Социальная защита незанятых и безработных граждан как составная часть трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 21:32, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы обусловила постановку следующих задач:
определение сущности безработица и статуса безработного в современном российском обществе,
описание существующих видов безработицы и выявление причин их обуславливающих,
выделение социально-экономических последствий безработицы,
рассмотрение механизма социальной защиты населения от безработицы в общем и на примере отдельной социально-демографической группы и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

контр работа.docx

— 80.04 Кб (Скачать файл)

Знание специфических особенностей молодежи как группы трудовых ресурсов может сыграть существенную роль в решении проблем молодежной занятости, в разработке новых социальных технологий включения различных групп молодежи в рынок труда и их адаптации к его условиям и требованиям.

3.2 Причины  низкой конкурентоспособности молодежи  на рынке труда

Молодежь является достаточно специфичной группой; именно эта специфичность – источник большинства проблем молодежи в сфере занятости. Если говорить о тех контингентах молодых людей, которые получили профессиональное образование (среднее специальное или высшее) и вышли на рынок труда в поисках первой в жизни работы, то для них характерно сочетание высокого уровня теоретической подготовки и отсутствия практических навыков и производственного опыта. Последнее обстоятельство делает молодежь малопривлекательной для большинства работодателей. В то же время осознание молодым человеком своей хорошей подготовленности, наличие определенных профессиональных амбиций и честолюбия, стремление к успехам в карьере формируют у молодежи завышенные требования к будущему рабочему месту как с точки зрения характера, условий и содержания труда, так и сточки зрения его оплаты. Помимо этого сравнительно низкая конкурентоспособность молодых людей на рынке труда обусловлена также:

  • необходимостью предоставления молодым людям ряда дополнительных льгот, предусмотренных трудовым законодательством,
  • трудовая нестабильность молодежи, связанная с:
  • увольнением в связи с призывом в Вооруженные силы,
  • уходом на учебу,
  • длительными отпусками в связи с рождением и воспитанием детей и т.п.

Все это создает для предприятий дополнительные трудности.

Нередко возникает противоречия между оценкой работодателем молодого начинающего работника и самооценкой последнего, а результатом этого противоречия очень часто становится невозможность трудоустройства.

Иная ситуация складывается на рынке труда для тех молодых людей, которые получили только общее образование и по тем или иным причинам пытаются трудоустроиться, не имея никакой профессии. Они могут рассчитывать на рабочие места неквалифицированного труда, но уровень их привлекательности для работодателя может быть выше, чем молодого специалиста, так как выполнение большинства видов неквалифицированного труда требует молодости и физической силы.

3.3 Комплекс  мер социальной защиты молодежи  от безработицы

В рамках Федеральной программы занятости намечен комплекс мер, призванных помочь молодым людям, испытывающим сложности с трудоустройством. Среди них:

  • широкое информирование и консультирование молодежи (включая учащуюся молодежь) о возможностях службы занятости в решении проблемы занятости молодежи;
  • профессиональное консультирование молодежи в целях ее самоопределения (с использованием методов диагностики);
  • оказание услуг по психологической поддержке молодежи с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда;
  • профобучение, переобучение, организация подготовки неработающей молодежи по профессиям, в которых ощущается потребность на региональном рынке труда;
  • увеличение сроков обучения в учебных заведениях, занимающихся профессиональной подготовкой с целью коррекции трудового потенциала выпускников в соответствии с потребностями регионального рынка труда;
  • организация оплачиваемых общественных работ для трудоустройства безработной молодежи в возрасте от 16 до 29 лет в сельскохозяйственном секторе, торговле, в различных фондах и общественных организациях;
  • создание временных рабочих мест для трудоустройства подростков в летний период и в свободное от учебы время;
  • квотирование и создание рабочих мест для молодежи, в том числе для несовершеннолетних из категории сирот, лиц, оставшихся без попечения родителей, лиц, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, детей безработных, из неполных и многодетных семей;
  • поддержка молодежного предпринимательства, выдача субсидий на открытие собственного дела;
  • организация и проведение ярмарок вакансий рабочих и учебных мест;
  • социальная поддержка (в т.ч. выплата пособия, стипендий, оказание материальной помощи);
  • обучением навыкам самостоятельного поиска работы через клуб ищущих работу, организация при областных (краевых) центрах занятости и действующих учебных заведениях всех уровней различного рода курсов для обучения молодежи профессиям, способствующих развитию самозанятости.

3.3.1 Организация и проведение ярмарок вакансий

Служба занятости ежегодно проводит ярмарки вакансий рабочих и учебных мест для молодежи и выпускников учебных заведений. На ярмарках молодежи предлагают ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в ходе непосредственного общения с работодателем выяснить варианты и условия своего трудоустройства.

Школьникам и студентам предлагается работа на лето. Это, как правило, выезд в лагеря труда и отдыха или работа по благоустройству и озеленению городов и районов, в строительных и ремонтных бригадах, работа в пригородных совхозах.

Молодые люди, которые собираются продолжить учебу в различных учебных заведениях, на ярмарках получают самую подробную информацию о вузах, о правилах приема и о подготовительных отделениях учебных заведений.

Центр занятости республики Марий Эл разработал график проведения ярмарок вакансий на первое полугодие 2015 года.

