Рынок, его структура и условия функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем.

Содержание

.Введение………………………………………………………………….3
2.Общая характеристика рынка…………………………………………..4
3.Методы государственного регулирования рынка…………………….13
4.Механизм рыночного саморегулирования…………………………….15
5.Конкуренция, ее роль и виды…………………………………………..17
6.Методы конкурентной борьбы………………………………………….22
7.Анализ современного состояния потребительского рынка и
перспективы его развития………………………………………………….28
8.Заключение………………………………………………………………..25
9.Список используемой литературы………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая экономика.doc

— 356.50 Кб (Скачать файл)

Чистая конкуренция представляет собой предельный случай конкуренции и относится к виду совершенной конкуренции. Ключевыми характеристиками рынка чистой конкуренции являются: большое число покупателей и продавцов, не обладающих достаточной силой, чтобы повлиять на цены; недифференцированные, полностью взаимозаменяемые товары, которые продаются по ценам, определяемым соотношением между спросом и предложением (товары схожи, много товарозаменителей); полное отсутствие рыночной силы.

Формирование рынка  чистой конкуренции характерно для  отраслей с низкой степенью монополизации  и концентрации производства. К данной группе относятся отрасли, производящие продукцию массового спроса (пищевая продукция, продукция легкой промышленности и бытовой техники и др.).

Факторы, влияющие на уровень и  степень чистой конкуренции: требования к качеству, степень переработки  сырья, транспортный фактор. При этом перечисленные факторы находятся в тесной взаимосвязи: чем меньше требования к уровню и степени переработки сырья, уровню качества, тем более усиливается влияние транспортного фактора: чем выше требования к уровню и степени переработки сырья, уровню качества, тем меньше влияние транспортного фактора. Соотношение данных факторов оказывает значительное влияние на уровень конкурентоспособности субъектов рынка и выбор стратегий на внутренних и международных рынках. Например, в промышленности стройматериалов: потребители деловой древесины (невысокие степень переработки сырья и требования к качеству) ориентируются на местных производителей, повышая уровень их конкурентоспособности, независимо от качественных параметров продукции, так как фактор транспортной составляющей в отпускной цене очень важен: потребители строительных и отделочных материалов класса «люкс» ориентируются на импортных производителей, снижая уровень конкурентоспособности местных производителей, гак как высокие требования к качеству продукции делают фактор транспортной составляющей менее важным.

Олигополистическая конкуренция — это конкуренция, относящаяся к несовершенному виду. Ключевыми характеристиками рынка олигополистической конкуренции являются: незначительное число конкурентов, создающих сильную взаимосвязь; большая рыночная сила: сила реактивной позиции, измеряемая эластичностью реакций фирмы на действия конкурентов; схожесть товаров и ограниченность количества их типоразмеров. Формирование олигопольного рынка (весь объем поставок обеспечивается лишь несколькими фирмами) характерно для следующих отраслей: химической промышленности (производство полиэтиленов, каучука, технических масел, этиловой жидкости, некоторых видов смол); машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности (производство машин и оборудования, стати, рельсов, труб и т.п.).

Монополистическая конкуренция — это конкуренция, несовершенного вида. Основные характеристики рынка монополистической конкуренции: многочисленность конкурентов и уравновешенность их сил; дифференцированностьтоваров (с точки зрения покупателя товары обладают отличительными качествами, которые воспринимаются таковыми всем рынком). Дифференциация может принимать различные формы: вкус напитка, особая техническая характеристика, оригинальное сочетание характеристик, качество и диапазон услуг, сила торговой марки; возрастание рыночной силы за счет дифференцированное товаров, что защищает фирму и позволяет получать прибыли выше среднерыночных. Формирование монопольного рынка характерно для отраслей, где конкуренция затруднена вследствие их технологических особенностей (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика).

Совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынка. В некоторых отраслях и сферах деятельности конкуренция невозможна (затруднена) вследствие:

  • технологических особенностей отраслей, постоянные издержки которых настолько высоки, что экономия на масштабах производства (снижение удельных затрат по мере увеличения объемов производства) возможна только тогда, когда производители являются чрезвычайно крупными как по абсолютным размерам, так и по доле на рынке (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика);
  • исключительно высоких невозвратных издержек, т.е. активы, воплощенные в основное производство, специфичны и не могут быть переориентированы на другие типы продукции и виды рынков;
  • наличия избыточных производственных мощностей для удовлетворения «пиковых» потребностей на продукты (услуги).

