Современная антикризисная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть антикризисную политику на примере различных стран, выявить различия и общие черты проведения данной политики. Для достижения цели я поставила следующие задачи:
изучить сущность кризиса и причины его возникновения;
определить влияние кризиса на мировую экономику;
определить сущность антикризисной политики;
выявить её приоритетные средства и задачи;
рассмотреть модели посткризисной политики;

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат антикризисное.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим факторы, обусловившие быстроту и глубину спада в странах БРИК после мирового финансового кризиса 2008 г.:

  • зависимость от конъюнктуры мировых цен на товары сырьевого экспорта;
  • низкий внутренний спрос и неспособность (или низкая способность) национальной промышленности его обеспечить;
  • слабая финансовая система и отсутствие в экономике «длинных» денег.

Именно поэтому антикризисная политика стран БРИК строилась преимущественно на поиске инструментов по преодолению негативных тенденций, повышению стабильности и стимулированию экономического развития.

Как известно, существуют три классических подхода к преодолению финансовых кризисов в мировой экономике:

  1. Неолиберальный подход. Сводится к ужесточению бюджетной дисциплины, снижению государственного и корпоративного долга, повышению ставок и уменьшению предложения ликвидности в экономике.
  2. Кейнсианский подход. Включает мероприятия по увеличению доступности кредитования, «накачке» экономики деньками, снижению ставок и наращиванию бюджетного дефицита в целях расширения денежного обращения в экономике. Главное в этом подходе – восстановление и поддержание экономических связей и уровня потребления на докризисном уровне и сокращение безработицы.
  3. Неоклассический подход. Сочетает в себе оба предыдущих подхода.

Как правило, принципы неолиберального подхода применяют на первой стадии финансового кризиса, когда в силу появления ценовых «пузырей» разгоняется инфляция и центральные банки стран начинают бороться с ней, повышая ставки и снижая доступность кредитов. На втором этапе, используются кейнсианские принципы, когда начинается снижение цен и возникает кредитный дефицит, центральные банки снижают ставки и расширяют кредитные деньги в экономике, спасая банковский сектор. Стоит заметить, что при быстром развитии кризиса предпочтение отдается кейнсианскому подходу.

В условиях последнего мирового финансового кризиса предпочтение стран в выборе способов преодоления кризиса было отдано активной государственной помощи в виде крупных финансовых средств для поддержки проблемных секторов экономики. Именно с помощью дополнительных вливаний со стороны государства экономикам стран БРИК удалось справиться с негативными тенденциями, возникшими из-за мирового кризиса.

Если рассматривать антикризисную политику правительства Бразилии, то можно сказать, что она строилась на экспансивной бюджетной политике, стимулирующей денежно-кредитной политике и сдерживающей валютной политике. Бразилия до кризиса не была сильно интегрирована в мировую финансовую систему, поэтому сразу не почувствовала влияния глобального кризиса, однако ее экономика, ориентированная на экспорт сырья и материалов, оказалась не готова к обвалу мировых товарных рынков. В этой связи бюджетная политика страны включала стимулирование внутреннего потребления путем увеличения уровня оплаты труда бюджетникам, повышения доступности кредитов для бизнеса, повышения капитальных расходов бюджета на реальные проекты и снижения уровня налогообложения для бизнеса. Денежно-кредитная политика центрального банка страны была направлена на понижение уровня инфляции, а валютная политика включала постепенное накопление международных резервов и обесценивание национальной денежной единицы в целях повышения конкурентоспособности бразильской продукции и бизнеса на зарубежных рынках.

Антикризисная политика Индии строилась на основе социальной направленности. В ее основу был заложен основополагающий принцип экономической стратегии, сформулированный еще до кризиса – развитие на базе роста внутреннего спроса. Как известно, доля экспорта составляет только 15 % индийской экономики, поэтому Индия не сильно пострадала от нестабильности на внешних рынках. Антикризисная программа включала комплекс мер по стимулированию спроса внутри экономики, правительство осуществляло инвестирование средств в инфраструктуру. В основу экономических программ индийской экономики было заложено стимулирование снижения издержек производства, создание новых продуктов, внедрение новой энерго- и ресурсосберегающей технологии и организации труда.

Антикризисная политика правительства КНР была направлена на развитие внутреннего рынка и платежеспособного спроса населения в условиях неблагоприятной мировой экономической конъюнктуры. В центре антикризисной политики Китая находились стимулирование внутреннего спроса как путем стимулирования частного спроса, так и путем наращивания государственных инвестиций в развитие инфраструктурных отраслей, а также повышение конкурентоспособности китайского бизнеса как на внутренних, так и на зарубежных рынках. Власти Китая при проведении антикризисной политики подчеркивали дистанцию финансовой системы своей страны от мировой, отсутствие внешних долгов, а также то, насколько выгоден для Китая спад цен на сырье. В отличие от США и Европы Китай не предпринимал попыток «вытащить» финансовый сектор. Его антикризисная программа была нацелена на развитие инфраструктуры и повышение уровня жизни населения посредством государственного стимулирования потребительского спроса внутри страны. «10 приоритетных мер» антикризисной программы включали в себя следующие меры: усиление работы по защите окружающей среды, повышение заработной платы жителям городов и сел, развитие собственных инновационных производств и совершенствование соответствующих структур.

