводителей на мировой рынок. Но в современных условиях конкурентная борьба стала обычным явлением и для российского рынка. При этом следует отметить широкомасштабность, динамизм и остроту этой борьбы как на мировом, так и на отечественном рынке, что обуславливается значительным и постоянно увеличивающимся числом участников внешнеэкономических операций. Существенную роль в конкурентной борьбе с крупными и сверхкрупными компаниями как в мире, так и в России, начинают играть фирмы малого и среднего бизнеса. Это, безусловно, связано с большей гибкостью, восприимчивостью к нововведениям, быстрой реакцией на изменения условий рынка со стороны этой группы фирм. К этому следует добавить, что они занимают значительную долю как в валовом национальном продукте (в США, к примеру, 43%), так и в численности наемной рабочей силы (в США - 58%).

В России подобные показатели несколько иные. Однако и здесь можно отметить тенденцию увеличения доли малых и совместных предприятий в общем объеме произведенной промышленной продукции . Здесь следует также учесть, что отечественная статистика относит к крупной и средней промышленности предприятия, имеющие численность работающих свыше 200 человек, что, естественно, сокращает долю малого и среднего бизнеса в основных макроэкономических показателях экономики России.

При этом на фоне общего спада производства отечественные совместные предприятия в 1994 г. смогли увеличить объемы производства нефти в 1,9 раза, алюминия вторичного в 2 раза, стали на 43%, персональных ЭВМ в 2,8 раза, составив успешную конкуренцию как отечественным производителям, так и фирмам других стран на своих рынках.

В середине 70-х годов Япония уверенно вышла на уровень качества западноевропейских и американских фирм, а затем и  обошла их по этому показателю. При  этом доля фирм США в общем объеме мирового экспорта (за исключением  стран бывшего СЭВ) с 1970 по 1983 г.г. уменьшилась на 19,5%, в экспорте готовой промышленной продукции - на 8,9%, в то время как доля японских фирм возросла на 33,4% и 66,3%.

По мере совершенствования характеристик  продукции и роста ожиданий потребителей все меньше фирм за пределами Японии сохраняли способность эффективно конкурировать на японском рынке. Более высокое качество привело к повышенному спросу на японские товары во всем мире. В результате, к примеру, американский потребитель приобретает 30% спорттоваров, 34% микроволновых плит, 90% радиоприемников и мотоциклов, около 100% кассетных видеомагнитофонов импортного, в основном японского, производства. Доля Японии в экспорте легковых автомобилей в США составляет 70%.

Конец 70-х годов характеризуется  стремительным ростом конкурентоспособности у «четырех азиатских тигров». И хотя этот процесс начался в этих странах позднее, чем в Японии, в настоящее время они выпускают много изделий, уровень конкурентоспособности которых соответствует или превышает характеристики аналогов, выпускаемых в США, Европе и Японии. Следует учесть, что ставки заработной платы в этих странах значительно ниже, чем в традиционно высокоразвитых, что значительно затрудняет конкурентную борьбу с ними.

Но конкурентоспособность - состояние  динамичное, изменяющееся под воздействием как внешних, так и внутренних факторов.

Ведущие западные экономисты по-разному  объясняют, почему отдельные страны мира конкурентоспособны, а другие нет. В работах 50-х, 60-х и начала 70-х годов высокую конкурентоспособность  американских фирм, лидировавших во многих отраслях, объясняли через анализ структуры торговли США. В последующих работах, уже посвященных анализу успехов японских фирм, одним из основных факторов конкурентоспособности выделяют экономическую политику государства, в частности временный протекционизм.

Как видно из представленного выше обзора точек зрения, не существует единого мнения о сущности конкурентоспособности  страны. Если понимать под этим термином страны, все отрасли которых конкурентоспособны, то ни одна страна вообще не подходит под это определение.

По мнению отечественного экономиста А.Селезнева, «конкурентоспособность - это обусловленное экономическими, социальными, политическими факторами  положение страны или товаропроизводителя  на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику».

