Руководство и лидерство в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение понятия и сущности лидерства и руководства организации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и роль лидерства в организации, а также выявить особенности лидерских отношений;
- рассмотреть современные модели и стили руководства;
- изучить лидерство и руководство организации на примере магазина «Хозяюшка».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты лидерства и руководства организации 5
1.1 Понятие и сущность лидерства 5
1.2 Понятие руководства: его стили и уровни 8
1.3 Анализ проблем лидерства и руководства организаций 12
ГЛАВА 2. Общая экономическая характеристика магазина «Хозяюшка» 15
2.1 Краткая характеристика магазина 15
2.2 Анализ стиля управления и лидерства магазина 21
2.3 Рекомендации по формированию оптимального стиля руководства 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rukovodstvo_i_liderstvo_v_organizatsi.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

Руководители высшего  звена. Это самый малочисленный  слой руководителей по сравнению  с другими звеньями. В организации руководителей высшего звена всего несколько человек.

Общими для всех руководителей  высшего звена являются следующие  функции: принимают важнейшие решения;

- выполняют больший объем работ в высоком темпе;

- постоянно находятся в плену своих проблем и на работе и дома (13). Бывают случаи ухудшения работы руководителей. Это нередко связано с разными вещами.

Следует учитывать характеристики, показывающие начало деградации руководителей. К ним нередко относят:

1) основным мотивом  занятия вышестоящей должности является получение высокого жалования;

2) руководителя начинают  больше всего волновать “символы” его должностного положения;

3) руководитель теряет  интерес к улучшению положения  своих подчиненных и заботится  только о себе;

4) руководитель отгораживается от коллектива, теряет общение с подчиненными, не проявляет интереса к информации;

5) руководитель начинает  скрывать свои мысли и чувства от подчиненных;

6) руководитель утрачивает  возможность видеть перспективу  и перестает поддерживать предложения по изменению работы;

7) руководитель теряет  веру в успех своего дела, перспективы фирмы.

Под стилями руководства  психологи понимают индивидуально-типические особенности целостной, устойчивой системы способов, методов, приемов  воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций [7].

Руководство – направленное воздействие на сотрудников, коллектив, в результате которого достигается повышение производительности труда. Руководство можно назвать процессом, при котором руководителю дается право власти над подчиненными.

Руководство включает множество  аспектов, в том числе и разработку тактики и стратегии организационной  политики, умение управлять персоналом, общаться с людьми, рассчитывать и прогнозировать введение на предприятие новых методов и форм работы и другие. Существует несколько стилей руководства. Основными из них являются демократический, авторитарный и либеральный стили управления.

Демократический стиль управления характеризуется тем, что принятие решений основывается на обсуждении проблемы, при этом учитываются все мнения и инициатива сотрудников. Контроль за принятием решения ведется не только со стороны руководителя, но и со стороны самих работников, т. е. это указывает на максимально возможную демократию и свободу самореализации, проявление интереса и доброжелательности по отношению к личности, отсутствие дискриминации. Демократический стиль управления является самым рациональным и эффективным. Это объясняется тем, что вероятность принятого правильного решения при таком стиле руководства возрастает, так как оно является наиболее взвешенным и обдуманным коллективно. Данный стиль управления будет оправдан, если в организации руководитель обладает достаточно высоким уровнем интеллектуальных, организаторских и коммуникативных способностей.

Авторитарный стиль управления, еще его часто называют диктаторским, для него характерно жесткое единоличное принятие решения руководителем, им же осуществляется жесткий постоянный контроль за выполнением отданных им распоряжений, и при отклонении от нормы следует наказание, забота о личности стоит на последнем месте или вообще отсутствует, нет никакого интереса к работникам. За счет того, что ведется постоянный контроль за подчиненными, результаты работы всегда на высшем уровне (прибыль, производительность, качество продукции и многое другое), но большой минус этого стиля управления заключается в высокой вероятности ошибочных решений, подавлении инициативы, замедлении нововведений, застое, пассивности работников и т. д. Он целесообразен и оправдан только в том случае, когда организация находится в критическом состоянии и ей требуется время для «реабилитации».

