Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 10:57, курсовая работа
Историю любой страны можно оценивать как череду событий, происходящих в процессе ее преобразования, реформирования. Соответственно и историю России можно рассматривать как ряд реформ, касающихся различные сферы жизни общества и сменяющих одна другую. Судьба этих реформ часто была очень непростой – часть из них не была основательно продумана, другая - не доведена до логического завершения. Этим объясняется актуальность выбранной для курсовой работы темы.
2. АНАЛИЗ РЕФОРМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В проделанной мною работе я попыталась провести анализ российских реформ.
В работе было учтено всестороннее влияние российских реформ, воздействие преобразований не только на экономику и эффективность управления государством, но и на демографические показатели и проблемы. Так же не были оставлены в стороне причины высокой смертности и низкой продолжительности жизни россиян.
Постоянное население РФ на по данным переписи 9 октября 2002 г. составляло 145,167 млн. человек. На 1 января 2003 г. - 144,168 млн. Начиная с 1914 г. население на территории, которую занимала РСФСР, а затем РФ, изменялось так, как представлено на графике рис.1
Рис.1. Население в пределах РСФСР и РФ, млн.чел
Судя по главным параметрам кривой, в советский период не произошло, за исключением периода Великой Отечественной войны, таких демографических катастроф, которые бы заметно сказались на общей динамике численности населения.
То сокращение населения России, которое началось в 1991 г. вместе с радикальной реформой, отражено на графике ниспадающей ветвью, она имеет примерно такой же наклон, как и в период Великой Отечественной войны.
На годы реформы пришелся значительный приток в РФ беженцев и переселенцев из других бывших республик Советского Союза. За их счет произошло пополнение населения РФ, миграционный прирост населения РФ за счет обмена с другими странами составил 1,75 млн. человек.
Динамика естественного прироста, то есть превышения рождаемости над смертностью граждан РСФСР и РФ, представлена на рис.2.
Рис.2. Естественный прирост населения РСФСР и РФ с 1950 г. (на 1000 человек)
Демографический слом является прямым следствием реформы. Причем он является следствием реформы как целого, то есть следствием смены типа жизнеустройства, а не краткосрочного потрясения на ее первой стадии. Даже в период 1999-2004 гг., который называют периодом «экономического роста», наблюдается стабильное вымирание населения РФ.
Показатель естественного прироста представляет собой результат сложения двух величин – числа смертей и числа рождений. Какова была динамика этих величин до перехода к радикальной фазе перестройки и реформы, можно видеть на следующем графике рис.3.
Рис. 3. Рождаемость и смертность в РСФСР и РФ
Стоит обратить внимание на всплеск смертности, который начался в РФ после 1998 г., на новом витке реформы.
В Государственном докладе «О состоянии здоровья населения Российской Федерации» указаны главные причины повышенной смертности населения РФ, прямо связанные с реформой:
«Долговременное массовое накопление неблагоприятных изменений в общественном здоровье населения в сочетании с воздействием хронически высокого уровня стресса, снижения качества жизни в условиях неудовлетворительного состояния социальной сферы и базовой медицины, недоступности высокоэффективных средств лечения для подавляющей части населения, криминализация общества и рост преступности».
Рост смертности в годы реформы означал значительное сокращение средней продолжительности жизни.
Одним из самых прямых и быстрых следствий реформы явилось резкое увеличение смертности людей трудового возраста.
После пика смертность стала снижаться – как говорят, «реформа подобрала слабых». Население стало приспосабливаться к новым условиям. Однако в последние годы, на новом витке рыночной реформы, рост смертности возобновился – в 2000 году число умерших достигло 1540, а в 2003 году - 1652 на 100000 человек населения.
Такой скачок смертности не может быть объяснен изменением в возрастной структуре населения, тем более что больше всего смертность повысилась среди людей трудового возраста.,
Главной причиной смертей в РФ являются болезни системы кровообращения. Среди факторов, которые приводят к этим болезням, главенствует артериальная гипертония. Частота ее возникновения, особенно в детском, молодом и трудоспособном возрасте, резко возросла в ходе реформы. В Государственном докладе «О состоянии здоровья населения Российской Федерации» на этот счет сказано: «Причиной ухудшения эпидемиологической ситуации по артериальной гипертонии в России за последнее время является одновременное воздействие комплекса крайне неблагоприятных социальных факторов, являющихся источником стрессовых напряжений и факторами риска возникновения артериальной гипертонии: падение жизненного уровня большей части населения, психологическая неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие механизмов, стимулирующих граждан к поддержанию достаточного уровня своего здоровья, снижение у большинства населения возможностей организации адекватного отдыха, занятий физической культурой и спортом, распространение курения, алкоголизма, наркомании».
Ознакомившись с фактами о результатах проведенных реформ и оценками экономистов я пришла к выводу, что реформы, оказались недостаточными для достижения поставленных целей. Проще говоря, они не были удачными. Конечно, с определенной долей уверенности можно утверждать, что какая-то часть реформ оказала все же положительное воздействие, но в общей массе итоги преобразований весьма не удовлетворительны.
Графики говорят о совершенной неподготовленности реформ в России, об отсутствии продуманной программы действий. О том, что российские реформаторы не задумывались о последствиях своих действий для простых людей. О почти мгновенном катастрофическом обнищании всех тех, ради кого эти реформы должны были осуществляться. О миллионах трагедий и сломанных судеб.
В заключение, можно отметить, что в последнее время наметились положительные сдвиги в реформировании российской экономики. Но серьезной информации в печати, исключая разве что сообщения СМИ, на данный момент крайне недостаточно.
В настоящее время в нашей стране проводится ряд реформ различной направленности. Рассмотрим основные из них.