На конкурентоспособность  предприятия оказывают влияние  ряд факторов: 
-динамика масштабов долгосрочного спроса. Увеличение или уменьшение долгосрочного спроса является важным фактором при принятии решений по инвестированию для увеличения производительной мощности предприятия. Подъем долгосрочного спроса привлекает новые предприятия на рынок, а падение спроса наоборот вызывает отток предприятий; 
-динамика структуры спроса. Эти изменения представляют собой причину изменения требований потребителя к сервису, создание новых каналов сбыта, изменение в ассортименте нового товара, обновление продукта отрасли является ключевой движущей силой - влияет на методы производства, эффективные масштабы выпуска, маркетинговые затраты, каналы распределения; 
-технологические инновации. Частые технологические новшества в методах производства, размер инвестиций позволяют увеличивать значение эффекта жизненного цикла товара. Это может вызывать существенные изменения в требованиях к размеру и количеству предприятий, успешно действующих на рынке; 
-маркетинговые инновации. Периодически фирмы предлагают рынку свою продукцию, пользуясь новыми путями и способами, стараясь увеличить покупательский интерес, подтолкнуть спрос, уменьшить затраты на единицу продукции. Таким образом, они приводят в движение новые силы, которые изменяют условия конкуренции и позиции фирм соперников; 
-динамика лидерства. Означает вход в конкуренцию и вход из нее крупных фирм. То есть новый раунд конкурентной борьбы: перераспределение ролей и выделение новых ключевых игроков, изменение структуры рынка; 
-диффузия достижений. Если новая технология становится известной соперникам, поставщикам, дистрибьюторам, потребителям, то снижаются барьеры для вхождения в отрасль; 
-динамика эффективности. При появлении в отрасли новых эффективных масштабов производства, которые уменьшат издержки на единицу продукции, крупные предприятия могут принудить другие предприятия к стратегиям «фиксированного роста»; 
-покупательские предпочтения. Зачастую растущее число покупателей решает, что товары массового потребления по низким ценам вполне удовлетворяют их вкусам и предпочтениям так же, как и товары с более высокими ценами, дающие возможность выбора; 
-государственное регулирование рынка. Действия государства через свои институты, включая регулирование экономических отношений, а также изменение государственной политики, могут повлиять на рынок и конкурентные условия; 
-рост детерминации. Означает уменьшение неопределенности и риска. Новые отрасли характеризуются большой неопределенностью сведений о потенциальных возможностях рынка. 
Голубков Е.П.  предлагает для проведения оценки конкурентоспособности организации использовать шестнадцать факторов ее результативной деятельности (имидж, концепция продукта, качество продуктов, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля главных видов бизнеса, мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, мощность производственной базы и др.), которые он детализирует и дополняет за счет факторов конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности.  
В работе  всю совокупность факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, предлагается разделить на три группы: 
-цели, которые ставит перед собой предприятие;  
-ресурсы, которыми располагает предприятие;  
-факторы внешней среды.  
В свою очередь в работе  констатируется, что конкурентоспособность предприятия определяется качеством продукции, относительной ее ценой, продвижением продукции на рынки, мощностью сбытовой сети.  
Предлагается также учитывать в качестве критериев, определяющих конкурентоспособность организации следующие:  
·-критерий, отражающий в динамике степень удовлетворения потребителя; 
-временной критерий эффективности производства; 
-в качестве полезного эффекта продукции часто используются комплексные показатели ее качества; 
-итоговым критерием оценки конкурентоспособности как продукции, так и организации можно считать долю рынка, занимаемую данной продукцией (данной организацией) и связанные с ней показатели. 
Насколько серьезной является угроза со стороны возможного появления на рынке новых конкурентов, зависит от двух групп факторов: 
-барьеры для входа;  
-ожидаемая реакция предприятия на вновь входящих в отрасль.  
М. Портер  отмечает существование следующих основных барьеров для входа: 
-эффективный масштаб производства;  
-эффект жизненного цикла продукции (иногда достижение низких затрат на единицу зависит от опыта производства товара и др. выгод, полученных за время освоения товара;  
