Рыночная власть: монополия и монопсония

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе я поставила перед собой цель - на основе изученного материала сделать выводы о механизме действия рыночных сил и их влиянии на фирмы и потребителей.
Для достижения данной цели я должна решить следующие задачи:
1. Изучить такую рыночную силу как монополия
2. Изучить такую рыночную силу как монопсония
3. На основе изученного материала сделать выводы о механизме действия рыночных сил и их влиянии на фирмы и потребителей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………..3
1. Сущность монополии………………………………………………………………….4
1.1 Основные черты и виды монополий………………………………………………...6
1.2 Барьеры для входа в отрасль………………………………………………………....8
1.3 Монопольная власть: ее источники и показатели……………………...………….10
2. Монопсония: ее виды и условия формирования…………………………………..13
2.1 Предельные издержки приобретения продукции монопсонистом……………….15
2.2 Кривая предложения для монопсониста……………………………………...……17
2.3 Равновесие монопсонии………………………………………………………..……19
2.4 Власть монопсонии, сочетающаяся с монопольной властью на рынках готовой продукции……………………………………………….…………………………….….20
3. Проблемы монополизации Российского рынка………………………………….….21
3.1Особенности монополизма в России……………………………………………….21
3.2 Антимонопольная политика в России……………………………………………...23
Заключение ………………………………………………………………………………28
Приложение………………………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский государственный  профессионально-педагогической университет»

Институт менеджмента  и экономической безопасности

Кафедра экономической  теории

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по курсу:

Экономическая теория

на тему:

Рыночная власть: монополия  и монопсония.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса

группа ГМУ – 103

Галимова Ю.В.

Руководитель:

к.п.н., доцент

Пачиков В.И.

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

 

2013

Оглавление

 Введение……………………………………………………………………………………………………………..3

1. Сущность монополии………………………………………………………………….4

1.1 Основные черты и  виды монополий………………………………………………...6

1.2 Барьеры для  входа в отрасль………………………………………………………....8

1.3 Монопольная  власть: ее источники и показатели……………………...………….10

2. Монопсония: ее  виды  и  условия формирования…………………………………..13

2.1 Предельные  издержки приобретения продукции  монопсонистом……………….15

2.2 Кривая предложения  для монопсониста……………………………………...……17

2.3 Равновесие монопсонии………………………………………………………..……19

2.4 Власть монопсонии, сочетающаяся  с монопольной властью на рынках  готовой продукции……………………………………………….…………………………….….20

3. Проблемы монополизации  Российского рынка………………………………….….21

3.1Особенности монополизма  в  России……………………………………………….21

3.2 Антимонопольная политика  в России……………………………………………...23

Заключение ………………………………………………………………………………28

Приложение………………………………………………………………………………29

Список литературы………………………………………………………………………31

 

 

 

Введение

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции.

На рынке совершенной конкуренции имеется много продавцов и покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния на цену.

Цена определяется рыночными правилами предложения  и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.

Кроме рынков совершенной  конкуренции существуют рынки несовершенной  конкуренции, такая (несовершенная) конкуренция  может существовать в условиях  монополии и монопсонии.

В данной курсовой работе я поставила  перед собой цель -  на основе изученного материала сделать выводы о механизме действия рыночных сил и их влиянии  на фирмы и потребителей.

Для достижения данной цели я должна решить следующие задачи:

  1. Изучить такую рыночную силу как монополия
  2. Изучить такую рыночную силу как монопсония
  3. На основе изученного материала сделать выводы о механизме действия рыночных сил и их влиянии  на фирмы и потребителей.

 

 

 

 

 

1.Сущность монополии.

Монополия   представляет собой тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя. Слово «монополия» образовано от двух греческих слов «монос» - один  и «полео» - продаю.

Как единственный производитель товара монополист находится  в уникальном положении. Если монополист решает повысить цену продукта, ему  не приходится беспокоиться о конкурентах, которые, назначая более низкую цену, захватят большую часть рынка.

Монополист  удерживает рынок в своей власти и полностью контролирует объем  выпуска продукции, предназначенной  для продажи. Но это не означает, что монополист может назначить  любую сколь угодно высокую цену, какую захочет, по крайней мере если его целью является максимизация прибыли.

 Чтобы максимизировать  прибыль, монополист должен вначале  определить как характеристики  рыночного спроса, так и свои  издержки.

 Оценка спроса  и издержек является решающей  в процессе принятия фирмой  экономического решения. Располагая такими сведениями, монополист должен принять решение об объемах производства и продажи. Цена за единицу продукции, получаемая монополистом, устанавливается в зависимости от кривой рыночного спроса.

Какое количество товара должен производить монополист? Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна достичь такого объема продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. В этом - решение проблемы и для монополиста. На рис.1 (см. приложение) кривая рыночного спроса D является кривой среднего дохода монополиста.

Цена единицы  продукции, которую получит монополист, является функцией объема производства. Здесь также показаны кривая предельного  дохода МR и кривые средних и предельных издержек - АС и МС.

 Предельный  доход и предельные издержки совпадают при выпуске объема Q*. С помощью кривой спроса мы можем определить цену Р*, которая соответствует данному количеству продукции Q*.

Как мы можем  проверить, что Q* - объем производства, максимизирующий прибыль? Предположим, монополист производит меньшее количество продукции - Q1 и соответственно получает более высокую цену Р1.

