Современные инфляционные процессы в экономике Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег, проблемы денежного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.
Как показывает опыт России, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает своё реальное выражение.

Содержание

Введение
Глава 1. Характеристика инфляции
1.1. Определение инфляции
1.2. Причины возникновения инфляции
1.3. Виды инфляции
1.3.1. Открытая и подавленная формы инфляции
1.3.2. Измерение инфляции
1.3.3. Инфляция спроса и инфляция предложения: их взаимосвязь и взаимодействие
1.4. Последствия инфляции
Глава 2. Инфляционная политика правительства
2.1. Методы борьбы
2.2. Профилактика инфляции
2.3. Текущие показатели инфляции в России
2.4. Характеристика антиинфляционной политики России в современных условиях
2.5. Прогноз инфляционных процессов на 2012-2014 гг.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 89.87 Кб (Скачать файл)

Идеальный вариант – одновременно повысить норму обязательного резервирования, ограничить операции, ведущие к депозитарному  расширению денежной массы, временно прекратить эмиссию. Для этого нужно устранить  причины дополнительной эмиссии: урегулировать  структурный дефицит бюджета, сократив прежде всего непроизводственные расходы, прекратить индексацию доходов населения. При невысоких темпах инфляции возможно проводить промышленную и структурную  политику, направленную на повышение  производительности труда и снижение издержек.

Как показывает мировая практика, обуздать инфляцию в короткие сроки помогает программа  стабилизации, которая включает набор  взаимосвязанных мероприятий в области бюджетной, и денежно-кредитной политики. Как правило, она осуществляется единым комплексом, и нередко в этом процессе участвуют зарубежные правительства и международные организации. Стабилизационная программа содержит следующие общегосударственные меры:

  • сокращение правительственных расходов, в том числе сокращение субсидий;
  • повышение налогов;
  • снижение объемов кредитования коммерческих банков;
  • увеличение выпуска казначейских облигаций и объемов зарубежных займов;
  • повышение социальных расходов на нужды малообеспеченных слоев населения;
  • фиксация обменного курса национальной валюты.

Рассмотрим  подробнее.

Необходимо  заняться балансировкой темпов роста  производства, платежеспособного спроса и темпов роста цен. Вариантом  такого балансирования является политика цен и заработной платы. Она заключается в ограничение движения цен ростом номинальной ставки заработной платы, которая тесно привязывается к изменению производительности труда. Сторонники этой политики считают, что она, во-первых, устраняет инфляционные ожидания и, во-вторых, ограничивает монополизм фирм и профсоюзов.

Методы  борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Чаще всего проявляется следующая закономерность – чем кризиснее ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и Центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую.

Косвенные методы включают:

  • регулирование общей денежной массы через управление «печатным станком».
  • регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком.
  • обязательные денежные резервы коммерческих банков.
  • операции Центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Косвенные методы не могут работать в нашей  экономике на полную мощность по причине  ее недостаточной «рыночности». Полноценный  рынок ценных бумаг, в том числе  рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а соответственно Центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу  ценных бумаг.

Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как:

  • прямое регулирование кредитов и их распределения государством.
  • государственное регулирование цен.
  • государственное регулирование пределов заработной платы.
  • государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом.
  • государственное регулирование валютного курса.

Успех в борьбе с инфляцией возможен только лишь при учете тонких особенностей ситуации. Так, к примеру, сжатие денежной массы – тот самый пресловутый монетаризм в разных странах приводит к диаметрально противоположным результатам. В одних странах уменьшение наличных денег в обороте снижает инфляцию, в других – повышает. Тонкость борьбы с инфляции заключается именно в том, чтобы правильно уловить и использовать именно те, обусловленные местом и временем явления.

2.2 Профилактика инфляции

 

В ещё  более долгосрочном плане в условиях полной занятости нужно стимулировать  расширение потенциального ВВП с  помощью структурной и научно-технической  политики. Причём отдавать предпочтение надо не бюджетному финансированию, а созданию экономических стимулов для повышения производительности труда, внедрение новых технологий и создания новых производств и т. д. Для проведения таких преобразований в стимулируемых отраслях необходимо создать систему льгот в налогообложении и условиях кредита (включая налоговые каникулы, увеличение нормы амортизации, госзаказ на конкурсной основе). Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно. Инерционность производства, связанная с эффектом акселератора, дискретность и неравномерность появления и внедрения новых технологий, скачкообразное развитие экономической системы – это объективные причины немонетарного искажения ценового сигнала в долгосрочном плане. Следовательно, если существуют объективные причины инфляции, то полностью это явление не устранимо. Поэтому наиболее реалистичной целью антиинфляционной политики является не абсолютное уничтожение инфляции, а снижение инфляционного накала и поддержание её темпов на стабильно низком и предсказуемом уровне.

2.3 Текущие показатели инфляции в России

 

Годовая инфляция в РФ составила 7,3% на начало марта 2013г. Это соответствует прогнозам Банка России об уровне инфляции, превышающем в первом полугодии целевой диапазон, говорится в сообщении ЦБ РФ.

Высокие темпы инфляции связаны  с ростом цен на продовольственные  товары и динамикой отдельных регулируемых цен и тарифов, отмечают в ЦБ. Сохранение темпов инфляции выше целевого диапазона в течение продолжительного периода времени может оказать влияние на ожидания субъектов экономики и является источником инфляционных рисков, в особенности с учетом планов по повышению тарифов на услуги естественных монополий.

В середине февраля председатель ЦБ РФ  Сергей Игнатьев выразил надежду, что в ближайшие месяцы инфляция начнет снижаться. "После этого, возможно, мы начнем снижать процентные ставки", - сказал он.

