Рыночная власть: монополия и монопсония

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе я поставила перед собой цель - на основе изученного материала сделать выводы о механизме действия рыночных сил и их влиянии на фирмы и потребителей.
Для достижения данной цели я должна решить следующие задачи:
1. Изучить такую рыночную силу как монополия
2. Изучить такую рыночную силу как монопсония
3. На основе изученного материала сделать выводы о механизме действия рыночных сил и их влиянии на фирмы и потребителей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………..3
1. Сущность монополии………………………………………………………………….4
1.1 Основные черты и виды монополий………………………………………………...6
1.2 Барьеры для входа в отрасль………………………………………………………....8
1.3 Монопольная власть: ее источники и показатели……………………...………….10
2. Монопсония: ее виды и условия формирования…………………………………..13
2.1 Предельные издержки приобретения продукции монопсонистом……………….15
2.2 Кривая предложения для монопсониста……………………………………...……17
2.3 Равновесие монопсонии………………………………………………………..……19
2.4 Власть монопсонии, сочетающаяся с монопольной властью на рынках готовой продукции……………………………………………….…………………………….….20
3. Проблемы монополизации Российского рынка………………………………….….21
3.1Особенности монополизма в России……………………………………………….21
3.2 Антимонопольная политика в России……………………………………………...23
Заключение ………………………………………………………………………………28
Приложение………………………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

Помимо цен  на продукцию естественных монополий  на начальных этапах реформы ограничивались и цены предприятий, занимающих доминирующее положение на отдельных товарных рынках, т.е. регулировались цены искусственных монополий.

 С этой  целью для всех производителей, контролирующих более 35% рынка,  устанавливались предельные нормы  рентабельности.

Российские  законы требуют осуществления государственной  политики недопущения формирования новых монополий. На Министерство по антимонопольной политике возложены  задачи контроля за слияниями крупных  предприятий, пересечения разнообразных  форм сговора, недопущения системы участий и личной унии.

 Представляется, однако, что опасность всех этих  новых форм монополизации еще  недостаточно осознана обществом  и работа в этих направлениях  ведется недостаточно интенсивно.

Во всяком случае, руководители российских предприятий не стесняются публично выступать с такими заявлениями, которые на Западе – даже если

бы не были подкреплены  практическими действиями – с  гарантией привели бы их за тюремную решетку по обвинению в попытке  создания картеля.

Наконец, значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике.

Впрочем, как  и в других областях современной  российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований,  далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей.

Заключение

Изучив предложенную тему я сделала следующие выводы:

  1. основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов.
  2. рыночная власть может накладывать издержки на общество. Как власть монополии, так и власть монопсонии могут быть причиной того, что производство находится ниже конкурентного уровня и поэтому, потребительский излишек производителя могут иметь полные чистые убытки.
  3. рыночная власть существует в двух формах. Когда продавцы назначают цену, которая выше предельных издержек, мы говорим, что они обладают монопольной властью, и мы определяем монопольную власть той величиной, на которую цена превышает предельные издержки. Когда покупатели могут получить цену, которая ниже их предельной оценки товара, мы говорим, что они обладают монопсонической властью, а ее размер определяем величиной, на которую предельная оценка превышает цену.
  4. рыночная власть в общем виде заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на цену товара.
  5. монополизм плох тем, что новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает сам институт предпринимательства.

 

 

 

 

 

Приложение

 

Рис.1 График максимизации прибыли при равенстве

предельного дохода предельным издержкам

 

Рис. 2 Формула 1

 

Рис. 3 Спрос  и предложение на конкурентном рынке

а) продавец-«ценополучатель»  б)покупатель-«ценополучатель»


 

 

 

Рис. 4  Кривая предложения  для монопсониста


Рис. 5  Равновесие монопсонии

Рис. 6 Фирма, являющаяся одновременно и монопсонистом, и  монополистом


Список литературы

  1. http://rudocs.exdat.com/docs/index-163630.html?page=24
  2. http://forexaw.com/TERMs/Economic_terms_and_concepts/Business/l816_%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%8F_Open_monopoly
  3. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Пер. с англ. 11-го изд. К., Хагар-Демос, 1993. – 785 с.
  4. http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/indeks-lernera.html
  5. Чепурина М.Н., Киселевой Е.Н. Курс экономической теории: Учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2005 г. – 832 с.
  6. http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=adbb770f-8e8b-42fd-a4b8-4d8b6167499e

 

 




Информация о работе Рыночная власть: монополия и монопсония