Состояние и перспективы развития сферы услуг в регионе (на примере Еврейской автономной области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Влияние экономических факторов на сферу услуг обусловливается динамикой роста валового внутреннего продукта, изменением спроса на потребительские товары и услуги, уровнем занятости и доходов населения, степенью дефицитности государственного бюджета и др. Демографический фактор воздействует, в первую очередь, на структуру сферы услуг за счет изменения численности различных возрастных групп, в том числе в трудоспособном и нетрудоспособном возрасте; показателей рождаемости и смертности; гендерных соотношений.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты развития сферы услуг в регионе 7
1.1 Понятие и характеристика сферы услуг 7
1.2 Классификация сферы услуг 14
1.3 Развитие отраслей сферы услуг по регионам РФ 19
2 Анализ развития сферы услуг в Еврейской автономной области 31
3 Перспективы развития сферы услуг в Еврейской автономной области 35
Заключение 38
Библиографический список 40

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ РЭиУ Развитие сферы услуг.docx

— 185.68 Кб (Скачать файл)

Тема: Состояние  и перспективы развития сферы  услуг в регионе (на примере Еврейской  автономной области)

 

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа содержит 42 страницы, 5таблиц, 5 рисунков, 25 источников

 

 

СФЕРА УСЛУГ, ЭКОНОМИКА, КУЛЬТУРА, ОБРАЗОВАНИЕ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ИНЖИНИРИНГ, ЛИЗИНГ, РЕМОНТ ОБОРУДОВАНИЯ И ДР., ТОРГОВЛЯ, ТРАНСПОРТ, УСЛУГИ СВЯЗИ, БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ, СТРАХОВЫЕ УСЛУГИ, ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ, КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ, РЕКЛАМНЫЕ УСЛУГИ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ УСЛУГИ

 

 

Сфера услуг - область экономики, занимающаяся предоставлением различного рода услуг физическим и юридическим лицам. Обычно в сферу услуг включают культуру, образование, здравоохранение, бытовое обслуживание. Сфера услуг в экономически развитых странах составляет более 60 % экономики. Остальная частями экономики приходится на сельское хозяйство и промышленность. Она является обобщающей категорией, включающей воспроизводство разнообразных видов услуг, которые оказываются организациями, предприятиями и отдельными физическими лицами. Уровень развития и качественные характеристики сферы услуг становятся определяющим фактором конкурентоспособности национальной экономики на глобальных рынках. Повышение научно-технологического уровня услуг привело к росту производительности в рассматриваемой сфере и ее вклада в общехозяйственную эффективность.

В настоящее время уровень  развития российских регионов, и соответственно, уровень стоящих перед ними задач значительно дифференцирован. Несмотря на принятие и реализацию целевых программ, направленных на сглаживание различий в уровне развития регионов, по-прежнему можно идентифицировать развивающиеся и депрессивные территории, управление развитием которых должно учитывать специфику обоснования инвестиционной привлекательности территории для каждого конкретного случая.

Одним из важных факторов повышения  региональной инвестиционной привлекательности  и конкурентоспособности является уровень развития сферы услуг  конкретного региона.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение           5

1 Теоретические аспекты развития сферы услуг в регионе   7

    1. Понятие и характеристика сферы услуг     7
    2. Классификация сферы услуг              14

1.3 Развитие отраслей сферы услуг по регионам РФ           19

2 Анализ развития сферы услуг в Еврейской автономной области         31

3 Перспективы развития  сферы услуг в Еврейской автономной области 35

Заключение                  38

Библиографический список               40

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Функционирование современных  экономических систем в постиндустриальных странах характеризуется увеличением  роли и значения сферы услуг, происходящими  в ней количественными и качественными  изменениями. Первые характеризуются, главным образом, увеличением доли услуг в валовом внутреннем продукте, расширение*м объемов предоставления услуг, увеличением доли занятых. Наряду с этим постоянно формируются  новые виды услуг (информационных, компьютерных, финансовых, экологических и др.) при одновременном постепенном  исчезновении из хозяйственной практики традиционных услуг или изменении  их содержания, что обусловлено целой  группой факторов — научно-технических, экономических, демографических, природно-климатических, социальных.

