Проблемы эластичности спроса на российские товары на внешнем и внутреннем рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые, она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 6
РОССИЙСКОЕ ОРУЖИЕ ИДЕТ НА НОВЫЕ РЫНКИ 7
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА НЕФТЬ И ГАЗ НА ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНЕМ РЫНКАХ 8
Нефть и нефтепродукты 9
Газ 11
Рынок нефти и нефтепродуктов в настоящее время 14
ЭКСПОРТ АЛКОГОЛЯ ИЗ РОССИИ 16
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Вложенные файлы: 1 файл

olala (5).docx

— 902.76 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Экономической теории и финансов

Допускаю к защите

Руководитель _________________________

____________________________

И.О.Фамилия

 


Наименование Темы

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

 


 

Выполнил студент группы   Эуб 13-1 ___    Нгуен Тхи Хуен Чанг

Нормоконтроль    ___________          Синицкий Сергей Васильевич

Курсовой проект защищен  с оценкой ___________________________

 

 

 

 

 

 

ИРКУТСК  2013

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ЗАДАНИЕ

НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

По курсу_____________________________________________________

Студенту (гр. Эуб 13-1)   Нгуен Тхи Хуен Чанг

Тема курсовой работы: Проблемы эластичности спроса на российские товары на внешнем и внутреннем рынках

Исходные данный: Научная , учебно-методическая, специализированная литература, законодательные, нормативные, правовые материалы, аналитические и статистические данные, интернет ресурсы_______________________________________

Рекомендуемая литература _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата выдачи задания ____ ___________ 2013 г.

Дата представления курсовой работы руководителю ____ ______ 2013 г.

Руководитель курсовой работы __________________________________

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 4

ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 6

РОССИЙСКОЕ  ОРУЖИЕ ИДЕТ НА НОВЫЕ РЫНКИ 7

ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА НЕФТЬ И ГАЗ НА ВНУТРЕННЕМ И  ВНЕШНЕМ РЫНКАХ 8

Нефть и нефтепродукты 9

Газ 11

Рынок нефти и нефтепродуктов в настоящее  время 14

ЭКСПОРТ АЛКОГОЛЯ ИЗ РОССИИ 16

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     В данной  курсовой работе рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения.  Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Поэтому мы выясним почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, а следовательно, почему они пересекаются в той или иной точке.

     Эластичность  – одна из самых важных категорий   экономической науки.  Впервые, она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить,  как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда:  возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

    Поэтому понятие  эластичности имеет огромное  значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.

    Изучение спроса  потребителей, а также мотивов,  которыми они руководствуются,  совершая покупки, — важнейшая  задача фирмы в условиях конкуренции.  Обладание как можно более  полной информацией о спросе  позволяет фирме обеспечивать  сбыт своей продукции, расширять  производство и успешно конкурировать  на рынке.

    В курсовой  работе рассматривается эластичность  спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос, а также теория потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.

Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит от цены товара, доходов  потенциальных потребителей, а также  цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта  мяса и т. п.).

    На спрос влияют  и другие факторы.

    С повышением  цен на продукцию фирмы можно  ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.

    Однако нас  интересует не только направление,  но и величина изменения спроса.

   Как изменится  величина спроса при повышении  (понижении) цены продукции на 1, 10, 100 руб.? Обычно предприятие, повышая  цену, рассчитывает на рост выручки  от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приведет  не к росту выручки, а, наоборот, к ее снижению за счет сокращения  величины спроса и соответственно  уменьшения сбыта.

   Поэтому для фирмы  важно определить, какое в количественном  отношении  воздействие на  величину спроса может оказать  изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Спрос — одна из сторон рыночного ценообразования отражает желание приобрести определённый объём товаров по данной цене.

Закон спроса — при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены — повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством продукта.

Факторы влияющие на эластичность спроса:

Заменимость - чем больше хороших заменителей данного товара, тем эластичнее спрос на него. Например: спрос на инсулин не эластичен, поскольку этот медицинский препарат необходим больным сахарным диабетом всегда, любой ценой.

Фактор времени — чем больше времени у потребителей для принятие решения о покупке, тем эластичнее спрос на данный товар.

Предметы роскоши и  предметы первой необходимости — спрос на предметы роскоши (золото, бриллианты) более эластичен, чем на предметы первой необходимости (хлеб, молоко).

Доля, которую занимает данный товар в расходах потребителей — чем большую долю занимает данный товар в расходах потребителей, тем эластичнее спрос на него и наоборот.  Например: при общем росте цен на 10%, потребитель скорее откажется от приобретения автомобиля, чем от покупки карандашей. Поэтому спрос на автомобили более эластичен.

Россия занимает устойчивое второе место по экспорту военной техники и вооружения после США, имеет (на начало 2010 года) 34-миллиардный пакет заказов, а  ее присутствие на рынке уверенно расширяется. 
 
