Развитие теории потребительского спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Потребительский спрос и факторы, его определяющие, становятся все более обширными, сложными в своих взаимосвязях, разнообразными по мере развития потребностей субъектов, углубления дифференциации потребительских предпочтений между ними, увеличения предлагаемых потребителю товаров, услуг, способов организации досуга.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Основы теории потребительского спроса…………………………………… 6
2. Развитие теории потребительского спроса на современном этапе…..…... 16
3.Потребительский спрос в Республике Бурятия …………………………….26
Заключение. ……………………………………………………………………..34
Список использованной литературы…………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО.docx

— 65.74 Кб (Скачать файл)

     Теперь несколько слов о Евгении Евгеньевиче Слуцком (1880— 1948). Выдающийся математик, физик, знаток литературы, поэт и художник. Учился в Киевском университете, затем в Политехническом институте в Мюнхене. За участие в студенческих волнениях подвергался репрессиям. Преподавал, занимался научной работой в Конъюнктурном институте, в Математическом институте, других научно-исследовательских учреждениях. Слуцкий — один из первых разработчиков теории вероятности, автор научно-прикладных работ в области экономики, статистики, метеорологии.

     Вскоре после  завершения университетского образования  им была подготовлена работа  «К теории сбалансированного  бюджета потребителя». Она привлекла  внимание спустя несколько лет  после публикации в одном малоизвестном  итальянском журнале. С того времени  «уравнения» или «соотношения» Слуцкого стали присутствовать практически в каждом исследовании, посвященном проблеме зависимости спроса потребителей от уровня дохода и соотношения цен на другие товары и услуги.

Выводы, к которым пришел Слуцкий, состоят в том, что категория полезности формируется под влиянием реальных экономических величин, а именно, под влиянием изменений цен и доходов. Эти переменные обусловливают систему предпочтений потребителей.

  В результате изысканий Слуцкого полезность получает объективную оценку, причем полезность или полезности не одного, а совокупности потребителей, как это реально происходит на рынке. Впоследствии положение, впервые выдвинутое и обоснованное Слуцким, разрабатывалось и детализировалось другими экономистами, в том числе ! Дж. Хиксом и Р. Алле ном, предложившими соответствующую терминологию (так называемый анализ «эффекта спроса» и «эффекта замены», вошедший во все учебники).

   «Определение полезности, — писал Слуцкий, — должно  быть построено так, чтобы сделать  его логически независимым от  всякой спорной гипотезы или  концепции».

 Отказываясь от концепции  полезности как удовольствия, а  также от чисто психологической  оценки этой категории, Слуцкий  берет за исходное положение  «функцию полезности» — величину, зависимую от доступных для  определения параметров, «а именно: на основании изменений в спросе  в зависимости от дохода и  цен». Ученый обосно-вывает понятие  «устойчивость бюджета» потребителя, всякое отклонение от которого  ведет к уменьшению полезности.

Далее, опираясь на математический аппарат, Слуцкий проанализировал, как изменяется спрос (соответственно — полезность) в зависимости от двух упомянутых факторов: относительных цен при неизменном доходе и изменения дохода при неизменных ценах. Слуцкий делает следующее заключение: «Если бюджет потребителя нормальный, то спрос на каждое благо увеличивается вместе с возрастанием дохода и уменьшается с увеличением цен на это благо».

Ученый считал настоятельной необходимостью «перейти от отвлеченных схем к положительным исследованиям в области, охватывающей теорию бюджета потребителя».

Исходные положения теории потребительского спроса принадлежат Слуцкому. Разработку этой теории осуществил Дж. Хикс, который не был знаком с работой Слуцкого. Тем не менее английский теоретик посчитал необходимым подчеркнуть приоритет Слуцкого, отметив, что его труд «Стоимость и капитал» «представляет собой первое систематизированное исследование «территории», впервые открытой Слуцким».

К сожалению, далеко не все авторы считают необходимым указать, что именно российский ученый обосновал взаимосвязи между «доходом — потреблением» и «ценой — потреблением»; ввел категорию «устойчивый бюджет» потребителя; заложил первые камни в фундамент метода, получившего позже название «затраты — выпуск». [3]

Теоретический вклад Слуцкого не ограничивается сказанным. Ученый проанализировал закономерности циклических колебаний под влиянием случайных причин. Он обосновывает тезис, согласно которому «сложение случайных величин может быть источником циклических, иначе говоря, волнообразных процессов»; и эти волны приобретают определенную правильность, сложение случайных причин приобретают форму, отвечающую «закону стремления к синусоиде».

