Система государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 18:03, реферат

Краткое описание

Выявление ряд проблем развития государственной собственности в России и пути решения,а так же перспективы к дальнейшему развитию государственной собственности в нашей стране.

Вложенные файлы: 1 файл

primer.docx

— 52.33 Кб (Скачать файл)

В то же время у этой формы  собственности имеется ряд проблем, характерных, в том числе и  для России, ключевой из которых  является бюрократизация, создание иерархических  структур, что отрицательно сказывается  на эффективности экономики и  неприязни данной формы собственности  со стороны населения. В описанном  явлении скрыто внутреннее противоречие между статусом государства как  представителя интересов всего  общества, и как обособленного  института, способного подчинять общество.

Между тем, развитие государственной  собственности возможно и в направлении  дебюрократизации, которая позволяет  преодолеть основные пороки прежней  системы отношений собственности, но не разрушить те преимущества, которые  характерны для государственной  формы собственности. Статус предприятия  как народного предполагает, что  народ обладает реальными правомочиями в распоряжении своим богатством (конкретным предприятием, станками, оборудованием, выпускаемой продукцией). Следовательно, появляется важнейшая проблема распределения  полномочий между государством, представляющим единые интересы граждан страны, и  коллективом данного предприятия.

Не стоит забывать и  о взаимных обязанностях государства  и трудового коллектива. Государство  отвечает за обеспечение своего госзаказа  поставками, трудовой коллектив отвечает за безубыточность производства, сохранение выделенных ему государством фондов.

В настоящее время при  переходе к рынку происходит разгосударствление экономики России и разгосударствление собственности.

Разгосударствление —  это процесс перевода собственности  в иные её формы. Разгосударствление экономики представляет собой процесс  передачи большинства функций по управлению предприятиями от государства  самими предприятиями.

Предприятия остаются государственными. В большинстве случаев это  происходит через коммерциализацию деятельности государства. Разгосударствление собственности — это процесс  перевода государственной собственности  в иные формы, в том числе и  частные. Перевод государственной  собственности в частную собственность называется приватизацией. Таким образом, приватизация — составная часть разгосударствления. Приватизация — длительный и мучительный процесс. Исторический опыт дает факты, которые свидетельствуют о сильной растянутости приватизации во времени, и аргументацию в защиту постепенности. Главный из этих аргументов состоит в том, что скорость справедливой приватизации обязана соотноситься с возможностями накопления денежных капиталов, в частности, сбережений населения. А они таковы, что выделение на это мероприятие более 1-2% национального дохода в год нарушает стабильность экономики. Учитывая, что общая стоимость накопленных зданий, сооружений и оборудования в стране обычно значительно больше годового национального дохода, продажа всех основных фондов легко может растянуться на многие десятилетия. Теперь не трудно понять причину сложившийся критической ситуации в России после попытки в кратчайшие сроки уничтожить громадный государственный сектор экономики. Очевидно, что политики, которые решили покончить с полным огосударствлением экономики и которые полагают, что только всеохватывающая приватизация поможет создать эффективную систему хозяйствования, оказываются перед трудным выбором: или растянуть переход от одного экономического режима к другому на добрые полвека, или раздать средства частным лицам бесплатно, или же, наконец, создать условия для принудительного перераспределения дохода из фонда потребления в фонд накопления. В России ожидалось, что приватизация изменит ситуацию в экономике, выведет страну из кризиса. Но этого не произошло и не могло произойти, так как на первом этапе осуществлялась в основном механическая передача государственного имущества физическим и юридическим лицам[4,137c].

Смена собственников не привела  к эффективному хозяйствованию. В  экономике утвердилось господство естественных монополий, экономический  и финансовый кризис углубился. В  связи с этим, необходимы следующие  меры, которые ранее были использованы другими странами:

1) дифференцированный подход  к приватизации крупных государственных  объектов с целью создания  экономической структуры с разумным  балансом малых, средних и крупных предприятий, с достаточной степенью конкуренции между предприятиями в различных отраслях и с достаточным участием иностранных инвесторов;

2) разнообразие способов  передачи государственной собственности  в частные руки;

3) предоставление краткосрочных  кредитов с гарантией государства  предприятиям, деятельность которых  находится под квалифицированным  контролем, для финансирования  заработной платы и обязательств перед поставщиками и др.

Особенность отношений между  субъектами и объектами собственности  на федеральном уровне объясняются  следующими обстоятельствами:

·      результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя  уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности;

·    федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами;

·  объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях;

·      реализация права государства на объекты  собственности достигается через  функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой трехуровневую иерархическую структуру[8,157с].

Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и  функцию опорного звена всей хозяйственной  цепи. Процесс приватизации, ведущий  к расширению индивидуальной и групповой  форм собственности, не означает, что  государственная собственность будет полностью свернута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.

Это относится, прежде всего, к крупным, наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства. Очевидно, что в России энергетика, транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли должны оставаться в сфере государственной собственности. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной.

В рекомендациях различных  авторов, доля государственной собственности должна составлять 50-30% основных производственных фондов.

Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции  в народном хозяйстве  России,  и этот сектор требует  адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете.

Мировая практика показывает, что государственная собственность  может быть эффективной, так как  имеет определенные преимущества по сравнению с другими формами  собственности, обусловленные ее функциями: способностью осуществлять макро регулирование, формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентированной, в конечном счете, на человека[5,230с].