РИА Новости http://ria.ru/analytics/20101103/292142895.html#ixzz2lnWPKaeH

 

Десять видов  оружия конкурентной войны: удары по России. (Статья 2) 

  • Экспортные кредитные агентства (ЭКА).
  • «Связанные» международные кредиты.
  • Товарные биржи. 
  • Фондовые биржи
  • Мировые рейтинговые агентства.
  • Средства массовой информации (медиахолдинги).
  • Финансово-промышленные группы.
  • Международные картельные соглашения.
  • Финансово-экономическая поддержка государством компаний-экспортеров товаров и услуг. 
  • Поддержка государством экспансии частных компаний на мировых рынках с помощью военной силы, дипломатических средств и с использованием возможностей спецслужб.

РОССИЙСКОЕ ОРУЖИЕ ИДЕТ НА НОВЫЕ РЫНКИ

Выступая на международном  форуме в Москве «Технологии в  машиностроении 2012», руководитель «Рособоронэкспорта»  А. Исайкин заявил, что продажи  оружия российского производства неуклонно  растут. Значительно расширяется  круг стран-заказчиков, с которыми заключаются  контракты на поставку вооружения. Среди стран, которые пополнили  ряды основных покупателей военно-технической  продукции российского производства: Германия, Уругвай, Лаос, Чехия, Гватемала, Сингапур, Мали, Экваториальная Гвинея. Кстати, с некоторыми из них контракты подписаны впервые за последние 10-15 лет.

В связи с нестабильной политической ситуацией в Северной Африке и в странах Ближнего Востока, возникли тр Поставки на внешний рынок  оружия компанией «Рособоронэкспорт» в 2011 составили $11 млрд., увеличив продажи  на $2 млрд. по сравнению с предыдущим годом. Эта компания является единственным уполномоченным Правительством России экспортером изделий военно-технического назначения. Имеющийся портфель заказов  этой компании оценивается специалистами  в $35 млрд.удности с поставкой  российского вооружения в эти  регионы. 

противодействуют такие  страны-производители оружия как  США, Израиль, Франция и Великобритания. Особенно зарубежных производителей заинтересовала Индия, что привело к тому, что  российский экспортер в некоторых  сегментах индийского рынка вооружений уступает другим странам-экспортерам. Данный факт свидетельствует о том, что оружейный рынок имеет  устойчивую тенденцию к динамическому  развитию и Россия, если хочет сохранить  позиции успешного экспортера вооружения, должна гибко изменять свои методы, улучшать оружейный ряд предложений  и более тщательно строить  стратегию и тактику работы на мировом оружейном рынке.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА НЕФТЬ  И ГАЗ НА ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНЕМ  РЫНКАХ

Для целей анализа общественно  оптимального уровня цен на нефть, нефтепродукты  и газ на внутреннем и внешнем  рынках в первую очередь следует  отметить, что эти рынки различаются  степенью их конкурентности. Европейский  рынок нефти и нефтепродуктов в большей степени конкурентен, поэтому утверждение, согласно которому цены на россий- ские нефть и нефтепродукты  устанавливаются на пересечении  кривых спроса и долгосрочных предельных издержек, в определенной степени  может считаться адекватным реальности. Соответственно, приближение внутренних цен на нефть и нефтепродукты  к мировым может считаться  эффективным с точки зрения общественного  благосостояния. В то же время на европейском рынке газа «Газпром»  обладает определенной монопольной  властью, поэтому цена на российский газ на европейском рынке устанавливается  на пересечении предельной выручки  «Газпрома» и его долгосрочных предельных издержек. 

С точки зрения общественного  благосостояния в Российской Федерации  на внутреннем рынке для нефти  или для газа желательна реализация рыночного, конкурентного равновесия, потому что при этом максимизируется  сумма излишков потребителей и производителей. На внешнем рынке отечественных потребителей нет, поэтому следует заботиться только о прибыли производителей, т.е. надо стремиться к реализации монопольного равновесия.

На внешнем рынке нефти  и нефтепродуктов достичь монопольного равновесия невозможно, рынок конкурентен. Поэтому, если отечественные экспортеры поднимут цену, их продукт никто  не купит, при условии однородности товара. Разница доналоговых цен  на нефть и нефтепродукты на внешнем  рынке между различными странами объясняется исключительно транспортными  издержками и различиями в качестве продаваемого топлива.  
На рынке газа, наоборот, может происходить использование монопольной власти. Более того, с помощью существующей сети газопроводов потребителей можно дискриминировать и с рынка каждой страны получать разную монопольную ренту. Разница доналоговых цен на газ в различных странах объясняется как транспортными издержками, так и монопольной рентой поставщика.  
Рассмотрим рынки нефти и газа в отдельности для более детального анализа ценообразования с точки зрения общественного благосостояния на внутреннем и внешнем рынках.

