Система и пути совершенствования государственной службы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 13:00, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы определяется тем, что эффективное функционирование государственного аппарата России, укомплектованного кадрами надлежащей компетенции и высокой квалификации, выступает одним из решающих факторов ускорения перехода к качественной рыночной экономике и устранения многих кризисных явлений в жизни страны. Только сильная власть, принимающая разумные решения и способная обеспечить своевременное и полное их исполнение, в состоянии реализовать свое предназначение и выполнить свои обязанности перед обществом.

Содержание

Введение---------------------------------------------------------------------------стр.1
I. Теоретическая часть---------------------------------------------------------------стр.3
1. Правовые основы системы государственной службы в
Российской Федерации.
1.1. Система государственной службы в России----------------------------стр.3
1.2. Особенности правового статуса, прав и обязанностей
госслужащих в системе государственной службы-------------------стр.6
2. Необходимость и основные направления совершенствования государственной службы в Российской Федерации.
2.1.Недостатки в организации и осуществлении государственной
службы------------------------------------------------------------------------стр.10
2.2.Проблема коррумпированности
в деятельности госслужащих--------------------------------------------стр.13
II. Практическая часть--------------------------------------------------------------стр.20
Тесты--------------------------------------------------------------------------------стр.20
Заключение-------------------------------------------------------------------------стр.21
Список использованной литературы------------------------------

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

9

ответственности, которая в отличии от других видов  юридической ответственности госслужащих  носит восстановительный характер. Она наступает за служебный проступок, причинивший вред имуществу государственной  организации, и выражает в возмещении виновным нанесенного ущерба. Материальная ответственность государственного служащего не исключает его дисциплинарную или уголовную ответственность.

              Таким образом, правовой статус государственного служащего представляет собой содержание государственно-служебных отношений, урегулированных правовыми нормами по занимаемой должности и раскрываемых через установленные законодательством полномочия, обязанности, права и ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

2. Необходимость и  основные направления совершенствования  государственной службы в Российской Федерации

2.1.Недостатки в  организации и осуществлении  государственной службы

                Современный российский государственный аппарат лишь условно можно рассматривать в отрыве от его прямых предшественников - аппарата Российской империи и Советского Союза.  В целом наша административная система стала работать хуже, так как сохранив почти все свои прежние недостатки, приобрела и новые. Наиболее очевидный из них - снижение уровня профессионализма. Оно вызвано тем, что наиболее квалифицированные и способные аппаратчики покинули государственную службу, в основном переместившись в коммерческие структуры. Другое, более глубокое изменение вызвано исчезновением прежнего партийного "хозяина", который  достаточно жестко контролировал деятельность аппарата. В этих условиях повысился уровень самостоятельности аппарата: освободившись от роли "слуги", он   весьма эффективно отвоевывает себе роль хозяина общества. Гигантски возрос и размах аппаратной коррупции, ставшей почти нормой поведения.

               К тому же перестал действовать прежний неформальный "кодекс административной морали". Разумеется, он был плох и нес с собой массу человеческих и организационных издержек. В частности, партийно-номенклатурные правила отбора и продвижения отнюдь не способствовали продвижению лучших кадров, а напротив, отсекали независимо мыслящих, талантливых и настроенных на перемены администраторов. Но все же нормы этого кодекса как-то сдерживали разгул бюрократической безнаказанности. На смену же им пришел не новый, более совершенный кодекс, а почти полный моральный вакуум ("беспредел").

             Основные организационные проблемы государственного управления в современной России можно свести к следующим:

11

1. Авторитарные методы управления. Управленческий дух, атмосфера сложились в условиях командно-плановой экономики  и даже раньше, - и по существу остаются такими же и сейчас. Новые организационные формы не соответствуют старому содержанию управленческих отношений в государственном аппарате, который привык работать в традициях восточной бюрократии. Поверхностная демократизация не только не ослабила издержки бюрократического стиля, но и в ряде случаев усилила их.

