Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 18:51, курсовая работа
Экономическая специфика продовольственного рынка определяется иерархией потребностей, высокой степенью локальности и автономности, институциональной и структурной устойчивостью потребления его товаров, низкой ценовой эластичностью и стратегическим значением на макро- и микроуровне. Роль и динамика рынка продовольствия зависят от его объема, открытости, насыщенности, самообеспеченности, экспортной ориентации, импортной зависимости, степени безопасности, перспектив роста и развития в направлении, необходимом для расширенного воспроизводства хозяйственной системы страны. Социальная значимость данного рынка повышает и поддерживает его экономическую значимость, обусловливая приоритетность его регулирования на всех уровнях хозяйствования.
После входа на насыщенный регион возникает следующая задача – удержание позиций.
Удержание позиций на продовольственном рынке насыщенного региона.
Удержание позиций на насыщенном рынке уже сегодня является сверхактуальной и сверхсложной задачей для многих бизнесменов, работающих в крупных городах и регионах.
Тут важно учитывать такие бизнес - процессы, как работа полноценного филиала и работа по снижению издержек. Здесь появляется переход на новый тип позиционирования – уже не «от конкурентов», как при входе на рынок насыщенного региона, а «к потребителю».
«Особое внимание следует обратить на выполнение специальных программ поставок just - in - time , т. е. поставки «точно вовремя», которые обеспечивают до 60 – 70 % успеха в бизнесе. До этапа удержания позиций еще были возможны колебания в сроках и в ассортименте поставок. На этапе удержания позиций на насыщенном рынке малейшее колебание грозит либо большими штрафами и убытками для поставщика, либо расторжением контракта» [15, с. 60].
Следующим этапом является разработка более широкого ассортимента. Именно здесь возникает необходимость бороться за каждый процент роста продаж. Дополнительные позиции в ассортименте очень хорошо решают эту задачу.
Важный момент – обучение партнеров по бизнесу. Сюда входят обучение процедурам продаж, организации мероприятий по стимулированию сбыта, мерчандайзингу, работам с конкретными продуктами, проведение семинаров для менеджеров зала, для управляющих магазинами и многое другое.
2.2.1 Рынок зерна
На долю посевов зерновых в России в 2011 году приходилось 58% общей площади под урожай, по сравнению с прошлым годом ситуация не изменилась. Основными выращиваемыми зерновыми по посевным площадям традиционно являются пшеница и ячмень, на долю которых суммарно приходится более 75%.
Рисунок 1. Динамика общих площадей под зерновые в России в 2000-2011 гг., тыс. га [23]
В 2011 году доля посевов пшеницы и ячменя в общей площади под зерновые изменились незначительно, так по пшенице снижение показателя составило 4%, по ячменю отмечается рост в пределах 10%.
По остальным зерновым можно отметить следующие тенденции: ежегодное снижение площадей посевов под овес, планомерный рост сева риса, несмотря на незначительную долю в общем итоге. Рост площадей посевов под кукурузу на зерно в 2011 году составил 24%, по гречихе зафиксировано 12%ное снижение показателя.
Региональная структура посевов зерновых за последние 10 лет практически не изменилась. Можно отметить небольшой планомерный рост доли южного федерального округа в посевах зерновых. В целом, более половины всех посевных площадей под зерновыми размещается в Сибирском и Приволжском федеральных округах. Посевные площади зерновых в 2011 году выросли во всех округах кроме Уральского и Приволжского.
Рисунок 2.Региональная структура посевов зерновых в 2011 году [23]
Динамика валовых сборов зерновых в последние 5 лет имела положительный тренд, за исключением показателей 2010 года, который, в силу погодных условий, оказался годом неудачным для сельского хозяйства. В текущем году по предварительной оценке министерства сельского хозяйства ожидается валовой сбор зерновых на уровне 90 млн. тонн (по данным Российского зернового союза-93 млн.), таким образом, последствия засухи практически будут преодолены.
Рисунок 3.Динамика валовых сборов зерновых в 2000-2011 гг., тыс. центнеров[23]
По предварительным оценкам, почти половину общего показателя валового сбора зерновых в 2011 году обеспечивают Южный и Приволжский округа, а если рассматривать показатели этих округов в совокупности с урожаями Центрального региона – около двух третей зерновых в России собираются в указанных регионах.
Рисунок 4.Региональная структура валовых сборов зерновых в 2011 году, предварительная оценка [23]
Что касается динамики валовых сборов в разрезе отдельных культур, то следует отметить, что по рису, в отличие от всех других культур, сборы росли ежегодно, включая засушливый 2010 год. Урожаи просо и ржи за последние годы уменьшились по сравнению с началом 21 века (2000х годов). Позитивная динамика наблюдается по кукурузе, по гречихе урожаи 2009-2010 года достаточно низкие по сравнению с предыдущими рекордными показателями за десять лет.
Рассматривая региональную структуру сборов по культурам в 2010 году, можно отметить следующие особенности:
Рисунок 5. Региональная структура валовых сборов зерновых в России в 2010 году [23]
треть всего урожая пшеницы собрана в хозяйствах Южного федерального округа, 23% от общего показателя в Сибирском округе, в совокупности с Северо-Кавказским округом – более 70% пшеницы в России собрали хозяйства трех округов;
основная масса урожая ржи в стране приходиться на угодья Приволжского федерального округа (64%), еще 16% урожая собрано в Центральном федеральном округе;
около 70% урожая ячменя собрано в трех федеральных округах: Центральном, Южном и Сибирском;
более половины валового сбора овса приходится на хозяйства Сибирского федерального округа;
Северо-Кавказский регион – лидер по выращиванию кукурузы на зерно в России, доля в 2010 составила порядка 70% от общего показателя;
в этом же округе собрали большую часть проса (31%), еще 30% и 23% в Сибирском и Приволжском округах, соответственно;
львиная доля урожая гречихи и риса была получена благодаря угодьям Южного федерального округа, который традиционно считается житницей России. В 2010 году 74% гречихи и 91% риса-сырца было собрано в хозяйствах данного округа.
Непосредственным образом региональная структура сборов зерновых связана с их урожайностью, которая в целом имеет положительную тенденцию по стране.
2.2.2 Рынок молока
Рынок молока и молочных
продуктов является одним из пяти
стратегических рынков продовольствия.
Особую значимость в современных
условиях имеет исследование закономерностей
развития рынка молочной продукции, так как молоко является обязательным
и незаменимым продуктом питания человека.
Молоко - это продукт, который вырабатывается
ежедневно и хранится всего несколько
дней. А это значительно сокращает время
на его переработку и превращение в более
стабильную форму с большим сроком хранения.
При этом прослеживался связь между ведением
хозяйства на ферме и качеством вырабатываемой
молочной продукции. Поэтому в рамках
рынка молочной отрасли требуется более
четкое и многостороннее законодательство,
отражающее требование к качеству молока
и молочных продуктов.
Россия входит в десятку
мировых потребителей молока и молочной продукции.
Основным сырьевым рынком при производстве
молочных продуктов является коровье
молоко. Поголовье коров сокращается уже
на протяжении многих лет. В 2008 году поголовье
коров в России составило 9,1 млн. голов,
темпы роста составили -2,5%, сократившись
по сравнению с 2007 годом на 1,9 процентных
пункта.
В 2008 году производство молока в хозяйствах
всех категорий составило 32,5 млн. тонн,
что на 354 тыс. тонн, или на 1,1% больше уровня
2007 года. Несмотря на то, что производство
молока (надои) выросло, производство цельномолочной
продукции в 2008 году, составившее 10 млн.
тонн, снизилось на 4,6% по сравнению с 2007
годом.
Диаграмма 1. Производство молока в России [27]
Значительная доля российского
молока предназначена для переработки
и производства молочной продукции.