Общепризнанно, что работы Слуцкого оказали немалое влияние на


[3] Журнальные публикации - Е.Е. Слуцкий: основы теории потребительского спроса, 2012

формирование эконометрики.

Работы российских ученых-математиков интересны не только с точки зрения установления приоритетности в науке. Они продемонстрировали силу и доказательность математического подхода к анализу экономических процессов; заложили хорошую традицию развития отечественной экономико-математической школы; вошли в общее русло постоянного обогащения и обновления экономической теории и ее методов.

Намерение покупателей приобрести товар зависит от ряда факторов:

QD = f (P, Pa, Pb, … I, T, W),

где P — цены данного товара (англ. Price);

Pa, Pb — цены других товаров;

I — денежного дохода (Income);

T — вкусов и предпочтений (Taste)– потребностей истинных  и мнимых;

W — накопленного имущества, богатства (Wealth).

Предположим, что все факторы, кроме цены товара – неизменны. Тогда каждому значению цены товара соответствует определенное значение величины спроса.

Спрос (D – англ. demand), или функция спроса QD= f (P) – это зависимость между ценой товара и количеством, которое покупатель может и хочет приобрести на рынке в течение определенного времени.

Согласно закону спроса (обратной зависимости между ценой и величиной спроса) потребители покупают большее количество продукта по низкой цене, чем по высокой. Поэтому связь между ценой и объемом спроса при прочих равных условиях отрицательная, а графически спрос выражается в виде нисходящей кривой.

Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса на данный товар осуществляется путем суммирования величин спроса, предъявляемых отдельными покупателями при равных возможных ценах:

Увеличение величины спроса может происходить:

  • вследствие изменения цены товара;
  • изменение самого спроса вследствие изменения его неценовых детерминант.

Увеличение спроса сдвигает кривую спроса на графике вправо, уменьшение спроса – влево.

 

 

 

Важнейшие неценовые детерминанты рыночного спроса:

  • Изменение потребностей, вкусов и предпочтений потребителей и покупателей (реклама, мода, изменение образа жизни и деятельности, появление продуктов-аналогов);
  • Число покупателей – рост числа покупателей увеличивает спрос, факторы роста – увеличение иммиграции, рождаемости;
  • Доход – его рост, как правило, приводит к увеличению спроса, но в целом его влияние на спрос на отдельные товары может быть различно: на хорошие (нормальные) товары спрос при росте дохода повышается, на худшие – сокращается, т.к. покупатели переключаются на потребление более качественных товаров-аналогов. Существуют также нейтральные товары, спрос на которые не подвержен влиянию изменения дохода. Уровень их потребления обычно задается физиологически (например, соль);
  • Цены на сопряженные товары (когда цены одних товаров влияют на спрос на другие товары). Сопряженные товары делятся на 2 вида:- взаимозаменяемые (масло и маргарин, автомобили разных марок). Рост цен на один из товаров вызывает повышение спроса на другой товар.- взаимодополняемые (бензин и моторное масло). Рост цен на один из них вызывает снижение спроса на другой (обратная зависимость).
  • Потребительские ожидания будущих периодов – цен и доходов (например, неурожай может побудить людей, предвидящих рост цен, закупать его впрок).

 

 

 

 

2.Развитие теории потребительского спроса на современном этапе

Классическую школу не интересовал процесс потребительского выбора вместе с его ценностными ориентирами, т.к. ценность определялась через трудовые затраты, и проблемы конкуренции, движения капитала, выравнивания нормы прибыли можно было решить и без модели потребителя. Считалось, что основные отношения – это отношения в сфере производства, а потребление как конечная цель является производным.

Маржиналистская школа обратила внимание теории на потребительский выбор. Однако одноцелевой методологический подход при этом практически сохранился,  ведь по аналогии с «собственным  интересом»  предпринимателя потребитель стал стремиться к «собственному удовольствию». На передний план здесь вышел суверенитет потребителя.

