Социальная защита незанятых и безработных граждан как составная часть трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 21:32, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы обусловила постановку следующих задач:
определение сущности безработица и статуса безработного в современном российском обществе,
описание существующих видов безработицы и выявление причин их обуславливающих,
выделение социально-экономических последствий безработицы,
рассмотрение механизма социальной защиты населения от безработицы в общем и на примере отдельной социально-демографической группы и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

контр работа.docx

— 80.04 Кб (Скачать файл)

Профориентационные центры в Республике Марий Эл:

 ГКУ Республики Марий Эл «ЦЗН города Йошкар-Олы»; 

  • Дворец молодежи РМЭ; 
  • Департамент ГСЗН Республики Марий Эл[11].

2.3 Содействие  развитию предпринимательской деятельности  и самозанятости

C начала 2009 года в Республике  Марий Эл действует Программа  дополнительных мероприятий, направленных  на снижение напряженности на  рынке труда. Одно из ее важнейших  направлений – содействие развитию  малого предпринимательства и  самозанятости безработных граждан, которое предполагает оказание финансовой помощи на открытие собственного дела.

В соответствии с Положением о расходовании средств на реализацию программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Марий Эл на 2009 год право на получение финансовой помощи имеют граждане, признанные в установленном порядке безработными, не моложе 18 лет, предоставившие бизнес-планы, подтверждающие эффективность выбранного вида предпринимательской деятельности.

Финансовая помощь предоставляется в виде единовременной выплаты денежных средств на открытие собственного дела в размере максимальной величины годового пособия по безработице (58800 рублей). Средства выделяются из федерального бюджета и бюджета Республики Марий Эл.

Для получения субсидии гражданин, признанный в установленном порядке безработным, предоставляет следующие документы:

- заявление на предоставление  субсидии;

- технико-экономическое  обоснование проекта (бизнес-план).

Финансовые средства не могут предоставляться на открытие страховых организаций, ломбардов, кредитных организаций, игорных заведений, а также на деятельность по производству и реализации подакцизных товаров.

Оценка бизнес-плана осуществляется комиссией центра занятости населения. После положительной оценки бизнес-плана между безработным гражданином и центром занятости заключается договор на предоставление субсидии.

Безработный гражданин регистрирует в установленном порядке предпринимательскую деятельность, предоставляет центру занятости выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. После этого центр занятости населения в течение 30 календарных дней перечисляет субсидию на лицевой счет гражданина.

Субсидию безработный гражданин может получить один раз.

В двухмесячный срок с момента получения субсидии гражданин должен предоставить в центр занятости населения документы, подтверждающие произведенные в соответствии с бизнес-планом и видом экономической деятельности расходы (договоры, счета-фактуры, кассовые чеки, копии чеков и др. документы).

В случае нецелевого использования субсидии, а также при ликвидации юридического лица или прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности ранее предусмотренного в договоре срока (1 год) получатель субсидии возвращает финансовые средства в установленном договором порядке [12].

2.4 Организация  общественных работ и временная  занятость

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Для организации и проведения общественных работ центр занятости выявляет спрос и предложение на участие в общественных работах. С заинтересованными работодателями рассматривается вопрос совместного финансирования.

Организация оплачиваемых общественных работ позволяет решить проблемы работодателя, когда на работы, не требующие особой квалификации, трудно подобрать постоянного работника, или необходимо осуществить выполнение работ, носящих временный или сезонный характер.

Общественные работы могут быть организованы по следующим направлениям:

  • строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;
  • проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;
  • заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
  • строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
  • обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;
  • эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;
  • озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
  • уход за престарелыми, инвалидами и больными;
  • обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;
  • организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;
  • проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);
  • другим направлениям трудовой деятельности.

Отношения между центром занятости и работодателем регулируются договорами о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ.

С гражданами, направленными на общественные работы, в случае их трудоустройства заключается срочный трудовой договор об участии в общественных работах в соответствии трудовым законодательством Российской Федерации.

Работодатель производит оплату труда гражданам, направленным на общественные работы в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. В период участия безработных граждан в общественных работах им может оказываться материальная поддержка, которая перечисляется центром занятости на их лицевые счета.

Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в центре занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия.

При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.

На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.

В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 Закона о занятости населения, к которым относятся следующие категории граждан:

  • впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности);
  • уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
  • прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленные центрами занятости населения на обучение и отчисленные за виновные действия;
  • отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
  • состоящие на учете в центре занятости населения более 18 месяцев, а также более трех лет не работавшие;
  • обратившиеся в центр занятости населения после окончания сезонных работ [13].

