Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:37, реферат
Принимая во внимание то, что рыночная экономика должна быть ориентирована на потребителя, очень важно и для производителя, и для потребителя знать основные тенденции и законы поведения потребителя на рынке. Микроэкономика в своем анализе потребителя исходит из предположения рациональности его поведения. Рациональное поведение как отдельного человека, так и группы людей проявляется в их стремлении получить максимальную полезность из потребления данного товара с учетом ограничений бюджета. Полезность, заключенная в товарах и услугах, связана с качествами и характеристиками, позволяющими удовлетворить те или иные желания людей. К таким качествам могут быть отнесены здоровье, эстетическая красота или дизайн, легкость использования, долговечность, роскошь, комфорт и т.д. Наличие в полезности как объективных, так и субъективных качеств делает ее понятием относительным понятием, а не абсолютным
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 5
1.1. Основы поведения потребления 5
1.2. Ординалистская функция полезности 6
1.3 Кривые безразличия 8
2 ГЛАВА. КАРДИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 16
2.1 Правило максимизации полезности: кардиналистский подход 16
2.2. Сильные стороны и слабые места кардиналистской теории поведения потребителей 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
В данном правиле под ограниченными ресурсами потребителя в первую очередь понимается его ограниченный доход. Иными словами, потребитель должен так распорядиться своим доходом, чтобы приобретенный им набор благ приносил бы максимальную полезность. В ситуации потребительского равновесия полезности денежных единиц, затраченных на приобретение различных благ, должны быть равны.
Формулировка функции полезности в общем виде позволила перейти от кардинализма к ординализму. Дело в том, что в теории кардинализма было одно весьма слабое звено. Можно согласиться, что потребитель способен сравнивать разные наборы товаров по критерию предпочтения или безразличия; но посылка о том, что потребитель может с точностью сказать, сколько единиц полезности он получил от того или иного набора, оказалась нереалистичной [1, c.72].
Ординалистский подход не предполагал возможности измерения полезности и был основан на простой возможности сравнения и упорядочения потребителем наборов благ по критерию их предпочтительности. Основателями этого направления были итальянец В. Парето и российский экономист и математик Е.Е. Слуцкий. Законченный вид теория ординализма приобрела в работах английских экономистов Р. Аллена и Дж. Хикса. Основная идея данного направления может быть сформулирована следующим образом: отказ от представления, что потребитель может количественно измерить полезность определенного набора товаров, и предположение, что он может сравнивать разные потребительские наборы с точки зрения их предпочтительности.
Следует заметить, что ординализм не отказался от возможности присвоения полезностям товарных наборов некоторых численных значений. Потребитель не мучается вопросом количественной оценки полезности, не требуется от него и ответ на вопрос, насколько данный набор благ полезнее другого. Он на основе своей субъективной оценки просто выносит решение, что данный набор предпочтительнее остальных [1, c.72].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив и проанализировав методическую и периодическую литературу, можно сделать следующее заключение: при использовании кардиналистского подхода определяется, на сколько единиц полезность одного набора благ выше полезности другого набора. Экономисты рассматривают не полезность блага вообще, а полезность определенного количества того или иного блага. Поскольку потребитель нуждается не в благе вообще, а в определенном его количестве, то потребность в нем удовлетворяется в соответствии с законом насыщения потребностей.
Кардиналистский подход основан на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности. Зависимость между полезностью, получаемой потребителем, и количеством потребляемых им благ может быть выражена в виде функции общей полезности.
Начиная с определенного момента, дополнительные единицы каждого продукта будут приносить потребителю постоянно уменьшающееся добавочное удовлетворение. Именно об этом гласит закон убывающей предельной полезности.
Можно предположить, что типичный потребитель является разумным человеком и действует в соответствии с достаточно четкими предпочтениями. Поскольку величина дохода ограниченна, а товары имеют определенные цены, потребитель не в состоянии купить все те продукты, которые ему бы хотелось. Следовательно, потребителю приходится подбирать такую достижимую для него комбинацию продуктов, которая максимизировала бы удовлетворение его потребностей, или извлекаемую им полезность.