Основные положения теории потребительского спроса в неоклассическом варианте сводятся к следующему.

Под спросом в широком смысле слова, т.е. на произведенные товары и ресурсы, понимается количество продукта (ресурса), которые потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос – это платежеспособная потребность, т.е. подлежащая удовлетворению, обеспеченная денежным эквивалентом, и обязательно «вынесенная на рынок».

Существует обратная связь (при неизменности прочих условий) между величиной спроса на различные блага и их ценой, что именуется законом спроса. Исключение из закона спроса – рост цен на товары при одновременном повышении спроса на них (товары Гиффена).

В основе закона спроса лежит принцип убывающей предельной полезности, эффект дохода и эффект замещения.

Различают действительный (реально предъявляемый спрос на товары и услуги), реализованный (это часть действительного спроса, которая реализована на рынке в купленных товарах и услугах) и неудовлетворенный спрос (это нереализованная часть действительного спроса ввиду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей). Неудовлетворенный спрос приобретает различные формы: скрытый, явный, текущий, мобильный и накопленный. Различают эндогенный и экзогенный спрос. Эндогенный (внутренний) спрос образуется за счет внутренних источников, существующих в национальной экономике. Экзогенный спрос – внешний, вызван вмешательством сил внерыночного характера (государство, международные организации).

Точная оценка всех форм спроса (по величине, объему, характеру, по структуре, по отдельным товарам, по социально-экономическим группам населения, по регионам) позволяет более полно удовлетворить потребности субъектов (потребителей), разработать эффективные меры по регулированию потребительского спроса (в частности, сокращению и ликвидации неудовлетворенного спроса), правильно оценить рыночную конъюнктуру и занять хозяйствующим субъектом соответствующую рыночную нишу на потребительском рынке.

В последнее время появились теории потребительского спроса, соединяющие поведенческие подходы и исследующие толерантность потребителя к цене.

 Под ценовой толерантностью  покупателя понимается максимальное  повышение цены, которое он принимает, не переходя на конкурирующий  продукт и не отказываясь от  покупки вообще. Толерантность покупателя  к цене повышает рост удовлетворенности  покупателя эксплуатацией продукции. Практическая значимость для  производителя этого подхода  заключена в поиске способов  повышения этой толерантности.

 

Существует несколько важных детерминантов ценовой толерантности покупателя: качество продукта, удовлетворенность клиента, количество релевантных альтернатив покупки (размер воображаемого ассортимента), барьеры смены поставщика, справедливая цена, а также особая заинтересованность (увлеченность) потребителя в том или ином продукте.

 

Известный ученый У. Эдвард Деминг большое внимание уделял такому фактору потребительского спроса как ожидания потребителя, который в действительности ожидает только того, что производитель и его конкуренты ему позволили. Потребитель ничего не производит, и ни один из них не подал заявки на электрическую лампочку, телефон, факс, автомобиль и т.д. У образованного потребителя могла возникнуть смутная догадка об этих потребностях, он смог бы их внятно сформулировать, чтобы поставщик его понял. Умный потребитель будет прислушиваться к мнению поставщика, с которым он должен работать как система, и не пытаться перещеголять друг друга. Но потребитель быстро учится: он сравнивает между собой приобретаемые продукты, и даже удовлетворенный потребитель может переключиться на другого поставщика, если он выиграет от данного перехода.[4]

Систематизированные выше основные теоретические положения, раскрывающие теорию потребительского спроса в ее сложившихся вариантах, позволяют судить о том, что на данный момент институциональный подход к исследованию этого объекта в отечественной экономической науке еще не заявлен.

В рамках институционального подхода к развитию теории потребительского спроса выделена категория «институциональные детерминанты».


[4] Деминг У. Эдвард. Новая экономика. М.: Эксмо, 2011. С. 18-19.

 

Под институциональными понимаются, такие основополагающие факторы, которые обладают тремя основными признаками:

  • непосредственной связью с формальными и неформальными институтами;
  • формируют у субъектов определенные установки, нормы и правила их деятельности, в данном случае, их потребительского выбора, потребительского поведения;
  • агрегируют экономические, социальные, культурные, психологические стороны деятельности субъектов.

Информация о работе Развитие теории потребительского спроса