Проблемы развития и функционирования малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.
Целью в данной работе будет произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.

Содержание

Введение 2
1.Малый бизнес в современной России 3
1.2.Необходимость разделения предприятий на крупные, средние и мелкие. 4
1.3.Критерии выделения малых предприятий 4
1.4.Виды малых предприятий. 5
2.Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России 6
2.1. Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации. 14
3.Статистические данные. 18
Заключение 21
Список используемой литературы: 22
Приложение. 23

Вложенные файлы: 1 файл

malbizn (1).docx

— 132.09 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

1.Малый бизнес в современной России 3

1.2.Необходимость разделения  предприятий на крупные, средние и мелкие. 4

1.3.Критерии выделения малых предприятий 4

1.4.Виды малых предприятий. 5

2.Современные проблемы развития малого и среднего  бизнеса в России 6

2.1. Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации. 14

3.Статистические данные. 18

Заключение 21

Список используемой литературы: 22

Приложение. 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться. Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

         Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

В виду того, что развитие малого и  среднего бизнеса является одним  из условий перехода России к полноценным  рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению  стабильности в социальной сфере, я  считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей  страны.

Целью в данной работе будет произвести характеристику малого и среднего бизнеса  в России, выделить специфические  особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие  перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.

      

 

 

 

 

 

 

 

  1.Малый бизнес в современной России

            В настоящее время о развитии малого бизнеса в России говорят очень много, но реальных сдвигов, чтобы помочь этой отрасли экономики развиваться не предвидится. А ведь малые предприятия обеспечивают средствами к существованию значительную часть населения, и способствуют стабилизации обстановки в обществе. Сегодня малый бизнес в России можно смело назвать органической частью структуры экономики. Он увеличивает количество рабочих мест, устанавливает собственный ассортимент товара и ценовую политику.

            По данным официальной статистики, в России 6,5 млн. человек задействованы на 890 тыс. предприятий страны (данные по статистике малого и среднего бизнеса можно увидеть в таблице 11). И это только те, которые занимаются предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица, другие 3 млн. его не образовывали. Если сравнивать экономические показатели, то в России на тысячу человек приходится всего 7 предприятий, тогда как в развитых странах это число равно 40―60. А доля малого бизнеса в промышленном производстве Запада достигает 50―60 %, а вовсе не 14 %, как в России2 (сравнить показатели малого и среднего бизнеса России и некоторых стран Евросоюза можно в таблице 23).

           Малый бизнес удобен своей возможностью изменяться под влиянием экономической ситуации. Именно он помогает предпринимателям «выживать» в условиях кризисного состояния многих крупных предприятий.

           Открытие собственного дела считается способом развития личности, раскрытия его внутренних качеств и возможностей. Не каждый человек, который хочет открыть свое дело сможет в дальнейшем им эффективно им управлять, в главе малого предприятия стоят способные и наиболее экономически активные люди.

          Малый бизнес может влиять на экономическую конъюнктуру и на обеспечения рынка товарами народного потребления, поэтому государство должно активно поддерживать развитие данного вида деятельности, чтобы не допускать теневого бизнеса, который в данном сегменте рынка чрезвычайно велик. 70 % показателей не регистрируется, показатель фонда заработной платы снижают на 90 %. При этом данные Госкомстата России, на теневую экономику приходится 23―25 % от валового внутреннего продукта, а по оценкам МВД, эта доля достигает 40 %.4

           1.2.Необходимость разделения  предприятий на крупные, средние и мелкие.

           В хозяйственной практике широко применяются традиционные схемы деления экономики на составные элементы, позволяющие всесторонне изучить закономерности и направления развития народного хозяйства, своевременно заметить нарождающиеся проблемы и принять меры по их решению. Это – деление экономики по отраслевому признаку, по территориальному, по формам собственности и т.д.

           Существовало и деление предприятий по критерию их размера в зависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей. Такое деление использовалось для определения категории предприятий, что является базой для формирования оплаты труда. Реформа оплаты труда, казалось бы, сделала ненужными определения “категорийности” предприятия. Однако жизнь дает другой вывод: необходимо резко повысить роль деления предприятий на крупные, средние и малые и положить его в основу специальной системы организации дифференцированного

внимания  со стороны государства к финансовому, материально-техническому благополучию различных по размеру предприятий.

