Продовольственный рынок России и меры по его стабилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая специфика продовольственного рынка определяется иерархией потребностей, высокой степенью локальности и автономности, институциональной и структурной устойчивостью потребления его товаров, низкой ценовой эластичностью и стратегическим значением на макро- и микроуровне. Роль и динамика рынка продовольствия зависят от его объема, открытости, насыщенности, самообеспеченности, экспортной ориентации, импортной зависимости, степени безопасности, перспектив роста и развития в направлении, необходимом для расширенного воспроизводства хозяйственной системы страны. Социальная значимость данного рынка повышает и поддерживает его экономическую значимость, обусловливая приоритетность его регулирования на всех уровнях хозяйствования.

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ.doc

— 468.50 Кб (Скачать файл)

После входа на насыщенный регион возникает следующая задача –  удержание позиций.

Удержание позиций на продовольственном рынке насыщенного региона.

Удержание позиций на насыщенном рынке  уже сегодня является сверхактуальной  и сверхсложной задачей для многих бизнесменов, работающих в крупных  городах и регионах.

Тут важно учитывать такие бизнес - процессы, как работа полноценного филиала и работа по снижению издержек. Здесь появляется переход на новый тип позиционирования – уже не «от конкурентов», как при входе на рынок насыщенного региона, а «к потребителю».

«Особое внимание следует  обратить на выполнение специальных  программ поставок just - in - time , т. е. поставки «точно вовремя», которые обеспечивают до 60 – 70 % успеха в бизнесе. До этапа удержания позиций еще были возможны колебания в сроках и в ассортименте поставок. На этапе удержания позиций на насыщенном рынке малейшее колебание грозит либо большими штрафами и убытками для поставщика, либо расторжением контракта» [15, с. 60].

Следующим этапом является разработка более широкого ассортимента. Именно здесь возникает необходимость бороться за каждый процент роста продаж. Дополнительные позиции в ассортименте очень хорошо решают эту задачу.

Важный момент – обучение партнеров по бизнесу. Сюда входят обучение процедурам продаж, организации мероприятий по стимулированию сбыта, мерчандайзингу, работам с конкретными продуктами, проведение семинаров для менеджеров зала, для управляющих магазинами и многое другое.

2.2 Анализ  рынка зерна, молока, мяса

2.2.1 Рынок зерна

 

На долю посевов зерновых в России в 2011 году приходилось 58% общей площади под урожай, по сравнению с прошлым годом ситуация не изменилась. Основными выращиваемыми зерновыми по посевным площадям традиционно являются пшеница и ячмень, на долю которых суммарно приходится более 75%.

Рисунок 1. Динамика общих площадей под зерновые в России в 2000-2011 гг., тыс. га [23]

 

В 2011 году доля посевов  пшеницы и ячменя в общей площади под зерновые изменились незначительно, так по пшенице снижение показателя составило 4%, по ячменю отмечается рост в пределах 10%.

По остальным зерновым можно отметить следующие тенденции: ежегодное снижение площадей посевов  под овес, планомерный рост сева риса, несмотря на незначительную долю в общем итоге. Рост площадей посевов под кукурузу на зерно в 2011 году составил 24%, по гречихе зафиксировано 12%ное снижение показателя.

Региональная структура  посевов зерновых за последние 10 лет  практически не изменилась. Можно отметить небольшой планомерный рост доли южного федерального округа в посевах зерновых. В целом, более половины всех посевных площадей под зерновыми размещается в Сибирском и Приволжском федеральных округах. Посевные площади зерновых в 2011 году выросли во всех округах кроме Уральского и Приволжского.

Рисунок 2.Региональная структура посевов зерновых в 2011 году [23]

 

Динамика валовых сборов зерновых в последние 5 лет имела  положительный тренд, за исключением  показателей 2010 года, который, в силу погодных условий, оказался годом неудачным  для сельского хозяйства. В текущем году по предварительной оценке министерства сельского хозяйства ожидается валовой сбор зерновых на уровне 90 млн. тонн (по данным Российского зернового союза-93 млн.), таким образом, последствия засухи практически будут преодолены.

Рисунок 3.Динамика валовых сборов зерновых в 2000-2011 гг., тыс. центнеров[23]

 

По предварительным  оценкам, почти половину общего показателя валового сбора зерновых в 2011 году обеспечивают Южный и Приволжский округа, а если рассматривать показатели этих округов в совокупности с урожаями Центрального региона – около двух третей зерновых в России собираются в указанных регионах.

