Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:36, курсовая работа
С началом рыночных реформ в России неожиданно в полной рост встала проблема безработицы. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Решение проблем занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране. Меня заинтересовала эта тема курсовой работы именно своей важностью и распространенностью. В своей курсовой работе я рассмотрела ряд интересующих меня вопросов. До каких пределов будет повышаться уровень безработицы? Будет ли сокращение занятости явлением временным или постоянным? Какой уровень безработицы можно будет считать нормальным, после того как в России наладится рыночная система? Какой должна быть политика в этой области?
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Классификация безработицы
1.2. Причины и формы безработицы
2.СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И БЕЗРАБОТНЫХ
2.1. Структура поведения безработного
2.2. Социальная адаптация в современных условиях
2.3. Социальные последствия безработицы
3. БЕЗРАБОТИЦА И РЫНОК ТРУДА
3.1. Измерение уровня безработицы в условиях рыночной экономики
3.2. Психология воздействия на рынок труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
хуже, чем мужья к безработности своих жен. Положительно относятся к этому
всего менее 5 % жен и 15 % мужей. С поддержкой и пониманием относятся, по
мнению самих безработных, жены и мужья примерно с равной частотой (23 %
и 20 %соответственно). Нормальное отношение наблюдается у 10 % жен и
16,5 %мужей.
Безразличное отношение к тому, что муж безработен, продемонстрировали,
- по мнению самих мужей- 4 % жен и, по мнению жен. 2 % мужей.
Отрицательное отношение характерно для 28 % жен и только 14 % мужей
(остальные из респондентов- 30 % мужчин и 32 % женщин - не состоят в
браке).
Таким образом, в целом нормальное, понимающее и поддерживающее
отношение характерно для большинства супругов. Но на этом фоне
впечатляющим и угрожающим выглядит число супругов, явно негативно
относящихся к изменению социально-трудового статуса второго члена семьи.
Такое отношение- фактор внутрисемейной напряженности, которая может
вести к самим негативным последствиям. По крайней мере в каждой третьей
семье безработных возникают семье безработных возникают межличностные проблемы, грозящие или реально приводящие к конфликтам.
Изменение отношений в семье. Безработность приводит не только к
изменению отношений между супругами, но и к изменению отношений между
всеми членами семьи. Отвечая на вопрос о том, изменились ли отношения в
семье после того, как респондент стал безработным, никто (за исключением
одного человека из всей выборки) не затруднился с ответом. Большинство
(72 %)указали, что отношения в семье не изменились. Но более 21 %
человек -каждый пятый безработный - признался, что отношения в семье стали хуже.
Отношение друзей и знакомых. В отличие от близких и родственников,
друзья и знакомые безработных проявляют, по мнению последних,
значительно больше сочувствия, сопереживания, понимания того
положения, в котором оказался человек.
Отрицательное отношение демонстрируют только примерно 4 % друзей и
знакомых безработного. На безразличное отношение их к тому, в какое
положение попал человек, указывают 24 % мужчин и 16 % женщин.
Сохранение обычного,
нормального отношения
только 1/3 своих друзей (34 %); такое значение свидетельствует о том, что
эмоциональная реакция ближайшего социального окружения на утрату
работы человеком весьма сильна.
Потребность в психологической поддержке. Отмечая выраженное
эмоциональное переживание факта утраты работы в кругу близких и
родственников, многие безработные отмечают и источники, откуда они
получают психологическую поддержку. Поддержку в семье имеют 42 %
женщин и только 27% мужчин. Со стороны родственников есть поддержка
у каждого четвертого безработного (28 % мужчин и 25 % женщин). Друзья
и знакомые, бывшие сослуживцы оказывают психологическую поддержку 7 %
безработных мужчин и 10% женщин. Отсутствие всякой психологической
поддержки отмечают 43 % мужчин и 30 % женщин. Это, конечно, очень высокий уровень, который свидетельствует о том, что множество людей,
нуждаясь и тяжелой жизненной ситуации в психологической помощи, не находят ее. Каждый третий безработный (35 %) ее. Каждый третий безработный (35 %)одинок в своем эмоциональном переживании
сложившейся ситуации, оставлен без поддержки.
