Рынок: условия возникновения, современная структура и функции рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

С микроэкономической точки зрения из приведенных определений рынка наиболее подходящим является следующее: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения. Необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков. Против рыночной системы выдвигается несколько критических аргументов: а) ее контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают, б) свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой прежде всего необходим обществу, в) конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.

Содержание

Введение .............................................................................................................
Глава I. Рынок и его основные элементы: условия возникновения, понятие, структура и функции
Понятие и сущность рынка…………………………………………….
Условия возникновения рынка………………………………………..
1.3. Структура рынка и его классификация……………………………….
1.4. Основные функции рынка……………………………………………..
1.5. Достоинства и недостатки рынка………………………………………..
Глава II. Рыночный механизм и его элементы
2.1. Рыночная инфраструктура и субъекты рынка…………………………
2.2. Конкуренция и монополизм……………………………………………...
2.3. Роль государства в рыночной экономике………………………………
2.4. Рыночный механизм решения экономических проблем и
его эффективность……………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………
Библиографический список ………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая эконом теория.docx

— 149.10 Кб (Скачать файл)

Совершённая конкуренция - это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:

  • наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен;
  • возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным производственным секретам;
  • однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;
  • хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.

Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран была характерна до середины XIX в. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и государства.

Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции. Одной из моделей является монополия, для которой характерны:

  • единственный продавец (одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги);
  • нет близких продуктов-заменителей (с точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив);
  • диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой);
  • вступление в отрасль конкурентов заблокировано.

Моделью несовершенной конкуренции является также монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:

  • существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимозависимость и фактически невозможен тайный сговор;
  • продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи;
  • экономическое соперничество влечет за собой и ценовую и неценовую конкуренцию;
  • вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде;
  • тип продукта дифференцированный;
  • неценовая конкуренция: значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.

На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его прибыль. Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.).

Моделью несовершенной конкуренции является олигополия для которой характерны:

  • наличие нескольких фирм;
  • тип продукта (стандартизированный или дифференцированный);
  • контроль над ценой;
  • наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль;
  • типична неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.

Олигополия более распространена в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого продукта.

В современных условиях используются различные методы конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. Действуют также методы прямого насилия: поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т.д. Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относится применение монопольно высоких и монопольно низких цен. К ценовым методам относится также метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены). Появляются и методы неценовой конкурентной борьбы. Эти методы в основном подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж. Конкуренция по продукту - стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Например, в США продается одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы.

Конкуренция по условиям продаж - использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы для постоянных покупателей.

Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означает пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким, чем у конкурентов, ценам. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек производства и обращения, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние  фирмы для того, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую  прибыль. Крупные монополии могут  себе позволить на некоторое время  вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции  разорить конкурентов и вытеснить  их с рынка. 
   Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, использовании рекламы и других способов стимулирования сбыта.

Для совершенной конкуренции характерен свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и  т.д. При этой конкуренции никто  из участников рынка не может оказывать  решающего влияния на условия реализации товаров.

Монополистическая (несовершенная) конкуренция  характеризуется тем, что монополии  имеют возможность влиять на условия  реализации товаров. 
Монополия - это рыночное господство одного продавца, любое господствующее положение одного лица (или группы лиц) в какой-либо сфере деятельности. В экономике различают рыночное господство продавцов: одного — собственно монополия и нескольких -олигополия, а также рыночное господство покупателей: одного - монопсония и нескольких -олигопсония. 
Основными признаками монополизма в производстве и на рынке являются: высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм (по российским законам - обычно свыше 35%); доминирующее положение этих фирм на рынке определенных товаров; установление монопольных цен и получение сверхприбылей. 
Суть монополистической деятельности фирмы сводится к тому, что она намеренно сокращает количество своих продаж и тем самым создает искусственный дефицит на рынке, что приводит к повышению цен. 
По происхождению можно выделить два основных вида монополии: естественную и искусственную.

Естественная монополия возникает  и существует по объективным 
причинам. 
Искусственная монополия — это монополия, специально созданная путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственной деятельности. Монополии имеют следующие положительные черты:

•      во-первых, в определенных отраслях она более эффективна и дает экономию затрат;

•        во-вторых, по сравнению с конкурентным сектором у моно- и олигополистов больше средств и стимулов для развития научно-технического прогресса (НТП). Небольшие конкурирующие предприятия обычно стеснены в финансах и озабочены, прежде всего, текущей доходностью, а не будущими возможными выгодами от нововведений. Кроме того, новые идеи быстро копируют конкуренты и получается, что затраты на их осуществление несет одно предприятие, а выгода делится на всех. В крупных монополистических фирмах финансовые возможности шире, и вся прибыль от нововведений достается их авторам.

К недостаткам монополий, прежде всего, можно отнести нерациональное распределение  ресурсов. Оно происходит, когда  в погоне за сверхприбылями монополисты  искусственно ограничивают производство и поднимают цены. В результате этого нарушается механизм рыночного регулирования эффективности экономики, который действует в условиях конкуренции. 
Усиление неравенства доходов в обществе связано с монопольно завышенными ценами и сверхприбылями, так как получение последних означает относительное уменьшение доходов остальной части населения. Экономический застой и торможение научно-технического прогресса возможны потому, что монополисты не испытывают давления конкурентов и часто могут иметь высокие прибыли и без дополнительных усилий, благодаря своей власти на рынке сбыта. Это не способствует совершенствованию производства, повышению его эффективности, улучшению качества продукции, расширению ее ассортимента и развитию НТП. Кроме того, монополисты заинтересованы в полном физическом использовании работающего оборудования. Таким образом, в монополистическом секторе действуют две противоположные тенденции: одна — к развитию научно- технического прогресса, другая — к его торможению. К негативным проявлениям монополизма относится опасность его влияния на политическую демократию. Такая опасность очевидна, поскольку экономическая власть позволяет монополистам активно влиять на политику в своих интересах. Финансируя политические партии и предвыборные кампании, они добиваются принятия нужных решений, получают различные привилегии (выгодные контракты, налоговые льготы, субсидии и др.), ущемляя права и интересы других людей.

