Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:56, курсовая работа
Влияние экономических факторов на сферу услуг обусловливается динамикой роста валового внутреннего продукта, изменением спроса на потребительские товары и услуги, уровнем занятости и доходов населения, степенью дефицитности государственного бюджета и др. Демографический фактор воздействует, в первую очередь, на структуру сферы услуг за счет изменения численности различных возрастных групп, в том числе в трудоспособном и нетрудоспособном возрасте; показателей рождаемости и смертности; гендерных соотношений.
Введение 5
1 Теоретические аспекты развития сферы услуг в регионе 7
1.1 Понятие и характеристика сферы услуг 7
1.2 Классификация сферы услуг 14
1.3 Развитие отраслей сферы услуг по регионам РФ 19
2 Анализ развития сферы услуг в Еврейской автономной области 31
3 Перспективы развития сферы услуг в Еврейской автономной области 35
Заключение 38
Библиографический список 40
Ряд правил, вследствие специфики
оказываемой услуги, содержат дополнительные
пункты или имеют серьезные отличия
в оформлении. К примеру, Постановление
Правительства РФ от 13 января 1996г. №
27 содержит Правила предоставления
медицинских услуг на платной
основе, поскольку многим гражданам
приходится прибегать к возмездной
медицинской помощи. Согласно настоящим
Правилам, платные медицинские услуги
предоставляются населению
Такие правила, как правила предоставления бытовых услуг нередко прописываются для каждой отдельной услуги (к примеру - вывоз жидких и твердых бытовых отходов), или для комплекса схожих услуг, предоставляемых организациями или компаниями. Отдельно стоят правила предоставления услуг ЖКХ, так как они четко определяют сферы распространения и сферы регулирования и действия Правил, что позволяет соблюдать ст. 157 ЖК РФ и не допускать нарушения интересов и прав потребителей коммунальных услуг9.
1.3 Развитие отраслей сферы услуг в регионах РФ
В современных развитых экономиках
именно в секторе услуг создается
до двух третей и более совокупного
ВВП и сосредоточивается
Отрасли сферы услуг, определяющие переход к постиндустриальному обществу и оказывающие решающее влияние на конкурентоспособность страны на мировом рынке — наука и научное обслуживание, образование и здравоохранение долгое время находились в тяжелом кризисном состоянии.
В настоящее время доля услуг в ВВП России, по официальным данным, составляет в последние годы около 60%; это ниже, чем в большинстве развитых стран, где она варьирует в пределах 70-75%10.
Уровень развития и качественные
характеристики сферы услуг становятся
определяющим фактором конкурентоспособности
национальной экономики на глобальных
рынках. Повышение научно-
Рынок платных услуг, как
и любой другой рынок, функционирует
в соответствии с общими закономерностями
развития рыночной экономики и выполняет
функции по согласованию спроса и
предложения, эффективному использованию
ресурсов, удовлетворению потребностей
общества. Этим определяется ее значение
как полноправного сектора
Таблица 1 – Динамика ключевых экономических индикаторов
Показатели |
2000 |
2005 |
2008 |
2009 |
2010 |
2010/2000 |
Валовый внутренний продукт, млрд. руб. |
7 305,6 |
21 609,8 |
41 276,8 |
38 786,4 |
44 939,2 |
6,2 |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
1 165 234 |
3 611 109 |
8 781 616 |
7 976 013 |
9 151 411 |
7,9 |
Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб. |
2 281,1 |
8 111,9 |
14 940,6 |
16 838,3 |
18 772,5 |
8,3 |
Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц), руб. |
1 723,1 |
5 643,4 |
11 070,9 |
11 698,7 |
13,183,8 |
7,7 |
При анализе основных экономических показателей за последние 10 лет фиксируем увеличение объёма ВВП в 6,2 раза. Этому способствовало укрепление материального базиса экономики в целом. К тому же, отмечается следующее позитивное обстоятельство: превышение темпа роста инвестиций над темпами роста ВВП11.