Особую роль в развитии сферы услуг играет научно-технический  прогресс, формирующий новые отрасли  услуг и высвобождающий рабочую  силу и капиталы из производственной сферы. Кроме того, научно-технический  прогресс объективно способствует росту  услуг, связанных с поставками потребителю  и дальнейшей эксплуатацией все  более усложняющихся в технологическом  отношении товаров.

Влияние экономических факторов на сферу услуг обусловливается  динамикой роста валового внутреннего  продукта, изменением спроса на потребительские  товары и услуги, уровнем занятости  и доходов населения, степенью дефицитности государственного бюджета и др. Демографический  фактор воздействует, в первую очередь, на структуру сферы услуг за счет изменения численности различных  возрастных групп, в том числе  в трудоспособном и нетрудоспособном возрасте; показателей рождаемости  и смертности; гендерных соотношений. Социальные факторы проявляют себя в росте культурного уровня населения  — потребителей услуг, в изменениях моды, престижности отдельных профессий и видов деятельности. В свою очередь, природно-климатические факторы формируют объективно обусловленные территориальные особенности рынка услуг.

Регулирование сферы услуг  носит выраженный региональный характер, что обусловлено высокой межрегиональной и внутрирегиональной сегментированностью рынка услуг, региональной спецификой спроса на услуги, а также такими важными свойствами услуг, как невозможность транспортировки и складирования.

Исследованиям тенденций  развития и проблем функционирования сферы услуг в условиях реформируемой  российской экономики посвящены  работы Л.С. Демидовой, Е.В. Егорова, E.H. Жильцова, H.A. Платоновой, Л.Б. Сульповара, Г.И. Хотинской, Я.С. Ядгарова и др.

Таким образом, цель нашего исследования состоит в анализе  развития сферы услуг в Еврейской  автономной области.

Объектом исследования является сфера услуг в регионе.

Предметом исследования –  развитие сферы услуг в Еврейской  автономной области.

Задачи исследования:

  1. Изучить сущность понятия сферы услуг.
  2. Изучить классификацию сферы услуг и общую характеристику.
  3. Проанализировать развитие сферы услуг по регионам РФ.
  4. Проанализировать развитие сферы услуг в Еврейской автономной области.
  5. Определить основные перспективы развития сферы услуг в Еврейской автономной области

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  СФЕРЫ УСЛУГ В РЕГИОНЕ

 

 

    1. Понятие и характеристика сферы услуг

Несмотря на быстрое развитие сферы услуг и усиление ее роли в экономике, до сих пор не выработано общепринятое определение "услуги", но все же многими авторами предлагаются по сущности схожие определения. Рассмотрим некоторые из них.

К. Маркс определил категорию  услуги следующим образом: "Это  выражение означает вообще не что  иное, как ту особую потребительную стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому  труду, но особая потребительная стоимость  этого труда получила здесь специфическое  название "услуги", потому что  труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности ...". Далее К. Маркс выделяет 2 типа услуг: " Услуги ... воплощенные в  товарах, другие же услуги, напротив, не оставляют осязательных результатов, существующих отдельно от исполнителей этих услуг; иначе говоря, результат  их не есть пригодный для продажи  товар"1.

Американский специалист Ф. Котлер считает услугой любое  мероприятие или выгоду, которые  одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а  может и не быть связано с товаром  в его материальном виде2.

К услугам часто относят  все виды полезной деятельности, не создающей материальных ценностей, то есть главным критерием отнесения  той или иной деятельности к сфере  услуг служит неосязаемый, невидимый  характер производимого в данной сфере продукта. На практике сфера  услуг рассматривается как совокупность многих видов деятельности и фактически сводится к их перечислению. Это  вызвано разнообразием видов  услуг, а также тем, что услуга может сопровождаться товаром (отчет, компьютерная программа, и т. д.).

В последние годы получило распространение следующее определение  услуг, данное американским специалистом Т. Хиллом. Он считает, что услуга - это  изменение состояния лица или  товара, принадлежащего какой-либо экономической  единице, происходящее в результате деятельности другой экономической  единицы с предварительного согласия первой.[13] Такое определение позволяет рассматривать услуги как конкретный результат экономически полезной деятельности, проявляющейся либо в виде товара, либо непосредственно в виде деятельности. Экономическая деятельность делает услугу предметом торговли.

Снимая комнату в гостинице, откладывая деньги в банк, путешествуя  на самолете, посещая врача, подстригаясь у парикмахера, сдавая в ремонт автомобиль, просматривая кинофильм, консультируясь у юриста, мы во всех этих случаях  приобретаем услуги.