В современной экономике сосуществуют конкуренция и монополия и  подчас сложно переплетаются. В многообразии сегодняшних рыночных ситуаций выделяют четыре главные модели современного рынка. Четыре модели современного рынка:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Роль  государства в рыночной экономике

 

      Государственные органы играют большую роль в экономической жизни. Государство влияет на рынок:

-Разрабатывая законы, нормы  и правила. -Покупая и продавая товары и услуги. -Осуществляя трансфертные платежи. -Облагая налогами.

      Предпринимая попытки стабилизировать экономику. Воздействуя на распределение ресурсов.

1.  Государственные органы власти определяют правовую основу, в соответствии с которой устанавливаются основные нормы (правила) владения собственностью и функционирования рынков. Если правовая основа не допускает частной собственности на предприятия, то экономика социалистическая; если предприятия находятся в собственности отдельных лиц и действуют ради частной прибыли, то экономика - капиталистическая. Даже в наиболее "чистых" капиталистических экономиках существуют ограничения на права собственности. Вдобавок к этому государственные органы всех уровней регулируют экономическое поведение, устанавливая подробные правила (нормы) деятельности предприятий. Регулирующие правила простираются от зональных требований, ограничивающих использование земли и размещение предприятий, а также правил соблюдения техники безопасности и охраны здоровья на предприятиях и строительных правил до попыток полного запрещения некоторых видов экономической деятельности, таких, как продажа героина. Некоторые правила относятся ко всем предприятиям; в их число входят законы против мошенничества и расовой дискриминации при найме на работу, а также антитрестовские законы, которые (кроме всего прочего) запрещают соглашения между конкурентами об установлении фиксированных цен. 
2.    Государственные структуры покупают и производят много товаров и услуг, таких, как оборона, образование, парки и дороги, которыми они обеспечивают фирмы и домашние хозяйства. Большая часть этих блат, например оборона и образование, предоставляется пользователям без непосредственной их оплаты. Некоторые, как, например, поездки на местных автобусных маршрутах, пользование автотрассами и государственные издания, оплачиваются непосредственно пользователями.

3.     Органы государственного управления производят трансфертные платежи, такие, как выплаты пособий по социальному обеспечению и безработице отдельным гражданам. Трансфертные платежи представляют собой выплаты, в ответ на которые не предполагается предоставление в текущем периоде какой- либо непосредственной экономической услуги. Государственные расходы равны сумме государственных покупок товаров и услуг и выплат трансфертов.

4.    Государственные органы власти оплачивают приобретаемые ими товары и производимые трансфертные платежи главным образом за счет налогообложения. Остальное финансируется за счет займов. Наибольшая часть суммарных и федеральных налоговых поступлений обеспечивается за счет личных подоходных налогов; вслед за этим идут отчисления в фонд социального обеспечения.

5.    Каждая рыночная экономика развивается циклически. Экономический цикл (цикл деловой активности) складывается из колебаний общего объема производства или ВНП, сопровождаемых колебаниями в уровне безработицы и темпах инфляции. Осуществляя контроль за налогами и государственными расходами и реализуя свои компетенции в деле контроля за количеством денег в экономике, государственные структуры часто пытаются внести коррективы в колебания экономического цикла, федеральное правительство может сокращать налоги в период спада деловой активности в надежде на то, что люди увеличат расходы и, таким образом, ВНП возрастет.

6.    С помощью расходов и налогов государство, конечно же, играет ведущую роль в распределении ресурсов в экономике. Оно воздействует на то, как производятся блага, посредством регулирования и правовой системы. Оно воздействует на то, для кого производятся блага, через налоги и трансферты, посредством которых изымается доход у одних и передается другим. 
Помимо этих прямых воздействий, государство также оказывает косвенное воздействие на распределение ресурсов через налоги (и субсидии, которые прямо противоположны налогам), на цены и уровень производства на отдельных рынках. Когда правительство облагает некий товар, например сигареты, налогом, то это в целом уменьшает объем производства данного товара; когда оно вводит субсидии на товар, например на молоко, то это в целом увеличивает объем производства.

Полномочия в налогообложении  оказываются, таким образом, полномочиями в воздействии на распределение  ресурсов в экономике или в  изменении того, что производится. Облагая налогом сигареты, правительство  может сократить количество выкуриваемых людьми сигарет и тем самым  укрепить их здоровье. Облагая налогом  полученный в результате работы доход, государство воздействует на количество времени, в течение которого люди хотят работать. Поскольку косвенное  влияние государства на распределение  ресурсов (через воздействие на относительные  цены) имеет такой же эффект, как  и прямое, налоги многое проясняют  в функционировании рыночной системы  и оказывают глубокое воздействие  на способ распределения обществом ограниченных ресурсов. 

Информация о работе Рынок: условия возникновения, современная структура и функции рынка