Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 23:40, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотрение понятия кредитной системы и места и роли в ней центрального и коммерческого банка.
Реализация поставленной цели подразумевает анализ как официальных документов и нормативных актов, регламентирующих функционирование денежно-кредитной системы, так и учебной и общеэкономической литературы. Следует отметить, что указанные вопросы хорошо освещены в финансовой периодике, учебниках, монографиях.
Введение 3
ГЛАВА 1. Сущность и понятие кредитной системы 4
1.1. Кредитные отношения в России 4
1.2.Структура кредитной системы 6
ГЛАВА 2. Место и роль Центрального банка в кредитной системе 13
2.1. Понятие Центрального банка РФ его основные функции 13
2.2.Коммерческий банк. Его роль в кредитной системе. 18
ГЛАВА 3.Роль и развитие кредитной системы в современных условиях 23
Заключение 38
Список использованной литературы 41
По уставу Центральный банк РФ и его территориальные главные управления являются единой централизованной системой. Главные управления не являются юридическими лицами, за ними закрепляется имущество. Их обязательства являются одновременно обязательствами Банка России, они совершают сделки только от имени Банка России.
Центральный банк представляет собой орган государственного регулирования экономики, т.е. банк, наделенный монопольным правом эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса.
Таким образом, современных условиях центральный банк выполняет следующие основные функции: эмиссионный центр страны; валютный центр; банк банков и расчетный центр; банк правительства; центр денежно-кредитного регулирования экономики.[11]
1. Функция эмиссионного центра заключается в том, что центральные банки в настоящее время обладают монопольным правом на выпуск банкнот, обеспечение которых значительно изменилось.
2.Функция валютного центра. Исторически сложилось, что для обеспечения банкнотной эмиссии в центральных банках были сосредоточены золотовалютные резервы. Кроме того, центральный банк осуществляет регулирование, т.е. регулирование платежного баланса и валютного курса, используя такие методы, как учетная (дисконтная) политика и валютная интервенция. И, наконец, центральный банк представляет свою страну в международных и региональных валютно-финансовых организациях: МВФ, Всемирном банке, Банке международных расчетов и др.
3. Банк банков и расчетный центр. Особая роль центрального банка в кредитной системе состоит также в том, что главной его клиентурой являются не торгово-промышленные предприятия и население, а кредитные учреждения, в основном коммерческие банки.
В настоящее время взаимоотношения центрального банка с кредитными учреждениями определяются следующим: во-первых, центральный банк является для них кредитором в последней инстанции; во-вторых, он осуществляет контроль или надзор над банками и, в-третьих, следует отметить его особую роль как регулирующего, контролирующего, исследовательского и информационного центра кредитной системы страны.
4. Банк правительства. Центральный банк осуществляет исполнение государственного бюджета по доходам и расходам, а также является агентом государства по размещение государственного долга.
Как агент государства по размещению государственного долга центральный банк осуществляет выпуск государственных займов, организует подписку на займы и размещение облигаций займов среди коммерческих банков, страховых компаний и других участников денежного рынка.
5. Проведение денежно-кредитной политики. Центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижения безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.
Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.[12]
Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком и узком смысле.
В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок.[13]
В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, проведения учетной политики и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок.[14]
Роль ЦБ РФ в регулировании кредитных отношений
Функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы сегодня возложены на ЦБР. Это регулирование призвано содействовать обеспечению[15]:
-устойчивости работы и укреплению финансового положения коммерческого банка;
-ориентации и стимулированию деятельности банка в области кредитования на выполнение приоритетных задач развития экономики и повышения благосостояния общества;
-научной организации денежного обращения в народном хозяйстве.
При этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только при их исчерпании (в отдельных случаях) административные. Организация взаимоотношений ЦБР с коммерческими банками и методы регулирования деятельности последних предусмотрены соответствующие банковским законодательством. Так, с учетом складывающейся ситуации в экономике ЦБР регулирует деятельность коммерческих банков посредством использования такого комплекса экономических методов, как:
-изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБР;
-изменение объема кредитов, предоставляемых ЦБР коммерческим банкам, а также процентных ставок по кредитам;
-проведение операций с ценными бумагами и с иностранной валютой.
Для этих целей ЦБР были разработаны инструкции №1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков», которая вступила в действие с 1 июня 1991 г. и «Указания о порядке формирования централизованных фондов банковской системы России за счет взносов коммерческих банков», вступившие в действие с 1 июля 1991 г.
В соответствии с вышеуказанными нормативными документами ЦБР образует резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются за счет резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних предприятий и организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов. В подавляющей части к ним относятся временно свободные средства на расчетных, текущих счетах хозорганов, а также внесенные во вклады и депозиты предприятиями, организациями и гражданами. Не включаются в состав этих привлеченных средств кредиты других банков[16].
ЦБР, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. Так, например, уменьшение нормы обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения в народное хозяйство. Однако следует учитывать, что такая политика ведет к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы.
Регулирование величины остатков средств, подлежащих резервированию, заключается в том, что коммерческий банк на основании данных соответствующих статей своего бухгалтерского баланса, где учитываются привлеченные в качестве кредитных ресурсов средства клиентов, и норматива обязательных резервов, установленного ЦБР, составляет расчет величины средств, подлежащих регулированию, путем умножения первого вышеуказанного показателя на второй. Полученный результат сравнивается с ранее зарезервированной величиной средств, учитываемой на отдельном лицевом счете, открытом каждому коммерческому банку на пассивном балансовом счете № 815 в региональном Главном управлении ЦБР.
Экономические отношения между ЦБР и коммерческими банками и регулирование деятельности последних могут возникать и осуществляться в результате предоставления в распоряжение этих банков централизованных кредитных ресурсов для целей последующего предоставления ссуд хозяйственным организациям. Так, когда кредитные ресурсы отдельных коммерческих банков, мобилизованные ими на местах, недостаточны, а возможности получения кредитов у других коммерческих банков исчерпаны, ЦБР может предоставлять таким банкам ссуды на условиях кредитного договора. При этом ЦБР оказывает воздействие экономическими методами на кредитную и процентную политику, проводимую коммерческими банками по отношению к своим заемщикам.
Наряду с экономическими методами, посредством которых ЦБР регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы[17].
Так, в частности, при крайне неблагоприятном состоянии денежного обращения, наличии активных инфляционных процессов в экономике ЦБР в целях улучшения положения в этой области может проводить более жесткие мероприятия, носящие административный характер, посредством ограничения объема кредитных вложений коммерческих банков, установления предельных размеров процентных ставок по выдаваемым ими кредитам. Например, в 1991 г. ЦБР была введена для коммерческих банков предельная процентная ставка по предоставляемым ими кредитам в размере 25% годовых. Эта мера, однако, не сопровождалась рестрикционной политикой
При нарушении коммерческими банками банковского законодательства. правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров (пайщиков), вкладчиков, клиентов, ЦБР может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.
Очевидно, что использование административного воздействия со стороны ЦБР по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.
Проанализируем краткий баланс Банка России на 1.01. 2007 года.
Таблица 2.1.
Баланс Банка России на 01.01.2008[18]
АКТИВ | ПАССИВ | ||||||
1 | Драгоценные металлы | 39.939 | 9% | 1 | Наличные деньги | 163.063 | 35% |
2 | Средства в ин. валюте | 142.073 | 30% | 2 | Средства на счетах (безнал.) | 61.612 | 13% |
3 | Кредиты | 17.855 | 4% | 3 | Средства в расчетах | 4.858 | 1% |
4 | Ценные бумаги | 185.859 | 40% | 4 | Капитал | 62.669 | 13% |
5 | Прочие активы | 80.243 | 17% | 5 | Прочие пассивы | 173.767 | 37% |
Итого по активу: | 465.969 | 100% | Итого по пассиву: | 465.969 | 100% | ||
Источник: Баланс ЦБ РФ |
Для этого выполним несколько преобразований:
Кредиты, выданные Банком России, это кредиты коммерческим банкам под залог государственных ценных бумаг (реже – собственных акций банков). Перенесем сумму кредитов 17.855 млн.руб. из строки (3) в строку (4) актива баланса.
Средства в расчетах это безналичные денежные средства, находящиеся в пути на дату составления баланса. Перенесем сумму средств в расчетах 4.858 млн.руб. из строки (3) в строку (2) пассива баланса.
Вычтем сумму кредита МВФ (29.523 млн.руб.) из строк (2) в активе и (5) в пассиве.
Так как капитал Банка России и прочие пассивы не являются выпущенными ЦБ деньгами (нал. или безнал.) объединим строки (4) и (5) пассива.
Сократим полученную выше сумму а также строку (5) актива на 80.243 млн.руб. (прочие активы – это здания, сооружения, техника и оборудование ЦБ, не являющиеся ликвидными активами и не могущие быть обеспечением выпуска банкнот).
Таблица 2.2.
Преобразованный баланс Банка России на 1.01.08 , млн. руб.[19]
АКТИВ | ПАССИВ | ||||||
1 | Драгоценные металлы | 39.939 | 11% | 1 | Наличные деньги | 163.063 | 46% |
2 | Средства в ин. валюте | 112.550 | 32% | 2 | Безналичные деньги | 66.470 | 19% |
3 | Ценные бумаги | 203.714 | 57% | 3 | Прочие пассивы | 126.670 | 35% |
Итого по активу: | 356.203 | 100% | Итого по пассиву: | 356.203 | 100% |
Информация о работе Роль и развитие кредитной системы в современных условиях