Её суть заключается в том, чтобы человек за время своей работы сформировал (накопил) некую сумму денег, из которой ему и будет выплачиваться пенсия. До 2002 г. в России действовала распределительная пенсионная система. Отчисления работающих шли в «общий котел», из которого платилась пенсия пенсионерам. Но в связи со снижением рождаемости в недалеком будущем на одного работающего будет приходиться один пенсионер. Поэтому в нашей стране проводится пенсионная реформа.
Под действие пенсионной реформы подпадают мужчины 1953 г. рождения и моложе и женщины 1957 г. рождения и моложе.
Реализуемая в настоящее время реформа МВД России является очередным важнейшим шагом модернизации страны и ее государственного управления.
Ключевыми шагами реформирования были заявлены: регулярная ротация руководящего состава; 20%-ое сокращение кадров; избавление министерства от непрофильных функций; увеличение зарплаты и повышение социальной защищенности сотрудников.
Главной целью реализуемой реформы является создание современной и эффективной правоохранительной системы в России.
Новым этапом реформы стала еще одна инициатива президента России, предложившего вернуться к традиционному названию профессиональной правоохранительной структуры и переименовать российскую милицию в полицию.
Впервые с 1993 года (когда шло общественное обсуждение проекта Конституции РФ) был вынесен на широкое общественное обсуждение подготовленный законопроект «О полиции». Дискуссия шла с 7 августа по 15 сентября на сайте www.zakonoproekt2010.ru и вызвала острый интерес россиян. За время обсуждения на сайте было опубликовано более 20 тысяч комментариев ко всем статьям законопроекта.
В законе содержатся несколько принципиальных новаций. Так, теперь россиянин может получить медицинскую услугу по полису ОМС в любом регионе страны, а не только по месту регистрации. Получить бесплатную помощь можно будет не только в государственном и муниципальном медучреждении, но и в частном или ведомственном, если оно станет участником программы ОМС.
Человек сможет самостоятельно выбрать страховую медицинскую компанию, медучреждение и врача, которые будут его обслуживать.
С этого момента работодатель не будет обеспечивать своих работников медицинскими полисами. Теперь это будет обязанностью работника – он должен будет выбрать страховую медицинскую компанию, написать заявление на обслуживание и потом забрать медицинский полис. Платить человеку ничего не нужно будет, эта обязанность сохраняется за работодателем.
Выданные до первого января 2011 года медицинские страховые полисы останутся действительными до первого января 2014 года. Но если человек недоволен своей страховой компанией, то у него есть право выбора другой компании.
Менять страховую компанию можно один раз в год. Кроме того, один раз в год можно делать выбор поликлиники и участкового врача, который будет обслуживать человека. По новым правилам, человек с полисом ОМС может прийти за помощью вообще в любое медучреждение своего региона или за его пределами, и ему не должны отказать.
Основными принципами налоговой реформы являлись выравнивание условий налогообложения, снижение общей налоговой нагрузки на экономику и упрощение налоговой системы. Одним из приоритетов налоговой реформы должно стать создание налоговой системы, способствующей России конкурировать на рынке капиталов. Следует также отметить ряд шагов в направлении снижения налогового бремени на налогоплательщиков. Это и снижение с 2001 г. ставки налога на доходы физических лиц (до 13%), и отмена так называемых "оборотных" налогов, и введение регрессивной ставки по единому социальному налогу (базовая ставка - 35,6%), и снижение с 2002 г. ставки налога на прибыль организаций (до 24%).
Основной задачей модернизации образования является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Определена цель модернизации образования, которая состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.
Государство увеличивает и будет увеличивать долю бюджета, выделяемого на финансирование образования и науки. Цель реформы - повышение зарплат и стипендий работникам и учащимся, а также адаптация образования под современные условия и рынок труда.
Результатом реформы были ряд изменения в перечне специальностей среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 355 и перераспределение числа студентов в вузах. Предполагается сократить прием бакалавров и специалистов на два процента, что составляет около 8,7 тысячи человек. Почему именно на два? Это «отсечка» вузов, где средний проходной балл был ниже 51. И одновременно на те же 8,7 тысячи будет увеличен прием по программам магистров, что должно повысить качество подготовки выпускников.
Ранее уже были внесены такие изменения как обновление материально-технической базы школ не за счет средств региональных бюджетов, а за счет средств федерального бюджета. (Речь идёт не обо всех школах, а о тех, которые находятся в регионах, согласившихся заключить с Министерством образования и науки РФ соглашение о софинансировании общеобразовательных учреждений)
В ходе осуществления реформы планируется достигнуть увеличения капитализации российских банков, повысить их открытость и прозрачность, а также — доверие к ним со стороны населения и компаний. Основными пунктами самой реформы должны стать либерализация рынка банковских акций, введение системы гарантирования банковских вкладов, приватизация ряда российских банков, в том числе ВТБ и Сбербанка, а также ужесточение требований к достаточности их капитала, реформирование банковского надзора, проведение тотальной проверки банков и перевод их финансовой отчетности на международные стандарты. В ходе реформы количество отечественных банков должно значительно сократиться.
В рамках реформы с 2004 года должен быть осуществлён переход банков на международную отчётность, а с 2005 года — повышены требования к достаточности и размеру их капитала. Так, достаточность уставного капитала банков должна будет составлять не менее 10 %, а размер капитала — не менее 5 млн евро с 2005 года для вновь создаваемых банков, а с 2007 года — для всех банков без исключения. Кроме того, в июле 2002 года был принят в новой редакции закон о ЦБ, в соответствии с которым национальный банковский совет получил статус контрольного органа. На данный момент обсуждаются законопроекты о гарантировании банковских вкладов населения, реформировании банковского надзора и снижении ограничений на участие иностранных инвесторов в капитале российских банков.