Социально-экономическая политика государства особенности и приоритеты в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 13:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение социально-экономической политики государства, ее особенности и приоритеты в России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) раскрыть сущностные основы социально-экономической политики государства;
2) проанализировать приоритеты социально-экономической политики государства;
3) предложить направления совершенствования социально- экономической политики государства;
4) выявить проблемы социальной политики России и пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА I. Сущностные основы социально-экономической политики государства...............................................................................................................6
1.1 Понятие и сущность социально-экономической политики государства….6
1.2 Нормативно-правовая база социально-экономической политики РФ………………………………………………………………................…11
ГЛАВА II. Приоритеты социально-экономической политики государства…15
2.1 Социальные гарантии и минимальные социальные стандарты…………15
2.2 Приоритеты социально-экономической политики государства…………21
ГЛАВА III. Совершенствование социально-экономической политики государства………………………………………………………………………27
3.1 Основные направления совершенствования социально- экономической политики государства………………………………………………………...…27
3.2 Проблемы социальной политики России и пути улучшения социально-экономической политики......................................................................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................42

Вложенные файлы: 1 файл

социально-экономическая политика государства особенности и приоритеты в России.docx

— 93.66 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. Совершенствование социально-экономической политики государства

3.1 Основные  направления  совершенствования социально- экономической  политики государства.

 

       Социальную  политику необходимо направлять  на решение приоритетных проблем, выработку механизмов эффективного  использования ресурсов, выделяемых  на социальные цели, согласование  обязательств государства с реальными  возможностями их финансирования. Решать эти задачи необходимо  на основе государственных стандартов, развития самофинансирования и  страховых принципов, укрепления  финансовой базы социальной сферы.

     Необходимо  ориентироваться на основные  приоритеты социальной политики  на переходном этапе, а именно:

- Признание ответственности  государства за социальное положение  своих граждан;

- Гарантирование всем  гражданам бесплатного образования  и медицинского обслуживания;

- Приведение минимальной  заработной платы, стипендий и  пособий в соответствии с реальным прожиточным минимум;

- Гарантирование своевременной  выплаты заработной платы работникам  государственного сектора, пенсий, стипендий и т.д.;

- Недопущение массовой  безработицы, переподготовка и повышение  квалификации высвобождающейся  рабочей силы;

- Поддержка семьи, материнства  и детства, ветеранов и инвалидов;

- Борьба с преступностью.

Основными направлениями экономической политики, которые определяются государством, есть:

- структурно-отраслевая  политика;

- инвестиционная политика;

· амортизационная политика;

· политика институционных преобразований;

· ценовая политика;

· антимонопольно-конкурентная политика;

· бюджетная политика;

· налоговая политика;

· денежно-кредитная политика;

· валютная политика;

· внешнеэкономическая политика.

     Государство  осуществляет экологическую политику, которая обесᴨȇчивает рациональное  использование и полноценное  воспроизведение естественных ресурсов, создание безопасных условий  жизнедеятельности население.

     В социально-экономической  сфере государство осуществляет  социальную политику защиты прав  потребителей, политику заработной  платы и доходов населения, политику  занятости, политику социальной  защиты и социального обесᴨȇчения.

     Наиболее целесообразным для успешного функционирования социальной политики России является концентрация внимания на следующих трех блоках проблем.

- Общеметодологические подходы  к формированию социального государства  Понятие “социальное государство”  применительно к России впервые  официально было использовано  в тексте Конституции Российской  Федерации, принятой в декабре 1993г.;

- Регулирование занятости, рынка труда, цены труда и заработной  платы;

- Социальная защита населения, регулирование отношений в социальной  сфере.

     В рамках  первого блока можно выделить  следующие основные моменты.

     Во-первых, коренное  изменение экономических основ  жизни общества, переход от административно-командных  к рыночным экономическим моделям требует радикального изменения принципов социальной политики, подходов к их реализации.16

      Во-вторых, Российское государство может  стать действительно социальным, только если три его элемента - эффективная экономика, сильная  власть (законодательная, исполнительная, судебная) и общественные институты (система социального партнерства, согласование интересов главных  субъектов трудовых отношений) - будут постоянно и эффективно  взаимодействовать.

