Состояние и перспективы развития сферы услуг в регионе (на примере Еврейской автономной области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Влияние экономических факторов на сферу услуг обусловливается динамикой роста валового внутреннего продукта, изменением спроса на потребительские товары и услуги, уровнем занятости и доходов населения, степенью дефицитности государственного бюджета и др. Демографический фактор воздействует, в первую очередь, на структуру сферы услуг за счет изменения численности различных возрастных групп, в том числе в трудоспособном и нетрудоспособном возрасте; показателей рождаемости и смертности; гендерных соотношений.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты развития сферы услуг в регионе 7
1.1 Понятие и характеристика сферы услуг 7
1.2 Классификация сферы услуг 14
1.3 Развитие отраслей сферы услуг по регионам РФ 19
2 Анализ развития сферы услуг в Еврейской автономной области 31
3 Перспективы развития сферы услуг в Еврейской автономной области 35
Заключение 38
Библиографический список 40

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ РЭиУ Развитие сферы услуг.docx

— 185.68 Кб (Скачать файл)

Ряд правил, вследствие специфики  оказываемой услуги, содержат дополнительные пункты или имеют серьезные отличия  в оформлении. К примеру, Постановление  Правительства РФ от 13 января 1996г. № 27 содержит Правила предоставления медицинских услуг на платной  основе, поскольку многим гражданам  приходится прибегать к возмездной медицинской помощи. Согласно настоящим  Правилам, платные медицинские услуги предоставляются населению медицинскими учреждениями только при наличии  у них лицензии на выбранный вид  деятельности. Государственным и  муниципальным медицинским учреждениям  необходимо специальное разрешение на оказание платных медицинских  услуг от соответствующих органов  управления здравоохранением. Так же в Правилах прописаны виды услуг, которые могут предоставляться  населению данными медицинскими учреждениями: это может быть реабилитационная, профилактическая, лечебно-диагностическая, зубопротезная, протезно-ортопедическая помощь, которая осуществляются в  рамках договоров с организациями  или отдельными гражданами8.

Такие правила, как правила  предоставления бытовых услуг нередко  прописываются для каждой отдельной  услуги (к примеру - вывоз жидких и твердых бытовых отходов), или  для комплекса схожих услуг, предоставляемых  организациями или компаниями. Отдельно стоят правила предоставления услуг  ЖКХ, так как они четко определяют сферы распространения и сферы  регулирования и действия Правил, что позволяет соблюдать ст. 157 ЖК РФ и не допускать нарушения  интересов и прав потребителей коммунальных услуг9.

1.3 Развитие отраслей сферы услуг в регионах РФ

В современных развитых экономиках именно в секторе услуг создается  до двух третей и более совокупного  ВВП и сосредоточивается подавляющая  доля занятых. В процессе реформирования российской экономики доля сектора  услуг постоянно растёт. Однако, зачастую, рост доли услуг в российской экономике связан с резким сокращением  производства в промышленности и  сельском хозяйстве с одной стороны  и за счет роста услуг, связанных  с товарно-денежным обращением, финансированием  и посредническими операциями, в  том числе со спекулятивными сделками с другой.

Отрасли сферы услуг, определяющие переход к постиндустриальному  обществу и оказывающие решающее влияние на конкурентоспособность  страны на мировом рынке — наука  и научное обслуживание, образование  и здравоохранение долгое время  находились в тяжелом кризисном  состоянии.

В настоящее время доля услуг в ВВП России, по официальным  данным, составляет в последние годы около 60%; это ниже, чем в большинстве  развитых стран, где она варьирует  в пределах 70-75%10.

Уровень развития и качественные характеристики сферы услуг становятся определяющим фактором конкурентоспособности  национальной экономики на глобальных рынках. Повышение научно-технологического уровня услуг  привело к росту производительности в рассматриваемой сфере и ее вклада в общехозяйственную эффективность.

Рынок платных услуг, как  и любой другой рынок, функционирует  в соответствии с общими закономерностями развития рыночной экономики и выполняет  функции по согласованию спроса и  предложения, эффективному использованию  ресурсов, удовлетворению потребностей общества. Этим определяется ее значение как полноправного сектора экономики, вносящего вклад в экономический рост.

Таблица 1 – Динамика ключевых экономических индикаторов

Показатели

2000

2005

2008

2009

2010

2010/2000

Валовый внутренний продукт, млрд. руб.

 

7 305,6

 

21 609,8

 

41 276,8

 

38 786,4

 

44 939,2

 

6,2

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

 

1 165 234

 

3 611 109

 

8 781 616

 

7 976 013

 

9 151 411

 

7,9

Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб.

 

2 281,1

 

8 111,9

 

14 940,6

 

16 838,3

 

18 772,5

 

8,3

Потребительские расходы  в среднем на душу населения (в  месяц), руб.

 

1 723,1

 

5 643,4

 

11 070,9

 

11 698,7

 

13,183,8

 

7,7


 

При анализе основных экономических  показателей за последние 10 лет фиксируем  увеличение объёма ВВП в 6,2 раза. Этому  способствовало укрепление материального  базиса экономики в целом. К тому же, отмечается следующее позитивное обстоятельство: превышение темпа роста  инвестиций над темпами роста  ВВП11.

Анализ статистических данных свидетельствует о более быстром  развитии сферы услуг по сравнению  с экономикой страны в целом. Рост активности в сфере платных услуг  населению страны носит стабильный характер. Такому положению способствовала активизация инвестиционной деятельности в сфере услуг в 2000-2008 гг. Значительную долю в структуре инвестиций в  основной капитал в последние  годы занимают такие отрасли сферы  услуг как транспорт и связь -  26,7 % всех инвестиций или 2 440,8 млрд. руб. в 2010 году12.