Всем услугам присуще 4 характеристики:

  1. Неосязаемость, то есть услуги невозможно продемонстрировать, попробовать, транспортировать, упаковывать или изучать до получения этих услуг. Покупатель вынужден верить продавцу на слово. Для укрепления доверия организация, которая оказывает услуги, может предпринять ряд мер: повысить осязаемость своей услуги; заострить внимание на выгодах от данной услуги, привлечь к пропаганде своей услуги какую-либо знаменитость и т. п.
  2. Неразрывность производства и потребления услуги, то есть специфика услуги заключается в том, что в отличие от товара, услугу нельзя произвести впрок. Оказать услугу можно тогда, когда появляется заказ или клиент. С этой точки зрения производство и потребление услуг тесно взаимосвязаны и не могут быть разорваны. При неразрывности взаимосвязи производства и потребления услуг степень контакта между продавцом и покупателем может быть различна Но многие виды услуг неотделимы от тех, кто их предоставляет (лечащий врач - осмотр пациента, кассир - продажа билетов).

Исследования показывают, что в сбыте услуг требуется  больше личного внимания, контактов  и получения информации от потребителей, чем при реализации товаров3.

В большинстве случаев  качество услуг может быть выражено только описательно и оценить  его можно после приобретения. Для обеспечения контроля качества услуг организации необходимо:

- выделять средства на  обучение квалифицированных специалистов;

- следить за степенью  удовлетворенности клиентов с  помощью системы "жалоб и  предложений".

  1. Изменчивость, то есть качество услуги зависит и от того, кто ее обеспечивает, где и как она предоставляется. Для снижения изменчивости услуг необходимо выявить причины этого явления. Часто эта изменчивость качества услуг связана с квалификацией работников, с отсутствием конкуренции, нужной информации, с личными чертами характера работников данной сферы. Другим источником изменчивости качества услуг является покупатель.

Помимо перечисленных  причин снижения изменчивости услуг  разрабатываются специальные стандарты  обслуживания - комплекс обязательных для использования правил обслуживания клиентов, которые призваны гарантировать  установленный уровень качества всех производимых операций. Начальным  этапом формирования стандарта обслуживания можно считать разработку фирменного стиля организации (название организации, ее товарный знак, фирменный логотип  и т. п.).

Работа по стандартизации увеличения эффективности создает  единый узнаваемый образ. Защитой стандарта  обслуживания является система качества внутри фирмы, в отраслевом объеме, в международном.

4. Неспособность услуг  к хранению, то есть важной  отличительной чертой услуг является сиюминутность. Если спрос на услугу становится больше предложения, то этого нельзя исправить. Колебание спроса на услугу присуще почти всем видам услуг. Как правило, спрос меняется в зависимости от времени года, дней недели и т. п.

Неспособность услуг к  хранению требует разработки стратегий, которые обеспечивают соответствие спроса и предложения на услуги.

При всем разнообразии услуг  их можно объединить в несколько  групп:

  1. Производственные (инжиниринг, лизинг, ремонт оборудования и др.);
  2. Распределительные (торговля, транспорт, связь);
  3. Профессиональные (банки, страховые, финансовые, консультационные, рекламные и другие фирмы);
  4. Потребительские (услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпровождением);
  5. Общественные (ТВ, радио, образование, культура).

В обществе постоянно появляются новые виды услуг:

- новые виды деловых (профессиональных) услуг - торговля недвижимостью, размещение временно свободных средств, информационные, маркетинговые и рекламные услуги, составление бухгалтерских балансов и отчетов;

- услуги по воспитанию и обучению детей - гувернантки, частные сады и школы;

- услуги по уходу за животными - их лечение, кормление, прогулка и временное содержание;

- другие разнообразные виды услуг, в которых появляется потребность в обществе.

Одновременно в мире появляется тенденция диверсификации сферы  услуг. Многие ранее обособленные виды услуг объединяются в рамках своей  компании. Предлагая целый комплекс услуг, компания может повысить свою конкурентоспособность, ослабить возможные  риски за счет их диверсификации. Так, банковские, биржевые и посреднические услуги сливаются в единый комплекс финансовых услуг.

Информация о работе Состояние и перспективы развития сферы услуг в регионе (на примере Еврейской автономной области)