Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:20, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение сущности, механизма деятельности, функций рынка.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1). Определить следующие понятия: рынок, функции рынка, рыночная экономика, структура рынка, инфраструктура рынка, преимущества рынка, недостатки («провалы» или «фиаско») рынка.
2). Раскрыть содержание функций рынка, показать преимущества рыночной экономики в использовании ограниченных ресурсов на основе анализа функций рынка.
3). Определить критерии классификации видов рынков. Дать обоснование критериям их классификации.
4).Провести сравнительный анализ рынков совершенной и несовершенной конкуренции по критериям: количество участников, тип продукта, тип конкурентной борьбы, условия вхождения и выхода из отрасли, доступность информации.
Далее фирма находит предельный доход и определяет максимизирующее прибыль количество товара. Соответствующая этому выпуску цена выступает для остальных фирм как данная.
Глава 3. Эффективность и фиаско рынка
3.1 Эффективность конкурентных рынков
Конкуренция - одно из основополагающих понятий рыночной экономики. Это движущий механизм рынка, фактор внутреннего развития, борьба участников рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.
неоклассиков, конкуренция есть борьба за экономические ресурсы, за утверждение устойчивой ниши на рынке.
Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага ( экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене .
Роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.
Три основные предпосылки, необходимые для функционирования механизма конкуренции:
1) равенство экономических агентов, действующих на рынке( зависит от количества фирм и потребителей)
2) характер производимой ими продукции ( степень однородности продукта)
3) свобода входа на рынок и выхода с него ( прежде всего отсутствие препятствий для входа в виде организационных объединений и структур)
Виды конкуренции ( формы рыночных структур)
1) совершенная( чистая)возникает при условиях:
а) существуют множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично у какой фирмы он приобретает эту продукцию
б) доля каждой фирмы в общем объеме предложения данной продукции настолько мала , что любое ее решение о повышение или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия
в) вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен.
г) нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т. д.
2) Несовершенная- конкурен
Характерно: незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой- либо группы предпринимателей произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.
3) Монополистическая конкуренция- лежит между совершенной и несовершенной конкуренцией. Весьма часто встречается на практике и является смесью двух отмеченных видов. Представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход и выход с него обычно не связаны с какими то трудностями.
Противоположностью
Чистая монополия и чистая монопсония- сравнительно редкие явления. Чаще в странах с рыночной экономикой складывается олигополия. Этот вид конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм., продукция может быть разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь).вступление других фирм в отрасль затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.
Конкурентный рынок
3.2 Фиаско рынка
При обосновании необходимости
вмешательства государства в
экономику мировая наука чаще
всего использует теорию фиаско («осечки»,
«провалов», недостаточности, несостоятельности)
рынка. Признавая неоспоримые
Фиаско рынка - ситуация, при которой рыночный
механизм оказывается не в состоянии обеспечить
оптимальное размещение, эффективное
и справедливое использование ресурсов.
Согласно теории рыночного фиаско экономическая
роль правительства заключается в том,
чтобы корректировать провалы рынка.
1.2 Разновидности рыночных фиаско:
Каждый тип фиаско рынка предполагает
определенный тип правительственного
вмешательства:
1. Рынок не обеспечивает производства
общественных благ в достаточном объеме.
2. Рынок не способен отразить
в цене полный эффект производства или
потребления ряда товаров. Возникают положительные
и отрицательные внешние эффекты (экстерналии)
- это издержки или выгоды от рыночных
сделок, не получившие отражения в ценах.
Внешние, побочные эффекты возникают,
когда некоторые выгоды или издержки,
связанные с производством или потреблением
товаров и услуг, перемещаются к индивидам
или группам, не являющимся покупателями
или продавцами, т.е. не выступающим непосредственными
участниками рыночной сделки.
3. Развитие рыночных отношений,
основанных на конкуренции, на определенном
этапе приводит к угасанию конкуренции,
появляются монополии. Крупные корпорации
и профсоюзы монополизируют рынки товаров
и труда, делают цены и заработную плату
жесткими, негибкими, малоподвижными,
особенно в сторону снижения. В связи с
этим одной из задач государства становятся
защита конкуренции и антимонопольное
регулирование экономики.
4. Рыночная экономика, особенно
в условиях существования бумажноденежного
обращения не обладает иммунитетом против
болезней инфляции, а также и безработицы.
Это вызывает необходимость проведения
правительством политики стабилизации
экономического цикла, т.е. политики, направленной
на достижение одновременно двух макроэкономических
целей - полной занятости и стабильного
уровня цен. Осуществляя антициклическое
регулирование, государство тем самым
реализует политику занятости и антиинфляционное
регулирование экономики.
5. Рынок признает только один
вариант распределения доходов, единственный
критерий справедливости такого распределения.