2. Недостаточным еще остается  нормативно-правовое обеспечение государственного управления, особенно в том, что касается полномочий, специфики государственных органов, взаимоотношений как между ними самими, так и с гражданами, населением.

3. Не отработана так называемая  вертикаль власти в стране, остаются  спорными многие вопросы взаимодействия федеральных и республиканских (субъектов Российской Федерации) органов управления. Как всегда в таких случаях проигрывают граждане, общество в целом, а федеральные и областные (республиканские) органы получают прекрасную возможность списывать друг на друга свои промахи, уходить от ответственности.

4. Коррупция и протекционизм  буквально разъедают систему  государственного управления, что  выражается сегодня не только  в традиционном взяточничестве  должностных лиц или совмещении должностей в государственных органах с предпринимательской деятельностью, но и в прямом сращивании части государственной верхушки с организованной преступностью. Периодические кампании по борьбе с коррупцией и злоупотреблениями на государственной службе серьезного успеха не имели.

5. Недостаточный уровень  образования и квалификации государственных  служащих. Абсолютное большинство  из них не имеет профессионального образования по профилю работы, хотя степень ответственности, важности,

12

уровень требований в  системе государственного управления, безусловно, требуют этого. Более  того, во многих случаях государственные  служащие вообще не имеют высшего  образования. Значительная часть аппарата сформировалась еще в советский период и не может или не хочет что-либо менять в своей работе.

6. Недостаток качества  работников государственного управления, к сожалению, "компенсируется" их количеством. Речь идет не  столько о простом, физическом разбухании штатов госаппарата , сколько о неудачном соотношении элементов управленческой вертикали, выражающемся прежде всего в росте среднего звена. Последнее имеет место не только на региональном и местном уровнях, что отчасти оправдано необходимостью укрепления самостоятельности этих звеньев управления, расширением их функций; но и на уровне центральных и территориальных аппаратов федеральных органов власти. Впрочем, не нужно и преувеличивать эту проблему: в России насчитывается всего около 1 миллиона 200 тысяч работников государственной власти и местного самоуправления (без учета работников силовых ведомств). В среднем на тысячу жителей России приходится 8 работников государственной власти и местного самоуправления, что в несколько раз ниже аналогичных европейских показателей.

7. Остается неэффективной  структура государственных органов:  нет системности, отсутствует  концептуальный характер многочисленных  преобразований, приводящих зачастую  только к дезорганизации госаппарата,  к организационной нестабильности государственных структур.

8. Снижение престижа  государственных органов в глазах  рядовых граждан, причем масштабы  отчуждения людей от государственного  аппарата по некоторым оценкам  даже превосходят соответствующий  уровень недоверия, зафиксированный специалистами в последние годы существования СССР.

 

13

2.2.Проблема коррумпированности  в  деятельности госслужащих

                По своей природе коррупция  представляет собой социально-правовое  явление, обуславливающее необходимость борьбы с ней различными методами и средствами, в том числе и правовыми. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, тем, что коррупция деформирует существующие легальные методы и механизмы управления общественными процессами и влечет антисоциальные последствия. Во-вторых, деятельность участников коррупционных отношений неправомерна, поэтому важнейшие свойства права, его формальная определенность, нормативность, государственная гарантированность, системность при умелом и последовательном их использовании способны надежно противостоять неписаным теневым правилам.  Кроме того, коррупция разлагающе воздействует на такие важнейшие сферы общественных отношений, как власть и собственность. Именно в этом коренится ее общественная опасность и вредность. Рост коррупции, изменение ее форм - не только российская, но и мировая тенденция. Проблема коррупции на сегодняшний день является одной из важнейших в органах исполнительной власти. Особенно остро она стоит в тех органах власти, которые осуществляют интенсивное и непосредственное взаимодействие с гражданами и организациями по вопросам оказания общественно значимых государственных услуг и исполнения государственных функций.

