Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 22:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование рыночного механизма России на современном этапе развития.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить сущность рынка и основные элементы рыночного механизма
2. Изучить основные модели рыночного равновесия
3. Исследовать условия возникновения рыночного механизма в России.
Рассмотрим
для примера товары-заменители
– маргарин и масло. Дешевый
маргарин воспринимается как
масло для бедных. Поэтому с
ростом доходов населения
На рис.1.3 представлен пример реакции
спроса на нормальные и
Рис.1.3.Спрос на товары в начальный период реформ в России (1990=100%):
а) аномальные товары; б) нормальные товары
С понижением достатка люди стали употреблять больше хлеба (на 10%) и картофеля (на 19%), т.е. увеличили спрос на аномальные товары. Одновременно они сократили потребление мяса (на 19%) и фруктов (на 16%), уменьшив спрос на нормальные товары. Да это и понятно: стараясь сэкономить на еде, люди вынужденно увеличивают потребление дешевых (и менее качественных) продуктов.
Кстати, динамика
потребления нормальных и
Спрос и цены на другие товары. По-разному изменяют спрос на данное благо и цены на другие товары. Так, уменьшение цены товаров-субститутов, которые могут заменить данный товар в потреблении (например, чай – кофе, говяжье мясо – куриные окорочка, уголь – нефть) приведет к уменьшению спроса на данный товар (см. на рис 1.2. это сдвиг кривой влево вниз к D ), т.е. предпочтение будет отдано более дешевым товарам-конкурентам.
Конкретнее, если мы
анализируем спрос на уголь
в связи с забастовками
Изменение цен на комплиментарные товары, дополняющие данное благо в потреблении (их примерами могут служить фотопленка и фотоаппараты, бензин и автомобили, сахар и ягоды), ведет к однонаправленному изменению спроса, т.е. при росте цены на любой из взаимодополняющих товаров спрос падает на оба; при падении цен – синхронно увеличивается.
Так, рост цен на сахар в сезоны приготовления варенья ведет к уменьшению спроса на ягоды. Не случайно в российских женских журналах в таких случаях резко увеличивается количество рецептов по приготовлению варенья без сахара. Не имея возможности отменить экономическую закономерность, рачительные хозяйки пытаются ее обойти, вообще отказавшись от комплиментарного товара.
Спрос и ожидания. Влияние потребительских ожиданий на спрос также весьма разнообразно. Увеличение спроса может быть обусловлено инфляционными причинами – уверенностью в обязательном подорожании товаров. Такого рода ажиотажный спрос периодически можно наблюдать на российском рынке в последние годы. В августе 1998г. толпы напуганных покупателей буквально сметали с прилавков любые товары. Люди вполне резонно полагали, что после девальвации они резко подорожают. На какое-то время даже воскресли признаки прошлого: длиннейшие очереди, исчезновение некоторых товаров из продажи и т.п.
Сезонные, предпраздничные колебания продаж также можно отнести к изменениям спроса под влиянием потребительских ожиданий.
Спрос и потребительские предпочтения. Достаточно динамично изменяет объем спроса и такой фактор, как вкусы и предпочтения потребителей. Стоит в моду войти мини-юбкам, и кривая спроса на ткани смещается вниз: чего другого, а материи на эти наряды практически не нужно. На потребительские предпочтения и их изменения в свою очередь оказывают влияние семейное и социальное положение потребителей, возраст, пол, устойчивость национальных традиций и пр.
Но не только мода
меняет предпочтения. Куда более
масштабной причиной их
Понятие предложения. Так как рынок – это взаимодействие покупателей и продавцов, то анализ логики поведения покупателей, которую выявляют спрос и его изменения, необходимо дополнить рассмотрением логики поведения продавца, находящей свое отражение в закономерностях, присущих предложению.
Предложение аналогично спросу можно определить как желание и способность продавцов совершать сделки по продаже поставленного на рынок товара.