Справедливым здесь признается любой
доход, полученный в результате участия
субъектов в свободной конкуренции на
рынках товаров, услуг, капиталов, рабочей
силы и т.п. В связи с этим в равной мере
справедливыми признаются высокие доходы
победителей и низкие (а порой и просто
нулевые) доходы неудачников конкурентной
борьбы (банкротов, безработных и др.).
Однако такое распределение является
несправедливым в общечеловеческом смысле.
Чисто рыночное регулирование порождает
неоправданную дифференциацию доходов,
которые оказываются в зависимости не
только от количества и качества труда
и даже не только от вложенного капитала,
предпринимательского таланта, но и от
везения, стечения обстоятельств, текущей
общехозяйственной конъюнктуры. Для противодействия
этому и поддержки тех членов общества,
которые в силу разного рода причин (возраст,
низкий уровень способностей, состояние
здоровья и т.п.) не способны результативно
участвовать в конкуренции и являются
малоимущими, правительство - через систему
прогрессивного налогообложения, установление
прожиточного минимума и законодательное
определение минимальной заработной платы,
ценовое регулирование (например, через
поддержание на приемлемом уровне цен
на сельхозпродукцию, продаваемую фермерами),
механизм трансфертных платежей, определенную
политику в сфере образования, здравоохранения,
культуры и т.п., - берет на себя задачу
перераспределения доходов и богатства
с целью уменьшения их дифференциации
в рамках проводимой социальной политики.
Тем самым в той или иной мере поддерживаются
нормы этики и справедливости в обществе.
6. Рыночный механизм, стимулирующий
эффективное использование уже имеющихся
результатов научно-технического прогресса,
побуждающий к стихийной миграции производственных
ресурсов из менее прибыльных отраслей
в более прибыльные, не в силах самостоятельно
обеспечить стратегические прорывы в
области фундаментальной науки и техники,
а также глубокую структурную перестройку
экономики. Не секрет, что рынок не дает
эффекта применительно к развитию отраслей
и производств, в которых существует длительный
срок окупаемости, высокая степень риска
и неопределенности в отношении будущей
нормы прибыли, или же когда требуется
реализация крупномасштабных инвестиционных
проектов. В связи с этим задачей государства
становится стимулирование научно-технического
прогресса и проведение структурной политики
(политики изменения структуры ВНП) и других
компонентов политики экономического
роста.
7. Рынок не обеспечивает своевременного
разрешения региональных проблем, периодически
обостряющихся в тех или иных странах
под влиянием комплекса исторических,
национальных, демографических и иных
нерыночных факторов. И это требует проведения
государством его соответствующей региональной
политики. Будучи тесно взаимосвязанной
с политикой структурной, региональная
политика государства также реализуется
при помощи государственных инвестиций,
разнообразных финансовых стимулов, создающих
привилегированные условия для отдельных
отраслей и регионов страны - либо тех
традиционных, которые по ряду причин
оказались в глубоком и затяжном кризисе,
либо тех новых, которые являются носителями
научно-технического прогресса.
8. Непременным условием здорового развития
мировой экономики является регулирование
на межгосударственном уровне: проводя
внешнеэкономическую политику, правительство
осуществляет контроль над международной
миграцией товаров, капиталов и рабочей
силы, оказывает воздействие на валютные
курсы, организует таможенную систему
и т.п. Так, регулируя курс национальной
валюты, правительство способно кардинальным
образом переориентировать потоки импортируемых
и экспортируемых товаров, изменяя таможенные
пошлины, оно способно либо поддерживать
отечественных товаропроизводителей,
либо ввергнуть их в водоворот международной
конкуренции.
Минимально необходимой границей правительственного
вмешательства является регулирование
внешних эффектов, производство общественных
благ, поддержка конкурентной среды наряду
с самой организацией денежного обращения
- словом, выполнение функций, необходимых
в экономике свободной конкуренции, которая
вовсе не исключает некоторой - минимальной
- активности государства в хозяйственной
сфере. Верхней же, максимально допустимой
границей государственного вмешательства
является устранение всех перечисленных
выше проявлений фиаско рынка. За данной
объективно очерченной границей правительству
в экономике делать нечего. И если выход
за нее все же состоялся, то неизбежны
губительные деформации рыночных механизмов,
а значит, замедляющее экономический рост
снижение эффективности производства.
Таким образом, основными сферами деятельности
государства в экономике являются следующие:
производство общественных благ, минимизация
отрицательных и поощрение положительных
экстерналий, пресечение асимметричной
информации, защита конкуренции, сглаживания
макрэкономических колебаний, полтика
поддержания доходов. Особую роль играет
государство в правовом обеспечении функционирования
рыночного механизма. Во всех указанных
случаях государство способствует минимизации
транзакционных издержек, с которыми связано
действие рыночного механизма.
2.2.Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры
Как правило, создание условий
для развития рыночной инфраструктуры,
без которой рынок не может
существовать, во многом зависит от
государства. Государство призвано
корректировать те "несовершенства",
которые присущи рыночному
Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей.
Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.
В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.
Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:
а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;
б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
в) социально-ориентированное
г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.
Заключение
Итак, рыночная система –
это взаимодействие и сочетание
различных экономических
Рынок позволят решать проблемы уровня жизни, структуры и эффективности производства, пользоваться общечеловеческими ценностями. Сам рынок является достоянием мировой цивилизации. Свои возможности он демонстрирует и в развитых странах, и в развивающихся государствах , причем вне зависимости от национальных, идеологических и других особенностей.
Механизм рынка освобождает экономику от дефицита товаров и услуг. И в теории и на практике рыночная экономика преимущественно бездефицитна в пределах тех ресурсов, которыми располагает страна. Дефицит противоречит экономическими интересам участникам рынка. Расхождение между появлением потребности и ее удовлетворением возможны. Они обусловлены имеющимся в обществе научно техническим потенциалом, наличием ресурсов, носят временный характер. На рынке осуществляется реализация стоимости и доведение товара до потребителя. Рынок влияет на все фазы воспроизводства – производство, распределение , обмен и потребление. В этом смысле рынок есть саморегулирующая система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения . Усиливается роль и значение государства как гаранта цивилизованного развития рынка. Изданием различных законодательных актов, проведением соответствующей экономической политики оно создает «правила игры», которым следуют участники рынка.
Список использованной литературы:
1. Введение в рыночную экономику /Под. ред. Лившица А.Л., Никулиной И.Н. - М.: Высшая школа, 1994.
2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2 т: Т.1. - С-Пб.: Экономическая школа, 2002.
3. Долан Эдвин Дж. Микроэкономика. - СПб.: АО «Санкт Петебург оркестр», 1994.
4. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / Под общей ред. Б. Лисовика, В. Лукашевича. - С.-Пб.: ПРОМО-Медиа, 1994.
5. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика) - М.: «Владос», 2001.
6. Курс экономической теории. Учебное пособие под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. - Киров: Издательство «АСА», 1995.
7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд. М.: ИНФРА М, 1999.
8. Нуреев Р.М. Курс
9. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. акад. Видяпина В.И., акад. Журавлевой Г.П. - М.: ПРОМО-Медиа, 1995.
10. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: ПРОМО-Медиа, 1992.
11. Протас В.Ф. Микроэкономика:
структурно-логические схемы.
12. Пруссова Л.Г. Экономика. Тренинг курс. Учебно-методическое пособие. - К.: ТОВ «УВПК «ЕксОб», 1999.
13. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
14. Самуэльсон П. «Экономика» - ИПО АлГон, 1995.
15. Современная экономика. Общедоступный курс. - Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1996.
16. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело, 1999.
17. Хайман Д. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.: Высшая школа, 1992.
18. Хейне П. Экономический образ мышления. - М.: Из-во Дело, 1992.
19. Экономика: Учебник / Под ред. доц. Булатова А.С. - М.: Издательство БЕК, 2002.
20. Экономика предприятия. Практическое пособие / Под ред. Покропивного С.Ф. - К.: КНЕУ, 1998.
21. Экономическая теория: Учебник // Под ред. Добрынина А.И. - СПб.: Питер, 2000.
22. Теория переходной экономики: микроэкономика: Учебное пособие. / Под ред. В.В. Герасименко. - М.: ТЕИС, 1997.
23. http: //www.ecsoc. msses.ru//
24. http:// referat. students.ru
Приложение 1
По виду продаваемого товара |
По масштабам охвата территории |
С точки зрения соответствия действующему законодательству |
По уровню конкуренции |
1 |
2 |
3 |
4 |
- рынок сырья; - рынок материалов; - рынок драгоценностей; - рынок средств производства; - рынок недвижимости; - рынок потребительских товаров и услуг; - рынок информационного и интеллектуального ( - рынок инноваций; - рынок капитала; - рынок валюты; - рынок ценных бумаг; - рынок труда, рабочих мест и рабочей силы |
- мировой рынок - зональный рынок - региональный рынок - национальный рынок - внутренний и внешний рынок ( |
- легальный (официальный) рынок - нелегальный (теневой, чёрный…) рынок |
- рынок совершенной конкуренции (высококонкурент- - рынок монополистической конкуренции, - рынок олигополии, - рынок чистой монополии (закрытый) |
Приложение 2
Покупатели (psoneo) Продавцы (poleo) |
Много «poly» |
Несколько «oligos» |
Один «топо» |
много «poly» |
1.Двусторонняя поли-полия (совершенная конкуренция) |
2. Олигопсония |
3. Монопсония |
несколько «otigos» |
4. Олигополия |
5. Двусторонняя олигополия |
6. Олигополия, огра ниченная монопсонией |
один «mono» |
7. Монополия |
8. Монополия, огра-ниченная олигопсонией |
9. Двусторонняя монополия |