                Однако на сегодняшней день не уделяется должное внимание анализу ошибок, пробелов и коллизий миграционного законодательства, приводящего к его коррупциогенности и ненадлежащей практике правоприменения, выражающейся в использовании государственным гражданским служащим ФМС России. При этом до сих пор в нашей стране отсутствует единая общепринятая методика оценки уровня коррупции и анализа наиболее коррупционных сфер деятельности отдельных органов власти в части проведения должной и системной работы по выявлению коррупционных

14

возможностей и анализу  наиболее коррупционных сфер деятельности федеральных органов государственной власти, по установлению причин существования присущих деятельности их сотрудников коррупционных факторов, создающих повышенный риск совершения коррупционных действий указанными субъектами, реализующими нормативные предписания, по определению уровня закрытости, а также иных отдельных специфических особенностей деятельности

                   В современном федеральном законодательстве отсутствует легальное определение коррупции. Современное международно-правовое определение коррупции дано в комментарии к ст. 7 принятого Генеральной Ассамблеей ООН Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место действие или бездейстие) и в Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999г. (просьба, предложение, дача или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового).

               Коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении власти. Государственные служащие или иные лица, уполномоченные на выполнение публичных функций, используют свое должностное положение, авторитет занимаемой должности в корыстных целях, для личного обогащения или в групповых интересах. Проблема коррупции в России далеко переступила этические и правовые границы. Это не просто отсутствие морали или игнорирование этических ценностей, приводящее высокопоставленных

15

государственных чиновников и лидеров бизнеса к взяточничеству и обману общественности. Главный корень проблемы и его разветвления заключаются в отсутствии реально действующих институтов жизнеспособного гражданского общества, включая: правовые нормы, независимую судебную систему, публичный аудит, способные к принципиальному расследованию средства массовой информации и многое другое. Во многом производными от экономических являются политические причины и условия коррупционной преступности. Среди этих причин российские криминологи справедливо называют:

- отчуждение большинства населения от власти, в частности от управления государственной и муниципальной собственностью, от правотворчества и правоприменения, которыми фактически воспроизводятся основания зависимости граждан от чиновников;

- отсутствие эффективного парламентского контроля за проявлениями коррумпированности высших должностных лиц государства;

- разрушение прежней системы негосударственного (главным образом, политического, партийного) контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц, почти не компенсированное новыми средствами.                 Что касается социально-психологического аспекта детерминации коррупционной преступности, то здесь также присутствует несколько очень специфичных для России криминогенных обстоятельств, среди которых специалисты традиционно отмечают многовековые традиции мздоимства и лихоимства на российской государственной службе и во многом связанную с этим психологическую готовность большой части населения к подкупу государственных служащих для реализации своих законных и незаконных интересов.

         

16

              Применение всех технологий борьбы с коррупцией должно включать в себя комплекс политико-идеологических, правовых, организационно-технических, социально-экономических мер:

К комплексу политико-идеологических мер можно отнести меры, направленные на обеспечение прозрачности принятия решений государственными органами всех уровней и органами местного самоуправления; реформирование процедуры аукционов, предоставления квот, заказов и т.д.; правовое воспитание и культурно-просветительскую работу для осознания обществом ущерба от коррупции, признания государством и обществом того, что коррупция - это угроза национальной безопасности.

                Среди конкретных мер можно выделить следующие: четкое разграничение функций принятия решений, реализации решений, контроля, предоставления услуг между соответствующими государственными органами; сокращение прямого вмешательства государственных органов в экономику, прежде всего в части, касающейся разрешительных функций; информационная поддержка антикоррупционнных мер, публикация соответствующих материалов, доступно изложенных в наиболее доступных для населения источниках; обеспечение доступа любого гражданина к необходимой для его деятельности и не являющейся секретной административной информации; формирование положительного образа российского чиновника и государственной службы, повышение престижа государственной службы; активное привлечение общественных организаций, средств массовой информации, ассоциаций журналистов, профсоюзов, аналитических центров;

                  В рамках правовых мер наиболее четко реализуется работа с текущим законодательством по приведению его в соответствие с нормами антикоррупционной политики. Правовые меры противодействия коррупции должны предполагать следующее: противодействие коррупции должно

Информация о работе Система и пути совершенствования государственной службы в Российской Федерации