Рисунок 4.Региональная структура валовых сборов зерновых в 2011 году, предварительная оценка [23]

 

Что касается динамики валовых  сборов в разрезе отдельных культур, то следует отметить, что по рису, в отличие от всех других культур, сборы росли ежегодно, включая засушливый 2010 год. Урожаи просо и ржи за последние годы уменьшились по сравнению с началом 21 века (2000х годов). Позитивная динамика наблюдается по кукурузе, по гречихе урожаи 2009-2010 года достаточно низкие по сравнению с предыдущими рекордными показателями за десять лет.

Рассматривая региональную структуру сборов по культурам в 2010 году, можно отметить следующие  особенности:

Рисунок 5. Региональная структура валовых сборов зерновых в России в 2010 году [23]

треть всего урожая пшеницы  собрана в хозяйствах Южного федерального округа, 23% от общего показателя в Сибирском  округе, в совокупности с Северо-Кавказским округом – более 70% пшеницы в России собрали хозяйства трех округов;

основная масса урожая ржи в стране приходиться на угодья Приволжского федерального округа (64%), еще 16% урожая собрано в Центральном  федеральном округе;

около 70% урожая ячменя собрано  в трех федеральных округах: Центральном, Южном и Сибирском;

более половины валового сбора овса приходится на хозяйства  Сибирского федерального округа;

Северо-Кавказский регион – лидер по выращиванию кукурузы на зерно в России, доля в 2010 составила порядка 70% от общего показателя;

в этом же округе собрали  большую часть проса (31%), еще 30% и 23% в Сибирском и Приволжском  округах, соответственно;

львиная доля урожая гречихи  и риса была получена благодаря угодьям  Южного федерального округа, который традиционно считается житницей России. В 2010 году 74% гречихи и 91% риса-сырца было собрано в хозяйствах данного округа.

Непосредственным образом  региональная структура сборов зерновых связана с их урожайностью, которая  в целом имеет положительную тенденцию по стране.

 

2.2.2 Рынок молока

Рынок молока и молочных продуктов является одним из пяти стратегических рынков продовольствия. Особую значимость в современных  условиях имеет исследование закономерностей  развития рынка молочной продукции, так как молоко является обязательным и незаменимым продуктом питания человека. 
Молоко - это продукт, который вырабатывается ежедневно и хранится всего несколько дней. А это значительно сокращает время на его переработку и превращение в более стабильную форму с большим сроком хранения. При этом прослеживался связь между ведением хозяйства на ферме и качеством вырабатываемой молочной продукции. Поэтому в рамках рынка молочной отрасли требуется более четкое и многостороннее законодательство, отражающее требование к качеству молока и молочных продуктов.

Россия входит в десятку  мировых потребителей молока и молочной продукции. 
Основным сырьевым рынком при производстве молочных продуктов является коровье молоко. Поголовье коров сокращается уже на протяжении многих лет. В 2008 году поголовье коров в России составило 9,1 млн. голов, темпы роста составили -2,5%, сократившись по сравнению с 2007 годом на 1,9 процентных пункта.  
В 2008 году производство молока в хозяйствах всех категорий составило 32,5 млн. тонн, что на 354 тыс. тонн, или на 1,1% больше уровня 2007 года. Несмотря на то, что производство молока (надои) выросло, производство цельномолочной продукции в 2008 году, составившее 10 млн. тонн,  снизилось на 4,6% по сравнению с 2007 годом.

Диаграмма 1. Производство молока в России  [27]

 

Значительная доля российского  молока предназначена для переработки  и производства молочной продукции. Структура распределения молока в России в основных сегментах рынка выглядит следующим образом: 
 
 
Рисунок 6. Структура потребления молока по сегментам на рынке (доля рынка, %) [27] 

По данным Министерства сельского хозяйства и Росстата среди основных групп молочной продукции  наиболее значительная доля рынка приходится на цельное молоко, кисломолочные  продукты, йогурты, сметану, творог и  сливки. Доля цельного молока на рынке  составляет около 84% в количественном выражении. Следующими по значимости для потребления видами молочной продукции являются сыр, занимаемая доля рынка около 8%, затем масло с долей рынка 5%. При этом важно отметить, что за последние пять лет потребление сыра в России возросло в три раза. На фоне роста всего объема молочного рынка и значительного прироста сырного сегмента, потребление масла и цельного молока растет намного медленнее, рост составляет примерно 6-8% в год.  
 