Преобладание же государственной  формы собственности в экономике страны (в России 90% основных производственных фондов находилось до недавнего времени в госсобственности) ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Государственное предприятие выступает в качестве монополиста. В результате такого положения мы имеем «вымывание дешевого ассортимента», «навязывание потребителю выгодного для производителя ассортимента», занижение качества товара, нарушение сроков и объемов по­ставок, отказ от заключения договоров поставок, сокращение производства, возникновение дефицита продукции, неудовлетворенный массовый спрос.

Таким образом, речь может  идти не об устранении государственной  собственности, а об отмене ее монопольного положения. Резко сократившись (в  России более чем в 2 раза), государственная  собственность в общенациональной, республиканской и муниципальной формах будет играть существенную роль в экономике

Важная проблема в развитии государственной собственности - преодоление монополизма, характерного для административно-командной системы. К концу 1990 г. в машиностроении бывшего СССР доля монополизированного производства достигла 72%. С превращением бывших республик в независимые государства монополизм еще более усугубился, так как многие предприятия-дублеры оказались по разные стороны новых государственных границ.

Понятно, что демонополизация  производства, основанного на государственной собственности, - это долгий и сложный процесс. Отчасти преодоление монополизма может осуществляться путем разукрупнения предприятий, механического раздела их на части. Для строительства же новых предприятий-дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша страна в настоящее время не располагает.

Можно предположить, что  преодоление монополизма пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым  под силу использовать свободные  мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров[3,240c].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Заключение

         Работая над курсовой работой, преследовалась цель не только раскрыть основные понятия собственности, но и показать место собственности в общественных отношениях и перспектива её развития.

Собственность принадлежит  к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков  скрещиваются лучшие умы человечества. Однако борьбой в теоретическом  плане дело не ограничивается. Социальные потрясения, от которых порой содрогается  весь мир, одной из главных своих  причин имеют, в конечном счете, попытки  изменить сложившиеся отношения  собственности, утвердить новый  строй этих отношений.

По первой главе можно  сделать вывод словами  Н. Бердяева: «собственность не лишена мистериозности, вывод о загадочности собственности, венчающий двухтысячелетние споры о ее природе, не может не обескураживать». По мнению блаженного Августина, частная собственность дана человеку, изгнанному на Землю после грехопадения, и потому несет печать проклятия. Если учесть, что в возведенном людьми "граде земном" справедливости, как к ней ни стремиться, все равно не удастся достигнуть (так считал и Августин), то собственность оказывается радикально противопоставленной справедливости. Эта оппозиция, без сомнения, имеющая древнее происхождение, вошла в плоть раннего христианства и воспринята всеми вариациями коммунизма

Во второй главе отмечено, что в  нашей стране на протяжении двадцатого века дважды происходила ломка отношений собственности. Первая началась в октябре 1917 года и завершилась невиданной катастрофой, последствия которой будет ощущать еще не одно поколение. Вторая происходит в наши дни. Ее основная цель - вернуть отношениям собственности их подлинное содержание, создать достаточно широкий слой частных собственников, который стал бы социальной опорой нынешнего строя.

Для успешного развития собственности  необходимо выполнение многих экономических  и социальных условий, в частности  необходим пересмотр самого отношения  к собственности в новых экономических  условиях.

В третье, окончательной  главе, очевидно, что пройдет еще немало лет, прежде чем перед нами предстанут результаты реформ Российской экономики. Для этого все россияне должны осознать всю сложность теперешней ситуации и приложить все усилия, чтобы реформы осуществлялись в интересах всего населения России, а не для узких финансовых и криминальных структур. Короче, успешное развитие экономики, выход её из кризиса зависят от совместных действий всего населения России, от каждого из нас.

Хотелось бы отметить, что  нельзя сворачивать с правильно  выбранного, как мы думаем, пути. Ведь переход к рынку является показателем  демократизации России, предоставления свободы экономической деятельности каждому человеку и укрепления прав собственника. Данные категории выступают  самыми яркими показателями возрождения  России. И пусть переход к рынку  у нас происходит очень болезненно, медленно, что, впрочем, естественно, однако мы уверены, что, если  пройдём весь этот трудный путь до конца, Россия будет цивилизованным государством во всех отношениях[6,70с].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Список использованных источников:

         1) Атаманчук Г.В. «Теория государственного управления». Курс лекций. Изд. 2-е, дополн. - М.: Омега - Л, 2009.

         2) Афанасьев В.Я., Глазунова Н.И.  «Система государственного управления»:  Кн. 1. «Управление и право». - М.: ГУУ, 2009.

         3) Глазунова Н.И. «Система государственного  управления»: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2010.

         4) Гуторова А.Л. «Система государственного управления»: В 5 кн. Кн. 2. Государство и политика. - М., ГУУ, 2008.

         5) Григорьев В.В. Острина И.А. Руднев А.В. Управление муниципальной Недвижимостью. Учебно-практическое пособие. М.: Дело 2010.

         6) Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного Управления Курс лекций. - Ростов н / Дону: издательский центр «МарТ», 2008.

         7)  Косаренко Н.Н. Финансовое  право России часть 1. Учебное  пособие изд. Москва НИБ 2011.

         8) Маркварт Э., Савранская О., Стародубская И., Рекомендации по формированию экономических и финансовых основ МСУ/Э / Под общей редакцией Э. Маркварта. М., М.: ИД ФБК-ПРЕСС 2009.

         9)  Подберезняк И. Формирование муниципальной собственности через призму реформы местного самоуправления: взгляд со стороны инвестора // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2008.

       10)Экономическая  теория: Учебник для ВУЗов/Н. В.  Сумцова, л. Г. Орлова, В.В. Пранович и др.; Под ред. Н.В. Сумцовой, Л.Г. Орловой. – М.: ЮНИТИ- ДАНА,2000.

 


Информация о работе Система государственного управления