Антикризисная политика развитых стран преимущественно базировалась на активной поддержке со стороны государства устойчивости экономики и финансового сектора.

Антикризисная политика правительства США не является исключением и реализовывалась в двух направлениях: повышение ликвидности финансового сектора и поощрение потребительского спроса. Данные направления сводились к выкупу неликвидных банковских активов, национализации некоторых организаций (Fannie Mae и Freddie Mac и страховой компании AIG), а также к росту страхования депозитов в банках и фондах. Для этого в ноябре 2008 г. Федеральная резервная система объявила о двух новых программах объемом 800 млрд долл. На поддержку ипотеки (600 млрд долл.), а также на поддержку малого бизнеса и потребительского кредитования (200 млрд долл.). Также в феврале 2009 г. по плану финансовой стабилизации объемом более 2,5 трлн долл., помимо выкупов плохих активов у банков и компаний, было выделено около 1 трлн долл. На поддержку потребительского кредита, а также на поддержку 7-9 млн семей с плохими закладными. [20].

Европейские страны для реализации своей антикризисной программы были гораздо более ограничены в средствах. Принятая в ЕС норма, согласно которой бюджетный дефицит не должен превышать 3 % от ВВП, в условиях кризиса данный показатель, конечно, нарушается, но все же заставляет их отказываться от безоглядных вливаний в банковскую и производственную сферы. В наилучшем положении здесь находятся страны, имеющие на момент наступления кризиса бездефицитный бюджет. Это прежде всего Германия, где был создан специальный фонд для стабилизации финансового рынка (SoFFin), располагающий капиталом в 500 млрд евро, а затем был принят второй антикризисный пакет в 50 млрд евро (1,5 % ВВП), рассчитанный в первую очередь на оказание социальной помощи.

В Великобритании правительство выкупило у банков в 2009 г. проблемные активы на общую сумму 50 млрд ф. ст. Оно также предоставило гарантии по межбанковским кредитам на 250 млрд ф. ст. и гарантии по кредитам малым и средним компаниям на 10 млрд ф. ст. Другое направление деятельности правительства – смягчение монетарной политики путем снижения уровня банковского процента до 1,5 % в январе 2009 г. Особое внимание уделяется институциональным переменам, в частности усиливается экономический блок правительства, сформирован Национальный экономический совет во главе с премьер-министром, создан специальный орган – Финансовые инвестиции Великобритании. В марте 2009 г. Банк Англии объявил о новых вливаниях в национальную финансовую систему. План, получивший название «количественное облегчение», предусматривал выкуп пулов ипотечных кредитов и государственных облигаций, а также других активов. В марте 2009 г. Банк увеличил скупку облигаций, главным образом государственных. Одна из задач состояла в том, чтобы после улучшения ситуации на рынке ценных бумаг вновь продать эти акции банков частному сектору. Также предпринимались шаги по улучшению координации деятельности регулирующих органов – Минфина, Банка Англии, Управления по финансовым рынкам. Как и во многих других странах, Великобритания также обратила внимание на здравоохранение, развитие образования и экологии.

Рассматривая Францию, мы можем отметить, что в этой стране кризис начался несколько позже, чем в Великобритании. Разумеется, что и политическое руководство Франции начало действовать с некоторым опозданием по отношению к ведущим мировым державам. В США уже рушились банки, а во Франции в конце сентября 2008 г. правительство представило проект бюджета, содержащий меры по ограничению дефицита и сдерживанию роста расходов на социальную сферу. В декабре 2008 г. власти были вынуждены предпринять дополнительные меры по стабилизации экономики. Экономическая ситуация настораживала, но не была критической. Поэтому план президента Франции был одним из наименее финансовоемких в Европе. Основной акцент делался не на стимулирование потребления (оно не пострадало), а на инвестиции. Предусматривалось совершенствование инфраструктуры, значительные средства были предназначены общественным службам. Однако французам план их Президента показался недостаточным, а заверения, что в стране ситуация лучше, чем повсюду в Европе, служили слабым утешением. Население стало опасаться за свои рабочие места. В начале февраля 2009 г. правительство выделило 2,6 млрд евро на «социальное сопровождение кризиса». Основным адресатом был выбран нижний слой среднего класса. Была отменена часть подоходного налога, увеличены пособия, семьи, использующие наемную рабочую силу получили налоговые льготы.

Совет Министров Италии одобрил в конце 2008 г. так называемый «антикризисный указ», который определил меры по восстановлению потребительской и деловой уверенности. Эти меры были обусловлены тем, что ВВП снизился на 0,4 %. Предполагалось, что в 2009 г. он снизится ещё примерно на 1 %. К тому же в стране в той или иной мере в течение 2008 г. около 5 % от общего числа работающих испытывали трудности и пользовались различными социальными «амортизаторами». Указ включил в себя также ряд дополнительных мер, касающихся, например, инвестиций в инфраструктуру, переменной ставки ипотечных кредитов для покупателей первого жилья, замораживания тарифов на некоторые основные виды коммунальных услуг, а также открытую подписку на специальные банковские облигации для финансирования семей и инвестирования предприятий.