          Функциональное назначение предприятий,  их роль в экономике в значительной мере меняются в зависимости от размера предприятия. Крупное и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них – это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики.

1.3.Критерии выделения малых предприятий

         В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых: доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

  • в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
  • в оптовой торговле  – 50;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании  – 30;
  • в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.5

         Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий – по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других

критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками. Видимо универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в

индивидуальном  порядке.

1.4.Виды малых предприятий.

       Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие - всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.

       В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам. Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными,

совместными предприятиями, общественными организациями  и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.

             Если учредителем малого предприятия является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия – кооператив. Могут быть и другие варианты. В то же время индивидуальные и семейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.

2.Современные проблемы развития малого и среднего  бизнеса в России

         На деятельность малых и средних  предприятий в России оказывают  влияние сразу несколько факторов. Их можно разделить на две  группы: факторы внутренней среды,  обусловленные особенностями предприятия,  и факторы внешней среды. 

             В данной работе хотелось бы  акцентировать внимание на внешние  факторы воздействия на малый  и средний бизнес, так как рассматриваем  проблемы предприятий с макроэкономической  точки зрения. Но и без понятия  внутренних факторов не обойтись.

           Под внутренней средой предприятия понимается совокупность всех внутренних факторов, которые определяют процессы его жизнедеятельности. Многочисленные исследования подтверждают зависимость внутренней среды от внешних условий.

         Внешняя среда подразумевает собой совокупность внешних по отношению к данному предприятию факторов, изменение значений которых существенно влияет на его состояние и результаты деятельности.

           Внешняя среда для предприятий имеет важное значение:

1. как источник  ресурсов;

2. как потребитель  результатов деятельности предприятия  и место общественного признания  и оценки этих результатов;

3. как фактор, определяющий поведение, образ  действий предприятия, отражающихся  в установлении целей и осуществлении  тех или иных стратегий.

            Факторы внешней среды разделяются на две группы. Первая – это создающие угрозы, риски для деятельности предприятия; вторая – формирующие условия, возможности для их развития. Определяя стратегию развития предприятия, руководители стремятся выбирать такой образ действий, который позволит максимально использовать открывающиеся возможности и устранить риски.

Проблема  рискованности малого бизнеса

             Одной из самых существенных черт предпринимательства является его рисковый характер. Таким образом, граждане, решившие создать и осуществлять собственное дело, помнят, что они рискуют, так как действуют в условиях неопределенности. Кроме того, предпринимательству осуществляемому в малых масштабах кроме рисков присущих любым хозяйствующим субъектам, и определяемых сферой деятельности, этапом жизненного цикла организации; общей политической и социальной обстановкой и т.д., характерны риски связанные с небольшими размерами самих предприятий.

            Малые предприятия, как субъект управления в рыночной экономике, характеризуются, прежде всего, как неустойчивая предпринимательская единица, наиболее зависимая от колебаний рынка. А это значит, что непредвиденные неблагоприятные изменения внешней среды наиболее негативно влияют на деятельность малого бизнеса. В то же время внешняя среда малых предприятий отличается собой в сравнении с крупным бизнесом, а также с государственными экономическими структурами, особой степени неопределенности. Это объясняется тем, что малые предприятия, как правило, действуют на локальном рынке, который в отличие от рынков крупных корпораций характеризуется высокой степенью неопределенности. Ключевой особенностью внешней среды малого бизнеса является, его объективно подчиненная роль в системе отношений с государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными институтами. А также имеется специфическая черта, которая связана именно с периодом радикальных реформ, - это исключительная подвижность внешней среды, возрастание скорости, с которой в окружении малого бизнеса происходят изменения. И все это серьезно затрудняет для предприятия возможности адекватного на них реагирования.

          Кроме негативных изменений внешней среды на возрастание неопределенности и степени рисков в деятельности малых предприятий влияет и внутренняя среда предприятия, во многом зависящая от размера малого предприятия. Внутренняя среда малого бизнеса, как и внешняя, имеет ряд отличий, например:

Информация о работе Проблемы развития и функционирования малого бизнеса в России