 

 

 

 

 

                              6.Методы конкурентной борьбы

Как известно, под  конкуренцией понимается конфликтное  соперничество различных субъектов  за достижение относительно лучших условий  существования, функционирования и развития. Конкуренция, с одной стороны, является залогом непрерывного прогресса общества, препятствует застою в экономике, с другой — неотъемлемыми спутниками конкуренции являются конфликтность, нестабильность, банкротство, увольнение работников. 

Ценовые методы конкуренции — это конкуренция, в которой главным средством борьбы является цена.

При ценовой конкуренции  побеждает тот, кто добивается более  низкой цены продукции, чем конкуренты. Это, в сущности, борьба за сокращение издержек производства благодаря использованию достижений научно-технического прогресса, научной организации труда, повышения его производительности и т. п.

В зависимости от форм и целей конкуренции формируются  следующие виды цен: монопольно высокие, монопольно низкие, демпинговые, дискриминационные.

Монопольно высокая цена — это разновидность рыночной цены товара или услуги, которая устанавливается монополиями значительно выше стоимости товара и обеспечивает им сверхприбыль. Эта цена устанавливается вследствие выпуска монополиями подавляющего количества экономических благ определенного вида, ограничения ими конкуренции и достижения господствующего положения на рынке.

Практика установления монопольно высоких цен приводит к уменьшению платежеспособного  спроса населения, сокращению их реальных доходов. На первый взгляд, продавцы должны быть заинтересованы в высоких ценах на свою продукцию для получения больших прибылей (что, в принципе, соответствует действительности). Но в условиях современной конкуренции этот принцип несколько модифицируется. Наличие на рынке конкурентов сдерживает продавцов от продолжительного установления сверхвысоких цен на свою продукцию. Общее правило можно сформулировать так: чем больше на рынке конкурирующих между собой продавцов — тем ниже на нем цены (при прочих равных условиях), и наоборот, чем слабее на рынке конкуренция между продавцами определенной продукции — тем выше будет на нее цена.

Монопольно низкие цены устанавливаются на товары и услуги, которые закупают крупные компании на комплектующие детали у мелких и средних фирм через контрактную систему: на сырье, закупаемое в развивающихся странах; на товары, изготовленные в государственном секторе экономики, и т. д.

Демпинговые цены — это чрезвычайно заниженные цены на товары при продаже их на внутренних и внешних рынках с целью разорения и устранение конкурентов с уже освоенных рынков. А затем конкурент-победитель компенсирует свои потери значительным повышением цен на товары.

Дискриминационные цены — это разные цены на один и тот же товар для различных покупателей. Устанавливая разные подходы к обслуживанию покупателей, фирма осуществляет ценовую дискриминацию. Различают три вида ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация  первой степени, или абсолютно ценовая  дискриминация, существует, когда каждому потребителю устанавливают индивидуальную цену на уровне его готовности заплатить за благо, т. е. наивысшую из цен, по которой потребитель соглашается купить определенную единицу товара или услуги.

Ценовая дискриминация  второй степени состоит в установлении уровня цены в зависимости от объемов продаж. Этот способ дискриминации, как и в предыдущем случае, использует нисходящую кривую рыночного спроса, которая отражает уменьшение готовности покупателя платить при увеличении объема закупок.

Ценовая дискриминация третьей степени (на сегментированных рынках) вводится монополистом, когда можно выделить несколько отдельных групп потребителей с разной эластичностью спроса, т. е. определить так называемые сегменты рынка. После этого тем покупателям, спрос которых является значительно неэластичным, будет предложена высокая цена, а тем, чей спрос эластичный, — низкая.

Это наиболее распространенный вариант ценовой дискриминации. Конечно, и в данном случае монополист получает возможность увеличить  собственные прибыли.

