Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 18:03, реферат
Выявление ряд проблем развития государственной собственности в России и пути решения,а так же перспективы к дальнейшему развитию государственной собственности в нашей стране.
В то же время у этой формы
собственности имеется ряд
Между тем, развитие государственной
собственности возможно и в направлении
дебюрократизации, которая позволяет
преодолеть основные пороки прежней
системы отношений
Не стоит забывать и о взаимных обязанностях государства и трудового коллектива. Государство отвечает за обеспечение своего госзаказа поставками, трудовой коллектив отвечает за безубыточность производства, сохранение выделенных ему государством фондов.
В настоящее время при переходе к рынку происходит разгосударствление экономики России и разгосударствление собственности.
Разгосударствление — это процесс перевода собственности в иные её формы. Разгосударствление экономики представляет собой процесс передачи большинства функций по управлению предприятиями от государства самими предприятиями.
Предприятия остаются государственными. В большинстве случаев это происходит через коммерциализацию деятельности государства. Разгосударствление собственности — это процесс перевода государственной собственности в иные формы, в том числе и частные. Перевод государственной собственности в частную собственность называется приватизацией. Таким образом, приватизация — составная часть разгосударствления. Приватизация — длительный и мучительный процесс. Исторический опыт дает факты, которые свидетельствуют о сильной растянутости приватизации во времени, и аргументацию в защиту постепенности. Главный из этих аргументов состоит в том, что скорость справедливой приватизации обязана соотноситься с возможностями накопления денежных капиталов, в частности, сбережений населения. А они таковы, что выделение на это мероприятие более 1-2% национального дохода в год нарушает стабильность экономики. Учитывая, что общая стоимость накопленных зданий, сооружений и оборудования в стране обычно значительно больше годового национального дохода, продажа всех основных фондов легко может растянуться на многие десятилетия. Теперь не трудно понять причину сложившийся критической ситуации в России после попытки в кратчайшие сроки уничтожить громадный государственный сектор экономики. Очевидно, что политики, которые решили покончить с полным огосударствлением экономики и которые полагают, что только всеохватывающая приватизация поможет создать эффективную систему хозяйствования, оказываются перед трудным выбором: или растянуть переход от одного экономического режима к другому на добрые полвека, или раздать средства частным лицам бесплатно, или же, наконец, создать условия для принудительного перераспределения дохода из фонда потребления в фонд накопления. В России ожидалось, что приватизация изменит ситуацию в экономике, выведет страну из кризиса. Но этого не произошло и не могло произойти, так как на первом этапе осуществлялась в основном механическая передача государственного имущества физическим и юридическим лицам[4,137c].
Смена собственников не привела
к эффективному хозяйствованию. В
экономике утвердилось
1) дифференцированный подход
к приватизации крупных
2) разнообразие способов
передачи государственной
3) предоставление краткосрочных
кредитов с гарантией
Особенность отношений между субъектами и объектами собственности на федеральном уровне объясняются следующими обстоятельствами:
· результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности;
· федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами;
· объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях;
· реализация
права государства на объекты
собственности достигается
Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свернута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.
Это относится, прежде всего, к крупным, наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства. Очевидно, что в России энергетика, транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли должны оставаться в сфере государственной собственности. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной.
В рекомендациях различных авторов, доля государственной собственности должна составлять 50-30% основных производственных фондов.
Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете.
Мировая практика показывает,
что государственная
Преобладание же государственной
формы собственности в
Таким образом, речь может идти не об устранении государственной собственности, а об отмене ее монопольного положения. Резко сократившись (в России более чем в 2 раза), государственная собственность в общенациональной, республиканской и муниципальной формах будет играть существенную роль в экономике
Важная проблема в развитии государственной собственности - преодоление монополизма, характерного для административно-командной системы. К концу 1990 г. в машиностроении бывшего СССР доля монополизированного производства достигла 72%. С превращением бывших республик в независимые государства монополизм еще более усугубился, так как многие предприятия-дублеры оказались по разные стороны новых государственных границ.