-предпочтения и преданность потребителей к определенным торговым маркам;  
-потребность в капитале (чем больше величина требуемых инвестиций для обеспечения успешности входа на рынок, тем меньше желающих войти на этот рынок);  
-препятствия в виде дополнительных затрат, связанных с доступом к более дешевым источникам сырья, патенты и <ноу-хау>, опыт производства, основной капитал, приобретенный по более низким (в связи с инфляцией) ценам, удобные места расположения предприятия и т. п.;  
-доступ к каналам распределения;  
-государственные меры и политика (здесь имеются в виду законодательные правила и ограничения, применяемые на данном рынке).  
Ожидаемая реакция предприятий на вновь входящих в отрасль будет более агрессивной, если: 
-существующие предприятия и раньше были агрессивны, защищая свои рыночные позиции;  
-существующие предприятия владеют важнейшими финансовыми средствами;  
-существующие предприятия имеют прочные связи с каналами распределения;  
-существующие предприятия хотят и могут использовать политику уменьшения цен для сохранения своей доли на рынке;  
-спрос на товар и/или услугу растет медленно;  
-для существующих предприятий уход с рынка гораздо дороже, чем борьба до конца (из-за дорогих вложений в специальное оборудование, договоров с профсоюзами, тесных связей с производством других продуктов).  
Индикатором реакции предприятия является и ориентированность высшего кадрового эшелона предприятий-конкурентов, их внимание к научным исследованиям, развитию, рекламе, технологическому оснащению, их мнение о себе и о своем бизнесе. 
Следует добавить, что угроза входа на рынок новых предприятий имеет тенденцию изменяться с изменением рыночных экономических условий вообще. 
Конкурентное влияние со стороны поставщиков главным образом зависит от того, насколько важными являются эти составляющие затрат для покупателя (если поставки определенной группы поставщиков занимают ощутимую долю от общих затрат, то степень влияния со стороны поставщиков увеличивается) 
Влияние поставщиков сильнее, если имеют место следующие факторы: 
-затраты на производство играют важную роль для покупателя;  
-поставщики представляют собой несколько крупных предприятий, не скованных интенсивной конкуренцией;  
-продукция поставщиков дифференцирована настолько, что покупателю трудно и дорого перейти от одного поставщика к другому;  
-покупатели не являются важными клиентами для предприятий-поставщиков, т. е. поставщики не замкнуты на определенную отрасль;  
-поставщики не конкурируют с производителями заменителей в других отраслях;  
-со стороны одного или нескольких поставщиков существует реальная угроза прямой интеграции в бизнес отрасли покупателя.  
-предприятия-покупатели не проявляют склонности к интеграции в рынки поставщиков.  
Сила влияния на производителей товаров/услуг и их способность вести торговлю со стороны покупателей сильнее, когда: 
-потребители значимы и их немного, они покупают товар в большом количестве;  
-объем потребления представляет собой значительную часть от всех продаж в отрасли;  
-отрасль, поставляющая товар на рынок состоит из большого числа относительно некрупных продавцов;  
-товары, предлагаемые на продажу разными продавцами, относительно хорошо стандартизированы, и потребители легко могут найти альтернативный вариант покупки, стоимость их перехода к новому продавцу практически равна нулю;  
-покупаемые изделия не являются важной составляющей комплектующих изделий покупателя;  
-экономически выгодной для потребителя является практика приобретения комплектующих у нескольких продавцов по сравнению с прикреплением к одному продавцу;  
Фактор конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности.  
При оценке возможностей предприятия в сравнении с конкурентами определяются такие факторы, как технические и организационные возможности повышения качества продукции и совершенствования ассортимента, также играют роль техническая оснащенность производства, особенно износ и срок службы оборудования, имидж предприятия и товаров на рынке, наличие рабочей силы и состав коллектива, размеры предприятия и его доходность, различия в практике управления предприятиями, протекционистская политика правительства по отношению к отечественным товаропроизводителям, поддержка местных органов власти, инвесторов, наличие спонсоров и т.д. 
