Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Сейчас, в период глубокого экономического кризиса в России всех волнуют экономические проблемы. То и дело слышатся слова инфляция, курс рубля и тому подобные экономические термины. Для того, чтобы разобраться в этой ситуации надо знать основные экономические законы, а так как мы хотим разобраться в ситуации в стране в целом, то мы должны также знать макроэкономические закономерности. Для раскрытия макроэкономических закономерностей необходимо, прежде всего, рассмотреть категории совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (АS); все перемены в экономике страны можно, так или иначе, объяснить изменениями в уровнях совокупного спроса и совокупного предложения.

Содержание

Введение.
1. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие.
2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него.
3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его
особенности в России.
Практикум.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ:

Введение.

3

1. Совокупный  спрос, его структура и факторы  его определяющие.

4

2. Совокупное  предложение и факторы, влияющие  на него.

12

3. Равновесие  совокупного спроса и совокупного  предложения и его  

    особенности  в России.

19

Практикум.

23

Заключение.

26

Литература.

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Сейчас, в период глубокого экономического кризиса  в России всех волнуют экономические  проблемы. То и дело слышатся слова  инфляция, курс рубля и тому подобные экономические термины. Для того, чтобы разобраться в этой ситуации надо знать основные экономические законы, а так как мы хотим разобраться в ситуации в стране в целом, то мы должны также знать макроэкономические закономерности.

Для раскрытия  макроэкономических закономерностей  необходимо, прежде всего, рассмотреть категории совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (АS); все перемены в экономике страны можно, так или иначе, объяснить изменениями в уровнях совокупного спроса и совокупного предложения.

Совокупный  спрос и совокупное предложение могут быть представлены как общая сумма соответственно индивидуальных спросов и предложений во всей экономике страны, то есть мы должны объединить тысячи отдельных цен - на зерно, персональные компьютеры, коленчатые валы, бриллианты, нефть, духи и т.д. в единую совокупную цену, или уровень цен. Мы также должны собрать равновесное количество отдельных товаров и услуг в единое целое, которое называется реальным объемом национального производства.

 

 

 

 

 

 

  1. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие.

Совокупный  спрос - это различные объемы товаров и услуг, то есть реальный объем национального производства, которых потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен. В соответствии с наличием четырех основных секторов экономики совокупный спрос можно подразделить на следующие группы: С – совокупный спрос индивидуумов и домохозяйств; I – инвестиции, или спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей; GP – государственные закупки, или спрос на товары и услуги со стороны государств; Х – разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары. Таким образом, совокупный спрос складывается из суммы спросов на конечную продукцию экономики:

AD = C + I + GP + X.

Между совокупными спросом  и уровнем цен в стране при  прочих равных условиях существует обратная зависимость – чем ниже уровень цен, тем больший объем национального продукта могут купить потребители. Соответственно рост уровня цен вызывает сокращение совокупного спроса, если не меняются другие параметры и факторы рыночной ситуации. Характер кривой совокупного спроса аналогичен графику индивидуального спроса, но факторы (эффекты), взывающие изменение совокупного и индивидуального спроса, различны.

На тесноту  и вид связи между объемом  и уровнем цен оказывают влияние  ряд макроэкономических эффектов. Одним  из таких эффектов является эффект процентной ставки. Эффект процентной ставки предполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а следовательно, на потребительские расходы и инвестиции, точнее говоря, когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки, в свою очередь, приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций.

Объем денежной массы в  экономике остается постоянным. Когда  уровень цен повышается, потребителям нужна большая сумма наличных денег для покупок; предпринимателям также требуется больше денег  на выплату зарплаты и на другие необходимые расходы. Короче говоря, более высокий уровень цен увеличивает спрос на деньги. При неизменном объеме денежной массы увеличение спроса взвинчивает цену за пользование деньгами. Эта цена и есть процентная ставка. При высоких процентных ставках предприятия и домохозяйства сокращают определенную часть расходов, то есть быстро реагируют на изменения процентной ставки.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что более  высокий уровень цен, увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта.

Второй причиной, определяющей нисходящую траекторию кривой совокупного  спроса, является эффект богатства, или  эффект реальных кассовых остатков. Дело в том, что при более высоком уровне цен реальная стоимость, или покупательная способность, накопленных финансовых активов - в частности, таких, как срочные счета или облигации, - находящихся у населения, уменьшится. В таком случае население реально станет беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы. И наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость, или покупательная способность, материальных ценностей возрастет и расходы увеличатся.

Объемы нашего импорта  и экспорта зависят, кроме всего  прочего, от соотношения цен у нас и за границей. При прочих равных условиях, повышение уровня цен у нас в стране вызовет увеличение нашего импорта и сокращение экспорта. Тем самым сократится чистый объем экспорта (экспорт минус импорт) в совокупном спросе страны. Таким образом при повышении уровня цен в стране эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. И наоборот, сравнительное уменьшение уровня цен в нашей стране способствует сокращению нашего импорта и увеличению экспорта и тем самым увеличению чистого объема экспорта в совокупном спросе нашей страны.

 Изменения в уровне цен приводят к таким изменениям уровня затрат потребителей внутри страны, предприятий, правительства, зарубежных покупателей, которые дают возможность прогнозировать изменения в реальном объеме национального производства. Это значит, что повышение уровня цен, при прочих равных условиях, приведет к уменьшению спроса на реальный объем производства. И наоборот, уменьшение уровня цен вызовет увеличение объема производства. Это соотношение представлено на графике как движение от одной точки до другой по стабильной кривой совокупного спроса. Однако если одно или несколько прочих условий меняется, то смещается вся кривая совокупного спроса. Эти прочие мы называем неценовыми факторами совокупного спроса.