Структура распределения молока в России в основных сегментах
рынка выглядит следующим образом:
Рисунок 6. Структура потребления молока
по сегментам на рынке (доля рынка, %) [27]
По данным Министерства
сельского хозяйства и Росстата
среди основных групп молочной продукции
наиболее значительная доля рынка приходится
на цельное молоко, кисломолочные
продукты, йогурты, сметану, творог и
сливки. Доля цельного молока на рынке
составляет около 84% в количественном выражении.
Следующими по значимости для потребления
видами молочной продукции являются сыр,
занимаемая доля рынка около 8%, затем масло
с долей рынка 5%. При этом важно отметить,
что за последние пять лет потребление
сыра в России возросло в три раза. На фоне
роста всего объема молочного рынка и
значительного прироста сырного сегмента,
потребление масла и цельного молока растет
намного медленнее, рост составляет примерно
6-8% в год.
Рисунок 7. Структура рынка в натуральном
выражении (доля рынка, %) [27]
В сегменте цельномолочной
продукции, увеличение наблюдается
в натуральном выражении на 8%
в год, наибольшую долю занимает стерилизованное
и пастеризованное молоко, оно
занимает долю 60% от всего рынка молочной продукции. Затем
идут кисломолочные продукты, включая
йогурты, этот сегмент рынка составляет
более 25%, сметана 7%, творог 5%.
Рисунок 8. Сегментация
рынка по видам продукции из молока
(доля на рынке, %) [27]
В сегменте цельномолочной
продукции наиболее динамично развивается
потребление кисломолочных
2.2.3 Рынок мяса
Продукцию представленную на рынке, можно классифицировать по следующим основаниям
По виду животного
o Говядина
o Свинина
o Баранина
o Конина
o Птица
Рисунок 9. Структура рынка по основным видам мяса [28]
Основными продуктами мясопереработки являются колбасные изделия , поскольку
традиционно на производство колбас используется значительная часть мясосырья. Так, по итогам I полугодия 2008 года на производство колбасных изделий пошло 30.7% сырья от общероссийского объема.
Колбасные изделия - это продукты питания из мяса, которые обрабатываются механическими и физико-химическими способами с добавлением пряностей
растительных добавок.
В 2009 году объем рынка колбасных изделий в стоимостном выражении составил 499 млрд. рублей, темпы 30,6%, что на 7,5 процентных пунктов больше чем в 2008
году.
В натуральном выражении объем рынка колбасных изделий по итогам 2009 года составил 2605 тыс. тонн, а темпы роста 3,6%, что на 2 процентных пункта меньше, чем в предыдущем году. Таким образом, рынок существенно вырос в стоимостном выражении за счет роста цен на колбасные изделия.
В 2005 году в России произошла настоящая рыночная революция - объем всего розничного рынка достиг фантастической отметки $500 млрд. Эта отметка является наивысшей за историю развития новой российской экономики.
В настоящее время
российский рынок вообще является одним
из самых больших и бурно
Средняя цифра неофициального рынка в России составляет 35 %. Другим словами, каждый третий рубль в обороте находится вне официального учета и отчетности. Необходимо отметить, что речь здесь идет не только и не столько о контрафактной продукции, но и любой другой неучтенной продукции: произведенной и проданной.
Для некоторых городов и товарных групп показатель неофициального рынка достигает 60 %. С другой стороны в России уже встречаются города и регионы, где величина неучтенного рынка достигает нормальных европейских уровней и составляет по отдельным товарам 10 – 12 %. Но, в целом для получения истинной рыночной картины необходимо учитывать от 30 до 40 % неофициального рынка. Другими словами, официальная статистка и многие маркетинговые исследования показывают около 60 – 65 % реального рынка.
Таблица 1. Составные части рынка [21]
Составные части рынка | ||||
Реальный объем рынка |
Неофициальный рынок |
60 % |
35 % |
10 % |
Официальный рынок |
40 % |
65 % |
90 % |
Информация о работе Продовольственный рынок России и меры по его стабилизации