Согласно прогнозам Министерства экономического развития (МЭР) РФ, инфляция в России в марте 2013г. составит 0,5-0,6%. Официальный прогноз МЭР по инфляции на 2013г. - 5-6%. При этом замглавы министерства Андрей Клепач отмечал, что по итогам текущего года рост потребительских цен составит около 6%.

По словам главы постоянного представительства  Международного валютного фонда  в России Одда Пера Брекка, инфляция в РФ будет выше целевых показателей  Центрального банка в 2013г. и 2014г. При  нынешней финансовой политике в 2013г. она  составит 6%, в то время как ЦБ РФ ставит цель 5-6%. При этом представители  Центробанка заявили, что инфляция по итогам этого года будет ближе к 5%       

           2.4. Характеристика антиинфляционной политики России в современных условиях

 

В российской экономике антиинфляционное регулирование осуществляется по двум направлениям:

– приспосабливание хозяйствующих  субъектов в особенностям социально-экономической действительности в России;

– антиинфляционное регулирование  со стороны государства.

Опыт работы российских предприятий  выявил следующие основные варианты борьбы с инфляционными процессами в экономике России :

– работа на внешний рынок. Этот путь позволяет продавать продукцию  по ценам, превышающим цены ее воспроизводства; организовать выпуск товаров на условиях толлинга, что дает экономию на издержках производства и обеспечивает гарантированный рынок сырья и сбыта изделий; с помощью иностранных партнеров обновить выпускаемую продукции и используемые технологии;

– сокращение масштабов производства при повышении цен.. Одновременное уменьшение размеров производства и вслед за ним предложения товаров позволяют увеличивать цены при отсутствии и даже убывании платежеспособного спроса

– неплатежи за полученную продукцию и в финансово-кредитную  систему. Неплатежи позволяют производить товары, не получая за них сполна, но и не оплачивая потребляемую продукцию;

– осуществление товарного  обмена с использованием платежных  средств, отличных от национальной валюты. В качестве таких средств выступают некоторые товары и иностранная валюта.  

 Отмеченные способы снижения затрат относительно редко встречаются в экономике с отлаженным рыночным механизмом. Условия, в которых оказалась российская экономика, породили массовое проявление описанной выше реакции производителей на повышение цен. В итоге попытки ограничения роста денежной массы с целью борьбы с инфляцией оказались неэффективными.

 Основная причина неработоспособности идей монетаризма, причем не только в России, состоит не в том, что они, как обычно утверждают их сторонники, проводились непоследовательно, нерешительно и некачественно. Возможность реакции экономических субъектов на недостаток национальных платежных средств, которая наблюдалась в России и других странах, пытавшихся преобразовать экономику по рецептам Международного валютного фонда и Всемирного банка, заложена в основную формулу количественной теории денег.

Следует также отметить, что увеличение денежной массы и  вслед за ней размера платежеспособного  спроса не гарантирует быстрого восстановления разрушенного производства и последующего роста объемов предложения товаров. За расширением платежеспособного спроса может последовать не наращивание объемов выпуска продукции, а все то же повышение цен.

Однако, как показывает опыт, преодоление высокой инфляции в  России с помощью только одних монетарных методов носит крайне неустойчивый характер, что объясняется двумя факторами.

Во-первых, в стране в огромном объеме появились неплатежи, в том  числе и длительные задержки выплаты  заработной платы и пенсии. Но если в этих условиях для ликвидации неплатежей провести значительную эмиссию, то рост цен может вернуться на уровень  гиперинфляции.

Во-вторых, повышение государственных  расходов при недостаточном уровне доходов вынуждает правительство  прибегать к погашению дефицита через заимствования на внутреннем рынке, что также приводит в итоге  к увеличению денежной массы. Оба фактора означают возможность возрождения новых инфляционных скачков цен.

Необходимо отметить, что  результативность мер борьбы с инфляцией  неразрывно связано с выбором  целей и путей их достижения. Здесь  можно выделить два подхода к решению этой проблемы.

Первый связан с последовательным проведением в жизнь монетаристской программы финансовой стабилизации по рекомендации международного валютного фонда, суть которого заключается в минимизации дефицита госбюджета и проведении жесткой кредитно-денежной политики при сохранении плавающего курса обмена рубля в рамках так называемой внутренней его конвертируемости.

Второй способ обосновывает необходимость использования определенных, достаточно жестких мер, построенных на основе кейнсианской модели. Второй способ подразумевает активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание или прямое сдерживание роста цен и зарплаты, с целью предотвращения высокой инфляции. Одновременно создается необходимая рыночная инфраструктура, проводятся налоговое стимулирование производства и поддержка жизненно важных отраслей и производств.

Анализ обоих вариантов  показывает, что необходим набор  методов, в котором должны присутствовать как меры по увеличению денежного  предложения, так и меры ограничительного характера (Приложение В). Главным условием при выборе мер должно быть понимание глубинных причин сложившейся кризисной ситуации, и в зависимости от нее необходимо принимать те или иные решения.

При осуществлении экономической  политики в условиях инфляции возможны два подхода к управлению хозяйством:

1) поиск адаптационной  политики, т.е. приспособление к  инфляции;

2) ликвидация инфляции  с помощью антиинфляционных мер.

Первый подход построен на том, что все субъекты рыночной экономики (индивидуальные хозяйства, фирмы и государство) в своих действиях учитывают инфляцию - прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существует два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента, т.е. эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной перемены.

Другой метод компенсации  инфляции - индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.

Домохозяйства (экономическая  единица, производящая и потребляющая товары и услуги) пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляционной корректировки заработной платы, а так же осуществить быструю материализацию денег в товарно-материальные ценности.

Информация о работе Современные инфляционные процессы в экономике Российской Федерации