Понятно, что демонополизация производства, основанного на государственной собственности, - это долгий и сложный процесс. Отчасти преодоление монополизма может осуществляться путем разукрупнения предприятий, механического раздела их на части. Для строительства же новых предприятий-дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша страна в настоящее время не располагает.
Можно предположить, что преодоление монополизма пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров[3,240c].
Заключение
Работая над курсовой работой, преследовалась цель не только раскрыть основные понятия собственности, но и показать место собственности в общественных отношениях и перспектива её развития.
Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы человечества. Однако борьбой в теоретическом плане дело не ограничивается. Социальные потрясения, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных своих причин имеют, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся отношения собственности, утвердить новый строй этих отношений.
По первой главе можно сделать вывод словами Н. Бердяева: «собственность не лишена мистериозности, вывод о загадочности собственности, венчающий двухтысячелетние споры о ее природе, не может не обескураживать». По мнению блаженного Августина, частная собственность дана человеку, изгнанному на Землю после грехопадения, и потому несет печать проклятия. Если учесть, что в возведенном людьми "граде земном" справедливости, как к ней ни стремиться, все равно не удастся достигнуть (так считал и Августин), то собственность оказывается радикально противопоставленной справедливости. Эта оппозиция, без сомнения, имеющая древнее происхождение, вошла в плоть раннего христианства и воспринята всеми вариациями коммунизма
Во второй главе отмечено, что в нашей стране на протяжении двадцатого века дважды происходила ломка отношений собственности. Первая началась в октябре 1917 года и завершилась невиданной катастрофой, последствия которой будет ощущать еще не одно поколение. Вторая происходит в наши дни. Ее основная цель - вернуть отношениям собственности их подлинное содержание, создать достаточно широкий слой частных собственников, который стал бы социальной опорой нынешнего строя.
Для успешного развития собственности
необходимо выполнение многих экономических
и социальных условий, в частности
необходим пересмотр самого отношения
к собственности в новых
В третье, окончательной главе, очевидно, что пройдет еще немало лет, прежде чем перед нами предстанут результаты реформ Российской экономики. Для этого все россияне должны осознать всю сложность теперешней ситуации и приложить все усилия, чтобы реформы осуществлялись в интересах всего населения России, а не для узких финансовых и криминальных структур. Короче, успешное развитие экономики, выход её из кризиса зависят от совместных действий всего населения России, от каждого из нас.
Хотелось бы отметить, что
нельзя сворачивать с правильно
выбранного, как мы думаем, пути. Ведь
переход к рынку является показателем
демократизации России, предоставления
свободы экономической
Список использованных источников:
1) Атаманчук Г.В. «Теория государственного управления». Курс лекций. Изд. 2-е, дополн. - М.: Омега - Л, 2009.
2) Афанасьев В.Я., Глазунова Н.И.
«Система государственного
3) Глазунова Н.И. «Система
4) Гуторова А.Л. «Система государственного управления»: В 5 кн. Кн. 2. Государство и политика. - М., ГУУ, 2008.
5) Григорьев В.В. Острина И.А. Руднев А.В. Управление муниципальной Недвижимостью. Учебно-практическое пособие. М.: Дело 2010.
6) Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного Управления Курс лекций. - Ростов н / Дону: издательский центр «МарТ», 2008.
7) Косаренко Н.Н. Финансовое право России часть 1. Учебное пособие изд. Москва НИБ 2011.
8) Маркварт Э., Савранская О., Стародубская И., Рекомендации по формированию экономических и финансовых основ МСУ/Э / Под общей редакцией Э. Маркварта. М., М.: ИД ФБК-ПРЕСС 2009.
9) Подберезняк И. Формирование муниципальной собственности через призму реформы местного самоуправления: взгляд со стороны инвестора // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2008.
10)Экономическая теория: Учебник для ВУЗов/Н. В. Сумцова, л. Г. Орлова, В.В. Пранович и др.; Под ред. Н.В. Сумцовой, Л.Г. Орловой. – М.: ЮНИТИ- ДАНА,2000.