В семье со стороны родственников получают материальную поддержку 52 %
мужчин и 64% женщин. От друзей и коллег поддержку получают примерно 5 % безработных. Из почти четырехсот опрошенных безработных
получали материальную поддержку со стороны организации, учреждения,
фирмы всего только 3 человека (менее 1 %).
Статус индивида в обществе - одна из определяющих социальных
параметров, находящийся в зависимости от трудовой деятельности. Поэтому
временное высвобождение человека частично лишает его не только
трудового, но и социального статуса (точно так же, как переход в положение
пенсионера лишает человека сразу многих его статусных позиций
в обществе).
Естественно ожидать, что многие безработные переживают свое положение
как частичную утрату социального статуса. Поскольку в систему статусных
социальных отношений больше включены мужчины, они должны и более
негативно оценивать свое нынешнее положение в качестве безработного.
Особенности безработных с низким социальным статусом. Отвечая на
прямой вопрос, снизился ли его социальный статус после того, как он/она
стал безработным, респонденты распределились иначе. Только около
половины (47 %. мужчин и 43 % женщин) отметили, что социальный статус не
изменился:38 % мужчин и 47 % женщин указали, что их социальный статус
снизился. 14%мужчин и 9% женщин затруднились определить изменения, их статуса.
Различия между оценкой своих социальных позиции как человек
представляет их с точки зрения других (условно объективно) и оценкой их в
собственных глазах (субъективно) весьма показательны. Признавая, что
объективно социальный статус снизился, большинство безработных
сохраняет самооценку себя как социально ценного работника (она даже
завышена при оценке своей работоспособности). Объективно это
благоприятный признак: человек не признает своего поражения, он вполне
готов к борьбе и поиску работы. В то же время он признает, что его социальные позиции пошатнулись и пошатнулись существенно.
2.2 Социальная адаптация в современных условиях
Сущность и содержание социальной адаптации
Социальная адаптация
Социальная адаптация
В настоящее время, усиленное внимание
к разработке этой проблемы детерминировано
потребностями решения
В совокупности труды этих ученых имеют важное теоретическое и методологическое значение, указывают перспективы развития в социальной практике. Вместе с тем необходимо отметить, что остается недостаточно исследованной проблема социальной адаптации в системе социальной защиты населения, которая объективно требует более глубокого изучения, особенно в контексте технологизации социальной работы.
Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности.
В современной научной литературе проблемы адаптации рассматриваются в нескольких направлениях: биологическом, медицинском, педагогическом, психологическом, социологическом, кибернетическом. Философско-методологические аспекты социальной адаптации групп представлены в работах В.Ю. Верещагина, И.Д. Калайкова, П.И. Царегородцева и других
ученых. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды.
Процесс адаптации - это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития. Социальность - сущностная сторона человека, его качественная характеристика. Исключением здесь могут быть только психически больные люди или те, кто не прошел с детства этапы социализации ("эффект Маугли").
Виды адаптации
Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию. Управленческая (организационная) адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.
Социальная адаптация - процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле
самоуправления. Социально-психологические аспекты адаптации стали предметом исследования таких психологов, как A.А. Бодалев, Г.А. Балл, Л.П. Гримак, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. Педагогические аспекты адаптации рассмотрены в трудах Н.Н. Березовина, О.Л. Берак, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной и многих других исследователей. С учетом указанных и многих других направлений в изучении адаптационных процессов существует множество определений, характеризующих различные аспекты данного
явления. Последнее предполагает требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам.
Экономическая адаптация. Это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый "социальный блок", включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека. Нельзя говорить о полноценной социальной адаптации человека, если он беден или влачит нищенское существование или является безработным.
Педагогическая адаптация. Это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Следует указать и на то, что адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов, хотя последние и не играют решающей роли в его
социализации. Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.
В последнее время особую актуальность
для педагогов приобрела
Информация о работе Проблемы найма; Экономические и социальные вопросы