Социально-экономическая политика государства особенности и приоритеты в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 13:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение социально-экономической политики государства, ее особенности и приоритеты в России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) раскрыть сущностные основы социально-экономической политики государства;
2) проанализировать приоритеты социально-экономической политики государства;
3) предложить направления совершенствования социально- экономической политики государства;
4) выявить проблемы социальной политики России и пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА I. Сущностные основы социально-экономической политики государства...............................................................................................................6
1.1 Понятие и сущность социально-экономической политики государства….6
1.2 Нормативно-правовая база социально-экономической политики РФ………………………………………………………………................…11
ГЛАВА II. Приоритеты социально-экономической политики государства…15
2.1 Социальные гарантии и минимальные социальные стандарты…………15
2.2 Приоритеты социально-экономической политики государства…………21
ГЛАВА III. Совершенствование социально-экономической политики государства………………………………………………………………………27
3.1 Основные направления совершенствования социально- экономической политики государства………………………………………………………...…27
3.2 Проблемы социальной политики России и пути улучшения социально-экономической политики......................................................................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................42

Вложенные файлы: 1 файл

социально-экономическая политика государства особенности и приоритеты в России.docx

— 93.66 Кб (Скачать файл)

     Регистрация и учет безработных в органах ФСЗ - сегодня главная её функция, которую, несмотря на её важность, никак нельзя рассматривать в качестве инструмента активной политики на рынке труда. ФСЗ разработала ряд мер, содержащихся в ежегодных программах содействия занятости населения. Однако как набор этих мер, так и их эффект ограничены.

       В условиях массового высвобождения тарифных соглашений предусматривает ряд гарантий для них: направление на переобучение или освоение другой профессии с отрывом от производства с выплатой разницы между стипендией и средней заработной платы по месту последней работы; защиту интересов работников в период массового высвобождения со стороны общественных организаций (профсоюзов); приоритетное право работника, временно переведённого на другое предприятие, на восстановлении в прежней должности по окончанию реконструкции и прочее.

     Формирование рыночной экономики в России невозможно без действенной социальной политики. Социальная политика в переходный к рынку период должна строится на трех основных принципах: приоритетность проблем социальной защищенности населения; повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества; организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству.

     Социальная защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях - по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальных социальных программах.

      Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование.

     В современных условиях особую сторону приобрели проблемы безработицы и инфляции. Социальная защищенность от безработицы реализуется через подготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия. Защитой от растущей инфляции, ощутимо снижающей уровень жизни населения, является индексация доходив т.е. увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального их уровня.19

      Индексация осуществляется путем регулирования номинальной зарплаты, доходов, процентных ставок. Индексация может следовать за повышением цен либо предварять его. В первом случае она проводится через определенные промежутки времени. Во втором - заранее делаются надбавки к зарплате с учетом предполагаемого роста цен. Но предварительная индексация нацеливает предприятия на то, чтобы закладывать рост оплаты труда в договорные цены, усиливая тем самым инфляцию.

     Разграничение  полномочий в социальной сфере  является острой проблемой, которая  требует скорейшего решения.

     Пути улучшения  социально-экономической политики:

I. Политика в области  улучшения жилищных условий.

     Среди основных проблем, накопившихся в жилищной сфере и требующих решения, особо острыми являются четыре группы проблем.

Во-первых, обострение ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Во-вторых, проблема, связанная с несоответствием количественных и качественных параметров построенного жилья платежеспособному спросу населения.

В-третьих, проблема низкой доступности жилья для граждан с низким и средним уровнем дохода и связанная с ней проблема выполнения государством своих обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.

В-четвертых, решение неотложных проблем развития жилищной сферы требует значительных инвестиций.

     С учетом этого могут быть предложены следующие пути решения жилищной проблемы:

  1. развитие сферы содержания и обслуживания жилищного фонда;
  2. реформирование сферы жилищного строительства, землепользования и градостроительного регулирования;
  3. развитие рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья;
  4. реализация обязательств субъекта Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

II. Политика в области  регулирования пенсионного обеспечения.

      Проблемы, существующие в пенсионном обеспечении, связаны, прежде всего, с низким уровнем размеров пенсий, ненадежной системой инвестирования пенсионных накоплений, а, следовательно, возникает проблема качества жизни пенсионеров.