Изучаются как полезный опыт конкурента, так и их уязвимые места, ошибки, которых необходимо избежать. Источниками информации могут быть справочники фирм и о фирмах, рекламные проспекты, выставки и ярмарки, обзоры коммерческой прессы, годовые отчеты фирм, экспертная оценка, опросы и др.  
Конкурентоспособность производства включает в себя такие понятия как «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность товара» [18]. Несмотря на значительное количество публикаций по повышению конкурентоспособности продукции как важнейшего резерва экономического роста предприятия, конкурентоспособность предприятия и факторы, на нее влияющие, еще недостаточно изучены. Эти факторы можно разделить на внешние и внутренние.  
Внешние факторы включают в себя: 
- факторы производства, влияющие на формирование конкурентного преимущества организации в течение всего ее производственного процесса, например, наличие в стране или отрасли прогрессивной технологии, инвестиционных возможностей, сильной научно-исследовательской базы, высококвалифицированных кадров и др.; 
-активность конкурентов;  
- факторы спроса, характеризующие спрос, его величину и динамику, например, эластичность спроса по цене; фазы жизненного цикла спроса; требовательность потребителей к качеству товаров и другие;  
- наличие родственных и поддерживающих отраслей в экономике страны;  
- действия правительства;  
- степень приватизации предприятий данной отрасли;  
- случайные события.  
Обширные исследования первых шести факторов выявили их взаимосвязь и влияние на уровень конкурентоспособности предприятия. Факторы производства, спроса, активность конкурентов и наличие в экономике страны родственных и поддерживающих отраслей объединены в, так называемый, национальный ромб - систему свойств страны, формирующих конкурентную среду для ее предприятий. 
Эти факторы, находясь во взаимодействии, усиливают или ослабляют потенциальный уровень конкурентоспособности предприятия.  При формировании рыночных отношений на конкурентоспособность предприятия также влияет степень их приватизации, т.к. разгосударствление организаций способствует формированию конкурентной среды на внутреннем рынке, а также случайные события и действия правительства. 
На все факторы, кроме последнего, предприятие может оказывать лишь косвенное влияние, поэтому более подробно остановимся на внутренних факторах, влияющих на конкурентоспособность организации и подверженных ее прямому воздействию.  
К внутренним факторам относятся: рыночная и экологическая эффективность, а также эффективность издержек. 
Эти факторы влияют на конкурентоспособность предприятий.  Изменение внутреннего содержания факторов позволяет им оказывать воздействие на конкурентоспособность любого предприятия. К приведенным факторам следует добавить психологический.  
Рассмотрим их подробнее.  
Под рыночной эффективностью понимается максимально возможное удовлетворение потребителей  на основе выполнения ряда условий: 
- близость к потребителю;  
-анализ конкурентов;  
-поиск преимуществ; 
- информационное обеспечение. 
Близость предприятия к потребителю означает наличие личных контактов при продаже и интенсивность послепродажного обслуживания. 
От способности предприятия анализировать цели, стратегии и действия конкурентов и находить новые источники конкурентного преимущества зависит как его рыночная эффективность, так и конкурентоспособность. 
И, наконец, деятельность организации в сегодняшней быстроменяющейся обстановке требует наличия надежной и быстродействующей системы информации.  
Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от эффективности менеджмента, на уровень которой влияют личные качества менеджеров, способность руководства разрабатывать и реализовывать стратегию предприятия и адаптироваться к изменениям внешней среды, единая система учета и контроля и умение подбирать высококвалифицированные кадры.  
Психологический фактор включает в себя трудовую этику - желание и умение трудиться, гибкость и готовность к учебе, уровень претензий, дух конкуренции, умение каждого члена коллектива подчинить свои личные интересы общей задаче - производству качественной продукции. Он не может быть оценен в денежном выражении, трудно поддается количественному определению, но влияет на работу всего предприятия. Психологический фактор не поддается какому-либо политическому манипулированию, а изменяется в течение большого промежутка времени. Поэтому, несмотря на отсутствие убедительных методик изучения, игнорировать его нельзя.

Информация о работе Проблемы конкурентоспособности предприятий