Анализ статистических данных
свидетельствует о более
Рынок платных услуг представляет собой наиболее активно развивающуюся часть потребительского рынка как в России, так и в мировой экономике. Суммарная доля услуг в валовом внутреннем продукте ведущих зарубежных стран составляет 70-76%, количество работников отраслей сферы услуг в общей численности занятых 66-76%. В экономике России к настоящему времени доля сферы услуг в ВВП находится в пределах 60%
Таблица 2 – Основные показатели сферы услуг13
Показатели |
2000 |
2005 |
2008 |
2009 |
2010 |
2010/2000 |
Объем платных услуг населению: | ||||||
млн. руб. |
602 755 |
2 271 733 |
4 079 603 |
4 504 455 |
4 851 018 |
8,1 |
на душу населения, руб. |
4 141 |
16 002 |
28 738 |
31 742 |
33 938 |
8,2 |
Индексы физического объема платных услуг населению, в процентах к предыдущему году: | ||||||
по общему объему |
104,7 |
106,3 |
104,3 |
97,5 |
101,5 |
X |
по среднедушевому объему |
105,1 |
106,8 |
104,5 |
97,7 |
100,7 |
X |
Сервисная сфера охватывает значительное число видов деятельности, объединенных в группы с помощью различных классификаций, используемых как на международном, так и национальном уровне. Так, в рамках классификации Всемирной торговой организации выделяются более 150 видов услуг, сгруппированных в двенадцать секторов: деловые услуги, услуги связи, строительные и связанные с ними инженерные услуги, дистрибьюторские услуги, образовательные услуги, услуги, связанные с защитой окружающей среды, финансовые услуги, услуги в области здравоохранения и социального обеспечения, туристические и связанные с ними услуги, услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий, транспортные услуги, прочие услуги, не вошедшие в перечисленные.
В таблице 3 представлена структура платных услуг населению в России за последние 10 лет14.
Таблица 3 - Структура платных услуг населению (в процентах к итогу)
Годы |
2000 |
2005 |
2008 |
2009 |
2010 | |
% |
млн. руб. | |||||
Все оказанные услуги, в том числе |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
4 851 018 |
бытовые |
14,6 |
10,1 |
9,9 |
9,9 |
9,7 |
470 990 |
транспортные |
25,8 |
21,5 |
21,6 |
20,3 |
20,2 |
969 778 |
связи |
11,2 |
18,5 |
19,7 |
19,5 |
19,2 |
929 786 |
жилищные |
6,1 |
5,3 |
5,2 |
5,5 |
5,5 |
265 357 |
коммунальные |
14,2 |
18,3 |
17,6 |
19,3 |
21,2 |
1 027 002 |
гостиниц и аналогичных средств размещения |
… |
2,6 |
2,6 |
2,4 |
2,3 |
111 737 |
культуры |
1,7 |
2,3 |
1,6 |
1,7 |
1,7 |
84 744 |
туристские |
1,8 |
1,5 |
1,8 |
1,7 |
1,7 |
82 246 |
физической культуры и спорта |
0,4 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
27 857 |
медицинские |
4,6 |
4,8 |
4,8 |
4,9 |
5,0 |
244 440 |
санаторно-оздоровительные |
2,8 |
1,6 |
1,4 |
1,4 |
1,2 |
60 523 |
ветеринарные |
… |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
8 780 |
правового характера |
5,2 |
2,3 |
2,5 |
1,9 |
1,8 |
88 393 |
системы образования |
6,9 |
6,7 |
7,0 |
6,9 |
6,7 |
326 619 |
другие услуги |
4,7 |
3,6 |
3,5 |
3,8 |
3,2 |
152 765 |
При анализе структуры можно выделить отрасли сферы услуг, являющиеся лидерами по объёмам потребления. Это коммунальные услуги – 21,2 %, транспортные услуги – 20,2 % и услуги связи – 19,5 % от общего объёма потребления услуг в 2010 году. Такое распределение объясняется тем, что данные виды услуг относятся к жизненно важным и практически не предоставляются населению на бесплатной основе.
Многие специфические
черты российской экономики обусловлены
особенностями регионального
В настоящее время уровень
развития российских регионов, и соответственно,
уровень стоящих перед ними задач
значительно дифференцирован. Несмотря
на принятие и реализацию целевых
программ, направленных на сглаживание
различий в уровне развития регионов,
по-прежнему можно идентифицировать
развивающиеся и депрессивные территории,
управление развитием которых должно
учитывать специфику
Динамика внутреннего развития регионов может иметь как положительный, так и отрицательный тренд. Первый характеризуется размещением в регионе новых отраслей экономики, растущим предложением рабочих мест, привлекательным уровнем жизни и, как следствие, притоком инвестиций, жителей и приезжих. Но переизбыток или несоразмерность этих положительных явлений может привести, с другой стороны, к растущим ценам на недвижимость, перегрузке инфраструктуры, социальному недовольству. Повышение налогов с целью преодолеть недостатки ведет еще к большей потере привлекательности территории. Признаками отрицательного развития выступают кризис или стагнация экономики, рост безработицы и дефицита местных бюджетов, ужесточение кредитной политики банков и т.д.16
Одним из важных факторов повышения
региональной инвестиционной привлекательности
и конкурентоспособности