Роль государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ экономической роли государства.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. определена сущность экономической политики государства;
2. выявлены инструменты экономической политики;
3. охарактеризованы недостатки государственного сектора;

Содержание

• Введение
• Сущность, основные направления и цели экономической деятельности
• Инструменты экономической политики государства
• Теория общественного выбора
• Недостатки государственного сектора
• Заключение
• Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 47.48 Кб (Скачать файл)

поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.

Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств

внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги воздействия  на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в

основной капитал и  др.

Однако имеются и специальные  инструменты непосредственного  воздействия на

хозяйственные связи с  заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций

за рубежом, введение или  отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических

организациях, интеграционных государственных объединениях.

Модель «шоковой терапии» осуществлялась в российской экономике в переходный период. Модель «шоковой терапии» - наиболее «жесткий» вариант трансформации.

Ее типичными чертами  являются: стремление к одномоментному и

административному разрушению прежней системы бюрократического

централизованного планирования и «внедрению» рынка; ускоренная радикальная передача государственной собственности в руки частных лиц, обладающих достаточными капиталами и или административной власти; ориентация на достижение «точки невозврата» как самоцели, за реализацию которой общество неизбежно должно заплатить высокую экономическую и социальную цену.

Предполагалось, что переход  к рыночным отношениям должен опираться на шесть фундаментальных принципов. Эти принципы носят характер мирового опыта и ступают как азбука «перехода к рыночным отношения». Итак:

- Либерализация цен. Цены  формируются на основе спроса  и предложения.

- Частная собственность,  в том числе в сельском хозяйстве, гарантированная законом, защищающим права собственника и обеспечивающим надежность выполнения

хозяйственных договоров.

- Приватизация государственных  предприятий, включая легализацию  права частных

лиц на создание новых предприятий, продажу большей части государственной

собственности и демонополизацию  производства в различных отраслях.

- Становление экономики  открытого типа, включая свободные  торговые отношения,

надлежащую защиту иностранных  инвестиций, предоставление возможности  для

репатриации прибылей и конвертируемый рубль.

- Ограничение прямого  государственного вмешательства  в экономику. Успешное

завершение экономической  реформы требует полного пересмотра традиционной роли государствa. Это означает отказ от большей части функций, которые государственные учреждения пытались выполнять в условиях командной экономики:

государственные заказы на большинство видов продукции, одобрение государством большей части инвестиционных проектов, государственное установление большинства цен и т. Д. Вместо этого в рыночной экономике главной задачей государства является защита и обеспечение возможностей реализации права

собственности и заключаемых  хозяйственных договоров, содействие конкуренции на рынках через проведение антимонопольной политики, разумная налоговая и денежная политика, развитие системы социальной защиты, помощь в развитии основных отраслей инфраструктуры: транспорта и средств связи и др.

- Макроэкономическая стабилизация, означающая ликвидацию дефицита государственного бюджета.2

 

 

 

 

Теория общественного  выбора.

 

 

Теория общественного  выбора, как самостоятельное направление  экономической науки сформировалась только в 50-60-х гг. ХХ века. Непосредственный импульс теории общественного выбора дали дискуссии 30-40-х гг. по проблемам  рыночного социализма и экономики  благосостояния (А. Бергсон, П. Самуэльсон). Широкий резонанс в 60-е гг. вызвала книга К. Эрроу "Социальный выбор и индивидуальные ценности" (1951), в которой проводилась аналогия между государством и личностью. В противоположность этому подходу, Дж. Бьюкенен и Г. Таллок в книге "Исчисление согласия" (1962) проводили аналогию между государством и рынком. Отношения граждан с государством рассматривались при этом согласно принципу "услуга за услугу" (quid pro quo) . Именно эти идеи, получившие дальнейшее развитие в работе Дж. Бьюкенена "Границы свободы" (1975), легли в основу теории общественного выбора. Важную роль в ее разработке сыграли также Д. Мюллер, У. Несканен, М. Олсон, Р. Толлисон и др.

 

 Теорию общественного  выбора называют иногда "новой  политической экономией", так  как она изучает политический  механизм формирования макроэкономических  решений. Критикуя кейнсианцев, представители этой теории поставили под сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику. Последовательно используя принципы классического либерализма и методы микроэкономического анализа, они сделали объектом анализа не влияние кредитно-денежных и финансовых мер на экономику, а сам процесс принятия правительственных решений.

 

 Впервые идеи, лежащие  в основе теории общественного  выбора, были сформулированы в  конце 19-го века представителями  итальянской школы государственных  финансов: М. Панталеони, У. Маццола, А. Де Вити де Марко и др. Эти исследователи являлись пионерами использования предельного анализа и теории цены для изучения бюджетного процесса, а также для моделирования спроса и предложения на рынке общественных благ. Данный подход нашел дальнейшее развитие в работах представителей шведской школы в экономической науке – К. Викселля и Э. Линдаля, уделявших первостепенное внимание политическим процессам, обеспечивающим определение государственной бюджетной политики.

 

 Разработанные подходы  долгое время оставались практически  неизвестными для исследователей. Вместе с тем в 1940-50-х годах  представления о рациональном  характере поведения индивидов  в политической сфере стали  активно проникать в научные  дискуссии, благодаря опубликованным  в этот период работам Й.  Шумпетера, К. Эрроу, Д. Блэка, Э. Даунса. Объединение двух указанных направлений стало основой разработки комплекса идей, известных ныне как теория общественного выбора. Ключевую роль в этом сыграли представители так называемой Вирджинской школы в экономической теории. Признанным лидером этой школы является Дж. Бьюкенен, награжденный в 1986 г. Нобелевской премией .