2.5 Содействие  трудоустройству в другой местности

Настоящее Положение определяет порядок финансового обеспечения реализации мероприятий по содействию занятости населения Республики Марий Эл в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

Финансирование расходов на реализацию мероприятий по содействию занятости населения осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл (далее - республиканский бюджет) в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели Департаменту государственной службы занятости населения Республики Марий Эл (далее - Департамент).

Годовой объем финансовых средств на реализацию мероприятий по содействию занятости населения определяется законом Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год и на плановый период.

К мероприятиям по содействию занятости населения, финансируемым в соответствии с настоящим Положением, относятся:

  • информирование о положении на рынке труда Республики Марий Эл;
  • организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
  • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (далее - профессиональная ориентация граждан);
  • психологическая поддержка безработных граждан;
  • профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, а также женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, включая обучение в другой местности (далее - профессиональное обучение граждан);
  • организация проведения оплачиваемых общественных работ;
  • организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
  • организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;
  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
  • содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации (далее - содействие самозанятости безработных граждан);
  • организация опережающего профессионального обучения работников организаций, осуществляющих модернизацию производства, и работников, находящихся под риском увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников);
  • содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;

создание условий для совмещения незанятыми многодетными родителями, родителями, воспитывающими детей-инвалидов, обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью [6]. 
3 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МОЛОДЕЖИ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ

Последствия социально-экономического кризиса в Российской Федерации наиболее тяжело отразились на условиях жизни и на развитии подрастающего поколения. Резко обострились негативные тенденции, характеризующие положение детей и молодежи в Российской Федерации.

Угрожающий характер приобретает рост безработицы среди молодежи. Молодые граждане составляют 39 % от общего числа безработных, в ряде регионов - почти 50 %. Отсев из образовательных учреждений общего среднего и среднего профессионального образования составляет в настоящее время до 2 миллионов человек. Невостребованность наиболее профессионально подготовленной части молодых граждан составляет почти 50 %. Государство сегодня не гарантируют обеспечение занятости молодежи, создавая тем самым условия для дестабилизации общества, роста напряженности и криминальных проявлений среди молодежи. Снижение интеллектуального потенциала страны, ухудшение положения молодежи различных возрастных групп и различной степени профессиональной подготовки, потеря значительной частью молодежи понимания значимости труда как важнейшей жизненной ценности грозят дальнейшим углублением негативных тенденций в социальной, социально-экономической, и культурной сферах общества.

Именно неработающая молодежь по сравнению с другими группами безработного населения предрасположена к антиобщественному поведению, вхождению в криминальные структуры. Затруднения с поиском нового места работы у законопослушных молодых людей сопровождаются снижением самооценки, приводят к проблемам трудовой адаптации, когда работа уже найдена, деформируют мотивацию трудовой деятельности. Именно поэтому общество и государство должны уделять больше сил и средств решению проблем молодежной безработицы.

3.1 Характеристика  молодежи, как социально-демографической  группы

В настоящее время на территории России проживает более 30 млн. человек в возрасте от 14 до 29 лет. С точки зрения проблем рынка труда молодежь неоднородна и по возрасту, и по образовательному уровню, и по качественному составу своих целей и потребностей. В связи с этим в социальной группе «молодежь» можно выделить по меньшей мере четыре разные подгруппы, для которых будут характерны специфические проблемы:

  • 14-16-летние лет: это период становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, образцов поведения, присущих данному обществу. В этот период общество должно затратить средства и силы для того, чтобы у молодого человека сложился устойчивый стереотип в оценке и ранжировании потребностей как в трудовой , так и в досуговой сфере жизнедеятельности.
  • 16-18-летние: в этом возрасте характерно стремление адаптироваться к новым условиям жизни; они готовы к смене профессии, принимают рыночные отношения как объективные, ищут способы приспособления к ним.
  • 18-23-летние: как правило, имеют среднее образование и профессию. Во многих случаях профессия оказывается невостребованной, и в этом случае остро встает вопрос профессионального переобучения, а иногда и профессиональной реабилитации. В этот период необходим целый комплекс мер адаптации молодежи к реальной жизни, обеспечению нормального включения в процесс производства.
  • старше 23 лет: это период достижения трудовой и социальной стабильности, экономической самостоятельности и профессионального самоопределения.

Информация о работе Социальная защита незанятых и безработных граждан как составная часть трудовых ресурсов