     В-третьих, коренная  перестройка всей социальной  сферы должна основываться на  базовых принципах демократического  социального государства:

- приоритете прав человека и его основных свобод в сочетании с принципом индивидуальной ответственности гражданина за свое материальное благосостояние;

- солидарности, обусловленной  взаимосвязанностью и взаимоответственностью  общества и его членов;

- оптимальной поддержки  как непосредственно со стороны  самого государства, так и со  стороны свободных ассоциаций  людей, способных во все большей  степени брать на себя решение  многих социальных задач.

     В-четвертых, при  разработке государственных социальных  программ должен доминировать  перспективный, комплексный и социально  ориентированный подход.

     В-пятых, как  показывает мировой опыт, огромную  роль играют усилия государства, направленные на становление  среднего класса, адресную помощь  неимущим и прогрессивное налогообложение богатых.17

     В рамках  второго блока проблем центральное  внимание уделяется двум взаимосвязанным  аспектам - политике занятости и  политике доходов.

     Важнейшее  направление активной политики  занятости - ускорение адаптации  населения к требованиям рынка, развитие инфраструктуры рынка  труда, системы подготовки кадров  и т.д. На первый план выдвигаются  проблемы совершенствования структуры  занятости, диверсификация ее форм, способов реализации, недопущение  массовой безработицы в масштабах  России и постепенное оздоровление  ситуации занятости в регионах, имеющих напряженность на рынке  труда. Отсюда вытекает необходимость  экспертизы всех федеральных  целевых программ с точки зрения  оценки их влияния на условия  занятости по отраслям и в  регионах.

       Политика  доходов включает в себя разработку  мер, влияющих на формирование  цены труда, ее динамику, отраслевую  и региональную дифференциацию, в целях стимулирования роста  цены рабочей силы и заработной  платы, обеспечение своевременной  ее выплаты, ограничения чрезмерной  ее дифференциации, сближения минимальной  заработной платы и прожиточного  минимума. Например, средняя зарплата  в промышленности в несколько  раз ниже, чем пособие по безработице  в развитых странах, не говоря  уже о зарплате бюджетников  и работников сельского хозяйства. Связь этого аспекта социальной  политики с занятостью очевидна, поэтому их следует решать  одновременно.

    Реальное управление трудовыми отношениями и собственно трудом станет возможным только при соответствующем развитии социального партнерства, а эффективность реализуемых программ будет определяться совместными действиями государственных институтов (всех уровней и ветвей власти), общественных организаций трудящихся и предпринимательских структур.

Центр тяжести корректировки реформ должен сместиться, с одной стороны, на структурные преобразования в сфере труда и социально-трудовых отношений, с другой, на обеспечение реального приоритета отраслей социальной сферы (науки, образования, здравоохранения, культуры), которые должны гарантировать воспроизводство работника, способного своим трудом обеспечит достойный уровень жизни.

      Настоятельная необходимость разработки принципиальных подходов к решению проблем, относящихся к третьему блоку, определяется не только тем фактом, что сегодня в социальной защите нуждается значительная часть россиян, но и тем обстоятельством, что действующая система гарантий и льгот не просто ведет к неэффективности государственных расходов на социальную помощь, но и вступает в противоречие с общим направлением реформирования социальных отношений. До сих пор в ней заложена определяющая роль государственных структур власти, федерального и местных бюджетов в сборе и распределении местных бюджетов.

     Большое значение имеет программно-целевой метод решения социальных задач, ориентированных на социальные нормативы, характерные для каждого отдельного периода: кризиса, стабилизации, подъема экономики. На нынешнем этапе таких проблем должно быть порядка 15-20 (продовольственная, по непродовольственным товарам, развитие сферы услуг, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, страхования и т.д.), жестко увязанных между собой. По каждому направлению нужны региональные программы, учитывающие местные социальные нормативы. Следовательно, в ранг первоочередных задач законотворческой деятельности на данном этапе необходимо выдвинуть следующее:

- Возвращение к практике  социального планирования и разработке  программ социальных преобразований  на основе долгосрочных многовариантных  народнохозяйственных вопросов;

- Организационное упорядочение  разработки основополагающих актов, обеспечивающих правовую базу  для продвижения социальных реформ.