Таблица 1 График проведения ярмарок вакансий РМЭ на первое полугодие 2015г.

Дата проведения

Наименование ярмарок вакансий

ГКУ РМЭ «ЦЗН  г.Йошкар-Олы»

1

январь

Ярмарка вакансий рабочих мест для граждан, ищущих работу

2

февраль

Ярмарка вакансий рабочих мест в рамках X универсальной выставки города Йошкар-Олы «Дом моей мечты»

3

февраль

Ярмарка вакансий рабочих мест по организации общественных работ

4

март

Ярмарка вакансий рабочих мест для граждан пенсионного и предпенсионного возраста

5

апрель

Ярмарка вакансий рабочих мест по трудоустройству молодежи

6

апрель

Ярмарка вакансий для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время

7

апрель

Ярмарка вакансий рабочих мест по трудоустройству инвалидов

8

май

Ярмарка вакансий предприятий торговли и общественного питания

9

май

Ярмарка вакансий рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы

10

июнь

Ярмарка вакансий рабочих мест промышленных предприятий города


 

Участники ярмарок могут получить консультацию у юристов службы занятости по вопросам трудового законодательства.

Психологи-профконсультанты проводят тестирование по определению профессиональных наклонностей, помогают сориентироваться в выборе профессии или направления переобучения.

Служба занятости постоянно ищет новые возможности для содействия в трудоустройстве молодежи, получившей профессию и ищущей работу впервые. Ярмарки-презентации выпускников учебных заведений, не получивших распределения на рабочие места, являются одним из новых направлений при проведении этой работы. На ярмарках-презентациях работодатели имеют возможность пригласить на свои предприятия выпускников учебных заведений для прохождения «Молодежной практики» на конкурсной основе.

В целях оказания молодежи дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве, усиления взаимодействия с работодателями по увеличению числа сообщаемых ими вакансий для молодежи органами службы занятости проводятся не только ярмарки вакансий рабочих мест, но и специальные ярмарки вакансий ученических рабочих мест.

      1. Программа «Первое рабочее место»

Государственная услуга по организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые направлена на повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда и предусматривает организацию временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые, и их социальную адаптацию на первом рабочем месте.

Временное трудоустройство на "Первое рабочее место" позволяет работодателям увидеть в молодом специалисте талантливого перспективного сотрудника, а период временного трудоустройства рассматривать как испытательный срок. Участие выпускников в программе – это реальный шанс получения постоянной работы.

Условия программы:

  • Форма собственности предприятия: без ограничений
  • Возраст устраиваемых на работу: от 18 до 20 лет
  • Образование устраиваемых на работу: среднее профессиональное.
  • Характер трудоустройства: временный (1-3 мес.) по профессии, приобретенной выпускником в учебном заведении.

Участвуя в программе, организация получает ряд преимуществ:

  • Возможность создать кадровый резерв для своего предприятия из числа молодых специалистов, работающих в рамках программы;
  • За время работы молодого специалиста можете оценить его профессиональные качества, умение работать в коллективе.

Центр занятости населения заключает с работодателем договор на временное трудоустройство выпускников, проводит индивидуальный подбор специалистов из числа безработных граждан согласно требованиям работодателя, осуществляет ежемесячно материальную поддержку безработным выпускникам в период их участия во временных работах [14].

 

3.3.3 Молодежные биржи труда

В последнее время получила распространение практика создания молодежных бирж труда. Главные их отличия от государственной службы занятости следующие:

  • узкая специализация – как по характеру обслуживаемого контингента, так и по функциям (не ведется регистрация безработных, не выплачиваются пособиям и др.);
  • работают в большинстве случаев на коммерческой основе;
  • не получают дотаций из государственного фонда занятости.

Молодежные биржи труда, как показывает практика, с успехом решают задачи, определяемые спецификой клиентуры:

  • подбирают вакансии, наиболее подходящие для молодежного контингента;
  • способствуют расширению спроса на рабочую силу молодежи;
  • помогают учащейся молодежи, желающей работать в свободное от работы время, для чего формируются банки соответствующих вакансий;
  • содействуют организации молодежных общественных работ, созданию специализированных малых предприятий для наименее конкурентоспособной части безработной молодежи.

Наиболее актуально создание молодежных бирж в областях, где доля молодежи в общей численности безработных была наиболее высока. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги данной работы, хотелось бы еще раз отметить, что в рыночной экономике защита населения от безработицы является неотъемлемым элементом государственной политики, направленной на решение важных социально-экономических задач, в том числе на снижение социальной напряженности, связанной с наличием в обществе групп, утративших доход и социальный статус. Эта политика предполагает:

  • содействие занятости,
  • материальную поддержку соответствующих групп населения (компенсацию определенной доли потерянного дохода)
  • профессиональную ориентацию, профессиональное обучение и переквалификацию безработного населения,
  • содействие развитию предпринимательской деятельности и самозанятости,
  • организацию общественных работ и временную занятость,
  • содействие трудоустройству в другой местности,
  • а также вывод с рынка труда отдельных категорий безработных.

Информация о работе Социальная защита незанятых и безработных граждан как составная часть трудовых ресурсов