Либерально-анархический стиль управления характеризуется максимально возможной демократией и минимальным контролем за работниками в организации. Каждый работник может высказывать свою точку зрения и позицию, при этом не отстаивая их. Как правило, при таком стиле руководства производительность низкая, люди не удовлетворены своей работой, направления работы складываются из предпочтений лидера микрогруппы и т. д. На практике же мало кто из руководителей придерживается одного стиля управления, как правило, происходит смешение двух, а иногда и всех трех стилей.

1.3 Анализ проблем лидерства и руководства организаций

Считается, что идеальным  для лидерства является сочетание  двух основ власти: личностной и  организационной.

Решение проблем, возникающих  перед группами людей при достижении ими общей цели решалось путем  сплочения вокруг одного лидера. В  предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:

1)проведение организационных  изменений зависит только от мнения всего одного человека;

2)достигнув цели, лидер  стремиться сохранить свою власть, что не всегда соответствует  интересам остальных членов организации;

3)уход лидера резко  снижает качество управления  на неопределенное время.

В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:

-видение ситуации  в целом;

-способность к коммуникациям;

-доверие сотрудников;

-гибкость при принятии  решений.

Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.

Проблемы лидерства  являются ключевыми для достижения организационной эффективности. Метод  управления на основе лидерства в  коллективе позволяет быстро решать наиболее сложные задачи и оперативно реагировать в неожиданных ситуациях.

Путаница в отношении  различия между лидерством и управлением  вполне понятна. До 1980-х годов, даже специалисты, в области менеджмента, нередко рассматривали управление и лидерство, как одно и то же - некоторые даже считали руководство просто как подсистема лидерства. Наше понимание понятий «лидерство» и «руководство», однако, с тех пор улучшилось, и сегодня эксперты в обеих областях, в целом согласны, что руководство и лидерство существенно отличаются друг от друга.

Один из известнейших специалистов в области менеджмента Джон Коттер, профессор Гарвардской школы бизнеса, достаточно хорошо разделил функции лидерства и руководства. Он утверждает, что цель лидерства состоит в обеспечении движения и развития полезных изменений в организации, в то время как роль руководителя состоит в обеспечении стабильности, последовательности, порядка и эффективности производимой работы.

Проанализировав теоретическую базу по проблеме лидерства и руководства можно сделать некоторые выводы:

1. Лидерство и руководство  исполняют разные роли в работе организации. Хорошие руководители создают упорядоченный, предсказуемый результат; контролируют работу организации в соответствии с графиком и в рамках бюджета предприятия, а также стремятся делать все это максимально эффективно. Лидеры производят важные, позитивные изменения в организации путем четкой постановки цели, совмещая усилия людей с усилиями руководства организации, создают сплоченную команду, сосредоточенную на миссии и видении организации, мотивируют и вдохновляют окружающих.

2. Нельзя отождествлять  лидерство и руководство, то  есть процесс влияния и процесс  власти. Не всегда руководитель, обладающей властью, имеет достаточные  возможности и влияние на людей,  для осуществления эффективного  руководства.

3. Для достижения успеха, организации необходимы не только профессиональные руководители, но и вдохновляющие лидеры. В идеале, руководитель должен обладать лидерскими качествами. Эффективное руководство приносит положительные, необходимы перемены.

 

ГЛАВА 2. Общая экономическая характеристика магазина «Хозяюшка»

2.1 Краткая характеристика магазина

ИП Ковшов П.Н. магазин  «Хозяюшка» учреждено юридическим  лицом и зарегистрировано администрацией Уфимского района 24 июля 2009г.

Магазин «Хозяюшка» реализует  такие группы товаров как: бытовая химия, парфюмерия, канцелярские товары, инструмент, постельное белье, посуда, косметика.