Полезность для потребителя окажется максимальной, если его доход будет распределен таким образом, чтобы последние деньги, затраченные на приобретение каждого продукта, приносили одинаковое количество добавочного удовлетворения. На языке алгебры правило максимизации полезности выполняется, если доход потребителя израсходован полностью.
Правило максимизации полезности и кривая спроса логически согласуются друг с другом. Поскольку предельная полезность сокращается, для того чтобы побудить потребителя больше покупать конкретного продукта, требуется снижение его цены.
В данной ситуации, модель поведения потребителя представляет собой связанные между собой общие принципы поведения потребителя на рынке, включающие максимизацию совокупной полезности, закон убывающей предельной полезности и бюджетное ограничение.
Теории потребительского поведения объясняют каким образом потребитель блага определяет степень полезности от потребления того или иного блага. Потребитель руководствуется законом убывающей предельной полезности, выбирая такой потребительский набор, который приносит ему наибольшую полезность при данной цене блага и при данном доходе потребителя.
Работа с потребителем сегодня ведется в условиях революционного развития информационных технологий, постоянно усиливающейся глобальной конкуренции, растущей фрагментации спроса и дифференциации предложения, надвигающихся реалий массовой кастомизации. Это значит, что потребитель становится все более требовательным, а работа с ним – все более сложной, интересной и профессиональной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базылев Н.И. Микроэкономика / Н.И. Базылев. - Минск : Соврем, шк., 2007.-288 с.
2. Гальперин В.М. Микроэкономика: учебник : В 2-х т. / Общая редакция В. М. Гальперина. СПб. : Экономическая школа. 2006. Т. 1. 352 с., 2006 503 с.
3. Герасимов Б.И. Микроэкономика: введение в экономический анализ : учебное пособие / Б.И. Герасимов, Т.М. Коновалова, Е.В. Нижегородов ; под ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. – Тамбов : Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. – 80 с.
4. Долан Э.Дж. Рынок: микроэкономическая модель / Э.Дж. Долан, Д.Е.Линдсей /пер. с англ. В.Лукашевича [и др.]; под общ. ред. Б.Лисовика, В.Лукашевича. - СПб.: Автокомп, 2005. 496 с.
5. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: учебник. 3-е изд. - М.: Дело, 2006. 416 с.
6. Кац М. Микроэкономика: учебник / М. Кац, X. Роузен; пер. с англ. Пустовалова [и др.]; Минск: Новое знание, 2004. 420 с.
7. Микроэкономика: практический подход (Manaqerial Economics): учебник / под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2008. 704 с.
8. Микроэкономика: учеб. пособие /А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Н.И.Сухарева; под ред. А.В.Бондаря, В.А.Воробьева. Минск: БГЭУ, 2007. 415 с.
9. Микроэкономика: учеб. пособие /С.А. Константинов [и др.]; под общ. ред. С.А. Константинова, В.А. Воробьева, Л.В. Пакуш, A.M. Филипцова. Минск: ИВЦ Минфина, 2007. 369 с.
10. Нуреев P.M. Курс микроэкономики: учебник /P.M. Нуреев. 2-е изд, изм. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2005. 572
11. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Словарь современных экономических терминов / 4-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 480 с.
12. Beчкaнoв Г.C., Beчкaнoвa
Г.P. Микроэкономика: Учебник [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/
13. Гукасьян Г.М. Экономика
от А до Я: Тематический справочник, 2007
г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://vocable.ru/dictionary/
14. Дорошев В.И. Введение
в теорию маркетинга [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/
15. История экономических
учений в вопросах и ответах. Учебно-методическое
пособие Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.bibliotekar.ru/
16. Учебно-методический
комплекс по дисциплине Микроэкономика
Mik 1203 для студентов экономического факультета
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://life.enu.kz/ru/file/
17. Экономическая теория:
Конспект лекций (Е.В. Васильева, Т.В. Макеева)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://yourlib.net/content/
Информация о работе Сильные стороны и слабые места кардиналистской теории поведения потребителей