Элементы так называемой скрытой ценовой дискриминации  имеют место при продаже товаров  с дополнительной "нагрузкой", с "подарком", с "низкой ценой" для постоянных покупателей, при  сезонных распродажах и т. п.

В условиях современной  конкуренции преобладают неценовые методы конкуренции.

Неценовая конкуренция — это стратегия конкурентной борьбы, направленная не на изменения цен" а на создание предпосылок, которые улучшают реализацию продукции.

Это значит, что, разрабатывая стратегию и тактику поведения  на рынке, фирма прежде всего заботится о том, чтобы созданная продукция по своим потребительским качествам отвечала запросам потребителей. Поэтому непременным условием экономической политики фирмы является учет динамики ожиданий потребителей. И в рамках этих параметров она определяет пути уменьшения издержек и снижение цены.

Неценовые методы конкуренции  делятся на два вида: конкуренцию  по продукту и конкуренцию по условиям продажи.

Конкуренция по продуктам  предусматривает усиление таких  неценовых характеристик товаров, как улучшение их качества при сохранении цены, повышение надежности при эксплуатации, обновление ассортимента, соответствие товаров международным стандартам и т. п.

Конкуренция по условиям продажи предусматривает распространение  и усовершенствование услуг, которые сопровождают реализацию товаров. К ним относятся:

  • продажа товаров в кредит;
  • продление срока гарантийного обслуживания;
  • бесплатная доставка товара на дом и его установка;
  • безвозмездные консультации относительно использования купленного товара;
  • продажа товара с предоставлением к нему запасных частей;
  • интенсивное использование рекламы, которая показывает преимущества продукции продавца;
  • открытие ремонтных мастерских и сервисных центров, которые осуществляют гарантийный ремонт и текущее обслуживание проданного товара.

Передовые фирмы предоставляют  и ряд других допродажных и  послепродажных услуг покупателям  своих товаров.

Нечестная конкуренция — это нецивилизованные формы конкурентной борьбы, которые проявляются в нарушении субъектами рыночных отношений действующего законодательства, профессиональных, этических, моральных норм и правил поведения для достижения неправомерных преимуществ в конкуренции.

Наиболее распространенными  методами нечестной конкуренции  являются следующие.

Неправомерное использование обозначений товара другого производителя. Это осуществляется путем копирования внешнего вида товара, наименования, фирменного знака, упаковки и других обозначений, которые могут привести к смешению его с товаром конкурента. Тем самым покупатели низкокачественной подделанной продукции подвергаются обману. А к фирмам, чья продукция подделана, падает доверие потребителей, у них сужается рынок сбыта, снижаются прибыли.

Дезинформация потребителей о собственном товаре проявляется в неправдивых сведениях о свойствах своего товара — о качестве, сорте, безопасности использования, сроках хранения, в сокрытии дефектов и т. п.

Компрометация товаров конкурентов осуществляется путем распространения в любой форме, в том числе и посредством сравнительной рекламы, неправдивых, неточных или неполных сведений о свойствах товаров своих конкурентов. Конечно, такая информация наносит вред деловой репутации конкурентов и отрицательно отражается на результатах их коммерческой деятельности.

Давление на поставщиков ресурсов и банки, чтобы они не заключали или разрывали договора по снабжению конкурентов сырьем, материалами, предоставлению кредитов.

Неправомерное получение, разглашение и использование коммерческой тайны о деятельности соперника-конкурента. К этому можно также добавить и экономический шпионаж.

Переманивание ведущих специалистов фирм-конкурентов путем подкупа, установления более высоких окладов и предоставления разных льгот.

Иногда некоторые нечестные  методы конкурентной борьбы перерастают  в уголовные преступления: шантаж, подлоги, взрывы, убийства.

Все это вызывает необходимость  вмешательства государства в  регулирование и устранение недопустимых форм конкурентной борьбы.

 

 

7.Анализ современного состояния потребительского рынка и перспективы его развития.

Потребительский рынок является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей Томской области. Доля предприятий потребительского сектора экономики в ВРП  за последние 10 лет выросла более чем в 2 раза и составляет сейчас 14%. По темпам роста розничного товарооборота и объемов производства пищевой продукции Томская область занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации.

Информация о работе Рынок, его структура и условия функционирования