Рисунок 7. Структура рынка в натуральном выражении (доля рынка, %) [27]

 

В сегменте цельномолочной продукции, увеличение наблюдается  в натуральном выражении на 8% в год, наибольшую долю занимает стерилизованное  и пастеризованное молоко, оно  занимает долю 60% от всего рынка молочной продукции. Затем идут кисломолочные продукты, включая йогурты, этот сегмент рынка составляет более 25%, сметана 7%, творог 5%. 

Рисунок 8. Сегментация  рынка по видам продукции из молока (доля на рынке, %) [27] 

В сегменте цельномолочной продукции наиболее динамично развивается  потребление кисломолочных продуктов, которое ежегодно увеличивается  на 9%, в результате данный сегмент  рынка в объеме цельномолочных продуктов  показывает стабильный показатель роста.

 

2.2.3 Рынок мяса

Продукцию представленную на рынке, можно классифицировать по следующим основаниям 

  По виду животного

o  Говядина 

o  Свинина 

o  Баранина 

o  Конина 

o  Птица 

 

Рисунок 9. Структура рынка  по основным видам мяса [28]

 

Основными продуктами мясопереработки являются колбасные изделия , поскольку

традиционно на производство колбас используется значительная часть  мясосырья. Так, по итогам I полугодия 2008 года на производство колбасных изделий пошло 30.7% сырья от общероссийского объема.

Колбасные изделия - это продукты питания из мяса, которые обрабатываются механическими и физико-химическими способами с добавлением пряностей

растительных добавок. 

В 2009 году объем  рынка колбасных изделий в стоимостном выражении составил 499 млрд. рублей, темпы   30,6%, что на 7,5 процентных пунктов больше чем  в 2008

году.

В натуральном выражении  объем рынка колбасных изделий по итогам 2009 года составил 2605 тыс. тонн, а темпы роста 3,6%, что на 2 процентных пункта меньше, чем в предыдущем году. Таким образом, рынок существенно вырос в стоимостном выражении за счет роста цен на колбасные изделия.

2.3 Динамика продовольственного рынка

 

В 2005 году в России произошла  настоящая рыночная революция - объем  всего розничного рынка достиг фантастической отметки $500 млрд. Эта отметка является наивысшей за историю развития новой российской экономики.

В настоящее время  российский рынок вообще является одним  из самых больших и бурно развивающихся  рынков мира. «Его рост составляет в  среднем 30 – 35 % в год, по отдельным отраслям – 50 – 60 %. Продовольственный рынок внутри этого громадного объема занимает $ 200 млрд., включая и розничную торговлю, и рынки, и ярмарки и прочее. Стартовав в 1990 году с уровня $5 млрд. продовольственный рынок быстро достиг в предкризисном состоянии 2008 года уровня $120 миллиардов» [16]. Необходимо подчеркнуть, что с учетом всех неофициальных денег российский рынок уже сегодня занимает по объему третье место в Европе. При сохранении текущих темпов развития общие продажи продуктов питания составят от 300 до 400 млрд. долларов к 2015 - 2016 годам.

Средняя цифра неофициального рынка в России составляет 35 %. Другим словами, каждый третий рубль в обороте  находится вне официального учета  и отчетности. Необходимо отметить, что речь здесь идет не только и не столько о контрафактной продукции, но и любой другой неучтенной продукции: произведенной и проданной.

Для некоторых городов  и товарных групп показатель неофициального рынка достигает 60 %. С другой стороны  в России уже встречаются города и регионы, где величина неучтенного рынка достигает нормальных европейских уровней и составляет по отдельным товарам 10 – 12 %. Но, в целом для получения истинной рыночной картины необходимо учитывать от 30 до 40 % неофициального рынка. Другими словами, официальная статистка и многие маркетинговые исследования показывают около 60 – 65 % реального рынка.

Таблица 1. Составные части рынка [21]

Составные части рынка

Реальный     объем           рынка

Неофициальный рынок

60 %

35 %

10 %

Официальный рынок

40 %

65 %

90 %

Информация о работе Продовольственный рынок России и меры по его стабилизации