Специфические особенности малого и среднего бизнеса и их место в развитии рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – произвести характеристику малого и среднего бизнеса, выделить специфические особенности и их влияние на развитие рыночной экономики.
Задачи курсовой работы:
Характеристика предпринимательской деятельности.
Исследование специфики малого и среднего бизнеса.

Содержание

Введение
1.Предпринимательство: сущность, функции и виды
1.1 Понятие предпринимательство и его основные мотивы и цели
1.2 Предпринимательство — стратегический фактор экономического развития малого и среднего бизнеса
1.3 Основные виды предпринимательской деятельности
2.Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночной экономики
2.1 Малые и средние предприятия: их сущность и «нишевая» стратегия
2.2 Классификация фирм по размеру и юридической форме
2.3 Государственная поддержка: мировой опыт и особенности в России
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

111.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

     Право хозяйственного ведения шире права  оперативного управления, то есть предприятие, функционирующее на основе права  хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении.

 

     

     2.3 Государственная поддержка: мировой опыт и особенности в России 

     Мировой опыт.

     В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При  этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним  фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому и среднему бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

     Повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной  Азии и Латинской Америки —мелкое  и среднее предпринимательство  находит все более широкую  поддержку. Даже восточноевропейские  державы с переходной экономикой уделяют особое внимание государственной поддержке малого бизнеса.

     Поддержка малого бизнеса в странах Европейского Союза.

     Возросшая роль малого бизнеса заставила большинство  стран ЕС признать необходимость  разработки специальной политики, основными  целями которой являются:

     развитие международной конкурентоспособности национальных малых предприятий;

     создание  новых рабочих мест;

     экономический рост малых предприятий;

     привлечение иностранных инвестиций; инновационная  деятельность;

     трансферт (передача) технологий.

     В большинстве стран — членов ЕС определение национальной политики в отношении малого и среднего предпринимательства является прерогативой федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются на уровне регионов.

     Очевидно, что политика федеральных и региональных властей должна быть скоординированной и сбалансированной, чтобы не снижать конкурентоспособности предприятий.

     Как правило, в странах ЕС делами малого и среднего бизнеса ведают министерства экономики и(или) министерства промышленности и торговли. Германия и Нидерланды, например, имеют отделы малого и среднего бизнеса в Министерстве экономики. Во Франции соответствующий отдел создан в Министерстве промышленности. В Великобритании существует Министерство малого предпринимательства.

     Что же касается программ развития малого и среднего бизнеса, то они разрабатываются в расчете на участие сразу нескольких министерств, что опять-таки требует координации усилий.

     Суммируя  опыт государственной поддержки  малого и среднего предпринимательства  в странах ЕС, можно выделить несколько основных направлений.

     Помощь  в создании малых предприятий.

     Прямая  заинтересованность государств ЕС в  увеличении числа и расширении сфер деятельности малых предприятий  побуждает их принимать различные  программы поощрения начинающих предпринимателей.

     В Великобритании сложилась целая сеть организаций, предоставляющих консультативные услуги, научно-техническую информацию и рекомендации, касающиеся учреждения и функционирования малого бизнеса. Среди них — служба мелких фирм, местные предпринимательские агентства, центры труда, коммунальные объединения и инициативные группы.

     Финансирование  малого бизнеса.

     Все государства ЕС помогают малому и  среднему бизнесу получить доступ к  источникам финансирования, используя  при этом различные рычаги.

     Некоторые страны (Великобритания, Нидерланды и др.) в основном сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа.

     Например, в 1988-1989 гг. по программе «Гарантированный заем» мелким британским фирмам было предоставлено ссуд на общую сумму 46 млн ф. ст., а в 1990 г.— уже на на 66 млн ф. ст., причем число заемщиков увеличилось почти вполовину.

     Однако  большинство держав создают особые резервы для поддержки малого и среднего бизнеса посредством  субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций.

     Особо стимулируется в странах ЕС вложение средств в основные фонды малого и среднего предпринимательства.

     В некоторых странах (Бельгия, Франция, Нидерланды и др.) реализуется практика предоставления малому и среднему бизнесу  рискового капитала. В частности, правительства этих стран гарантируют компенсацию возможных убытков венчурных фондов.

     Предоставление  налоговых льгот.

       Все государства ЕС так или  иначе смягчают налоговое бремя  для малого и среднего предпринимательства.

     Создание  новых рабочих мест.