Как показывает рис.1, в таком случае предельный доход монополиста превышает  предельные издержки, и если бы он производил большее количество продукции, чем Q1, он получил бы добавочную прибыль (МR - МС), т.е. увеличил бы свою совокупную прибыль. Фактически монополист может увеличивать объем производства, повышая свою совокупную прибыль вплоть до объема производства Q*, при котором дополнительная прибыль, получаемая от выпуска еще одной единицы продукции, равна нулю.

Поэтому меньшее  количество продукции Q1 не максимизирует  прибыль, хотя и позволяет монополисту  установить более высокую цену. При  объеме производства Q1 вместо Q* совокупная прибыль монополиста будет меньше на величину, равную заштрихованной площади между кривой МR и кривой МС, между Q1 и Q*.

На рис.1 больший  объем производства Q2 также не является максимизирующим прибыль. При данном объеме предельные издержки превышают  предельный доход, и если бы монополист производил меньшее количество, чем Q2, он увеличил бы совокупную прибыль (на МС - МR). Монополист мог бы увеличить прибыль еще больше, сокращая объем производства до Q*.

 

 

    1. Основные черты и виды монополий.

Монополия имеет следующие черты:

  • монополист является единственным производителем данного товара;
  • продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;
  • проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;
  • степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен);

 

Различают три  вида монополии.

  1. Закрытая монополия:

монополия, которая защищена от конкуренции  юридическими законами, при этом компания владеет исключительным правом на определенный вид деятельности.

 

  1. Естественная монополия:

монополия, возникающая вследствие объективных причин: организация  владеет либо уникальной технологией  производства товара и ее средние  затраты минимальны, либо уникальными  природными ресурсами.

 

 

  1. Открытая монополия:

монополия, возникающая вследствие выхода компании на рынок с новой  продукцией. Она не обладает никакой  специальной защитой от конкуренции. В любой момент на рынке может  появиться конкурент.

 

Данная  классификация монополии  на три категории весьма условна. Некоторые организации могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии.

 

К их числу относятся, например, компании, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические  и газовые организации, которые  могут быть отнесены как к естественной монополии, так и к закрытой монополии.

 

Также может быть проведена классификация, основанная на учете временного горизонта.

Например, патентное свидетельство  дает фирме закрытую монополию на краткосрочном временном интервале, но такая монополия может быть открытой на долгосрочном временном интервале.

 

Последнее происходит не только из –  за ограниченности срока действия патента, но также из - за того, что конкуренты просто могут изобрести новые  продукты.

Фактически все монополии могут считаться открытыми. [2]

 

 

 

 

 

 

    1. Барьеры для входа в отрасль.

Барьер для входа  в отрасль -  ограничитель, который  предотвращает появление новых  дополнительных продавцов на рынке  монопольной фирмы.

Барьеры для входа  на рынок необходимы для того, чтобы  поддерживать  монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен  свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые  монополистом, привлекли бы  на рынок новых продавцов, значит возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами  исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном  счете,  стали бы конкурентными. Можно выделить несколько основных типов барьеров для входа в отрасль:

  • Патенты и авторские права:

Патенты и авторские  права обеспечивают создателям новых  продуктов или произведений искусства, литературы, музыки, исключительные права на продажу, использование, предоставление лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут выдаваться на производственные технологии.

Но патенты и авторские  права обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченное количество лет, в зависимости от местного законодательства. После окончания срока действия патента барьер для входа в отрасль исчезает. Идея патентов и авторских прав стимулирует фирмы и отдельные личности к изобретению новых продуктов, так как изобретателю заранее гарантируются  эксклюзивные права на реализацию продукта.

  • Исключительные права, полученные от государства:

Иногда, правительство  сознательно идет на то, чтобы предоставить отдельной фирме статус монополиста в данной отрасли или в определенном секторе национального рынка. Часто в качестве такого  монополиста может выступать само государство.

  • Нечестная конкуренция:

Соперники фирмы могут  быть устранены, и вступление новых  конкурентов заблокировано посредством агрессивных, жестоких действий. Привычными приемами являются поношение продукта, давление на поставщиков ресурсов и банки, чтобы отказывать в материалах и кредите, переманивание ведущего персонала, резкое снижение цен, задуманное, чтобы довести до банкротства конкурентов.

Хотя многие из этих аспектов нечестной конкуренции теперь являются незаконными или граничащими  с беззаконием, они представляют больше чем исторический интерес.  [3,с. 480-481]

 

При рассмотрении барьеров для вступления в отрасль  необходимо учитывать  следующий  момент:

Барьеры для вступления редко являются абсолютно непреодолимыми.

Существующие патентные преимущества могут быть обойдены посредством разработки новой и отличающейся, хотя и способной служить заменителем продукции.  Могут быть найдены новые источники стратегического сырья.

Вероятно, будет небольшим преувеличением сказать, что монополия в смысле однофирменной отрасли продолжает существовать сверх отпущённого ей времени только с санкции или с помощью правительства.

 

 

 

 

 

    1. Монопольная власть: ее источники и показатели.

Фирма обладает монопольной властью тогда, когда  она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать. Степень, до которой монополист может использовать свою монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей на его товар и его доли на данном рынке.

Информация о работе Рыночная власть: монополия и монопсония