Местонахождение и юридический  адрес данного предприятия: г.Уфа, ул. Ленина, 12. Режим работы: ежедневно с 9.00 до 20.00, без выходных и перерывов на обед. Правовой статус и вид деятельности предприятия определяется ОКВЭДом и уставом ИП Ковшов П.Н.

ИП Ковшов П.Н. считается созданным как юридическое лицо с момента государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество вправе в установленном  порядке открывать банковские счета  на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Целями деятельности являются удовлетворение потребностей потребителей в товарах  и услугах и получение прибыли.

Предприятие может иметь гражданские  права и нести гражданские  обязанности необходимые для  осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

Предприятие имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное  наименование на русском и башкирском языках и указание о его местонахождении.

Основные права и обязанности  Предприятия:

- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия трудовых договоров, правила охраны труда, улучшать условия работы;

- правильно организовывать труд  работников, закрепить за каждым  из них определенное место  работы, обеспечить исправное состояние оборудования, инструменты, документацию и т. д.

- выплачивать в полном размере  заработную плату в сроки, установленные  правилами;

- возмещать вред, причиненный работнику  в связи с исполнением ими  трудовых обязанностей, а также  компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом РФ, Федеральными законами и другими нормативными актами;

- создать условия для  улучшения качества работы сотрудников,  своевременно подводить итоги,  повышать роль морального и  материального стимулирования труда;

- заблаговременно знакомить  сотрудника с изменениями.

Организационная структура  магазина «Хозяюшка» имеет линейную структуру. В подчинении директора находится административно-управленческий, торгово-оперативный и технический персонал.


 


 





ка

Рисунок 2.1 - Организационная структура управления магазина


 

Руководство магазина «Хозяюшка» возглавляет директор в его обязанности входит: административно-организационная работа. Оформление, продление лицензий, разрешение и иной документации. Осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам учета и подготавливает их к счетной работе, следит за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с установленным порядком.

На экспедитора возлагаются  следующие обязанности:

- контроль технического  состояния автомобиля, комплектование  товаров на доставку и оформление сопроводительной документации, обеспечение сохранности перевозимых товарно - материальных ценностей, доставка, разгрузка, передача заказов покупателю, проведение денежных расчетов.

Старший продавец-менеджер обучает продавцов правильному  обслуживанию, работе с клиентами. Продавец обслуживает покупателей: предложение и показ товаров, демонстрация, помощь в выборе, консультация. В  обязанности кассира входит расчет с покупателями за отобранный товар, следит за пополнением рабочего запаса, оформляет ценники на вновь поступивший товар.

Основным оценочным  показателем финансовой деятельности любого предприятия является прибыль. Анализ основных показателей деятельности предприятия за два последних  года, показал, что за отчетный период 2012 года товарооборот магазина «Хозяюшка» составил 2074 тыс. руб. прирост составил 239 тыс. руб. Товарооборот на 1 кв.м. торговой площади также увеличился при неизменной торговой площади 70 кв.м. (табл. 2.1)

 

 

 

 

 

Таблица 1 - Экономические  показатели деятельности магазина «Хозяюшка» за 2011-2012

Показатели

Ед. изм.

2011

2012

Откло-нение (+;-)

Темп изменения, %

Оборот розничной торговли

тыс. руб.

1835.0

2074.0

239,0

113

Торговая площадь

м2

70

70

-

100

Товарооборот на 1 м2 торговой площади

тыс. руб./м2

26,2

29,6

3,4

113

Численность работников, всего

чел.

4

4

-

100

Производительность труда  одного работника

тыс. руб.

чел.

458,8

518,5

59,7

113

Валовая прибыль

тыс. руб.

714,7

876,9

162,2

122,7

Издержки обращения

тыс. руб.

568,8

632,5

63,7

111,2

- уровень к товарообороту

%

31,0

30,5

-0,5

-

Прибыль от продаж

тыс. руб.

145,9

244,4

98,5

167,5

- рентабельность продаж

%

7,9

11,8

3,9

-

Информация о работе Руководство и лидерство в организации