Неценовые факторы совокупного  спроса: рычаги, смещающие кривую спроса:

1. Изменения в потребительских расходах:

а) благосостояние потребителя,

б) ожидания потребителя,

в) задолженность потребителя,

г) налоги.

2. Изменения в инвестиционных расходах:

а) процентные ставки,

б) ожидаемые прибыли от инвестиций,

в) налоги с предприятий,

г) технология,

д) избыточные мощности.

3. Изменения в государственных расходах.

4. Изменения в расходах на чистый объем экспорта:

а) национальный доход в зарубежных странах,

б) валютные курсы.

Потребительские расходы.

Изменение одного или нескольких неценовых факторов могут изменить характер расходов потребителей и тем самым сместить кривую совокупного  спроса. Такими факторами являются: благосостояние потребителя, ожидания потребителя, задолженность потребителя и налоги.

Благосостояние  потребителя. Материальные ценности состоят из всех активов, которыми владеют потребители: финансовых активов, таких, как акции и облигации, и недвижимости (дома, земли). Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров), как средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается и кривая совокупного спроса смещается влево. И, наоборот, в результате увеличения реальной стоимости материальных ценностей потребительские расходы при данном уровне цен возрастают, поэтому кривая совокупного спроса смещается вправо. В данном случае мы не имеем в виду рассмотренный ранее эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков, который предполагает постоянную кривую совокупного спроса и является следствием изменения в уровне цен.

Ожидания  потребителей. Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители, например, когда люди считают, что в будущем их реальный доход увеличится, они готовы тратить большую часть своего нынешнего дохода. Следовательно, в это время потребительские расходы возрастают (сбережения в это время уменьшаются). И наоборот, если люди полагают, что в будущем их реальные доходы уменьшаются, то их потребительские расходы, а, следовательно, и совокупный спрос сократятся.

Задолженность потребителя. Высокий уровень задолженности потребителя, образовавшийся в результате прежних покупок в кредит, может заставить его сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Вследствие этого потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево. И наоборот, когда задолженность потребителей относительно невелика, они готовы увеличить свои сегодняшние расходы, что приводит к увеличению совокупного спроса.

Налоги. Уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Это значит, что снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо. С другой стороны увеличение налогов вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево.

Инвестиционные  расходы. Инвестиционные расходы, то есть закупки средств производства, являются вторым неценовым фактором совокупного спроса. Уменьшение объемов новых средств производства, которые предприятия готовы приобрести при данном уровне цен, приведет к смещению кривой совокупного спроса влево. И наоборот, увеличение объемов инвестиционных товаров, которые предприятия готовы купить, приведет к увеличению совокупного спроса.

Процентные  ставки. При прочих равных условиях, увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. В данном случае мы не имеем в виду так называемый эффект процентной ставки, который возникает в результате изменения уровня цен.

Ожидаемые прибыли от инвестиций. Более оптимистические прогнозы на получение прибылей на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и тем самым смещают кривую совокупного спроса вправо

Налоги  с предприятий. Увеличение налогов с предприятий приведет к уменьшению прибылей (после вычета налогов) корпораций от капиталовложений, а, следовательно, и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса.

Технологии. Новые усовершенствованные технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса.

Избыточные  мощности. Увеличение избыточных мощностей, то есть наличного неиспользуемого капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. Попросту говоря, у фирм, работающих не на полную мощность, нет достаточного стимула, чтобы строить новые заводы. И наоборот, если все фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности уменьшаются, они готовы строить новые заводы и покупать больше оборудования. Следовательно, увеличиваются инвестиционные расходы, и кривая совокупного спроса смещается вправо.

Государственные расходы.

Стремление  правительства покупать товары и  услуги составляет третий неценовой  фактор совокупного спроса. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными.

Расходы на чистый экспорт. Последним неценовым фактором совокупного спроса являются расходы на чистый экспорт. Говоря о рычагах, сдвигающих совокупный спрос, мы имеем в виду изменения в чистом экспорте, вызванные не изменениями в уровне цен, а другими факторами. Увеличение чистого экспорта (экспорт минус импорт), к которому привели эти другие факторы, смещает кривую совокупного спроса вправо. Логика этого утверждения такова. Прежде всего, объем чистого экспорта изменяют национальный доход зарубежных стран и валютные курсы.

Национальный  доход других стран. Возрастание национального дохода иностранного государства увеличивает спрос на товары нашей страны и поэтому увеличивает совокупный спрос в нашей стране. Так как когда уровень доходов в зарубежных странах повышается, то их граждане получают возможность покупать большее количество товаров, как отечественного производства, так и произведенных в нашей стране. Следовательно, наш экспорт увеличивается вместе с повышением уровня национального дохода у наших торговых партнеров.

Валютные  курсы. Изменения курса рубля по отношению к другим валютам являются вторым факторам, который оказывает влияние на чистый экспорт, а, следовательно, и на совокупный спрос. Между тем потребители в России смогут купить меньше японских товаров за определенную сумму рублей. При таких обстоятельствах можно ожидать, что наш экспорт возрастет, а импорт уменьшится. Это означает увеличение чистого экспорта, которое, в свою очередь, приведет к увеличению совокупного спроса в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение