Рыночный механизм России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование рыночного механизма России на современном этапе развития.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить сущность рынка и основные элементы рыночного механизма
2. Изучить основные модели рыночного равновесия
3. Исследовать условия возникновения рыночного механизма в России.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по эк.теории.doc

— 436.00 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ

 

Переход к рыночной экономике  требует от государства более  зрелого подхода в использовании  различных методов экономической  политики, позволяющих сгладить отрицательные  эффекты рыночного механизма  и поддержать макроэкономическое равновесие системы в целом. Однако необходимость государственного регулирования рыночной экономики долгое время в России отрицалась, поскольку предполагалось, что рыночная система как саморегулирующаяся целостность может существовать и развиваться без вмешательства государства. Опыт развития западных стран показывает, что для успешного функционирования рыночного механизма создана соответствующая система прав собственности, законов и правил, обеспечивающая их передачу, юридических институтов, механизмов принятия решений. В данном случае уместно вспомнить высказывание Ф. Хайека о том, что только в понимании вульгарных либералов, способных лишь скомпрометировать идею экономического либерализма, все делается “само собой” под безошибочным водительством пресловутой “невидимой руки”.

Развитие рыночной экономики  и обеспечение равной конкуренции  требует проведения целенаправленной и последовательной государственной  политики по обеспечению экономической  свободы. Стратегией долгосрочной экономической  политики развитых стран в послевоенный период являлось восстановление и развитие производственных рыночных структур, которые непосредственно относятся к формированию новой конкурентной среды.

Смысл этих преобразований в развитых странах заключался в  снятии монополистических ограничений  и создании законодательной базы с целью защиты конкуренции от принудительных акций монополии.

Целью курсовой работы является исследование рыночного механизма  России на современном этапе развития.

Задачи курсовой работы:

    1. Изучить сущность рынка и основные элементы рыночного механизма
    2. Изучить основные модели рыночного равновесия
    3. Исследовать условия возникновения рыночного механизма в России.

Теоретической и методической основой исследования выступают работы отечественных и зарубежных авторов в области управления экономической сферой, в том числе на этапе формирования рыночных отношений и их влияния на общественное развитие.

1.ПОНЯТИЕ РЫНКА  И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОГО  МЕХАНИЗМА

     Так как тема моей курсовой работы называется «Рыночный механизм: сущность и функции», то написание этой работы следует начать с определения рынка.

     Рынок -  это система экономических отношений  между людьми по поводу купли-продажи  товаров, в которых формируются  спрос и предложение товаров  и цены на них. Фундаментом рынка являются три его составляющие категории: 1) рабочая сила (совокупность физических и интеллектуальных способностей людей, которые могут быть использованы в процессе производства благ); 2) товары потребления и средства потребления; 3) капитал (все средства производства, созданные человеком).

     Основными  признаками модели свободного  рынка являются:

    • Неограниченное число участников конкуренции, свободный доступ на рынок;
    • Абсолютная мобильность экономических ресурсов;
    • Однородность (стандартность) продаваемой продукции;
    • Полный объем рыночной информации у каждого участника рыночных отношений.

      Рассмотрев, основные  составляющие рынка и признаки  модели свободного рынка (или  рынка совершенной конкуренции  - т.е. это такой тип рынка,  внутри которого происходит борьба между фирмами, их может быть сколь угодно много за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства), мы сможем выделить основные элементы рыночного механизма, которые уже упоминались выше, непосредственно в определении рынка.

     Основными элементами экономической теории, с помощью которых познаются закономерности рыночного механизма, являются понятия спроса и предложения и их графическая интерпретация. Эти два понятия отражают логику поведения главных субъектов рынка – покупателей и продавцов. Итогом их взаимодействия становится сделка – соглашение сторон о купле-продаже товара и /или услуги в определенном количестве и по определенной цене.

Понятие спроса. Спрос покупателей на те или иные товары формируется под влиянием потребностей, т.е. стремления человека к обеспечению для себя лучших условий жизни. Потребности весьма индивидуальны; они свои у каждого человека и складываются под воздействием целого ряда факторов, определяющих условия существования:

  • его самого (например, потребность или отсутствие потребности в теплой одежде определяются климатом страны, степенью закаленности человека, его вкусами);
  • его семьи и близкого окружения (так, потребность в обучении детей сила ее проявления зависят от уровня развития общества и от места, которое занимает в обществе данный индивид);
  • той социальной, национальной, религиозной и другой общности, к которой принадлежит человек (скажем, потребность в национальной обороне зависит от международного положения государства, гражданином которого является человек).

     При этом  из огромного спектра человеческих  потребностей экономическую науку  интересуют в первую очередь  те, которые подкреплены соответствующими  денежными возможностями, иначе  говоря, это желание и способность  покупателей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара. А величина спроса – это то количество товаров, которое покупатели хотят и могут приобрести по данной цене в течение определенного времени.

     Общеизвестно, что обычно по низкой цене  товары могут быть реализованы быстрее и в большем количестве, чем по более высокой. Одновременно повышенный, ажиотажный спрос ведет к взвинчиванию цен, а вялый и пониженный – к их снижению. Данная обратная зависимость между рыночной ценой товара и его количеством, которое можно купить или продать по этой цене, носит название закона спроса.

     Согласно  закону спроса потребителями,  при прочих равных условиях, будет  куплено тем большее количество  товаров, чем ниже их рыночная  цена. Тем самым, закон спроса  устанавливает обратную зависимость между ценой и объемом продукции, которую хотят купить потребители. Тем самым этот закон провозглашает цену главным фактором, определяющим размеры спроса. Но хозяйственная практика убеждает нас в обратном: в рыночной экономике спрос в большей степени определяется ценой. Не случайно, если не принимать в расчет экспериментальные ситуации, именно цена в первую очередь интересует потребителя, решившего купить товар. А все другие характеристики обязательно рассматриваются через призму цен (вспомним, как мы рассуждаем, например, о такой важнейшей характеристике, как качество: дорогой автомобиль, но он своих денег стоит).

     Зависимость  между ценой товара и спроса  на него можно представить  табличным, графическим и функциональным  способами. Допустим, нам известно, сколько килограммов колбасы может быть продано в соседнем универсаме за неделю при различных уровнях цен. Тогда зависимость между ценой и спросом можно представить в виде таблицы.

     Эта же  зависимость может быть представлена в виде графика в координатах цен на колбасу (P – независимая переменная) и количества купленной колбасы (Q – зависимая переменная) (рис.1.1). Для построения графика используем данные нашего гипотетического примера (табл. 1.1).

     Линия D носит название кривой спроса. Она показывает, какое количество (Q) товара готовы купить покупатели:

Цена, руб.

Объем спроса, кг

10

250

20

200

30

150

40

100

50

50




а) при каждом данном уровне цен; 

б) в конкретный период времени;  

в) при неизменных прочих факторах.

     Другими словами движение  вдоль кривой 

                       спроса (от одной точки к другой) отражает изменение в количестве  товара, на которое потребители  предъявляют спрос, происходящее  в результате изменения цены  товара.


      Функциональная  зависимость между объемом спроса (Q ) и ценой может быть представлена также в аналитической форме, т.е. в виде формулы.

Q

= f (P).

                                                                                                    Впрочем, в такой общей форме она не отражает обратной зависимости между спросом и ценой, и при пракотическом применении формулу необходимо концентрировать. Например, если зависимость линейная, она примет вид:


Q = а – bP,


Где a, b – численные коэффициенты.


     В нашем  условном примере она будет  выглядеть следующим образом:

Q

= 300 – 5P.

 

     Неценовые факторы спроса. Ценовой фактор – важнейший, но не единственный, влияющий на спрос. Среди других неценовых факторов, опроеделяющих объем спроса, следует отметить:

  • доходы потребителей (I), определяющие величину потребительского бюджета;
  • цены на другие товары (P … P ), часть которых тесно связана между собой, например, взаимозаменяемые (товары-субституты) и взаимозаменяемые товары;
  • вкусы покупателей (Т), на которые влияет множество факторов – от изменчивой моды до национальных традиций;
  • общее число покупателей или размер рынка (N);
  • ожидания покупателей, включая инфляционные (W);
  • прочие факторы (B).

     С учетом  всех факторов общую функцию  спроса можно представить в  следующем виде:

Q

= f (P, I, P
…P
, T, N, W, B).

     Отразить такое множество переменных на обычном двумерном графике невозможно. Однако их влияние может быть учтено иным образом. Если изменение цены в графической интерпритации спроса означало движение вдоль кривой спроса, то изменение неценовых факторов ведет к сдвигу кривой спроса вправо или влево.

     Допустим, вследствие уменьшения дохода  произошло уменьшение потребительского  бюджета и обусловленного им  спроса. В нашем примере из-за  этого кривая спроса на рис.1.2 сместиться из положения D в положение D и при прежней цене колбасы станут покупать меньше (Q вместо Q).


 


    



 


 


           Действие неценовых факторов (детерминант  спроса) зачастую может нейтрализовать  влияние цены, т.е. изменение количества покупаемых товаров может происходить внешне независимо от движения цен. Например, если повышение цен и увеличение дохода будут происходить одновременно, то на графике вполне может возникнуть траектория, обозначенная нами точками А, В и С. При первом взгляде на нее может сложиться впечатление, что нарушен закон спроса: ведь несмотря на рост цен (от P до P ) физический объем спроса растет (от Q до Q ). В действительности негативное влияние роста цен здесь просто маскируется ростом доходов. Рост цен сократил бы размеры спроса, но из-за роста дохода кривая спроса последовательно перемещалась из положения D в положение D, а затем и D , что вызвало увеличение спроса. Легко видеть, что не будь этого смещения и продолжай действовать кривая спроса D , даже подъем цен от P до P неминуемо вызвал бы резкое снижение спроса.

          Для выявления влияния того  или иного фактора на размер  спроса следует абстрагироваться  от влияния всех других факторов, т.е. воспользоваться принципом  «при прочих равных условиях».  Для этого надо, чтобы все параметры,  кроме анализируемого, оставались неизменными.

     Рассмотрим  некоторые из перечисленных неценовых  факторов спроса.

     Спрос и доходы. Доходы населения и размеры накопленного имущества обычно связаны со спросом прямой зависимостью, т.е. чем богаче население, тем больше спрос; а чем оно беднее, тем меньше.

     Так, ситуация  со спросом на большинство  потребительских товаров на российском  рынке после девальвации рубля  в августе 1998 г. и последовавшего  за ней падения уровня реальных  доходов населения соответствует именно этому случаю. В результате кризиса произошло снижение потребительских расходов или уменьшение спроса на товары. На графике (см. рис. 1.2.) это выглядит как сдвиг кривой спроса из положения D в положение D .

     Повторим, однако, что так обстоит дело в большинстве, но не во всех случаях. В экономической теории принято различать нормальные и аномальные товары. К последним (обычно это продукты, воспринимаемые по сравнению с другими как худшая альтернатива) сказанное не относится: по мере роста доходов спрос на них падает. А при падении доходов – растет.

Информация о работе Рыночный механизм России