 

 

 

 

 

3.2 Проблемы социальной  политики России и пути  улучшения соиально-экономической политики

 

      В результате реформ социально-трудовая сфера приобрела новое качество. Институциональные нововведения повлияли, во-первых, на возникновение принципиально новых сфер и видов деятельности и, во-вторых, на формирование новой структуры возможных источников доходов. Наиболее радикальным было правовое ирреальное оформление института частной собственности, следствием чего стало:

  1. становление и развития нового сектора экономики и соответственно создание новых рабочих мест;
  2. образование нового источника доходов - предпринимательского и дохода от собственности в самых разнообразных его видах.

      Множественность форм трудовой активности, особенно развитие индивидуальной трудовой деятельности, привело к возрастанию самозанятости населения. В связи либерализацией таможенной политики и правил торговли набольший размах получил так называемый “челночный” бизнес. Снятие ограничений на вторичную занятость также расширило спектр источников доходов.

      Политика искусственного поддержания сложившегося уровня занятости или медленные темпы роста безработицы, осуществляемая на основе применения льготных режимов кредитования и дотирование нерентабельных производств, неизбежно приводит к появлению и воспроизводству высокой латентной безработицы. В России наибольшее распространение получили две её формы: отправление работников в вынужденные неоплачиваемые (или частично оплачиваемые) отпуска и использование разнообразных режимов неполного рабочего времени.18

    Существование большой скрытой безработицы обусловлено сознательным выбором на макроэкономическом уровне. Негативные экономические и социальные последствия этого феномена хорошо известны: консервация большого количества неэффективных рабочих мест, снижение реальных доходов формально занятого населения, ослабление стимулов к высокопроизводительному труду и т.п. Однако с точки зрения конкретных функций правительства при этом достигается ещё один, менее очевидный эффект: если в рамках сегодняшнего законодательства зарегистрированные безработные становятся объектом социальной защиты, то в результате сделанного выбора несколько миллионов формально занятых, но лишённых постоянного источника трудовых доходов людей оказываются за рамками системы социальной помощи и в принципе не являются объектом социальной политики государства.

      Зависимость сферы занятости от макроэкономической ситуации и изменением в структуре производства в экономике рыночного типа определяет подчинённое положение политики на рынке труда по отношению к политике финансово - экономических структур правительства России. Социальный его “блок" (включающий Министерство труда РФ, Федеральную службу занятости, Федеральную миграционную службу и т.д.) практически не обладает возможностями прямо влиять на масштабы занятости и безработицы. К его прерогативам относятся лишь нормативное обеспечение и оперативное регулирование конкретных процессов на рынке труда.

      Изменение экономической ситуации в стране обусловило необходимость создание правовых основ. Регулирующих поведение всех экономических субъектов на рынке труда. Несмотря на то, что Закон о занятости - первый правовой акт, нормы которого в основном адекватны формирующимся рыночным отношениям, отдельные его статьи и механизм реализации привели к возникновению ряда социальных проблем. Социальное и экономическое положение сегодняшнего безработного крайне противоречиво. Введённые Законом о занятости нормы социальной защиты безработных на первый взгляд довольно либеральны: минимальный стаж работы, достаточный для получения пособия, составляют лишь 12 недель за предыдущий год, размер пособия по безработице гарантирован не ниже минимальной заработной платы, определены достаточно высокие пороги шкалы пособия. Однако при сложившейся инфляционной динамики реальное наполнение этих выплат стремительно обесценивается и пособия не в состоянии эффективно выполнять функцию поддержание доходов безработных на приемлемом уровне, что сводит на нет усилия по социальной защите данной категории людей.

     Хуже всего положение лиц, длительное время не работающих. В настоящее время отсутствует чёткое законодательство относительно тех лиц, кто по истечении 12 или 15 месяцев не имеют работы ни работы, ни право на получение пособия. В то же время наблюдается ярко выраженная тенденция роста средней продолжительности безработицы. Неразработанность данного круга вопросов, по существу, означает, что она вынуждает государство платить значительные дополнительные средства на помощь безработным, но и тем, что необратимо меняет качество рабочей силы (утрата квалификации и трудовых навыков).

Информация о работе Социально-экономическая политика государства особенности и приоритеты в России