Соответственно величина
предложения – это количество
товара, которое продавцы готовы
произвести и продать в
Здравый смысл и практика показывают, что объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем больше, чем выше цена на товар, т.е. между предложением и ценой существует прямая зависимость; она называется законом предложения.
Причины подобного характера связи между предложением и ценой обусловлены тем, что продавец является получателем платежа. Чем выше цена, тем больше его выручка. От цены зависит и объем прибыли, которую получают производители. К тому же товар нельзя произвести даром, а низкая цена может не покрыть издержки производства и разорить производителя. Закономерно, что если цены достаточно высоки или появилась тенденция к их снижению, то это приводит к сокращению объемов производства и рыночного предложения товара. Наоборот, если цены на производимый товар имеют тенденцию к повышению, то производители заинтересованы в расширении производства и сбыта данного товара, т.е. рыночное предложение будет расти.
Зависимость между ценой и предложением также как и зависимость между ценой и спросом можно представить в виде таблицы, в графической инртерпретации и аналитическом виде.
Допустим мы имеем
дело с тем же нехитрым
Используя
данные таблицы, представим
Q = f (P).
Прямая же зависимость между предложением и ценами проявится лишь при конкретизации этой формулы. Например, в нашем случае с производством колбасы зависимость явно линейная:
Q
или в конкретной числовой форме:
Неценовые факторы предложения. После выявления закономерностей, присущих главному фактору предложения – цене товара, необходимо выяснить и другие факторы, влияющие на объем предложения. В частности, те, которые определяют ситуацию в сфере производства данного товара. Среди таких неценовых факторов предложения наиболее важны:
С учетом зависимости от этих факторов
Функция предложения примет вид:
Q = f (P, K, P , T, S, W, P , N, B).
И вновь, как в случае со спросом, целесообразно различать движение по кривой предложения и смещение самой этой кривой. При изменении цены данного товара происходит изменение величины предложения, которое отражается в графической форме перемещением вдоль кривой предложения. Изменением же любой другой детерминанты предложения (неценовых факторов) в графической форме будет выражено сдвигом всей кривой предложения вправо или влево (рис.1.5).
Сдвиг вправо (в сторону увеличения, на графике от S до S ) может быть вызван такими изменениями в неценовых факторах, как использование более эффективных технологий, уменьшение цен на исходные ресурсы, уменьшение налогов или увеличение государственных дотаций. Он также может быть обусловлен ожиданиями производителей, стимулирующих их к увеличению объема продаж (например, опасениями продавцов, что рыночные цены на их товар в будущем упадут).
Соответственно сдвиг влево (в сторону уменьшения предложения, на графике из положения S в положение S ) может быть вызван такими событиями, как рост цен на исходные ресурсы, сырье, материалы, энергоносители, использование устаревших технологий, увеличение налогов и уменьшение государственных дотаций.
Итак, в этом параграфе мы рассмотрели основные элементы рыночного механизма – спрос и предложение, и их неценовые факторы. Далее, соответственно, мы сможем пронаблюдать взаимодействие этих двух механизмов – формирование рыночного взаимодействия и равновесной цены, об этом и пойдет речь в следующем параграфе.
2.РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ.
Мы уже заем, что
спрос на ресурсы, товары и
услуги меняется под
P
P
P
Q Q Q Q Q Q
Рис.2.1. Взаимодействие спроса и предложения
Совместим линии спроса
и предложения на одном
Итак, равновесие на рынке
В свою очередь последняя есть
цена, при которой объем спроса
равен объему предложения.
P
где P - цена предложения; P -цена спроса.
При данной цене на рынке
устанавливается и
Q
Где Q - объем предложения; Q -объем спроса.
Напротив, при любом ином уровне цен объемы предложения и спроса не совпадают. Если реальная цена выше равновесной (P >P ), то возникнет излишек предложения. На графике хорошо видно, что при такой цене продавцы готовы предложить значительно больше товаров, чем покупатели могут купить (Q >Q ). Если цена ниже равновесной (P < P ), возникнет избыток спроса или недостаточное количество товара – дефицит, т.е. количественно предложение меньше спроса (Q < Q ).