Специфические особенности малого и среднего бизнеса и их место в развитии рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – произвести характеристику малого и среднего бизнеса, выделить специфические особенности и их влияние на развитие рыночной экономики.
Задачи курсовой работы:
Характеристика предпринимательской деятельности.
Исследование специфики малого и среднего бизнеса.

Содержание

Введение
1.Предпринимательство: сущность, функции и виды
1.1 Понятие предпринимательство и его основные мотивы и цели
1.2 Предпринимательство — стратегический фактор экономического развития малого и среднего бизнеса
1.3 Основные виды предпринимательской деятельности
2.Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночной экономики
2.1 Малые и средние предприятия: их сущность и «нишевая» стратегия
2.2 Классификация фирм по размеру и юридической форме
2.3 Государственная поддержка: мировой опыт и особенности в России
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

111.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

     Мелким и средним предприятиям свойственны гибкость в принятии решений, умение находить малые ниши на рынке и быстро внедрять новшества, изобретения. Организационно-экономический плюс мелких предприятий — простота управления. Мелкие предприятия социально защищены своеобразным «семейным» климатом.

     Но  у мелких предприятий есть и свои проблемы: разорение в конкурентной борьбе, недостаток своего капитала для финансирования развития предпринимательской деятельности, отсутствие стратегического планирования и недостаточные сведения о рынке, не лучшие кадры. К экономическим проблемам добавляются социальные: оплата труда на мелких предприятиях ниже, чем на крупных; хуже условия труда; отсутствуют социальные льготы работникам. Существует также взаимопомощь самих мелких предприятий.

     Основной  задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

     Общественный  характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих  в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки.

     Итак, современное предпринимательство  — это синтез крупного и мелкого  производства. Крупное производство образует «скелет» всей производственной системы, а мелкое производство — «мягкие и гибкие ткани», без которых крупное производство не может существовать.

     Для экономического развития необходимо наличие  массы предпринимателей, обладающих соответствующими способностями, знаниями, профессионализмом, соответствующим опытом. Именно предпринимательский доход является важнейшим внутренним источником развития экономики, и вследствие этого подлинные предприниматели являются той производительной силой, которая превращается в стратегический фактор развития национальной экономики. 

     1.3 Основные виды  предпринимательской деятельности 

     В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения  конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды предпринимательства (приложение А):

     производственное;

     коммерческо-торговое;

     финансово-кредитное;

     посредническое;

     страховое.

     Производственное предпринимательство.

     Предпринимательство называется производственным, если сам  предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.

     Производственное  предпринимательство включает выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет. В широком смысле слова производственное предпринимательство есть создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары.

     Между тем, именно производственное предпринимательство  необходимо всем нам: в конечном счете  оно сможет обеспечить стабильный успех  начинающему бизнесмену. Так что тяготеющий к перспективному, устойчивому делу должен обратить свой взор на производственное предпринимательство.

     Коммерческое (торговое) предпринимательство.

     Производственный  бизнес тесно связан с бизнесом в  сфере обращения. Ведь произведённые товары надо продавать или обменивать на другие товары. Высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство, как основной второй вид российского предпринимательства.

     Принцип организации торгового предпринимательства  несколько отличается от производственного, так как предприниматель выступает непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю). Особенностью торгового предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг.

     Коммерческое  предпринимательство охватывает все  виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или  товар на товар. Хотя основу коммерческого предпринимательства составляют товарно-денежные операции купли-продажи, в нем оказываются задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и в производственном предпринимательстве, но в меньших масштабах.

     Сфера официального коммерческого предпринимательства - магазины, рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы, др. учреждения торговли. В связи с приватизацией государственных торговых предприятий значительно возросла материальная база личного и коммерческого предпринимательства. Возникли обширные возможности начать свое коммерческое дело, выкупив или построив магазин, организовав свою торговую точку.

     Финансово-кредитное  предпринимательство.

     Финансовое  предпринимательство - это особая форма  коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. При этом имеется в виду не только и не столько продажа и покупка иностранной валюты за рубли, хотя и это тоже финансовая сделка, а непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную валюту, ценные бумаги.