Нефть и нефтепродукты 

Рынок нефти и нефтепродуктов несегментирован, т.е. на нем невозможно с определенной достоверностью установить конечного потребителя. Таким образом, невозможно применение дискриминационного подхода со стороны производителей. Кроме того, мировой рынок нефти  и нефтепродуктов характеризуется  конкурентностью, т.е. это рынок, на котором ни один отдельно взятый поставщик  не может применять монопольную  власть для снижения или повышения  цен. Наибольшее влияние в настоящее  время на рынок нефти и, следовательно, нефтепродуктов оказывают два фактора: поведение картеля поставщиков  ОПЕК 77,2% мировых запасов нефти, 41,5% мировой добычи, через регулирование  объемов добычи нефти и складывающиеся под влиянием различных групп  интересов ожидания относительно роста мировой экономики и потребления энергоресурсов на ключевых растущих рынках.  
Мировая биржевая, доналоговая цена на нефть и нефтепродукты определяется как точка пересечения кривой спроса и долгосрочной кривой предложения, предельные издержки. Отечественные производители нефти или нефтепродуктов не могут влиять на мировую цену, вывозя даже всю нефть или нефтепродукты из страны.  
Важно различать две ситуации: во-первых, предельные издержки отечественных производителей плюс транспортные затраты могут быть выше долгосрочных мировых предельных издержек; во-вторых, предельные издержки отечественных производителей плюс транспортные затраты могут быть ниже долгосрочных мировых предельных издержек.  
В первом случае экспорт товара невыгоден по экономическим соображениям, отечественные производители не могут его продавать на внешнем рынке с положительной прибылью. При этом, если долгосрочные мировые предельные издержки плюс транспорт в Россию ниже российских предельных издержек, то отечественные предприятия могут по- терять внутренний рынок, так как покупать импортный товар выгоднее, чем производить его самим.  
Во втором случае если предельные издержки отечественных производителей плюс транспортные затраты ниже долгосрочных мировых предельных издержек, то поставки нефти и нефтепродуктов на внешний рынок выгоднее, чем на внутренний в точке конкурентного равновесия. Поэтому отечественным фирмам выгодно наращивать поставки на экспорт до тех пор, пока доходность на внешнем рынке не сравняется с доходностью на внутреннем, на котором не будет достигаться конкурентное равновесие в закрытой экономике, а сложившаяся цена будет ценой net back.  
Далее, как для нефти и нефтепродуктов, так и для газа мы рассматриваем только случай , т.е. предельные издержки отечественных производителей плюс транспортные затраты ниже долгосрочных мировых предельных издержек, как случай, который реализуется на практике.  
Принимая во внимание, что на внутреннем рынке мы учитываем и благосостояние отечественных потребителей, и прибыль производителей, а на внешнем рынке  только прибыль производителей, ценообразование на внутреннем и внешнем рынках, выгодное производителям, в совокупности также является и общественно оптимальным в силу того, что предельная потеря благосостояния от сокращения поставок на внутренний рынок на 1 т в точности совпадает с предельной прибылью производителей на внешнем рынке от продажи этой дополнительной тонны.  
Таким образом, на внешнем рынке существует единая цена, а общественно оптимальное ценообразование на внутреннем рынке - это единая мировая цена за вычетом транспортных расходов, цена net-back. Оптимальность внутренней цены на уровне мировая цена минус расходы на транспорт объясняется следующим: забрать дополнительную тонну нефти с внутреннего рынка и поставить ее на экспорт невыгодно в силу того, что совокупные потери потребителей и производителей на внутреннем рынке больше, чем стоимость этой тонны нефти на внешнем рынке за вычетом транспортных затрат; забрать дополнительную тонну нефти с внешнего рынка и поставить ее на внутренний также невыгодно в силу того, что стоимость этой тонны нефти на внешнем рынке за вычетом транспортных затрат больше, чем тот выигрыш в благосостоянии, которые получают отечественные производители и потребители совокупно; точка мировая цена минус транспорт на внутреннем рынке - это именно тот оптимум, где цена тонны нефти на внешнем рынке за вычетом транспортных издержек в точности равна предельному выигрышу российского общества.  
В случае введения экспортной пошлины внутренняя цена на нефть или нефтепродукты снижается ниже значения «мировая цена минус транспортные расходы» в результате с точки зрения общественного благосостояния оптимально установление на внутреннем рынке безналоговой цены на уровне «мировая цена минус транспортные расходы», т.е. нулевой размер экспортной пошлины. При этом необходимо формирование механизма изъятия ресурсной ренты за пользование российскими недрами как основным фактором производства у отечественных производителей от продаж как на внутреннем, так и на внешнем рынке. 

Информация о работе Проблемы эластичности спроса на российские товары на внешнем и внутреннем рынках