Рынок платных услуг представляет собой наиболее активно развивающуюся  часть потребительского рынка как  в России, так и в мировой  экономике. Суммарная доля услуг в валовом внутреннем продукте ведущих зарубежных стран составляет 70-76%, количество работников отраслей сферы услуг в общей численности занятых 66-76%. В экономике России к настоящему времени доля сферы услуг в ВВП находится в пределах 60%

Таблица 2 – Основные показатели сферы услуг13

Показатели

2000

2005

2008

2009

2010

2010/2000

Объем платных услуг населению:

млн. руб.

602 755

2 271 733

4 079 603

4 504 455

4 851 018

8,1

на душу населения, руб.

4 141

16 002

28 738

31 742

33 938

8,2

Индексы физического объема платных услуг населению, в процентах  к предыдущему году:

по общему объему

104,7

106,3

104,3

97,5

101,5

X

по среднедушевому объему

 

105,1

 

106,8

 

104,5

 

97,7

 

100,7

 

X


 

Сервисная сфера охватывает значительное число видов деятельности, объединенных в группы с помощью различных классификаций, используемых как на международном, так и национальном уровне. Так, в рамках классификации Всемирной торговой организации выделяются более 150 видов услуг, сгруппированных в двенадцать секторов: деловые услуги, услуги связи, строительные и связанные с ними инженерные услуги, дистрибьюторские услуги, образовательные услуги, услуги, связанные с защитой окружающей среды, финансовые услуги, услуги в области здравоохранения и социального обеспечения, туристические и связанные с ними услуги, услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий, транспортные услуги, прочие услуги, не вошедшие в перечисленные.

В таблице 3 представлена структура платных услуг населению в России за последние 10 лет14.

Таблица 3 - Структура платных  услуг населению (в процентах  к итогу)

Годы

2000

2005

2008

2009

2010

%

млн. руб.

Все оказанные  услуги, в том числе

100

100

100

100

100

4 851 018

бытовые

14,6

10,1

9,9

9,9

9,7

470 990

транспортные

25,8

21,5

21,6

20,3

20,2

969 778

связи

11,2

18,5

19,7

19,5

19,2

929 786

жилищные

6,1

5,3

5,2

5,5

5,5

265 357

коммунальные

14,2

18,3

17,6

19,3

21,2

1 027 002

гостиниц и аналогичных  средств размещения

2,6

2,6

2,4

2,3

111 737

культуры

1,7

2,3

1,6

1,7

1,7

84 744

туристские

1,8

1,5

1,8

1,7

1,7

82 246

физической культуры и  спорта

0,4

0,7

0,6

0,6

0,6

27 857

медицинские

4,6

4,8

4,8

4,9

5,0

244 440

санаторно-оздоровительные

2,8

1,6

1,4

1,4

1,2

60 523

ветеринарные

0,2

0,2

0,2

0,2

8 780

правового характера

5,2

2,3

2,5

1,9

1,8

88 393

системы образования

6,9

6,7

7,0

6,9

6,7

326 619

другие услуги

4,7

3,6

3,5

3,8

3,2

152 765


 

При анализе структуры  можно выделить отрасли сферы  услуг, являющиеся лидерами по объёмам  потребления. Это коммунальные услуги – 21,2 %, транспортные услуги – 20,2 % и услуги связи – 19,5 % от общего объёма потребления услуг в 2010 году. Такое распределение объясняется тем, что данные виды услуг относятся к жизненно важным и практически не предоставляются населению на бесплатной основе.

Многие специфические  черты российской экономики обусловлены  особенностями регионального экономического развития. Безусловно, существуют государства, для которых проблема региональной экономики и проблема национальной экономики идентичны по содержанию. Для России, напротив, проблемы региональной экономики обладают ярко выраженной спецификой и определяются типом  каждого отдельно взятого региона, его экономико-географическими параметрами, основными ресурсами, производственной базой, инфраструктурой, местом региона  в национальной экономической системе  и прочими значимыми факторами. Этим определяются и различия в уровнях  развития отраслей сферы услуг, на которые  существенный отпечаток накладывает  именно региональная составляющая15.

В настоящее время уровень  развития российских регионов, и соответственно, уровень стоящих перед ними задач  значительно дифференцирован. Несмотря на принятие и реализацию целевых  программ, направленных на сглаживание  различий в уровне развития регионов, по-прежнему можно идентифицировать развивающиеся и депрессивные территории, управление развитием которых должно учитывать специфику обоснования  инвестиционной привлекательности  территории для каждого конкретного  случая.

Динамика внутреннего  развития регионов может иметь как  положительный, так и отрицательный  тренд. Первый характеризуется размещением  в регионе новых отраслей экономики, растущим предложением рабочих мест, привлекательным уровнем жизни  и, как следствие, притоком инвестиций, жителей и приезжих. Но переизбыток  или несоразмерность этих положительных  явлений может привести, с другой стороны, к растущим ценам на недвижимость, перегрузке инфраструктуры, социальному  недовольству. Повышение налогов  с целью преодолеть недостатки ведет  еще к большей потере привлекательности  территории. Признаками отрицательного развития выступают кризис или стагнация  экономики, рост безработицы и дефицита местных бюджетов, ужесточение кредитной  политики банков и т.д.16

Одним из важных факторов повышения  региональной инвестиционной привлекательности  и конкурентоспособности является уровень развития сферы услуг  конкретного региона.

Информация о работе Состояние и перспективы развития сферы услуг в регионе (на примере Еврейской автономной области)