     Суть  финансовой предпринимательской операции состоит в том, что предприниматель  приобретает основной фактор предпринимательства  в виде различных денежных средств (денег, иностранной валюты, ценных бумаг) за определенную денежную сумму у обладателя денежных средств. Приобретенные денежные средства продаются затем покупателям за плату, превышающую денежную сумму, затраченную первоначально на покупку этих денежных средств, в результате чего образуется предпринимательская прибыль.

       Посредническое предпринимательство.

     Посредничеством называют предпринимательство, в котором  предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает  в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в  товарно- денежных операциях.

     Посредник - это лицо (юридическое или физическое), представляющее интересы производителя  или потребителя, но сами таковыми не являющиеся. Посредники могут вести  предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителей или потребителей. В качестве посреднических предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьютеры, биржи, в какой-то мере коммерческие банки и другие кредитные организации. Посредническая предпринимательская деятельность является в значительной мере рисковой, поэтому предприниматель - посредник устанавливает в договоре уровень цен, учитывая степень риска при осуществлении посреднических операций. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника - соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль.

       Страховое предпринимательство.

     Страховое предпринимательство заключается  в том, что предприниматель в  соответствии с законодательством  и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования, Страхование заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

     Страховое предпринимательство является одной  из наиболее рисковых видов деятельности. В то же время организация страховой предпринимательской деятельности дает определенную гарантию страхователям (организациям, предприятиям, физическим лицам) получить определенную компенсацию при наступлении риска в их деятельности, что являются одним из условий развития в стране цивилизованного предпринимательства. 

 

     

     2.Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночной экономики 

     2.1 Малые и средние предприятия:  их сущность и «нишевая» стратегия 

     Малые и средние предприятия — это  не организационно-правовая форма, термин «малое» или «среднее» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым или средним являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий.

     В ряде научных работ под малым  бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

     численность персонала;

     размер  уставного капитала;

     величина  активов;

     объем оборота (прибыли, дохода).

     По  данным Мирового банка, общее число  показателей, по которым предприятия  относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве.[11,c.456]4

     В РФ такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г. Под субъектами малого бизнеса понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней: в промышленности – 100 человек; в строительстве – 100 человек; на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в научно технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

     Термины «среднее предпринимательство» и «среднее предприятие» часто встречаются в экономической литературе, выступлениях представителей всех политических партий, в публикациях СМИ.

     С ростом интереса к малому и среднему предпринимательству появляются исследования, изучающие среду СП. И первая проблема, с которой сталкиваются исследователи, критерии, определяющие средний бизнес и отделяющие его от малого. Различие подходов к определению СП приводит к тому, что полученные данные носят фрагментарный характер и не могут быть объединены и изучены в едином ключе.

     В итоге для выделения среднего бизнеса используются два подхода: количественный (строго формализованный) и качественный (построенный на неформализуемых, но значимых параметрах). В целях более строгого анализа мы, прежде всего, ориентируемся на количественные данные (приложения Б, В).

     Количественные  критерии используются для проведения статических замеров, разработки государственных  программ поддержки малых и средних  компаний, определения уровня налогообложения, проведения сравнительных исследований по отраслям. В Европе реализуется проект по выработке единой системы статистических наблюдений и обеспечения возможности проведения анализа на межрегиональном и международном уровнях. Тем не менее, в странах ЕС и в США параллельно используются собственные национальные подходы к определению СП. Под компаниями среднего бизнеса понимаются компании, имеющие численность занятых до 500 человек с годовым доходом от 10 до 80 млн. долл. США.

     Среднее компании рассматриваются в качестве генераторов инновационных решений, которые могут быть отработаны на небольшом по масштабам производстве, после чего будут востребованы крупными корпорациями. Подчеркивается ключевая роль среднего и малого бизнеса в решении комплекса социальных проблем, в том числе борьбе с бедностью.

Информация о работе Специфические особенности малого и среднего бизнеса и их место в развитии рыночных отношений