     Как уже указывалось малый и средний бизнес является основным источником новых рабочих мест в Европе. Государства ЕС оказывают финансовую помощь малым фирмам, предлагающим места безработным, особенно молодежи. Пальма первенства в этом отношении принадлежит Ирландии, которую небывало высокий уровень безработицы подтолкнул к выделению субсидий малому бизнесу еще в 1960-е гг.

     Региональное  оздоровление.

     В малом бизнесе правительства  стран ЕС справедливо усматривают  действенное средство возрождения  пришедших в упадок зон.

     Так, в Великобритании принята программа «Действия для городов», которая призвана способствовать возрождению старых промышленных центров и оздоровлению социального климата в трущобах. В кризисных точках создаются зоны свободного предпринимательства, где функционируют государственно-коммерческие фонды регионального развития, предоставляющие льготные кредиты и деловые услуги. Тут резко снижен налог на недвижимость и прибыль, подоходный и другие налоги, практикуется льготная продажа оборудования. В 1988 г. британское правительство учредило специальный фонд для субсидирования мелкого бизнеса в рамках программы. Только за первые месяцы его существования 19 тыс. небольших фирм в 16 зонах получили льготные займы на общую сумму 650 млн ф. ст.

     Поощрение инноваций.

     Интересный опыт накоплен странами ЕС в плане государственной поддержки малого бизнеса в деле повышения производительности и конкурентоспособности.

     Особенно  показательны германские инициативы. В 1989 г. правительство разработало  концепцию стимулирования научных  исследований, проводимых мелкими и средними фирмами. Она предусматривает расширения гос.закупок, прямое финансирование инноваций и косвенное регулирование путем страхование банковских кредитов на приобретение современного оборудования. Государство оплачивает консультационные услуги, которые оказывают мелким и средним фирмам научно-технические общества.

     Россия.

     Для активизации производственной и  инвестиционной деятельности малых  и средних предприятий усилия Правительства Российской Федерации  направлены на:

     концентрацию ресурсов государственной поддержки на формирование в малом предпринимательстве современного высокотехнологичного товаропроизводящего и инновационного секторов;

     упрощение налогообложения малого бизнеса, замену многочисленных налогов единым, упрощение системы бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий;

     формирование  благоприятного порядка налогообложения  организаций, входящих в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства;

     создание  нормативной базы, обеспечивающей государственную  поддержку инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечение и использование для этих целей иностранных кредитов.

     Серьезное внимание уделяется укреплению собственной  финансовой базы развития малых и  средних предприятий, развитию микрокредитования, способствуя задействованию внутреннего потенциала экономического роста.

     Важное  место в реализации инвестиционной политики занимает финансовый лизинг.

     Лизинговые  операции позволяют привлечь значительные объемы негосударственных целевых  инвестиций для перевооружения и модернизации основных фондов предприятий, в том числе малых, перераспределить часть финансовых потоков в реальный сектор экономики, расширить налогооблагаемую базу за счет развития нового вида хозяйственной деятельности.

     В рамках реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, региональных программ поддержки малого предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в Российской Федерации создается система межрегиональных опорных лизинговых центров в специализированных региональных лизинговых компаний. Эти процессы и факторы в наибольшей мере способствуют позитивным структурным изменениям в направлении дальнейшего увеличения числа малых предприятий в промышленности и строительстве. Возможна стабилизация в даже небольшое увеличение доли малых предприятий в сферах науки и научного обслуживания, транспорта и связи.

     Политика  государственной поддержки малого бизнеса осуществляется на базе налоговых  льгот, создания (хотя еще и в незавершенном виде) цивилизованного законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, формирования сети бизнес-парков, налаживания эффективной координации в этой области между федеральным центром и субъектами Федерации, а также с местными органами власти.

     Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса  является прямая финансовая помощь, которая  осуществляется посредством льготного  субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.[13,c.21]6 

 

     

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     На  основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

     Мелкие  и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

     Важность  малых предприятий еще и в  том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены  постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы  существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.

     Мелкие  и средние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных  компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

     Таким образом, малое и среднее предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом.

     Хотя  у предприятий, как и у государства  до сих пор остаются открытыми  большое количество проблем, и до сих пор сохраняется довольно сложное экономическое положение, все же продолжается реформирование экономики, что способствует освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. В современной политике государства все более акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всех отраслей экономики и активизации рыночных регуляторов, локализации очагов кризиса, ориентации на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности. 

Информация о работе Специфические особенности малого и среднего бизнеса и их место в развитии рыночных отношений