Эти проблемы возможно решить:

  1. во-первых, введением обязательных страховых взносов для большинства работодателей и самих работников на будущее пенсионное обеспечение последних;
  2. во-вторых, предоставлением гарантий государственного пенсионного обеспечения отдельным категориям работников (как правило, выполняющих государственные функции);
  3. в-третьих, созданием условий для развития негосударственных систем пенсионного обеспечения, взносы в которые также уплачиваются работниками или работодателями;

III. Политика в области  здравоохранения.

     В области здравоохранения существует ряд проблем:

- доступность бесплатной  медицинской помощи

- недостаточная эффективность  финансирования здравоохранения

- нехватка кадров

- обеспечение лекарственными  препаратами

- качество оказываемых  услуг

В связи с существующими проблемами мы предлагаем следующие пути решения:

  1. повышение реальной доступности медицинской помощи для широких слоев населения.
  2. реформирование системы финансирования здравоохранения;
  3. изменение подходов к организации и оплате труда медицинских работников.
  4. создание рациональной системы государственных гарантий лекарственного обеспечения населения.
  5. развитие научных исследований и технологических разработок для улучшения качества предоставляемых медицинских услуг и лекарственных средств.

IV. Политика в области  образования.

     Существует ряд проблем, которые могут ввести систему образования РФ в состояние общей стагнации:

  1. Неопределенность школьного образования.
  2. Сомнительная эффективность единого государственного экзамена.
  3. Снижение качества высшего образования.

      В связи с этим необходимо создать более эффективные формы контроля, способные обеспечить права граждан на получение качественного образования. Это означает, что в системе непрерывного образования нужно организовать систему управления качеством образования для широкой сети учебных заведений, различных по содержанию, уровню и характеру образовательных услуг, времени существования, формам собственности. Такая интеграция учреждений, основанная на управлении качеством образовательного процесса, позволит решить большинство проблем. С одной стороны, интеграция оставляет правовую и финансово-экономическую самостоятельность учебным заведениям, а с другой - объединяет эти учреждения через общую систему управления качеством образовательного процесса.

V. Политика в области  регулирования уровня безработицы  и занятости.

На данный момент в РФ существует проблема высокой безработицы и низкого уровня занятости населения.

Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения.

Большое значение для решения проблем безработицы имеет развитие общественных работ.

Другим важным фактором минимизации безработицы необходимо признать организацию подготовки и переподготовки кадров.

      Решение проблем безработицы неразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Успех этой деятельности может быть обеспечен только в том случае, когда научно-техническая политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансирование.

VI. Политика в области  регулирования доходов населения.

     Доходы населения России неразрывно связаны с уровнем заработной платы. На сегодняшний день имеет место проблема высокой дифференциации в оплате труда и недостаточного уровня среднего дохода при существующих ценах.

     Для того чтобы изменить уровень заработной платы, необходимы одновременные и комплексные изменения:

Во-первых, размер минимальной оплаты труда должен устанавливаться почасовым и не включать в себя какие-либо дополнительные выплаты - это должна быть чистая часовая тарифная ставка. Введение минимальной часовой ставки позволит гораздо гибче реагировать на изменения в экономике и более тонко регулировать вопросы заработной платы. Во-вторых, необходимо кардинально поменять структуру налога с доходов физических лиц - он должен иметь различные ставки применительно к разным видам доходов. В-третьих, хозяйствующий субъект должен самостоятельно ежегодно устанавливать минимальный уровень зарплаты для своих работников, который не может быть меньше, чем установленный законодательно. В-четвертых, нужно законодательно установить возможный максимальный разрыв в уровнях оплаты труда для работников.

      Итак, результаты осуществляемой на сегодняшний день социальной политики, очень противоречивы, на лицо значительные сдвиги в выплатах населению, но тем не мене уровень нищеты в стране говорит о малой ее эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Экономическая  политика – это проводимая  государством, правительством страны  генеральная линия экономических  действий, придание желаемой направленности  экономическим процессам, воплощаемые  в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы.

      Экономическая  политика государства – это  совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы  для реализации общественно значимых целей.

     Суть социальной  политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

      Социальная  политика государства - действия  правительства, направленные на  распределение и перераспределение  доходов различных членов и  групп общества. Так можно определить  социальную политику в узком  смысле слова. В широком смысле  социальная политика - это одно  из направлений макроэкономического  регулирования, призванное обеспечить  социальную стабильность общества  и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия”  для граждан страны.

     Социальная  политика государства реализуется  через механизм государственных  программ социального обеспечения  и системы социальных услуг.

     Основные социальные  гарантии закреплены в Конституции  РФ, что является важной частью  социально-экономической политики.  

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации. - М. : Юрид. лит., 1993. – 62 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.07.2010)
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 28.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 30.01.2011)
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 29.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.01.2011)
  5. Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации 
  7. Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята постановлением ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г.)
  8. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" 
  9. Закон РФ "Об образовании" 2013 года N 3266-1 от 10.07.1992.
  10. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"
  11. Федеральный закон от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"
  12. Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
  13. Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 2013 г. N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации"

Информация о работе Социально-экономическая политика государства особенности и приоритеты в России