Рынок товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:22, доклад

Краткое описание

Важнейшая характеристика товарного рынка – его конъюнктура, определяемая как результат взаимодействия различных условий и факторов внешней и внутренней среды предприятия.
Конъюнктура товарного рынка учитывает состояние дел в сфере производства, обмена и потребления соответствующих товаров на определённом отрезке времени. Она отражает:
• динамику товарных цен;
• количество заключаемых сделок;
• движение товарных запасов;
• поступление заказов;
• загрузку производственных мощностей;
• объёмы производства и реализации продукции с учётом соотношения и масштабов экспорта-импорта;
• размеры переходящих остатков товаров и товарно-материальных запасов;
• динамику ссудного процента, поведение курса ценных бумаг и т.п.

Вложенные файлы: 1 файл

Рынок товаров и услуг.docx

— 31.39 Кб (Скачать файл)

По справедливому утверждению  учёных Международной академии информатизации, «ни одна фирма, крупная или малая, занимающаяся куплей-продажей товаров, не сумеет успешно функционировать  без оценки положения на рынке. Любое  долгосрочное или оперативное маркетинговое  решение принимается на базе конъюнктурных  оценок».

Конъюнктура рынка (рыночная конъюнктура) – это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени. Задачи статистики конъюнктуры рынка предполагают два этапа:

      • оценочный: анализ рыночной конъюнктуры, который должен охарактеризовать масштабы и типологию рынка, его главные пропорции, вектор и скорость изменения основных параметров, уровень устойчивости развития;
      • более высокий уровень анализа: выявление причинно-следственных связей, условий, определяющих рыночную ситуацию, на этой основе прогнозирование рыночной конъюнктуры и выводы о перспективности развития рынка с позиций маркетинга фирм.

Ниже перечислены показатели, характеризующие различные стороны  рыночной конъюнктуры.

1. Предложение товаров (продуктов и услуг): в целом и при распределении по отдельным товарам, продавцам (производителям, торговым посредникам и другим участникам рыночного процесса), регионам:

      • объём, структура, динамика предложений;
      • производственный и сырьевой потенциал предложения;
      • эластичность предложения.

2. Покупательский спрос на товары (продукты и услуги) в целом и при распределении по отдельным товарам, покупателям (массовым и личным потребителям), регионам;

      • спрос в дифференциации по следующим признакам – степень удовлетворения, вектор изменения, формы образования, покупательские намерения, состояние рынка и место покупки;
      • потребительский потенциал (в целом и по отдельным товарам и услугам) – ёмкость рынка средств производства, ёмкость рынка предметов потребления и ёмкость рынка услуг;
      • эластичность спроса.

3. Пропорциональность рынка:

      • соотношение спроса и предложения;
      • соотношение рынков средств производства, потребительских продуктов и услуг;
      • товарная структура товарооборота (продажи, услуг);
      • раздел (доля) рынка между производителями, оптовыми и розничными продавцами;
      • структура продавцов по формам собственности;
      • структура покупателей (оптовых – по формам собственности, розничных – по социально-демографическим и другим потребительским признакам);
      • региональная структура рынка.

4. Тенденция развития рынка:

      • темпы роста;
      • векторы и параметры трендов продажи, цен и товарных запасов, инвестиций и прибыли.

5. Колеблемость, устойчивость и цикличность рынка:

      • коэффициенты вариации продажи, цен и товарных запасов во времени и в пространстве (экономическом и географическом);
      • параметры моделей сезонности развития и цикличности развития рынка.

6. Региональные различия состояния и развития рынка:

      • региональная вариация соотношения спроса и предложения и других пропорций рынка;
      • региональная вариация уровня спроса (в расчёте на душу населения);
      • региональная вариация темпов динамики основных параметров развития рынка.

7. Деловая активность:

      • портфель заказов, его состав, наполненность и динамика;
      • число, размер, частота и динамика сделок;
      • степень загруженности производственных (торговых) мощностей.

8. Коммерческий (рыночный) риск:

      • инвестиционный риск;
      • риск принятия маркетинговых решений;
      • риск случайных рыночных колебаний.

9. Масштаб (размер) рынка, уровень монополизации и конкуренции:

      • число фирм, выступающих на рынке каждого товара, их распределение по формам собственности, организационным формам и специализации;
      • общий объём реализации товаров (продуктов и услуг) на рынке и распределение фирм по размеру (объёму сбыта и продажи);
      • уровень приватизации – число и доля приватизированных предприятий, их организационные формы, их доля в общем объёме рынка;
      • раздел рынка (группировка фирм по доле, занятой ими в общем объёме сбыта и продажи);
      • доля малых, средних и крупных фирм в общем объеме рынка.

Специфические методы конъюнктурного анализа базируются главным образом на качественных и атрибутивных оценках рыночной ситуации. Практически все они относятся к категории данных, полученных экспертным путём. Состояние рынка в определённой степени зависит от его потенциальных возможностей. Товарное предложение и спрос представляют собой формы функционирования потенциала рынка.


Информация о работе Рынок товаров и услуг