 

 В своей Нобелевской  лекции Дж. Бьюкенен сформулировал  три основные предпосылки, на  которые опирается теория общественного  выбора: методологический индивидуализм,  концепция "экономического человека" и анализ политики как процесса  обмена.

 

 В условиях ограниченности  ресурсов каждый из нас стоит  перед выбором одной из имеющихся  альтернатив. Методы анализа рыночного  поведения индивида универсальны. Они с успехом могут быть  применены к любой из сфер, где человек должен сделать  выбор.

 

 Основная предпосылка  теории общественного выбора  состоит в том, что люди действуют  в политической сфере, преследуя  свои личные интересы, и что  нет непреодолимой грани между  бизнесом и политикой. Эта теория  последовательно разоблачает миф  о государстве, у которого нет  никаких иных целей кроме заботы  об общественных интересах.

 

 Теория общественного  выбора (public choice theory) - это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

 

"Рациональные политики" поддерживают, прежде всего, те  программы, которые способствуют  росту их престижа и повышают  шансы одержать победу на очередных  выборах. Таким образом, теория  общественного выбора пытается  последовательно провести принципы  индивидуализма, распространив их  на все виды деятельности, включая  государственную службу.

 

 Второй предпосылкой  теории общественного выбора  является концепция "экономического  человека" (homo economicus). Человек в рыночной экономике отождествляет свои предпочтения с товаром. Он стремится принять такие решения, которые максимизируют значение его функции полезности. Такое поведение рационально.

 

 Рациональность индивида  имеет в данной теории универсальное  значение. Это означает, что все  - от избирателей до президента - руководствуются в своей деятельности  в первую очередь экономическим  принципом: сравнивают предельные  выгоды и предельные издержки (и прежде всего, выгоды и  издержки, связанные с принятием  решений), стремясь к выполнению  условия:

 

 МВ>МС,

 где MB - marginal benefit - предельные выгоды,

 МС - marginal cost - предельные издержки.

 

 Трактовка политики  как процесса обмена восходит  к диссертации шведского экономиста  Кнута Викселля "Новый принцип справедливого налогообложения" (1896). Основное различие между экономическим и политическим рынками он видел в условиях проявления интересов людей. Эта идея легла в основу работ и Бьюкенена. "Политика - пишет он, - есть сложная система обмена между индивидами, в которой последние коллективно стремятся к достижению своих частных целей, так как не могут реализовать их путем обычного рыночного обмена. Здесь нет других интересов, кроме индивидуальных. На рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике - соглашаются платить налоги в обмен на блага, необходимые всем и каждому".3

 

 Сторонники теории  общественного выбора рассматривают  политический рынок по аналогии  с товарным. Государство – это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Однако государство – это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты – принимать законы, чиновники – следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями. Основными сферами анализа интересующей нас теории являются при этом сам избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика государственного регулирования.

 Важнейшим направлением  теории общественного выбора  является экономика бюрократии.

 Логическим завершением  теории общественного выбора  является, поэтому постановка вопроса  о "провалах" государства (правительства). Указанные провалы – это случаи, когда государство (правительство)  не в состоянии обеспечить  эффективное распределение и  использование общественных ресурсов.

 Таким образом, основной  принцип теории общественного  выбора состоит в том, что  люди действуют одинаковым образом,  как в роли частного лица, так  и любой общественной роли. При  анализе личного выбора людей  экономисты давно пришли к  выводу о том, что люди действуют  исходя из рационального преследования  личных выгод. Как потребители  они максимально увеличивают  полезность; как предприниматели  они максимально увеличивают  прибыль и т.д. А теоретики  общественного выбора предполагают, что действия и выбор людей,  занимающих общественные посты,  также управляются соображениями  личной выгоды.

 

 

Недостатки государственного сектора.

 

Государственный сектор экономики (сокр. госсектор) — совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся  в государственной собственности  и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами.

 

Государственный сектор экономики  включает в себя все экономические  ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью  которых осуществляется государственное  регулирование экономики. Это и  государственный бюджет, государственные  производственные предприятия, государственные  организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.4

 

Состав государственного сектора 

 Уточняя данное выше  общее определение госсектора, к  его хозяйствующим субъектам  можно отнести: 

 • государственные  унитарные предприятия; 

 • государственные  учреждения;

 • акционерные общества, в уставном капитале которых  более 50% голосующих акций находятся  в государственной собственности; 

 • дочерние предприятия,  чьи головные (материнские) компании  входят в состав госсектора;

 • предприятия, входящие  в холдинг, головная (материнская)  компания которого относится  к госсектору.

 

 

 

 

Проблема "прозрачности" в государственном секторе.

 

 Проблема "прозрачности" в государственном секторе связана  с открытостью и гласностью  в отношении структуры и функций  государственного аппарата, целей  экономической политики. "Прозрачность" - беспрепятственный доступ к  достоверной, полной, актуальной, доступной  пониманию и отвечающей международным  стандартам информации о государственных  операциях - включая операции  за пределами государственного  сектора. "Прозрачность" необходима  для того, чтобы электорат и  финансовые рынки могли правильно  оценить текущее и будущее  экономическое положение государства. 

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике