Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 06:09, курсовая работа
Целью работы является исследование участия и перспектив России на мировом рынке высоких технологий.
В связи с этим перед нами поставлены следующие задачи:
1) проанализировать структуру и особенности мирового рынка высоких технологий;
2) исследовать долю России на мировом рынке высоких технологий;
3) рассмотреть проблемы участия России на мировом рынке высоких технологий;
4) определить пути повышения участия России на мировом рынке высоких технологий.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности мирового рынка технологий……………………4
1.1 Современные условия и формы обмена технологиями………….4
1.2 Научные ресурсы: основные показатели…………………………7
Глава 2. Состояние мирового рынка высоких технологий на
современном этапе развития……………………………….…10
2.1 Общий анализ мирового рынка высоких технологий……...…..10
2.2 Доля России на мировом рынке высоких технологий……….....13
Глава 3. Перспективы участия России на мировом рынке высоких
технологий……………………………………………………..22
3.1 Проблемы участия России на мировом рынке высоких
технологий……………………………………………………….22
3.2 Пути повышения роли России на мировом рынке высоких
технологий…………………………………………………...…..30
Заключение…………………………………………………………...….38
Список использованной литературы……………………………..…….40
Общий объем мирового рынка продукции наукоемких отраслей оценивается примерно 2,5-3 трлн. долл. в год. К категории высокотехнологичных относятся товары, в стоимости которых доля НИОКР составляет не менее 3,5%. Если же этот показатель равен 3,5-8,5%, то данные товары считаются «техникой высокого качества», если он превышает 8,5%, то это «техника высшего качества».
Наибольшим
наукоемким потенциалом располагают
технологические новации, становятся
основой масштабных прорывов в экономическом
развитии. И в то же время прорывы
инициируются стремительным развитием
мирового рынка, вызванным неудовлетворенным
спросом на продукцию нового поколения.
Расширяющаяся в структуре
Таблица 1 - Мировой рынок высоких технологий
Отрасль |
Объем продаж крупнейших компаний, млрд долл. |
Степень использования высоких технологий |
Автомобильное производство |
1780,24 |
высокая |
Телекоммуникации |
853,35 |
очень высокая |
Компьютерное оборудование |
639,2 |
очень высокая |
Медицина |
609,75 |
очень высокая |
Бизнес-оборудование |
468,79 |
высокая |
Фармацевтика |
412,37 |
очень высокая |
Химическая промышленность |
408,24 |
высокая |
Основное оборудование |
401,93 |
высокая |
Косметическая промышленность |
316,27 |
высокая |
Авиакосмическая и оборонная промышленность |
273,95 |
очень высокая |
Программное обеспечение |
166,75 |
очень высокая |
Полупроводники |
153,31 |
очень высокая |
Источник: Артемьев И.Е. Рынки технологии в мировом хозяйстве. — М.: Наука, 2009.
В прогнозах экспертов выделяется несколько групп стран, дифференцированных по степени зрелости сложившихся в них высокотехнологичных рынков.
Первую группу составляют технологические лидеры, среди которых выделяются США, Япония, Германия, Франция. Для этих стран характерны: высокая доля расходов на НИОКР в ВВП (не меньше 2,5%); высокий уровень рентных доходов от технологий, используемых за рубежом, что отражает их специализацию на экспорт технологий; умеренный (непропорциональный расходам на НИОКР) уровень доходов от экспорта высокотехнологичной продукции.
Для стран — лидеров «второго» эшелона (большинство старых стран ЕС) свойственны: более низкий, чем у абсолютных лидеров, уровень затрат на НИОКР (1,5–2% ВВП); уровень доходов от экспорта высокотехнологичной продукции и ренты от экспортно-ориентированных технологий пропорционален затратам на НИОКР (несколько ниже, чем у абсолютных лидеров).
Для третьей
группы стран, стран - «сборщиков»
И для четвертой группы развивающихся стран, а также «малых» стран ЕС (Китая, Бразилии, Португалии и др.) характерны низкие расходы на НИОКР (от 0,5 до 1%, редко 1,5% ВВП) и низкие доходы от высокотехнологичного экспорта и технологий, используемых за рубежом.
2.2 Доля
России на мировом рынке
Место любой страны в мировом технологическом пространстве определяется двумя наборами показателей: наукоемкостью (параметры на входе) и наукоотдачей (эффективность и конкурентоспособность). Приведенные данные о наукоемкости и наукоотдаче национальных экономик высокоразвитых стран, в табл. 2 позволяют определить место России в мировом технологическом пространстве.
Таблица 2 - Наукоемкость и наукоотдача национальных экономик
Страна |
ВВП, млрд. дол. |
ВВП на одного занятого, тыс. дол. |
Доля расходов на иссл. и разраб. в ВВП, % |
Текущий индекс конкуренто-способности |
Доля hi-tech продукции втоварном экспорте,% |
Доля в мировом экспорте информац. оборуд, % |
США |
9875 |
73,1 |
2,64 |
2 |
28,2 |
16,3 |
Китай |
5135 |
7,2 |
1,00 |
47 |
16,7 |
4,6 |
Япония |
3425 |
56,0 |
3,04 |
15 |
26,3 |
11,5 |
Индия |
- |
4,9 |
- |
36 |
3,2 |
- |
Германия |
- |
56 |
2,44 |
4 |
15,3 |
4,8 |
Франция |
- |
56,2 |
2,17 |
12 |
19,4 |
3,4 |
Великобритания |
- |
54,5 |
1,87 |
7 |
26,2 |
5,3 |
Италия |
1410 |
56,5 |
1,04 |
24 |
7,9 |
1,1 |
Россия |
1185 |
18,0 |
1,01 |
58 |
3,1 |
0,2 |
Канада |
- |
60 |
- |
11 |
- |
2,2 |
Источник: Мировая экономика: прогноз до 2020 года / Под ред. акад. А.А. Дынкина / ИМЭМО РАН. — М.: Магистр, 2009.
Анализ таблицы 2 показывает, что при одинаковых параметрах наукоемкости Китая, Италии и России на выходе наукоотдача России по доле высокотехнологичного экспорта уступает в 5 раз Китаю, в 4 раза Италии, находится на уровне Индии; по конкурентоспособности уступает Италии более чем в 2 раза, уступает Китаю; по доле в мировом экспорте информационного оборудования уступает Китаю в 23 раза, Италии в 5 раз.
Исходя из данных таблицы мы можем определить, что доля расходов на НИОКР в ВВП составляет 1,01 %;
Причина низкой наукоотдачи видится в архаичной организации национальной инновационной системы:
На Западе, несмотря на развитие малого бизнеса и огромную роль государства, ключевым звеном в создании инноваций остается крупное предпринимательство, поскольку именно здесь возможна наиболее полная реализация инновационных стимулов за счет выхода на рынки и реализации предпринимательского дохода, получаемого именно за счет расширения рынков;
Основной
проблемой инновационной
Национальная
инновационная система включает
в себя не только инфраструктурные
элементы, но и нормативно-правовую
базу, способствующую коммерциализации
научно-технических разработок. В
настоящее время целый ряд
правовых документов, регулирующих хозяйственную
деятельность организаций научно-
Важный элемент национальной инновационной системы – институциональная среда, т.е. совокупность законодательных актов, норм, правил и ведомственных инструкций, определяющих формы и методы взаимодействия занятых инновационной деятельностью – в России не развита.
Элемент, обеспечивающий взаимодействие производителей интеллектуального продукта с внутренним и внешним рынком (технологические брокеры), вообще отсутствует в национальной инновационной системе.
На сегодняшний день можно констатировать фактическое отсутствие эффективной национальной инновационной системы, способной продвигать высокие технологии на мировой рынок.
Формирование
замкнутой инновационной
Уровень,
тенденции и структура
Стремление
освоить высокотехнологичную
Экономическое развитие современной России определяется судьбой внедрения высоких технологий мирового уровня. Доля научно-технического прогресса в насыщении экономического роста в развитых странах составляет более 90%. Фактически экономический рост происходит за счет освоения новых технологий, а в конкурентной борьбе выигрывают те, кто в состоянии эти технологии создавать и использовать.
Если рассматривать наукоемкую продукцию через призму макротехнологий, то в настоящее время существует 50 технологий мирового уровня. Раньше Соединенные Штаты владели 38 технологиями мирового уровня. В последние 10–15 лет США сдали позиции по 8–10 технологиям мирового уровня и соответственно сдали позиции на соответствующих рынках. Эти технологии переместились в Японию, Германию, Швецию, Сингапур. Владение одной макротехнологией мирового уровня приносит обладателю технологии десятки млрд. долларов. Так, Сингапур обладает единственной технологией, которая ежегодно приносит доход в 73 млрд. долларов.
Чтобы завоевать 1 млрд. долларов рынка, нужно как минимум потратить 7–8 % так называемых невосполнимых затрат на создание и продвижение продукции на рынок. Так, консорциум Airbus Industry, принял решение захватить 50 % рынка сверхтяжелых пассажирских самолетов, что составит 120–150 млрд. долларов. Затраты на программу подготовки и сертификацию первых сверхтяжелых пассажирских самолетов составят 11–12 млрд. долларов. Таким образом, чтобы Россия вышла на уровень 200–300 млрд. долларов продаж наукоемкой продукции, необходимо за 10 лет потратить около 25–30 млрд. долларов на ее подготовку и выпуск, т.е. 3–5 млрд. долларов ежегодно.
Объективно Россия, в современных экономических условиях, может освоить 5–7 высоких технологий мирового уровня, по которым она способна быть конкурентной на мировом рынке.
Производительные силы современного
мира принадлежат именно крупным
компаниям-производителям. Со времен Адама
Смита только государство могло
создать компанию-чемпиона. Создание
национальных компаний-чемпионов должно
стать главной целью