Экономический кризис в Испании развивался не только под влиянием мирового экономического кризиса, но и на фоне исчерпания потенциала национальной модели развития, основанной на относительно низкой стоимости рабочей силы, привлекавшей иностранные инвестиции. В сочетании с туризмом и стремительным развитием строительного сектора это позволяло стране обеспечить быстрый рост экономики и даже превзойти среднеевропейские показатели. Исчерпанность данной модели была связана с тем, что Евросоюз решил сократить объемы финансовой помощи Испании, т. к. в этих деньгах значительно больше нуждались новые восточноевропейские члены блока. Расширение Европы на Восток, во-первых являлось глобализацией мировой экономики, во-вторых, вызывали изменение направления иностранных инвестиций, поскольку уровень зарплат в Испании примерно в 4 раза был выше, чем в странах Восточной Европы. По этой причине впервые со времени перехода от диктатуры к демократии в Испании появились голоса, критикующие Евросоюз.

Пакет антикризисных мер правительства Чехии в качестве главной задачи ставил сдерживание роста безработицы и поддержку стабильности государственных финансов. Общая сумма прямых расходов на антикризисные меры предусматривалась в размере 1,9 % от ВВП. Другие меры правительства Чехии были ориентированы на: сокращение железнодорожных транспортных расходов; взносов на социальное страхование; оказание помощи компаниям, чтобы они не увольняли работников с низким уровнем дохода; освобождение в 2009 г. от авансовых налоговых платежей сельскохозяйственных компаний численностью до 5 человек; сохранение компаниями как можно больше свободных ресурсов; поддержку продаж автомобилей и автомобильной промышленности. Министерство здравоохранения Чехии предложило повысить акцизы на сигареты и алкоголь, а страховые медицинские выплаты сократить на 1 %. В результате этих мероприятий увеличился дефицит государственного бюджета, который в 2009 г. должен был составить, по меньшей мере, 4,5 % от ВВП.

В Японии имела место «импортированная рецессия», обусловленная шоками от динамики мировых цен на сырье и топливо и от паники на мировых финансовых рынках. Ревальвация иены несколько компенсировала рост импортных цен, но подорвала условия для товарного экспорта. Правительство Японии предприняло активные меры по купированию финансового кризиса в стране. Был введен в действие Закон о рекапитализации финансовых учреждений, с марта 2009 г. начала работать правительственная корпорация по покупке акций в банках. Чтобы притормозить снижение курсов на фондовом рынке, агентство финансовых услуг запретило до 31 марта 2009 г. короткие продажи акций без покрытия. Банк Японии начал кредитовать коммерческие банки под залог ценных бумаг с низким рейтингом и давать им «длинные деньги» по ставке 0,3 %. Также около 70 млрд долл. США Япония выделила на ассигнования социальной направленности.

Для нормализации ситуации в экономике Южной Кореи правительство затратило 14 трлн вон. В качестве меры, направленной на поддержание ликвидности и проведение внешнеторговых операций, банкам было выделено 20 млрд долл. США, из которых около 800 млн долл. – на поддержку малого и среднего бизнеса. С целью поддержания национального автомобилестроения был снижен местный налог на покупку автомобилей, а также отменен экологический налог на дизельные автомобили. Была проведена адресная социальная политика страны для поддержки беднейших слоев населения. Также были созданы специальные экономические зоны, в которых синтезируется региональная инновационная и внешнеторговая политика.

Правительство Мексики на поддержание экономики в условиях глобального кризиса выделило 54 млрд долл. США. Принято решение о замораживании цен на бензин, снижении цены природного газа на 10 %, а тарифов на электроэнергию – на 20 %. Чтобы помочь малообеспеченным семьям, правительство профинансировало им замену устаревших приборов учета и расхода энергоресурсов, увеличило затраты на строительство недорогого жилья и развитие сельской местности. До 20 % госзакупок планировалось осуществлять у малых и средних предприятий. Реализация плана правительства предполагалась за счет государства, а также путем генерирования дефицита бюджета почти на 2 %. Экономический рост страны в 2009 г. прогнозировался в размере 1 %. Для снижения уровня инфляции центральный банк Мексики снизил с начала года процентную ставку с 8,25 % до 8 %, и в последующем периоде намечалось её доведение до 6 %.

Антикризисная политика правительства Российской Федерации на первом этапе (2008 – 2009 гг.), несмотря на наличие модернизационной составляющей, в большей степени была направлена на смягчение последствий воздействия кризиса на граждан и экономику, на предотвращение безвозвратных потерь промышленного и технологического потенциалов. На втором этапе (2009 – 2010 гг.) действия правительства были направлены на выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, на сохранение и развитие промышленного и технологического потенциалов, на активизацию внутреннего спроса, на развитие конкуренции и на снижение административного давления на бизнес, на повышение устойчивости российской финансовой системы. [15].

Информация о работе Современная антикризисная политика